Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О силе слова и тайне творчества





Внимательно рассмотрите репродукцию картины Василия Поленова «Золотая осень», а затем прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».

 

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

 

 

Почему у художника и поэта получились разные произведения, несмотря на то, что они пишут об осени?____________________________________________

________________________________________________________________________

Существуют различные виды искусства: музыкальное, изобразительное, театральное, хореографическое, декоративно - прикладное, архитектурное и т. д. Литература – это тоже искусство, где главным материалом является слово.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» – так начинается четвёртое Евангелие от Иоанна. Евангелист настаивал на божественных свойствах слова. Не случайно поэтов и писателей, мастерски им владеющих, называли боговдохновенными: художники слова способны были творить чудеса, становились пророками. Вот как об этом пишет Игорь Тальков:

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Тем мирам, что заблудились в темноте...

Итак, у человека оказалось мощное оружие – слово: каждый из нас не только может описать увиденное и услышанное, передать собственные мысли и эмоции, но и напрямую воздействовать на другого человека. Вспомним всем известный отрывок из стихотворения В. Шефнера «Слова»:

…Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

И этой силе слова на сегодняшний день есть научное объяснение. Современные психолингвисты обратили пристальное внимание на звуковые возможности слова и особенности их воздействия на человека. В результате исследований появилась новая наука – фоносемантика, изучающая различные свойства звуков и ассоциации, которые они вызывают. Учёными было экспериментально доказано, что звуки, используемые в речи, у большинства людей ассоциируются с определенным цветом или цветовым оттенком. Эта ассоциативная связь очень устойчива, поэтому наша речь — это прочно связанный поток звукоцветовых ассоциаций в психике человека. Наиболее яркими являются гласные. Именно они определяют окрас слов:

ЗВУКОБУКВА ЦВЕТ
А ГУСТО-КРАСНЫЙ
Я ЯРКО-КРАСНЫЙ
О СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ
Е ЗЕЛЕНЫЙ
Е ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ
И СИНИЙ
Й СИНЕВАТЫЙ
У ТЕМНО-СИНИЙ. ТЕМНЫЙ СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ, ТЕМНО-ЛИЛОВЫЙ
Ю ГОЛУБОВАТЫЙ
Ы МРАЧНЫЙ ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ

 

В книге А.П. Журавлева «Звуки и смысл» убедительно доказывается, что не случайно лилию, например, назвали именно так, а не розой и не карагачем. Учёный пишет: «Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр». То есть получается, что большое значение имеют физические свойства звуков: например, «звук Б не потому «сильный», что входит в слово бык или буйвол, а потому, что он твердый и звонкий. Звук М «нежный» не потому, что входит в слово милый и мимоза, а потому, что он мягкий. Звук Г «быстрый», потому что краткий (взрывной), а Ш «медленный», потому что долгий».

Впоследствии лингвисты, физики и программисты, объединив свои знания и опыт, создали компьютерные программы по изучению тайны воздействия слова на человека. Их исследования привели к поразительным результатам. Например, выяснилось, что стихотворения совершенно разных поэтов XIX века об осеннем времени года имеют одинаковую окраску поэтического текста.

Дело в том, что словесные пейзажные зарисовки, благодаря звукам, которые использовали художники слова, создают определенный эмоциональный фон, свойственный любому человеку, созерцающему окружающий мир осенью. Поэтому, зная механизм воздействия звуков на человека и подобрав нужные слова, можно вызвать у слушателя определённые чувства.

В настоящее время проводятся многочисленные эксперименты учёных в области медицины, чтобы достичь, казалось бы, невероятного, – того, о чём писалось в древних книгах: словом лечить людей. Более того, сегодня совершенно доказано: слово действительно обладает энергией. А какой именно, положительной или отрицательной, – это полностью зависит от самого человека. Так, с помощью созданной компьютерной программы, способной преобразовывать слова в цвета, удалось раскрасить грубые, бранные слова и строки из православных молитв: первые стали тёмными, даже чёрными, вторые приобрели нежные, светлые оттенки. Не случайно из глубины веков до нас дошли пословицы и поговорки о слове и его употреблении: «Ласковое слово что вешний день», «Недоброе слово больней огня жжёт», «Худое слово и сладким мёдом не запьёшь», «Доброе слово человеку что дождь в засуху» и др.

Как вы понимаете выражение «экология слова»?___________________________

________________________________________________________________________

Какие меры, на ваш взгляд, могли бы защитить слово от загрязнения?________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

К сожалению, учёные не сумели до конца проникнуть в тайну слова (эта область русского языка по - прежнему остается малоизученной и ждет своих исследователей), однако искусству владения словом мы можем научиться у бессмертных – тех, чей голос звучит сквозь века. Обратимся к стихотворению Анны Ахматовой, написанному в 1915 году:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Читая эти строки и представляя в воображении написанное, мы можем почувствовать дуновение ветра, услышать шум деревьев, ощутить точно такую же радость, какую испытывает автор поэтического текста, то есть мы сумеем, несмотря на время и расстояние, посмотреть на мир глазами поэтессы и даже разделить с ней сходные эмоции.

«Да как этому научиться?! Для создания шедевров нужен талант!» – воскликнете вы. И будете правы…только отчасти. С одной стороны, Константин Бальмонт так писал о природе возникновения стихов:

Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.

С другой стороны, Петру Ильичу Чайковскому принадлежит следующее высказывание: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Литературный критик и русский писатель А. В. Дружинин писал, что «Пушкин в Царском Селе был живым, бойким и остроумным мальчиком, но не чудом в ряду других юношей».

Ежегодно в Лицее проходили экзамены, сдав которые лицеисты могли переходить на следующий курс. Экзамен по русской словесности включал в себя декламирование собственного произведения (сочинения в поэтической форме не были чем-то исключительным: в ту пору воспитанникам многих учебных заведений было свойственно увлечение литературным творчеством, а в Лицее основой литературного образования считалось умение сочинять, грамотно излагать свои мысли как прозой, так и стихами).

Это произошло в январе 1815 года. В Царскосельском Лицее в торжественной обстановке проходили первые экзамены, на которые были приглашены гости, в том числе и знаменитый поэт Г. Р. Державин, приехавший в качестве экзаменатора. Именно тогда талант Пушкина был отмечен Державиным. Произошла передача своеобразной эстафеты от старого поэта (Державину было более 70 лет) к совсем ещё юному. Спустя почти сто лет Илья Репин напишет об этом картину.

Впоследствии сам А. С. Пушкин так будет вспоминать о памятном дне: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил ˂…> Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь ˂…> Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...».

Талант Пушкина был замечен, выделен среди других. На протяжении всей своей жизни трудолюбием Пушкин «оплачивал» поэтический дар, ниспосланный ему природой, Богом. Поэт, угадав и осознав свое предназначение, посвятил себя труду, работал так, как никто не трудился.

Как вы считаете, можно ли тренировать творчество? Можно ли как-то наработать навык постоянно быть в потоке вдохновения?_________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __

Как скульптор из глины лепит фигуру, как композитор из звуков создаёт мелодию, так и художник слова выбирает самые точные слова, чтобы передать то, что происходит в его душе, о чём он думает и что его волнует. В результате словесной живописи рождается художественный образ – картина жизни, нарисованная писателем или поэтом и проникнутая его чувствами и переживаниями.

НА ВЫБОР

А) Устное задание. Подготовьтесь к диспуту «Можно ли тренировать творчество?». Для этого

1) сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу;

2) воспользуйтесь дополнительными источниками информации (справочной литературой, ресурсами Интернета), чтобы привести конкретные аргументы, доказывающие вашу позицию;

3) ваше высказывание должно состоять из четырёх частей:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первая часть (позиция) должна начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Вторая часть (объяснение, обоснование своей позиции) - со слов: «Потому что …».

Третья часть начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертая часть(следствие, суждение, выводы) - со слов:«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Б) Письменное задание. Попробуйте с помощью слова создать художественный образ. Это может быть небольшая зарисовка о чудесной картине, увиденной вами однажды, или случай, который вас удивил, заставил о чём – то задуматься (объём 5 – 10 предложений). Главное при написании

1) ясно представлять в своём воображении то, что пишешь, и чётко понимать, что хочешь сказать;

2) выбрать нужные слова, чтобы передать собственные чувства и эмоции;

3) выбрать тему, которая будет понятна и интересна каждому.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию