Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банковская гарантия





 

Понятие банковской гарантии. Под банковской гарантией понимается обязательственный договор, в силу которого гарант обязуется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обеспеченного гарантией обязательства уплатить бенефициару оговоренную денежную сумму*(1296).

Опираясь на предписание ст. 368 ГК, некоторые отечественные цивилисты утверждают, что банковская гарантия есть односторонняя сделка гаранта*(1297). О несостоятельности этого взгляда свидетельствуют следующие обстоятельства.

1. Банковская гарантия является сделкой, посредством которой гарант обогащает имущество бенефициара. Поскольку отношения, регулируемые гражданским правом, строятся на началах равенства их участников (п. 1 ст. 1 и абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК), гарант не может навязать бенефициару имущественную выгоду. Из сказанного явствует, что обогащение гарантом имущества бенефициара возможно только по соглашению сторон.

2. В абз. 3 п. 2 ст. 15 ФЗ от 29 октября 1998 г. "О финансовой аренде (лизинге)" гарантия прямо называется договором. Банковская гарантия есть один из видов гарантии. Отсюда с полной ясностью видно, что банковская гарантия представляет собой договор, а не одностороннюю сделку гаранта*(1298).

Необходимо также отметить, что взятые за основу при разработке § 6 гл. 23 ГК Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (редакция 1992 г., публикация Международной торговой палаты N 458) предписывают: банковская гарантия по первому требованию "является по своей природе самостоятельным соглашением..." (пп. "b" и "c" ст. 2) (курсив наш. - Ю.Б.). Представленный нами взгляд на банковскую гарантию как соглашение гаранта и кредитора по обеспеченному обязательству проводится в работах английских*(1299), немецких*(1300), швейцарских*(1301) и других западноевропейских цивилистов.

Договор банковской гарантии характеризуется следующими правовыми особенностями:

1) входит в разряд консенсуальных договоров, поскольку считается заключенным в момент достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Эти условия должны быть перечислены в документе о гарантии, который гарант направляет бенефициару в качестве оферты (абз. 2 п. 1 ст. 435 ГК);

2) является односторонним обязательственным договором, так как ст. 368-379 ГК не возлагают на бенефициара обязанностей к предоставлению;

3) в отличие от договоров (купли-продажи, аренды, подряда и т.д.), обосновывающих регулятивные обязательства, договор банковской гарантии направлен на установление охранительного обязательства, состоящего из притязания бенефициара и корреспондирующей ему обязанности гаранта и, следовательно, относится к охранительным договорам*(1302), которые обладают той особенностью, что их действие ex lege поставлено в зависимость от наступления соответствующего условия права (condicio juris);

4) представляет собой безвозмездный договор (п. 2 ст. 423 ГК), потому что обязанности гаранта не противостоит обязанность бенефициара к встречному предоставлению;

5) поскольку договор банковской гарантии несет в себе обеспечительную цель, его действительность зависит от действительности сделки, порождающей основное обязательство. Сказанное означает, что он является каузальным договором*(1303).

Вместе с тем этот договор может рассматриваться в качестве абстрактной сделки в том смысле, что его действительность не зависит от действительности соглашения гаранта с принципалом о предоставлении банковской гарантии.

Для того чтобы исключить возможность двусмысленного толкования воли гаранта, выраженной в исходящем от него документе о гарантии, ст. 368 ГК предписывает для его волеизъявления письменную форму. Закон не содержит указания на недействительность договора банковской гарантии, не отвечающего этому требованию. Поэтому несоблюдение простой письменной формы данного договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК). Такое решение de lege lata расходится с позицией законодателя, занятой им относительно соглашения о неустойке, договора о залоге и договора поручительства: предписания абз. 1 ст. 331, п. 2 ст. 339 и ст. 362 ГК о письменной форме этих сделок сопровождаются предписаниями, которые объявляют их недействительными, если они не облечены в письменную форму (абз. 2 ст. 331, п. 4 ст. 339 и ст. 362 ГК). С учетом сказанного в целях обеспечения предписания ст. 368 ГК о форме волеизъявления гаранта эту статью следовало бы дополнить предписанием о том, что несоблюдение письменной формы этого волеизъявления влечет недействительность банковской гарантии.


Заключение договора банковской гарантии в целом подчиняется общим предписаниям гл. 28 ГК. Выдача гарантом документа о гарантии является офертой. Волеизъявление бенефициара, составляющее положительный ответ на полученное им предложение, представляет собой акцепт (принятие) оферты гаранта. Закон не требует прямого волеизъявления бенефициара и не предписывает для его волеизъявления никакой формы. Поэтому принятие бенефициара может происходить молчаливо и заключаться уже в принятии исходящего от гаранта документа о гарантии. При этом уведомления о принятии не требуется, если в документе о гарантии не предусмотрено иное.

Возникновение притязания бенефициара. Из приведенного определения банковской гарантии явствует, что притязание бенефициара на уплату гарантийной суммы возникает из фактического состава, включающего в себя два юридических факта: 1) договор банковской гарантии и 2) наступление условия права (condico juris), в качестве которого фигурирует неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом основного обязательства. Предварительное действие консенсуальной части данного состава заключается в возникновении у бенефициара права ожидания, т.е. права приобрести при наступлении condico juris притязание против гаранта*(1304). С наступлением condicio juris предварительное действие договора банковской гарантии развертывается в полное действие завершенного фактического состава: обоснованное договором право ожидания бенефициара превращается в ожидаемое притязание, появление которого сопровождается возникновением охранительной обязанности гаранта уплатить бенефициару оговоренную денежную сумму*(1305).

В некоторых случаях для возникновения притязания бенефициара помимо упомянутой неисправности принципала требуется наступление другого условия права или правосделочного условия. Так, при обеспечении условного или будущего обязательства это притязание может возникнуть только с наступлением соответствующих condiciones juris: при обеспечении условного обязательства вторым условием права выступает превращение принадлежащего бенефициару основного условного требования в полное право, при обеспечении будущего обязательства - возникновение у бенефициара основного требования. Если в договор банковской гарантии включается отлагательное правосделочное условие (например, оговорка о том, что гарант обязуется уплатить денежную сумму в случае продажи ему бенефициаром определенного имущества), то притязание бенефициара возникает при неисправности принципала и наступлении правосделочного условия.

Субъектом обязанности, корреспондирующей притязанию бенефициара, может выступать только банк, иная кредитная организация или страховая организация (ст. 368 ГК), которые действуют на основании соответствующих лицензий. Договор банковской гарантии, гарантом по которому выступает иной субъект гражданского права, является ничтожным.

Если бенефициар уступает свое притязание, то оно переходит к другому лицу лишь при согласии гаранта на уступку этого притязания (ст. 372 ГК). Как известно, согласие служит предпосылкой вступления в силу нуждающейся в согласии сделки и дается либо в форме разрешения (предварительное согласие), либо в форме одобрения (последующее согласие). Из содержащихся в ст. 372 ГК слов "если в гарантии не предусмотрено иное" вытекает, что согласие гаранта на уступку бенефициаром своего притязания возможно только в форме разрешения, о котором прямо упоминается в исходящем от гаранта документе о гарантии. Поэтому уступка притязания, согласие на которую гарант дал уже после ее совершения, не может вступить в силу*(1306).


Притязание бенефициара против гаранта не зависит от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана банковская гарантия (ст. 370 ГК). Отсюда следует, что при отсутствии иного соглашения сторон в случае уступки бенефициаром требования к принципалу притязание на уплату гарантийной суммы не переходит к цессионарию, а с истечением давностного срока по притязанию бенефициара против принципала не истекает давностный срок по притязанию бенефициара на уплату гарантийной суммы.

Поскольку независимость обеспечительного требования от основного требования в цивилистике обозначается термином "неакцессорность", в литературе утверждается, что ст. 370 ГК закрепляет неакцессорность обязательства гаранта перед бенефициаром. Соответствует ли такая характеристика действительному положению вещей? Как уже отмечалось, акцессорность требования означает, что оно не может возникнуть, если основное требование не возникло; что оно не может существовать, если основное требование не существует; и что оно прекращается, если основное требование прекратилось (см. выше, § 1). С точки зрения первого аспекта акцессорности притязание бенефициара не относится к числу неакцессорных, так как оно возникает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении принципалом обеспеченного гарантией обязательства. Указанная неисправность принципала предполагает существование основного требования. Следовательно, без возникновения последнего притязание бенефициара возникнуть не может. Сказанное подтверждается предписанием п. 1 ст. 369 ГК, определяющим банковскую гарантию как способ обеспечения надлежащего исполнения основного обязательства, а также предписанием п. 1 ст. 374 ГК, которое обязывает бенефициара указать при заявлении своего притязания, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства. Вместе с тем притязание бенефициара является неакцессорным с точки зрения второго и третьего аспектов акцессорности. Согласно п. 2 ст. 376 ГК даже в случае прекращения основного требования у бенефициара сохраняется притязание против гаранта. Это означает, что данное притязание не прекращается с прекращением основного требования и, стало быть, может существовать и при его отсутствии. Таким образом, притязание бенефициара сочетает в себе черты как акцессорных, так и неакцессорных требований. Поэтому, взяв за основание квалификации первый аспект акцессорности, его можно назвать притязанием, которое не обладает полной акцессорностью*(1307).


Осуществление притязания бенефициара. В целях осуществления своего притязания бенефициар должен заявить гаранту это притязание и представить ему указанные в гарантии документы (п. 1 ст. 374 ГК). Стороны договора банковской гарантии могут оговорить, что гарантийная сумма подлежит уплате в определенный срок после заявления притязания. При отсутствии такой оговорки гарант должен произвести платеж в течение семи дней с момента востребования (абз. 2 п. 2 ст. 314 ГК).

Получив от бенефициара документ, представляющий заявленное притязание, и приложенную к нему документацию, гарант обязан без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии этих документов (п. 1 ст. 375 ГК), а также в разумный срок, т.е. срок, по окончании которого у гаранта останется время для уплаты бенефициару гарантийной суммы до истечения упомянутых выше сроков, рассмотреть представленные бенефициаром документы на предмет их соответствия условиям договора банковской гарантии (п. 2 ст. 375 ГК).

Согласно абз. 5 ст. 316 ГК денежное обязательство исполняется в месте жительства (месте нахождения) кредитора в момент возникновения этого обязательства. В предшествующем изложении отмечалось, что притязание бенефициара и корреспондирующая ему обязанность гаранта возникают в момент неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обеспеченного гарантией обязательства. Поэтому местом уплаты гарантийной суммы следует считать место жительства или нахождения бенефициара в момент наступления указанного условия права. Если после заключения договора банковской гарантии бенефициар изменил свое место жительства (место нахождения) и сообщил об этом гаранту, то уплата производится по новому месту жительства или нахождения бенефициара с отнесением на его счет расходов, связанных с переменой места исполнения (абз. 5 ст. 316 ГК). Если же бенефициар не известил гаранта об изменении своего места жительства (места нахождения), то гарант может предоставить задолженную сумму по прежнему адресу, а при отсутствии в этом месте бенефициара или уполномоченного им лица - внести ее в депозит нотариуса или суда (подп. 1 п. 1 ст. 327 ГК).

При нарушении обязанности перед бенефициаром на гаранта возлагается ответственность, которая, если в документе о гарантии не указано иное, состоит в уплате процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК). Стороны могут оговорить, что ответственность гаранта ограничивается суммой, эквивалентной сумме, на которую выдана банковская гарантия (п. 2 ст. 377 ГК).

Гарант может противопоставить бенефициару как материально-правовые возражения, например возражение о несоответствии представленных бенефициаром при заявлении притязания документов условиям договора банковской гарантии (п. 1 ст. 376 ГК), возражение об истечении исковой давности по притязанию бенефициара (абз. 1 п. 2 ст. 199 ГК), возражение о предоставленной ему бенефициаром отсрочке платежа, так и процессуальные возражения, т.е. ссылки на то, что притязание бенефициара не возникло (например, вследствие ничтожности договора банковской гарантии или отпадения condicio juris, состоящего в неисправности принципала) либо хотя и возникло, но в последующем прекратилось (например, с истечением срока договора банковской гарантии - п. 1 ст. 376 ГК).

Ввиду присущего притязанию из банковской гарантии свойства независимости от основного обязательства гаранту не причитается возражение об истечении давности по притязанию бенефициара к принципалу. Неполная акцессорность притязания бенефициара на уплату гарантийной суммы лишает гаранта возможности защищаться возражениями о прекращении основного обязательства после вступления договора банковской гарантии в силу. Кроме того, поскольку этот договор является абстрактным по отношению к соглашению о предоставлении банковской гарантии, гарант не может выдвинуть против бенефициара возражения, касающиеся действительности указанного соглашения.

Исполнение притязания бенефициара приводит к возникновению регрессного отношения между гарантом и принципалом. Регулируя это отношение, п. 1 ст. 379 ГК предписывает: "право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия". Эту формулировку нельзя толковать в том смысле, что регрессное притязание гаранта обосновывается договором о предоставлении банковской гарантии, поскольку такое толкование означало бы, что при отсутствии соответствующего условия в договоре принципал не обязан возмещать гаранту исполненное по гарантии, и, следовательно, допускало бы неосновательное обогащение принципала. Поэтому надлежит признать, что регрессное притязание возникает у гаранта в силу закона.

Согласно п. 2 ст. 379 ГК гарант не вправе рассчитывать на возмещение сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями договора банковской гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не установлено иное.

Прекращение обязательства из банковской гарантии. Обязательство гаранта перед бенефициаром может быть прекращено по большинству оснований, предусмотренных гл. 26 ГК. В частности, оно прекращается путем его надлежащего исполнения, т.е. уплаты гарантом бенефициару суммы, на которую выдана банковская гарантия (п. 1 ст. 408, подп. 1 п. 1 ст. 378 ГК), совпадения гаранта и бенефициара в одном лице (ст. 413 ГК), а также зачета встречного однородного требования (ст. 410 ГК).

Специальное предписание о прекращении обязательства из банковской гарантии содержится в подп. 2 п. 1 ст. 378 ГК, который гласит, что это обязательство прекращается с истечением срока, на который была выдана гарантия. По своей правовой природе этот срок является пресекательным сроком.

Подпункт 3 п. 1 ст. 378 ГК указывает на такое основание прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром, как "отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту", а в подп. 4 того же пункта говорится, что это обязательство прекращается в результате "отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств"*(1308). Не подлежит никакому сомнению, что в подп. 4 речь идет о прощении долга из банковской гарантии*(1309), которое, как и любое другое прощение долга, представляет собой договор и, стало быть, предполагает выражение согласованной воли бенефициара и гаранта*(1310). Что касается противопоставляемого этому подпункту предыдущего подпункта, то по логике законодателя он должен закреплять иное основание прекращения обязательства из банковской гарантии, нежели прощение долга. Нетрудно, однако, видеть, что в предусмотренном подп. 4 случае отказ бенефициара осуществляется посредством прямого волеизъявления в письменной форме, а во втором случае тот же отказ реализуется через конклюдентное действие. Поэтому можно утверждать, что в подп. 3 п. 1 ст. 378 ГК, так же как и в подп. 4 этой статьи, мы имеем дело с прощением долга. При таком положении вещей становится непонятно, почему законодатель посвятил отказу бенефициара, совершаемому с помощью конклюдентного действия, отдельный подпункт п. 1 ст. 378. Подобный подход может вызвать неверное представление, будто подп. 3 п. 1 ст. 378 содержит не совпадающее с прощением долга основание прекращения обязательства из банковской гарантии. Для устранения отмеченных недостатков ст. 378 заключенные в ней подп. 3 и 4 было бы желательно объединить в один подпункт, изложив его в такой редакции: "...вследствие отказа бенефициара от своего притязания по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательства либо посредством возвращения банковской гарантии гаранту".

Гарант, исполнивший обязательство из банковской гарантии, должен немедленно уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК). Предписания о банковской гарантии не определяют последствия неисполнения гарантом обязанности к уведомлению. Однако если вследствие нарушения этой обязанности у принципала возникли убытки, то он вправе требовать от гаранта их возмещения (п. 1 ст. 15 ГК).

 







Date: 2015-10-18; view: 373; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию