Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты некоторых форм некоммерческих организаций





 

Некоммерческие партнерства. Их можно считать самым универсальным видом некоммерческой организации, пригодной для самых разных проектов. Неудивительно, что эта форма становится все более популярной.

Некоммерческие партнерства создаются для решения самых разных задач - организации досуга, дошкольных заведений, клубов и т.п. Например, уставами детских дошкольных учреждений часто предусматривается образование так называемых попечительских (родительских) советов, которые координируют деятельность родителей по улучшению качества пребывания их детей в саду, но так как попечительский совет не является самостоятельной организационной формой, они создаются и действуют как некоммерческие партнерства.

Базовые нормы относительно правового положения некоммерческих партнерств содержатся в Законе о некоммерческих организациях. Гражданским кодексом эта форма не предусмотрена.

Цели деятельности некоммерческого партнерства определяются в его уставе. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Учредительным документом является устав, но возможно также заключение учредительного договора, определяющего порядок деятельности, взаимные права и обязанности учредителей по созданию юридического лица.

Некоммерческое партнерство должно иметь не менее двух членов, максимальное количество членов не установлено. Членами могут быть как физические лица, так и коммерческие и некоммерческие организации, а также публично-правовые образования. Партнеры не несут ответственности по долгам партнерства. Имущество некоммерческого партнерства принадлежит ему на праве собственности и формируется за счет взносов участников и иных поступлений. Уставный капитал в некоммерческом партнерстве не формируется.

Участники (партнеры) имеют право на участие в управлении делами некоммерческого партнерства, а при выходе из него, а также при ликвидации имеют право получать свою часть имущества (пп. 1, 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Высшим органом управления является собрание участников (партнеров), в котором каждый из них имеет один голос независимо от размера вклада. Компетенция этого органа определяется учредительными документами, однако должна включать минимальный перечень вопросов исключительной компетенции (ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании; по вопросам его исключительной компетенции требуется квалифицированное большинство голосов.

В некоммерческом партнерстве формируется единоличный или коллегиальный исполнительный орган (директор, правление, управляющий партнер). Учредительные документы могут предусматривать создание и иных органов, которые осуществляют общее руководство деятельностью партнерства между общими собраниями. Это целесообразно в случаях, когда участниками партнерства является значительное количество лиц.

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, установленных законом.

Близкой к некоммерческому партнерству, но самостоятельной организационно-правовой формой являются адвокатские образования (коллегии и бюро). Их деятельность регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.)*(318) (ст. 22, 23). Нормы о некоммерческих партнерствах применяются в качестве субсидиарного статута.

Адвокатские образования являются некоммерческими организациями, основанными на членстве и действующими на основании устава. Членами адвокатского образования могут быть исключительно лица, имеющие статус адвокатов. Деятельность этих организаций направлена на создание организационных условий для адвокатской деятельности.

В форме некоммерческих партнерств создаются также фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с послед. изм. и доп.)*(319)).

Для товарных бирж законом предусмотрена специальная организационно-правовая форма, которая по своему устройству также весьма схожа с некоммерческим партнерством (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с послед. изм. и доп.)*(320)). Цель деятельности таких организаций - создание площадки (материально-организационной инфраструктуры) для оптовой торговли биржевыми товарами. Доход от торговли на бирже получают участники торгов (брокеры, дилеры и их клиенты) - члены биржи, а сама биржа является некоммерческой структурой и финансируется последними*(321).


Союзы и ассоциации. Данная организационно-правовая форма не пользуется в России большой популярностью. Это объясняется довольно жесткими законодательными ограничениями на статус членов и порядок их вступления и выхода из организации. Как результат наиболее видные объединения крупного, малого и среднего бизнеса, в частности Российский союз промышленников и предпринимателей, "Деловая Россия", "ОПОРА России" (Объединение предпринимательских организаций России) и др., изначально были зарегистрированы как общероссийские общественные организации. Их членами являются собственники и руководители предприятий как граждане, а не собственно коммерческие организации либо некоммерческие партнерства.

Ассоциации и союзы создаются для координации деятельности участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Их правовое положение регулируется ст. 121-123 ГК. Отдельные нормы, регулирующие деятельность подобных организаций, содержатся также в Законе о некоммерческих организациях, а деятельность ассоциаций (союзов) общественных объединений - и в Законе об общественных объединениях. Создание и деятельность ассоциаций (союзов) юридических лиц соответствующего вида регулируется также Законами о потребительской кооперации, сельскохозяйственной кооперации, благотворительной деятельности и др.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав. Наименование некоммерческих организаций данного вида должно содержать слово "ассоциация" или "союз", а также указание на основной предмет деятельности ее членов.

В отличие от других некоммерческих организаций ассоциация (союз) коммерческих организаций ни при каких условиях не может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, таким образом, ее финансовое положение зависит от имущественных взносов ее членов*(322). Подобного ограничения в отношении объединения некоммерческих организаций не установлено.

Количество участников ассоциации (союза) не регламентируется, но по смыслу закона союзы и организации должны иметь не менее двух учредителей. Членами ассоциации могут быть юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Таким образом, предельный размер ответственности члена ассоциации может быть ограничен по сумме. Вышедший или исключенный член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет взносов ее членов и поступлений из иных незапрещенных законом источников и принадлежит ей на праве собственности. Для ассоциаций (союзов), как и для других некоммерческих юридических лиц, не установлено требование о формировании уставного капитала (фонда) и его минимальном размере. Члены ассоциации (союза) юридических лиц не имеют имущественных прав в отношении имущества объединения.


Высший орган управления - общее собрание членов. Его решения принимаются большинством голосов присутствующих, а по вопросам исключительной компетенции - квалифицированным большинством голосов или единогласно.

Исполнительный орган ассоциации (союза) осуществляет текущее руководство ее деятельностью, назначается (избирается) общим собранием и подотчетен ему. Наименование, компетенция и состав исполнительного органа, который может быть как коллегиальным, так и единоличным, определяются учредительными документами.

Учредительные документы ассоциации (союза) могут предусматривать создание постоянно действующего коллегиального органа управления: наблюдательного, попечительского совета, совета директоров. В таком случае устав должен также предусматривать функции этого органа, порядок формирования и досрочного прекращения полномочий.

В случае ликвидации ассоциации (союза) имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на благотворительные цели и (или) на цели, для которых эта организация была создана.

Положения об ассоциациях (союзах) юридических лиц не распространяются на торгово-промышленные палаты (ТПП), которые являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, хотя и создаются с аналогичными целями (см. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.)*(323)). Следует отметить, что членами ТПП могут выступать не только юридические лица, включая коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. ТПП вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач, однако полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.

Нормы об ассоциациях и союзах не распространяются также на такие формы предпринимательских объединений, как холдинги и финансово-промышленные группы. Эти структуры не рассматриваются действующим законодательством в качестве самостоятельных организационно-правовых форм юридических лиц. Например, финансово-промышленная группа является совокупностью юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Таким образом, это договорное объединение не имеет статуса юридического лица (ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"*(324)).

Общественные организации. Некоммерческие объединения лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей являются наиболее популярным видом общественных объединений. Это обусловлено простотой их регистрации и формирования имущества, гибкими правилами принятия новых членов и их выхода из общественной организации.


Основной источник средств - взносы членов (вступительные и периодические). Средства и имущество организации не распределяются между членами. Это, однако, не препятствует предоставлению отдельным членам выгод материального характера (материальной помощи, грантов, ссуд и т.д.).

В состав учредителей общественной организации, как правило, должно входить не менее трех граждан (ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Наряду с гражданами в создании объединения могут участвовать юридические лица - общественные объединения.

Высшим органом управления является общее собрание (съезд), в котором каждый участник имеет один голос. Возможно создание выборного постоянно действующего руководящего органа (ст. 8, 9 Закона об общественных объединениях).

Профессиональные союзы. Это общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Организация и деятельность профессиональных союзов регулируется Законом об общественных объединениях, а также Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с послед. изм. и доп.)*(325). Права профессиональных союзов в сфере труда определяются также Трудовым кодексом РФ.

Законодательство весьма либерально в правовом регулировании организационно-правовых вопросов профсоюзного движения: профессиональные союзы свободны в определении своей внутренней структуры, задач и форм деятельности. Профессиональным союзом могут быть: первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии; общероссийский профсоюз, который объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами; межрегиональный профсоюз; территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующих на территории одного субъекта Федерации, а также иные формы профсоюзных организаций. Однако юридическими лицами являются не все профсоюзные организации, а лишь те из них, которые зарегистрированы в установленном порядке.

Учредительным документом профсоюзной организации, как и других общественных объединений, является устав. В уставе наряду с положениями, общими для всех юридических лиц, предусматриваются категории и профессиональные группы объединяемых граждан, условия и порядок принятия в члены организации и выхода из нее, а также территория, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность, отражаются имущественные вопросы.

Имущество профессионального союза формируется в основном за счет вступительных и членских взносов и принадлежит организации на праве собственности.

Участниками профсоюзной организации могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных законами или международными договорами Российской Федерации. Законодательством не предусмотрены ограничения на одновременное участие (членство) в деятельности нескольких профсоюзов или профсоюзных организаций.

Как правило, высшим органом является собрание (съезд, конференция) членов профсоюза или их представителей. Могут формироваться также постоянно действующий представительный орган управления (совет, президиум) и исполнительные органы.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, по заявлению Генерального прокурора РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускаются.

Политические партии. Они также относятся к общественным объединениям и создаются в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества (ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с послед. изм. и доп.)*(326)).

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений в порядке, предусмотренном уставом. Члены партии вправе беспрепятственного выходить из ее состава (ст. 2 Закона о политических партиях). Закон предъявляет весьма высокие требования к количественному составу партии - она должна насчитывать не менее 50 тыс. членов*(327).

Учредительным документом партии является устав. Имущество принадлежит политической партии на праве собственности. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету, т.е. по существу являются учреждениями*(328).

Высшим органом партии в целом является съезд, а регионального отделения - конференция или общее собрание. К его компетенции, относятся принятие устава и программных документов, а также формирование руководящих органов партии. В остальном, в частности при определении состава и компетенции руководящих (исполнительных) органов, политические партии свободны. Избрание руководящих органов должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.

Прообразом политической партии является общественное движение - массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона об общественных объединениях). В отличие от общественной организации, общественное движение основано на участии, а не на членстве. Участниками общественного движения могут быть лица, фактически принимающие участие в его деятельности. Как правило, оформления участия в общественном движении не требуется - достаточно выразить поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям.

Органы общественной самодеятельности. К ним относятся не имеющее членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях). Органы общественной самодеятельности создаются жителями микрорайона, поселения и т.п. для совместного удовлетворения общих нужд - обустройства дворов, озеленения, создания детских и спортивных площадок, поддержания чистоты и порядка.

Весьма сходно правовое положение территориального общественного самоуправления, под которым понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ст. 27 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.)*(329)).

Образование органов территориального общественного самоуправления осуществляется собранием, конференцией граждан. Эти органы считаются правомочными, если в их работе принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет (в случае собрания), либо не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет (п. 6 ст. 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Эти некоммерческие организации могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами. Порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами определяется уставом соответствующей организации.

Религиозные организации. Это объединения физических лиц, создаваемые для совместного исповедания и распространения веры. Формами религиозной деятельности считаются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также обучение религии и религиозное воспитание.

Помимо "первичных" местных религиозных организаций - приходов, общин, монастырей, братств, миссий и т.п., членами которых могут быть лишь физические лица (не менее десяти - п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона о религиозных объединениях), законом допускается создание и деятельность центральных ("головных") религиозных организаций (п. 4 ст. 8 Закона). Их участниками являются не собственно верующие, а упомянутые выше местные религиозные организации. Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Закон о религиозных объединениях предусматривает также понятие религиозной группы - объединения, не обладающего статусом юридического лица. Имущественные отношения между членами такой группы могут регулироваться соответствующими нормами обязательственного права.

Местная религиозная организация может быть учреждена гражданами Российской Федерации в количестве не менее 10 человек. Необходимо, чтобы эти граждане уже действовали как религиозная группа на данной территории на протяжении не менее 15 лет либо предоставили подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона).

Все члены религиозной организации имеют равные права. Учредительными и принятыми во их исполнение внутренними документами организации на них могут возлагаться определенные обязанности (ст. 8 Закона).

Вступление в религиозную организацию оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Исключение из членов религиозной организации производится в случае несоблюдения обязанностей, установленных с учредительными документами организации (ст. 8 Закона).

Для религиозных организаций (объединений) форма высшего и исполнительного органов управления законом не определена. Это связано с многообразием действующих на территории Российской Федерации конфессий и необходимостью учета традиционных для них принципов построения церкви.

Законом установлены дополнительные, по сравнению с другими юридическими лицами, основания для принудительной ликвидации религиозной организации, в частности посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, и т.п. В этих случаях ликвидация или запрет деятельности религиозной организации осуществляются в судебном порядке.

Потребительские некоммерческие организации. Они создаются с целью удовлетворения бытовых либо иных общих материальных потребностей членов, не связанных с предпринимательской или иной профессиональной деятельностью.

Наиболее распространены потребительские кооперативы, создаваемые на основе имущественных паевых взносов членов (юридических и физических лиц) для удовлетворения потребностей членов в товарах и услугах (ст. 116 ГК) - например, гаражные, дачные и жилищные кооперативы. Существуют также обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, кредитные, страховые и иные кооперативы. Их правовое положение определяется ст. 116 ГК, Законом о потребительской кооперации, ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с послед. изм. и доп.)*(330) и от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (с послед. изм. и доп.)*(331).

Потребительский кооператив является организацией, основанной на членстве. Его имущество формируется за счет паевых взносов его членов и доходов от собственной деятельности. Эти средства являются собственностью самого юридического лица, а не его членов.

Потребительские кооперативы обладают многими чертами коммерческих организаций, в частности могут осуществлять предпринимательскую деятельность (если это предусмотрено уставом) и даже распределять полученные от такой деятельности доходы между членами.

Устав кооператива устанавливает, в частности: сроки деятельности, порядок и условия вступления в кооператив и выхода из него; условия и размеры образования неделимых и иных фондов; характер и порядок личного трудового участия в деятельности потребительского кооператива и субсидиарной ответственности членов; ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок вступления и выхода из кооператива.

Высшим органом управления является общее собрание членов или уполномоченных, на котором каждый член имеет один голос (п. 5 ст. 18 Закона о потребительской кооперации). Собрание вправе принимать к рассмотрению и решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе отменять решения совета кооператива и правления. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского кооператива выступает председатель кооператива (председатель правления). Возможно формирование и коллегиального исполнительного органа - правления. Председатель правления действует от имени кооператива без доверенности (с учетом ограничений, установленных законодательством, уставом и иными внутренними документами кооператива).

Товарищества собственников жилья. Они представляют собой объединения собственников помещений для совместного управления и эксплуатации многоквартирного дома. В перспективе товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) станут, по-видимому, наиболее распространенным видом некоммерческих организаций.

Изначально такие организации создавались и действовали на основании ФЗ от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с послед. изм. и доп.)*(332). В настоящее время статус ТСЖ определен ЖК (ст. 136-152).

Членами ТСЖ могут быть любые субъекты права, включая публично-правовые образования. Единственным требованием является наличие у них статуса собственника помещения. Членство в ТСЖ возникает не автоматически по приобретению помещения в многоквартирном доме, а по заявлению собственника, прекращается же с момента подачи заявления о выходе из ТСЖ или прекращения права собственности члена ТСЖ на соответствующее помещение.

Недвижимое имущество в жилищной сфере - многоквартирный дом, обслуживающие постройки, земельный участок - принадлежат не самому ТСЖ, а собственникам помещений - его членам. Распоряжение общим имуществом - лестничными клетками, чердаками, вестибюлями, холлами и т.п. - относится к компетенции общего собрания.

Высшим органом управления товарищества является общее собрание членов. Компетенция общего собрания определена ст. 145 ЖК и включает такие важные вопросы, как образование органов товарищества, установление размера взносов и обязательных платежей, образование фондов товарищества, изменение устава товарищества. В то же время общее собрание может принять к рассмотрению и решать любые вопросы, в том числе находящиеся в компетенции правления товарищества.

Текущее руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением. В состав правления могут входить только члены товарищества. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Председатель правления действует от имени товарищества без доверенности.

ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам членов товарищества, а члены - по обязательствам товарищества.

Садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества. Ими являются некоммерческие организации, учрежденные для содействия членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с послед. изм. и доп.)*(333)).

Учредительным документом товарищества является устав. Наряду со сведениями, общими для всех юридических лиц, в нем определяются предмет и цели деятельности, порядок вступления и выхода членов, права и обязанности такого объединения, права, обязанности и ответственность членов объединения, порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и т.д. (ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).

Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества должна быть не менее трех человек. Членами некоммерческого товарищества могут быть только физические лица, имеющие земельные участки в границах товарищества.

Имущественное положение таких объединений граждан весьма сходно с имущественным положением товариществ собственником жилья. Основное недвижимое имущество принадлежит гражданам (в том числе на праве общей собственности). Членство в товариществе не ограничивает граждан в праве самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке и распоряжаться этим участком и иным имуществом. Однако товарищество может иметь и собственное имущество, в первую очередь инвентарь и принадлежности, необходимые для осуществления его функций. Такое имущество, приобретенное или созданное за счет вступительных и членских взносов, доходов от хозяйственной деятельности, а также иных поступлений (специального фонда), является собственностью самого товарищества как юридического лица.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

Органами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление, председатель правления (товарищества).

Фонды. Это не имеющие членства организации, которые создаются с целью аккумулирования имущества (добровольных имущественных взносов его учредителей и других лиц) и управления им для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей*(334).

Правовой и имущественный статус этих организаций определяется ст. 118 ГК и Законом о некоммерческих организациях, которыми установлена обязанность фонда публично вести свою имущественную деятельность.

Фонд не основан на членстве. Учредив фонд, учредители отправляют его "в свободное плавание" и, как правило, теряют правовую связь с ним (если, конечно, не зарезервируют в учредительных документах право назначать органы управления или вносить изменения в его учредительные документы). Поэтому учредительные документы фонда требуют особенно тщательной проработки.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, однако такая деятельность не должна быть направлена на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь*(335).

Фонд может быть ликвидирован только по решению суда. Дополнительными основаниями, по сравнению с другими видами юридических лиц, для ликвидации фонда являются: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей и нереальность его получения; невозможность достижения целей фонда; уклонение фонда от целей, предусмотренных уставом; другие случаи, предусмотренные Законом (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения. Таковыми признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично. Учредителями-собственниками имущества могут быть гражданин или юридическое лицо (частное учреждение) либо Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (государственное или муниципальное учреждение). Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и автономные.

Правовое положение учреждений определяется ст. 120 ГК, а частных учреждений - также Законом о некоммерческих организациях. На государственные учреждения Закон о некоммерческих организациях не распространяется, их правовое положение регулируется Бюджетным кодексом РФ и специальным ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"*(336). Помимо этого, особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются Законом об образовании (ст. 11), а также Законом об общественных объединениях (ст. 11, 35).

Исполнительный орган учреждения, как правило, единоличный (директор, председатель, ректор, декан, главный врач).

Не будучи собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления переданным ему имуществом (п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК).

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). При этом следует учитывать, что в силу п. 7 ст. 161 БК федеральное бюджетное учреждение производит операции с денежными средствами, причем как бюджетными, так и полученными от хозяйственной деятельности, исключительно через лицевые счета в федеральном казначействе.

По своим обязательствам бюджетные и частные учреждения отвечают исключительно денежными средствами. Взыскание на иное имущество как закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от собственной хозяйственной деятельности, обращено быть не может*(337). При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений несет собственник их имущества.

Автономные учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них обладают большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности. Такие организации действуют в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

В отличие от бюджетного и частного учреждения автономное учреждение не финансируется по смете доходов и расходов. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и от использования его имущества.

Автономное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Перечень такого особо ценного движимого имущества устанавливается учредителем в порядке, определенном Правительством РФ.

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.

Исполнительным органом автономного учреждения выступает директор (ректор, главный врач, художественный руководитель). Его деятельность контролируется наблюдательным советом, включающим от 5 до 11 членов. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления и представители общественности.

Государственные органы. В законодательстве нет единых норм, регулирующих правовое положение государственного органа как юридического лица. Действительно, ряд органов, например Правительство РФ, юридическими лицами не являются. Однако многие органы, в частности отраслевые министерства и ведомства, имеют собственную правосубъектность и внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Их правовое положение регулируется законами и подзаконными актами, в первую очередь положениями о соответствующих органах. Во всем остальном к ним должны применяться положения Гражданского кодекса о бюджетных учреждениях. Следует еще раз подчеркнуть, что Закон о некоммерческих организациях на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения не распространяется.

Участвуя в гражданском обороте, государственные органы могут действовать как от имени соответствующего публично-правового образования, так и от собственного имени. Такое положение создает определенные проблемы с правильным определением сторон возникающих правоотношений. Так, стороной сделок по вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества (продажа акций, паев, долей участия, передача в аренду земельных участков и иного недвижимого имущества и т.п.) является само государство в лице соответствующего органа. В то же время, заключая в рамках предусмотренных сметой средств сделки по материальному обеспечению собственной деятельности (например, приобретение канцелярских принадлежностей, мебели, оплата услуг связи и т.д.), орган действует за собственный счет и от своего лица.

Следует отметить, что структурные подразделения государственных органов, особенно территориально обособленные, сами по себе отвечают признакам юридического лица.

Юридическими лицами являются и органы местного самоуправления (ст. 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Государственные корпорации. Такая форма некоммерческих организаций является довольно редкой. Это и понятно, ведь согласно Закону о некоммерческих организациях государственная корпорация может быть учреждена Российской Федерацией лишь путем издания специального закона (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Такие организации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Например, Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.)*(338) учреждена государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", задачей которой является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Таким образом, с точки зрения традиционной классификации юридических лиц государственная корпорация является учреждением, а не собственно корпорацией, так как имеет единственного "хозяина"*(339). Действительно, статус этого вида некоммерческих организаций весьма схож со статусом государственного учреждения. Главное отличие заключается в том, что имущество государственной корпорации принадлежит ей на праве собственности.

Автономные некоммерческие организации. Ими признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Например, автономные некоммерческие организации достаточно часто создаются в сельской местности, например для организации водоснабжения какого-нибудь поселения (при оплате водоснабжения у таких организаций есть существенная льгота, в отличие от отдельно взятых потребителей воды).

Учредителями автономных некоммерческих организаций могут быть как частные лица, так и публично-правовые образования.

Формы, способы и порядок формирования их имущества определяется учредительными документами. Законодательством не установлен какой-либо минимальный размер уставного капитала (фондов) этих организаций. Если передаваемое учредителями в качестве взноса имущество является объектом права собственности, то такое имущество переходит в собственность автономной некоммерческой организации.

По сути, автономная некоммерческая организация - это учреждение, которое, однако, имеет имущество на праве собственности. Но, как и фонд, она не имеет участников (членов).

Все остальные особенности данного вида организаций сходны с рассмотренными выше правилами, регулирующими деятельность фондов.

 







Date: 2015-10-18; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию