Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II Институт государства





 

Каждый социальный институт имеет как специфические особен­ности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учи­тывать способности различных функционеров, формировать стан­дарты поведения, соблюдать верность основным принципам, разви­вать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэто­му, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Предметом социологии политики, является анализ закономерностей социально-политической деятельности различных общностей, формы, проявления которой обуславливаются их социально-политическими интересами и отношениями.

В изучении процессов функционирования и развития любого классового общества важнейшее место занимают явления и процессы политической жизни, к которой по существу вся область социальной деятельности, связанная с осуществлением отношений власти. Политика как область социальных отношений определяется характером и содержанием этих отношений, складывающихся по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет на­зад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный ин­ститут общества. К возникновению государства привели следую­щие, вполне объективные, причины.

1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным тер­риториям в поисках пищи. Они встречались лишь, когда надо бы­ло осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. Ученые счи­тают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн. человек. Сего­дня их 5-6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население вы­росло за неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспом­нить, что первый человек появился 2-3 млн. лет назад.

Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория - группе из 40-60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объедине­ние одних групп с другими для защиты своей территории стано­вятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.

2. Страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Не­которые ученые считают, что к созданию государства людей тол­кал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и пре­ступников внутри страны сыграла не меньшую роль в объедине­нии в государство, которое способно применить силу и устано­вить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служи­ло не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвы­шающуюся над обществом, но подконтрольную ему и его обслу­живающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.

3. Фактор силы. Посмотрите на современное рыночное обще­ство. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, сле­дящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компью­терными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Та­кая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа - это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своим флагом, гербом, правительством, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи - под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечами, даже пахали, зачастую не снимая оружия.

Рассмотрим некоторые институциональные признаки государства.

1. Установки и образцы поведения:

а) Послушание

б) Лояльность

в) Субординация

2. Символические культурные признаки:

а) Флаг

б) Печать

в) Герб

г) Национальный гимн

3. Утилитарные культурные черты:

а) Общественные здания

б) Общественные работы

в) Бланки и формы

4. Кодекс устный и письменный:

а) Конституция

б) Законы

5. Идеология:

а) Государственное право

б) Демократия

в) Национализм

 

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Дави­да, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентриро­ванной форме можно представить себе из его названия или торго­вой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные ме­лодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образо­вание без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом ин­ститута может быть любой материальный или нематериальный эле­мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде ос­новные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ­ствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за­крепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значитель­ное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполне­ния ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; гра­ждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковно­го прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут од­новременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клят­ве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важ­но знать, что принятие устного или письменного кодекса в значитель­но большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от ре­альной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет вы­полняться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест­вует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

 

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающе­го институциональную роль. Существуют и нормы поведения в от­дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте­ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан­ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран­ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родите­лей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, ото­брать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех инсти­тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не­обходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха­рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп­ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео­логия определяет не только то, как люди должны относиться к то­му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп­ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включа­ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю­щую действительность в терминах, принятых членами данного ин­ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви­да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра­циональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культур­ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю­щих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со­ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти­тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри­вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

 

Date: 2015-10-18; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию