Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды научных учебно-исследовательских работ

Научный поиск характеризуется разными уровнями глубины и сложности. Его осуществляют люди разной квалификации и исследовательских возможностей. Элементы его используют во время учебного процесса в общеобразовательных школах. Значительно болем высокие требования предъявляются к научному поиску студентов (как правило, он рассматривается как учебно-исследовательская деятельность), наиболее одаренные из которых пополняют разные области науки.

Реферат. Является простейшим видом учебно-исследовательской работы студента.

Реферат (лат. referreдокладывать, сообщать)доклад на определенную тему, которая предусматривает обзор соответствующих литературных и других источников; изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Каждое из значений этого понятия предусматривает определенную разновидность исследовательской работы: в первом значении – серьезную самостоятельную работу, основанную на аналитическом и описательном исследовательский приемах (работы, с которыми студенты выступают на научных конференциях); во второму – короткое письменное изложение. Базируется он на описательном исследовательский приеме. Используют его для усвоения и оценки имеющейся научной информации по конкретной тематике на семинарских занятиях, при подготовке к экзамену, зачету. Такой реферат может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по нескольким источникам).

Лицо, которое составляет реферат, называют референтом, а сам процесс – реферированием.

Реферат излагают своими словами, используя при этом особенно значащие определения, цитаты, а также высказывания, с которыми референт не согласен. Цитирование предполагает ссылку на источник с указанием страниц. Аналогичными являются требования и к изложенным мыслям авторов научных работ, если они содержат важные положения, выводы.

План реферата исследователь составляет лично. Композиция реферата должна охватывать такие обязательные компоненты:

1. Введение. Содержит краткие сведения об авторе, названия и краткая оценка реферируемых работ, формулируются цели реферата.

2. Главная часть. Ее задача состоит в исчерпывающем изложении сути научной информации по теме. Может состоять из нескольких глав или подглав, что зависит от темы, проблематики и объема материала реферата.

3. Выводы. Их излагают в форме соображений, обобщений, замечаний референта относительно затронутых в реферате вопросов, суммирование результатов выполненной работы.

Объем реферата зависит от значимости проблемы, усвоенного материала. Как правило, он достигает 10–12 страниц машинописного текста.

(Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, шрифт – 14, межстрочный интервал – полуторный, абзац – 1,5 (1,25), расположение текста на странице – по ширине.)

Работа над рефератом происходит с соблюдением такого порядка:

1. Выбор или формулирование темы. Выяснение формы реферата, которая бы отвечала его цели.

2. Обдумывание темы, составление предварительного плана реферата.

3. Ознакомление с научной литературой, которая отвечает теме работы. Выбор источника (источников), которые раскрывают тему.

4. Формулирование цели реферата, корректирование первичного плана.

5. Изложение материала соответственно составленному плану.

В процессе изучения материала, написания реферата могут выясниться факты, анализ которых побуждает к пересмотру первичных элементов структуры, основных смысловых акцентов. То есть даже самый идеальный план является не закостенелой догмой, а ориентиром творческого поиска.

Каждый реферат должен быть индивидуальной работой, в нем будут прослеживаться особенности мышления, творческая манера автора. Вместе с тем он должен отвечать таким требованиям к его оформлению:

1. Использование бумаги типичного формата.

2. Скрепление и нумерация страниц.

3. Правильное оформление титульной страницы.

4. Представление списка литературы в алфавитном порядке с соблюдением правил научного аппарата. Могут выделяться части: 1. Монографии, статьи. 2. Справочные источники (словари, энциклопедии). 3. Тексты.

5. Недопустимы никакие излишеств в оформлении (рамочек, рисунков и т.п.), которые не касаются содержания работы.

Оценивают реферат, используя такие критерии:

1. Соответствие теме содержания и формы реферата.

2. Глубина, полнота раскрытия темы.

3. Логика изложения материала.

4. Терминологическая четкость.

5. Уровень навыков самостоятельной работы с научной литературой и умение критически оценить ее.

6. Собственное видение проблемы исследователем, творческий, характер работы.

7. Если реферат является основой устного сообщения, учитывают и умение отобрать наиболее важный материал для короткого выступления.

При написании рефератов нередко возникают трудности с выбором языковых (речевых) структур, овладение которыми при определенных стараниях является делом времени. Речестилевые особенности научной, учебно-исследовательской работы зависят от владение их авторами лексикой, другими выразительными средствами. Например, в историографической части реферата, как и любой другой научной работы, целесообразно использование таких речевых (языковых) структур:

1. Структуры, используемые для акцентирования внимания на основных проблемах и вопросах, которые анализируются автором:

автор рассматривает вопросы (чего)?

очерчивает вопрос, связанный (с чем?)

анализирует проблемы (чего?)

раскрывает свое понимание (чего?)

излагает основные положения (чего?)

ведет речь (о чем?)

2. Конструкции, используемые для фиксации проблем, которые выделяются автором:

автор подчеркивает, отмечает важность (чего?)

указывает (на что?)

уделяет особое внимание (чему?)

концентрирует особое внимание (на чем?)

сосредоточивает внимание (на чем?)

3. Повороты, употребляемые при перечне вопросов, которые одновременно рассматриваются автором:

автор затрагивает (что?)

упоминает (о чем?)

отмечает (что?)

(кроме того) автор затрагивает (что?)

4. Структуры, используемые при изложении системы авторской аргументации, которые предусматривают иллюстративный и фактический материал, ссылка на другие источники:

автор противопоставляет (что чему?)

сопоставляет (что с чем?)

аргументирует свою мысль (чем?)

приводит примеры, цифры, которые свидетельствуют (о чем?)

иллюстрирует свои выводы (чем?)

подтверждает (что? чем?)

опирается на классификацию, предложенную (где? кем?)

ссылается на статьи (чьи?); ссылается на мнение (чье?)

5. Если автор неоднократно возвращается к концептуально важным для него идеям в разных разделах своей работы, то отображение этого в тексте реферата может осуществляться посредством использования таких речевых структур:

автор специально

несколько раз останавливается (на чем?)

постоянно возвращается к мысли (о чем?)

неоднократно обращает внимание (на что?)

особенно акцентирует внимание на том, что…

6. В заключительной части реферата приводят основные выводы, которые сделал автор первоисточника, обобщают главные идеи реферированной работы. Чаще всего при этом используют такие языковые (речевые) структуры:

автор делает вывод о том, что...

приходит к выводу, который...

Подводя итоги, автор подчеркивает важность (чего?)

В завершение автор утверждает, что...

Итак, основная мысль (идея) статьи заключается в том, что...

Бесспорно, этими языковыми (речевыеми) моделями не ограничивается выразительная палитра реферата, курсовой, дипломной работы. Каждый автор может существенно расширить и сделать разнообразным языковой (речевой) спектр своей работы. Главное, чтобы языковые средства адекватно выражали мысль и отвечали наиболее характерным особенностям научного стиля.

Курсовая работа. Является одним из видов учебно-исследовательской, научной работы студента, составляющей учебного процесса в средних и высших учебных учреждениях. Ее автор должен проявить способности к исследовательской работе, осмыслению собранного материала, умение его систематизировать, строить правильные заключения. Участие в ней свидетельствует о степени самостоятельности, умении применять добытые знания и приобретенные привычки, развивает исследовательские умения и способности. Подготовка к написанию курсовой работы решает одновременно учебную (автор обнаруживает уровень усвоения текущего учебного материала, ознакомления с соответствующей литературой) и исследовательскую (свидетель сует об умении автора анализировать, обобщать, строить заключения) задачи.

Учитывая реализацию личностной роли автора, курсовые работы условно разделяют на реферативные и исследовательские. Реферативные курсовые работы призваны научить студентов критически пользоваться научной литературой, правильно оценивать ее, глубоко осмысливать определенные вопросы, сопоставлять высказывания разных ученых по одному и тому же вопросу, комментировать их, мотивировать правильность или ошибочность отдельных теоретических положений, делать теоретические обобщения. Особенно важно умение автора выделить главные аспекты, четко, систематизировано изложить весь материал. Успешное выполнение таких работ зависит прежде всего от тщательного изучения имеющейся литературы, умения найти новые источники. Реферативные темы обязывают также к самостоятельному решению поставленных проблем, благодаря чему такие работы приобретают научный, творческий характер. Исследовательские курсовые работы требуют от студента умения наблюдать факты, самостоятельно исследовать проблемы, анализировать и соответственно толковать их, строить заключения и обобщения. Такие курсовые формируют у студентов навыки исследовательского поиска, самостоятельного исследования конкретного материала.

Содержание курсовой работы предопределяется прежде всего ее темой. Существуют, кроме того, и общие требования, которые касаются всех видов работ. Одной из них является сознательное понимание природы вопроса. Поэтому начинать работу следует с изучения материала, который касается указанной тематики. Это поможет глубже сориентироваться при выборе темы, всесторонне обосновать свой выбор, облегчит процесс выполнения курсовой работы. При подготовке курсовой работы необходимо:

· подобрать литературу (библиографирование), изучить ее, законспектировать важнейшие положения и составить представление о существующих в науке позициях относительно проблематики, которой касается курсовая работа;

· подобрать примеры, выписать их на карточки (файлы) с указанием источника, страницы, проанализировать иллюстративный материал (этап накопления и обработки фактического материала);

· тщательно обдумать формулирование темы, учитывая, что близкие по смыслу темы отличаются определенными особенностями, которые нуждаются в осмыслении;

· составить план работы (последовательный перечень основных вопросов, которые будет необходимо осветить; центральные вопросы следует детализировать).

Заключительный этап написания курсовой работы состоит в целенаправленном изложении собранного и изученного материала с позиций ее автора.

Структура курсовой работы охватывает вступление, основную часть, выводы. Во вступлении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, значимость для науки и практики, определить цель работы и подчиненные ей задачи; указать, какой фактический материал использован как источник наблюдений, предложить лаконичный обзор литературы, который содержал бы обобщение и оценку, а не пересказ прочитанного.

В основной (наибольшей по объему) части необходимо на конкретном материале последовательно раскрыть тему. Излагая свои наблюдения, соображения, каждое теоретическое положение следует подтверждать самостоятельно подобранными примерами, количество которых должно быть достаточным для выводов и обобщений. Все примеры следует прокомментировать.

В заключительной части подают краткие выводы, которые иногда формулируют тезисно.

Обязательным элементом курсовой работы является содержание, которое, предшествуя тексту, должно представить последовательный перечень ее составных частей с указанием страниц. Содержание логически организует работу, задает ей композиционную стройность, научность.

Завершает текст курсовой работы библиографический список.

Главное для курсовой работы – глубина и полнота раскрытия темы, творческий подход, обоснованность выводов и обобщений. Она должны отмечаться композиционным совершенством, логичностью изложения информации, правильностью литературного языка.

Защита курсовой работы является не менее ответственным делом, чем ее подготовка. Часто она происходит в присутствии нескольких преподавателей, студентов, которые имеют право задать вопрос и высказывать замечание относительно работы. Процесс защиты протоколируется, протокол подают на кафедру вместе с текстом курсовой работы.

Наиболее универсальными и наиболее распространенные являются такие требования к курсовым работам:

1. В работе не должны быть ничего лишнего, материалов, которые не касаются указанной темы.

2. Нецелесообразно повторять одно и тоже, эксплуатировать одинаковые примеры, слова и словосочетания.

3. Необходимо обеспечить простоту изложения, избегать неоправданно больших размеров изложенного материала.

4. Не следует писать работу быстро, кое-как, так как все, что пишется на скорую руку, оказывается незрелым.

5. О результатах исследовательской работы целесообразно сделать сообщение на заседании студенческого научного кружка, на днях науки, которое поможет учесть в окончательном варианте все замечания.

На высокую оценку заслуживают курсовые работы, которые характеризуются научной достоверностью, насыщенностью конкретным содержанием, богатым фактическим материалом, аргументированными выводами, безупречными орфографией, пунктуацией и стилистикой, четкостью композиции и правильным оформлением.

Распространенными и существенными недостатками курсовых работ является схематизм; дословное переписывание фрагментов из учебников или специальных работ; механическое, неосмысленное объединение мыслей разных ученых или выписок из работ, которые освещают противоположные мысли относительно сути вопроса; грамматические и стилистические ошибки.

Удачно избранная тема, успешно выполненная курсовая работа со временем может быть трансформирована в дипломную работу и даже более значительное и масштабное научное исследование.

До 35 страниц.

Дипломная работа. Является завершающим этапом образования выпускника. Как одна из специальных форм научной работы она имеет свои квалификационные признаки. В научной практике понятия «диплом» означает работа, исследование, проект, который выполняется студентом-выпускником для получения свидетельства об окончании учебного заведения. Синонимическими к нему есть понятия «дипломная работа», «дипломный проект», «дипломное произведение» и др.

Написание дипломных работ имеет целью систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания со специальности, проявить привычки применения и этих знаний при решении конкретных научных задач. Будущим специалистам важно развивать привычки самостоятельной работы, овладевать методику исследования и экспериментирование, выяснять подготовленность к самостоятельной работе.

В университетах, других высших учебных заведениях выполнения дипломных работ является обязательным элементом процесса обучения, финальной формой подготовки специалистов. Как правило, в дипломных роботах должны быть реализованные такие требования:

— актуальность, новизна тематики, соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, практическим задачам и общим целям дипломной работы;

— изучение и критический анализ монографической и периодической литературы согласно теме дипломной работы;

— изучение и характеристика истории и современного состояния проблематики исследования;

— характеристика предмета, целей и исследовательский приемов, описание и анализ проведенных автором экспериментов;

— обобщение результатов, обоснованность выводов и практических рекомендаций.

Подготовку к выполнению дипломных работ обеспечивают выпускающие кафедры высших учебных заведений. Тематика дипломных работ ежегодно заранее определяется кафедрой и утверждается советом факультета (института). При выборе темы желательно учитывать ее соответствие уровню развития современной науки, актуальным направлениям научных исследований, из которых І специализируется кафедра, возможностям обеспечения студентов-дипломников научным руководством.

Допущенная кафедрой к защите дипломная работа направляется деканом факультета (директором института) или, по согласованию с ним, заведующим кафедрой на рецензию. Состав рецензентов утверждает декан факультета (директор института) на основании рекомендаций заведующего кафедрой. Нередко к рецензированию привлекают преподавателей из других кафедр, которые имеют необходимую подготовку, опыт научного исследования по соответствующей тематике. Практикуется и внешнее рецензирование. Рецензентами в таких случаях выступают квалифицированные специалисты научных закладов, специалисты производства, преподавателе других высших учебных заведений.

В рецензии рецензент обязательно отмечает:

— правильность формулирования темы, степень ее изучения, правомерность определения главных проблем, глубину и последовательность их раскрытия;

— знание дипломником научной литературы из тематики, которые исследуется;

– новизну и оптимальность формулирования и решение научной проблемы;

– соотношение (взаимосвязь) теоретической и профессиональной частей: насколько правильно и глубоко в теоретической части анализируются проблемы, как в профессиональной части реализуются выводы, сделанные в теоретической части.

Традиционно рецензенты обращают внимание на личностный аспект исследования конкретной проблемы, культуру мышления дипломника, работы с научным и справочным аппаратом, актуальность и новизну его выводов. Не остаются вне их внимания композиционные, стилевые особенности работы.

Структурные особенности дипломной работы. Качество дипломной работы зависит не только от удачного отбора необходимых материалов, а и от умелого использования их, четкой организации, систематичности и последовательности изложения, правильного оформления научного аппарата. Поэтому важным этапом подготовки дипломной работы есть составления ее плана, продумывание композиции и др.

К написанию работы можно приступать лишь после завершения отбора и изучение фактического материала, необходимого для решения избранной проблемы. Значительный по объему и разнообразный по смыслу материал должен быть четко систематизированный, последовательно изложенный. При этом решение основных вопросов не должно оставить без внимания детали.

Именно такой цели служит составление развернутого, логически разветвленного плана. План должен предусматривать порядок и последовательность изложения материала. Он дисциплинирует студента и одновременно является достаточным основанием для обсуждения работы с руководителем. Развернутый и четкий план облегчает восприятие при чтении написанной работы. Необходимый он во всех видах творческих работ. В нем должны быть отображенные ее основные структурные части (разделы), обозначенные римскими или арабскими цифрами. Каждый раздел может содержать подразделы (параграфы), обозначенные соответственно их объему арабскими цифрами, цифрами с дужками, буквами и т.п.

Каждая композиционно отделенная часть научной работы имеет свои цели и содержание.

Во вступлении определяют цель и задачу, объект и предмет исследования, обосновываются выбор и актуальность

темы, отмечают новизну, теоретическую ценность и практическую значимость работы, описывают принципы, методы и приемы исследования, особенности композиции, характеризуют материал и источники исследования. За возможности приводят данные об апробации проблемы.

Первая глава (раздел) чаще всего бывает обзорной, в ней раскрывают историю вопроса. Большей частью она есть своеобразным реферативным изложением (оценочного характера) научных исследований в конкретной сфере с одновременным очерчиванием круга нерешенных проблем, мелет явления, которое исследует автор работы, раскрытием теоретических предпосылок изучения проблемы. Во второй и в следующих главах автор описывает процесс, освещает методику и технику исследования, достигнутый результат. Выводы предназначены для итогов исследования: формулирование обобщения, предусмотрение перспектив дальнейшей работы в пределах указанных проблем.

Средний объем дипломной работы ограничивается 60–80 страницами машинописного текста (на гуманитарных факультетах возможный бóльший объем в связи с необходимостью приведения большого количества примеров, иллюстраций).

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Список рекомендованих джерел. 1. Програма з англійської мови для університетів /інститутів, проект/ Колектив авторів: Є.Ю | Timetable 2st course/3d semester - groups BA-201-220

Date: 2015-10-18; view: 1728; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию