Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление социальных и гуманитарных наук





Социально-гуманитарные науки начинают развиваться в начале XIX в. Так, К. Мар-ксом (1818-1883) создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег, изложенную в одноименной ра-боте. "Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, об-щество и человеческий дух." Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал осно-воположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее.

Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естест-вознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном позна-нии, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Намети-лась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании кото-рой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.

Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классиче-скому рационализму в конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильте-ем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - "философия жизни". Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возможны лишь вне-рациональные способы - интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего раз-личаются по методу. Первые (идиографические науки) описывают неповторимые, инди-видуальные события, процессы, ситуации; вторые (номотетические), абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, закономерное в изу-чаемых явлениях.

Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий со-циолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди них та, что они требуют "ясных понятий", знания законов и принципов мышления, крайне необходимых в любых науках. Социология вообще для него наука "номотетиче-ская", строящая свою систему понятий на тех же основаниях, что и естественные науки - для установления общих законов социальной жизни, но с учетом ее своеобразия.

Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая инди-видуальная действительность". Социальные науки стремятся понять ее генетически, кон-кретно-исторически, не только какова она сегодня, но и почему она сложилась такой, а не иной. В этих науках выявляются закономерно повторяемые причинные связи, но с ак-центом на индивидуальное, единичное, культурно-значимое. В них преобладает качест-венный аспект исследования над количественным, устанавливаются вероятностные за-коны, исходя из которых объясняются индивидуальные события. Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Система ценностей ученого имеет регулятивный характер, определяя выбор им предмета исследования, применяе-мых методов, способов образования понятий.

Вебер отдает предпочтение причинному объяснению по сравнению с законом. Для него знание законов не цель, а средство исследования, которое облегчает сведение куль-турных явлений к их конкретным причинам, поэтому законы применимы настолько, на-сколько они способствуют познанию индивидуальных связей. Особое значение для него имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и процес-сов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным содержани-ем которого является подведение единичного под всеобщее. Но результат понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь высокой степени вероятности ги-потеза, которая для того, чтобы стать научным положением, должна быть верифициро-вана объективными научными методами.

В качестве своеобразного инструмента познания и как критерий зрелости науки Ве-бер рассматривает овладение идеальным типом. Идеальный тип - это рациональная тео-ретическая схема, которая не выводится из эмпирической реальности непосредственно, а мысленно конструируется, чтобы облегчить объяснение "необозримого многообразия" социальных явлений. Мыслитель разграничивает социологический и исторический иде-альные типы. С помощью первых ученый "ищет общие правила событий", с помощью вторых - стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном от-ношении действий, пытается найти генетические связи. Вебер выступает за строгую объ-ективность в социальном познании, так как вносить личные мотивы в проводимое иссле-дование противоречит сущности науки. В этой связи можно вскрыть противоречие: с од-ной стороны, по Веберу, ученый, политик не может не учитывать свои субъективные ин-тересы и пристрастия, с другой стороны, их надо полностью отвергать для чистоты ис-следования.

Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитар-ных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

 







Date: 2015-10-18; view: 874; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию