Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткий словарь психологических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 78 из 78
А АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio – отвлечение) – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. АВТОРИТАРНЫЙ (лат. autoritas – влияние, власть) – характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т. п. АВТОРИТЕТНОСТЬ (лат. autoritas – влияние, власть) – способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением. АГРЕССИВНОСТЬ (лат. aggredi – нападать) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. АДАПТАЦИЯ (лат. adapto – приспособляю) – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. АККОМОДАЦИЯ – изменение уже сложившихся знаний, навыков, умений в соответствии с возникшими новыми условиями. АКТИВНОСТЬ – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis – деятельный) – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении. АКЦЕНТУАЦИЯ – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. АЛЬТРУИЗМ (лат. alter – другой) – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. ampi – двойственность, лат. valentia – сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта. АМНЕЗИИ – нарушения памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга. АНАЛИЗ (греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения целого на части; включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. АНАЛИЗАТОР – понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители. АНАЛОГИЯ (греч. analogos – соответственный, соразмерный) – сходство между объектами в некотором отношении. АПАТИЯ (греч. apatheia – бесстрастность) – состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. АПРАКСИЯ (греч. apraxia – бездействие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий у человека. АССИМИЛЯЦИЯ – использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio – соединение) – связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. АСТЕНИЯ (греч. astheneia – бессилие, слабость) – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. АТТРАКЦИЯ (лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. АУТИЗМ (греч. auto – сам) – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. – autos – сам, genos – происхождение) – комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. АФАЗИИ – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis – приносящий) – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу. АФФИЛИАЦИЯ (англ. to affiliate – присоединять, присоединяться) – потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально-положительных (дружеских, товарищеских, приятельских) отношений с окружающими людьми. Б БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (франц. barriere – преграда, препятствие) – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus – отражение) – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов (необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений отрицается). Родоначальники теории – Б. Э. Торндайк, Дж. Уотсон. БОЛЬШАЯ ГРУППА – значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т. п. БРЕД – ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм). В ВАЛИДНОСТЬ (англ. valid – пригодный) – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. ВЕДУЩИЙ ТИП ОБЩЕНИЯ – преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества. ВЕРА – убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами. ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbalis – словесный) – относящийся к звуковой человеческой речи. ВЛЕЧЕНИЕ – желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям. ВНИМАНИЕ – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. ВНУШАЕМОСТЬ – податливость человека действию внушения. ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio) – неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении. ВОЗБУДИМОСТЬ – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени. ВОЛЯ – свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. ВООБРАЖЕНИЕ – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти. ВОСПРИЯТИЕ – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. ВЫБОРКА – группа людей, на которой проводится исследование (в противоположность выборке, генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования); выборка является частью генеральной совокупности. Г ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallucinatio – бред, видение) – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред). ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius – дух) – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности. ГЕНОТИП (греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) – совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. ГЕШТАЛЬТ ГРУППЫ – группы людей, образуемые для психотерапевтического воздействия в гешталъттерапии. ГЕШТ АЛЬТ ТЕРАПИЯ (нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гешталътпсихологии – области психологических исследований, ставящих во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними (главный принцип – безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения). ГИПНОЗ (греч. hypnos – сон) – вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением. ГОЛОВНОЙ МОЗГ – передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма. ГОМЕОСТАЗ (греч. homoios – подобный, statis – стояние) – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе. ГРЕЗЫ – фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни. ГРУППА – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа). ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (греч. dynamis – сила) – направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп. ГРУППЫ ВСТРЕЧ – специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга с аналогичным названием; цель этого тренинга – обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов. ГРУППЫ ПСИХОДРАМЫ – малые группы, в которых через ролевое поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы; усваиваемые роли становятся достоянием личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни. ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ – группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем. ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ – бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных; благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, агрессивности, неуверенности в себе и других привычных форм отрицательного поведения. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в нашей стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Д ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение). ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona – личность, лицо – обезличивание) – временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность. ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio – подавление) – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare – определять) – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. ДИАЛОГ (греч. dialogos) – попеременный обмен репликами двух и более людей. ДИСТРЕСС – отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека. ДУША – понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных. Ж ЖЕЛАНИЕ – состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. ЖЕСТ – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. ЖИТЕЙСКИЕ ПОНЯТИЯ – те понятия, которые используются людьми в повседневном языке, в обыденном общении; от научных понятий отличаются меньшей определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок, слабой операционализацией и верификацией. ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными. ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я» – образ. ЗНАЧЕНИЕ (слова, понятия) – то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди. И ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare – отождествлять) – в психологии – установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица. ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – (см. мгновенная память). ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio – ошибка, заблуждение) – феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому либо реальному явлению или объекту. ИМИДЖ (англ. image – образ) – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. ИМПРИНТИНГ (англ. imprint – запечатлевать) – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями; одна из форм памяти. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам. ИНДИВИД (лат. individuum – неделимое) – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. ИНИЦИАТИВА (лат. initio – начинать, посвящать в таинство) – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. ИНСАЙТ (англ. insight – постижение, озарение) – неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян. ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. ИНТЕРАКЦИЯ (англ. interaction) – взаимодействие. ИНТЕРЕС – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (лат. inter – между, ferentis – несущий) – нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого. ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro – внутрь, versio – поворачивать, обращать) – обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности). ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения. ИНТУИЦИЯ (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. ИСПЫТУЕМЫЙ – человек, над которым проводятся научные психологические опыты. ИПОХОНДРИЯ – состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. К КАТАРСИС (греч. katharsis – очищение) – психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса. КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. КОЛЛЕКТИВ (лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. КОММУНИКАЦИИ (лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. КОМПЛЕКС (лат. complexus – связь, сочетание) – соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. КОНКУРЕНЦИЯ (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. КОНСТАТНОСТЬ (лат. constans (constantis) – постоянный) – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. КОНСТАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. КОНФАБУЛЯЦИИ (лат. confabulo – болтаю) – ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты, и стрессы. КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. КОНФОРМНОСТЬ (лат. conformis – подобный, сообразный) – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА – понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга. КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям – успеху, неуспеху, трагедиям и т. д. По Э. Берну, в бессознательном человека как бы сидит некий "маленький человек" и дергает за веревочки, управляя жизнью "большого человека" по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (в детские, юношеские годы). КОРРЕЛЯЦИЯ (лат. correlatio – соотношение) – понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями. КРИЗИС – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Л ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis – скользящий, неустойчивый) – свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса. ЛИБИДО – одно из ключевых понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие введено в научный оборот 3. Фрейдом (изначально использовалось как синоним сексуального влечения). ЛИДЕР (англ. leader – ведущий) – член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. ЛИДЕРСТВО – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. ЛИЧНОСТЬ – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. ЛОКУС КОНТРОЛЯ – индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей (при внутреннем л. к. эти причины помещаются в самом человеке, в его психологии, а при внешнем л.к. они располагаются вне данного человека, например во внешних объективных обстоятельствах его жизни). ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitude – долгота) – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. ЛЮБОВЬ – высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека. М МАЛАЯ ГРУППА – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. МАНИПУЛИРОВАНИЕ (лат. manipulatio – ручной прием, действие) – совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения своих замыслов, интересов, потребностей за счет другого (или в ущерб интересам другого человека) в скрытой, завуалированной форме. В работах Д. Карнеги популяризируется в качестве наиболее рационального метода в процессе взаимодействия с людьми. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ (лат. communicatio – сообщение, передача) – средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т. п. МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ – память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия). МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – субъективно перживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) – черные, chole – желчь) – один из четырех типов темперамента; человек, чье поведение характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на действующие стимулы, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. МЕЧТЫ – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. МИМИКА – совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.). MMPI – известный личностный психологический тест, расшифровываемый как Миннесотский многофакторный личностный опросник (широко применяется в клинической психодиагностике для оценки степени отклонения от медицинской нормы уровня развития целого ряда личностных свойств человека). МОДАЛЬНОСТЬ (лат. modus – способ) – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. МОТИВ (франц. motif – повод к действию) – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. МОТИВАЦИЯ – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. МЫШЛЕНИЕ – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Н НАБЛЮДЕНИЕ – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. НАВЫК – сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. НАДЕЖНОСТЬ – один из критериев качества научного метода исследования, относящийся к точности психологических измерений. НАМЕРЕНИЕ – сознательное желание, готовность что-либо сделать. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. НАПРЯЖЕННОСТЬ – состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. НАСТОЙЧИВОСТЬ – волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. НАСТРОЕНИЕ – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми (включает в себя целый ряд знаковых систем: кинесику, проксемику, экстра – и паралингвистику, визуальный контакт). НЕГАТИВИЗМ (лат. negatio – отрицание) – демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие им разумных советов со стороны других людей. НЕЙРОН (греч. neuron – нерв) – нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы. НЕЙРОТИЗМ – свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (греч. neuron – нерв и systema – целое, составленное из частей) – совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. НОНКОНФОРМИЗМ (лат. non – не, нет и conformis – подобный, сообразный) – стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем (синоним понятия "негативизм"). НОРМЫ ГРУППОВЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) (лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. О ОБОБЩЕНИЕ – выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция). ОБРАЗ – субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. ОБЩЕНИЕ – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части), к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – тот объект, на котором проводится научное исследование (например, человек или группа людей). ОДАРЕННОСТЬ – наличие у человека задатков к развитию способностей. ОЛИГОФРЕНИЯ (греч. oligos – немногий, незначительный, phren – ум) – патологическое снижение способностей у человека. ОНТОГЕНЕЗ (греч. on, род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс индивидуального развития организма или личности. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – форма памяти, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. ОПЕРАЦИЯ (лат. operatic – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. ОПРОС – метод психологического изучения, в процессе применения которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о личностных особенностях этих людей. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это процесс выявления и установления соответствия данной деятельности принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществления управления; она призвана обеспечить наилучшее выполнение руководителем управленческих функций. ОПЫТ – результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. ОРГАНЫ ЧУВСТВ – нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме. ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. ОЩУЩЕНИЕ – субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. П ПАМЯТЬ – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ – память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (то есть наследственная). ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ – память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ – память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ – (см. оперативная память). ПАНИКА (греч. panikon – безотчетный ужас) – массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувства страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий (один из видов поведения толпы). ПАНТОМИМИКА – система выразительных движений, совершаемых при помощи тела. ПАТОПСИХОЛОГИЯ (греч. pathos – страдание, болезнь) – отрасль психологической науки, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях. ПЕРЕЖИВАНИЕ – ощущение, сопровождаемое эмоциями. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona – личность) – процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. perceptio – восприятие и socialis – общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis – множественность) – проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. ПОВЕДЕНИЕ – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ – слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения. ПОДВИЖНОСТЬ – одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. ПОДРАЖАНИЕ – сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу. ПОНИМАНИЕ – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. ПОСТУПОК – сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений. ПОТРЕБНОСТЬ – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. ПРЕДРАССУДОК – устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. ПРИВЫКАНИЕ – прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность. ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio – выбрасывание вперед) – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ – качество человека, выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях. ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо. ПСИХИКА (греч. psychikos – душевный) – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически из меняющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. ПСИХОАНАЛИЗ (греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. ПСИХОДИАГНОСТИКА (греч. psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – (см. климат социально-психологический). ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (греч. psyche – душа и soma – тело) – нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Р РАЗДРАЖИТЕЛЬ – любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию. РАССЕЯННОСТЬ – неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. РЕАКЦИЯ (лат. re – против, actio – действие) – ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. РЕЛАКСАЦИЯ (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (лат. referens – сообщающий) – группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, чьи ценности, суждения, нормы и правила поведения он безусловно разделяет и принимает для себя. РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ – человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания (р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека). РЕФЛЕКС (лат. reflexus – отражение) – опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ – (см. безусловный рефлекс). РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ – приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности. РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio – обращение назад) – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА – понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители. РЕЦЕПТОР (лат. recipere – получать) – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. – и их преобразования в нервные электрические импульсы. РЕЦИПИЕНТ (лат. recipientis – получающий) – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение. РЕЧЬ – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. РИГИДНОСТЬ (лат. rigidus – жесткий, твердый) – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. РОЛЬ (франц. role) – социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т. п.). РУКОВОДИТЕЛЬ – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. С САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. САМООБЛАДАНИЕ – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. САМОСОЗНАНИЕ – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я". САНГВИНИК (лат. sanquis – кровь) – тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА – устойчивые особенности нервной системы, влияющие – при прочих равных условиях – на индивидуальные психологические особенности человека. СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus – чувство, ощущение) – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (лат. signum – знак и греч. system – целое, соединение) – первая и вторая – способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов либо непосредственно улавливаемых органами чувств таких, как ощущения цвета, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). СЕНСОРНЫЙ – связанный с работой орагнов чувств. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки. СИМВОЛ (греч. symbolon – условный знак) – образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. СИМПАТИЯ (греч. sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. СИНТЕЗ (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния. СИТУАЦИЯ (франц. situation – положение, обстановка) – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. СКЛОННОСТЬ – предрасположенность к чему-либо. СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития. СОВМЕСТИМОСТЬ – способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. СОЗНАНИЕ – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. СОПЕРНИЧЕСТВО – стремление человека к соревнованию (конкуренции) с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ – сконцентрированность внимания человека. СОТРУДНИЧЕСТВО – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья. СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ – ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли. СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ – психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности. СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. СТАТУС (лат. status – положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы. СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (греч. stylos – букв. стержень для письма и англ. leader – ведущий, руководитель) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных); способы и средства, применяемые лидером (руководителем) для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей. СТИМУЛ (лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) – воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. СТРАСТЬ – сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. СТРЕМЛЕНИЕ – желание и готовность действовать определенным образом. СТРЕСС (англ. stress – давление, напряжение) – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. СТРУКТУРА (лат. structura – взаиморасположение, строение) – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimare – возносить) – в психоанализе один из механизмов психологической защиты (см. замещение). СУБЪЕКТ (лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. СУБТЕСТ – часть психологического теста или его подшкала, имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство. СУИЦИД (англ. suicide – самоубийство) – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Т ТАЛАНТ (греч. talanton – первоначально вес, мера, потом в переносном значении – уровень способностей) – высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др. ТЕСТ (англ. test – проверка, опыт, проба) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. ТЕСТИРОВАНИЕ – метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты.), имеющие определенную шкалу значений. ТОЛПА – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. ТОРМОЖЕНИЕ – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. ТРЕВОЖНОСТЬ – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. У УБЕЖДЕННОСТЬ – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УМЕНИЕ – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений – посылок. УПРАВЛЕНИЕ – процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с промежуточной задачей. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. УСТАНОВКА – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. УТОМЛЕНИЕ – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Ф ФАНАТИЗМ (лат. fanum – жертвенник) – чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. ФАСЦИНАЦИЯ (англ. fascination – очарование) – специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение. ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma – слизь) – тип темперамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой и приспосабливающийся к новой обстановке. ФОРМИРОВАНИЕ – процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio – исполнение и systema – целое, соединение) – сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Х ХАРАКТЕР (греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. ХОЛЕРИК (греч. chole – желчь) – тип темперамента человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Ц ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. ЦЕННОСТИ – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. Ч ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. ЧУВСТВО – высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Э ЭВРИСТИКА – наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. ЭГО (лат. ego – Я) – один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда. ЭГОИЗМ (лат. ego – Я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego – Я и centrum – центр круга) – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. ЭЙФОРИЯ (греч. eyphoria) – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. ЭКСПЕКТАЦИИ (англ. expectation – ожидание) – система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio – выражение) – выразительность; сила проявления чувств, переживаний. ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra – вне, versio – поворачивать, обращать) – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии. ЭМОЦИИ (лат. emoveo – потрясаю, волную) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. ЭМПАТИЯ (греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а "сердцем". ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (лат. effectivus – дающий определенный результат, действенный) – продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе. ЭФФЕРЕНТНЫЙ – процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. 19 Notes
Оглавление · ПРЕДИСЛОВИЕ · Раздел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ · Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии · Лекция 2. Методы психологии · Лекция 3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел II. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ · Лекция 4. Психика и ее развитие · Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи · Лекция 6. Психические познавательные процессы · Лекция 7. Деятельность и сознание личности · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ · Лекция 8. Личность и ее понимание · Лекция 9. Мотивационная сфера личности · Лекция 10. Эмоциональная и волевая сферы личности · Лекция 11. Биологический фундамент личности · Лекция 12. Индивидуальные особенности личности · Лекция 13. Способности и роли личности · Лекция 14. Опорный «скелет» личности · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ · Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры · Лекция 16. Психологические особенности делового общения · Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА · Лекция 18. Группа и ее структурная организация · Лекция 19. Характеристика групповых процессов · Лекция 20. Проблемы социально-психологической адаптации · Лекция 21. Общественное мнение в коллективе · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел VI. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА · Лекция 22. Понятие конфликта, его сущность · Лекция 23. Поведение в конфликтах · Лекция 24. Стресс и его особенности · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел VII. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ · Лекция 25. Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики · Лекция 26. Эвристические методы решения творческих задач · Лекция 27. Личность и коллектив как объекты управления · Лекция 28. Личность и коллектив как субъекты управления · Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления · Лекция 30. Искусство управлять людьми · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Раздел VIII. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ · Лекция 31. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров · Лекция 32. Этикет в деятельности современного делового человека · ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты · ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ · РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА · Послесловие (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ) · Раздел IX. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТОВ И ОПРОСНИКОВ · Тест № 1 КАКОГО ПОЛА ВАШЕ МЫШЛЕНИЕ? · Тест № 2 НАСКОЛЬКО ВЫ ЧУВСТВЕННЫ? · Тест № 3 ВНИМАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? · Тест № 4 КАКАЯ У ВАС ПАМЯТЬ? · Тест № 5 ВЫ СКЛОННЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ИЛИ РАЗМЫШЛЯТЬ? · Тест № 6 УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ? · Тест № 7 ЧТО ВЫ ЗА "ПТИЦА"? · Тест № 8 УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА · Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) · Тест № 10 СИЛА ВОЛИ И ВНИМАНИЕ · Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА · Тест № 12 СИЛЬНЫЙ ЛИ У ВАС ХАРАКТЕР? · Тест № 13 ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ? · Тест № 14 КТО ВЫ: «КАПИТАН»? «РУЛЕВОЙ»? "ПАССАЖИР"? · Тест № 15 КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ? · Тест № 16 ВАШИ КОМПЛЕКСЫ · Тест № 17 ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ? · Тест № 18 КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ? · Тест № 19 ПРИЯТНО ЛИ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ? · Тест № 20 КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? · Тест № 21 ОПРОСНИК КОС (КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ) · Тест № 22 ЛИДЕРСТВО · Тест № 23 МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК "АДАПТИВНОСТЬ" · Тест № 24 НАСКОЛЬКО ВЫ КОНФЛИКТНЫ? · Тест № 25 ОПРОСНИК ТОМАСА-КИЛМЕННА · Тест № 26 СПРАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СО СТРЕССОМ? · Тест № 27 КУДА ВЫ ИДЕТЕ: К СТРЕССУ ИЛИ ОТ НЕГО? · Тест № 28 КАКОЙ ВЫ ПСИХОЛОГ? · Тест № 29 СТЕПЕНЬ ВАШЕЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЕ · Тест № 30 КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ? · Тест № 31 МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ? · Тест № 32 ВАШ СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ · Тест № 33 УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ДЕЛОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ? · Тест № 34 ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК? · Тест № 35 СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РЕШИТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ? · Тест № 36 ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ · БИБЛИОГРАФИЯ · КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ · А · Б · В · Г · Д · Ж · 3 · И · К · Л · М · Н · О · П · Р · С · Т · У · Ф · Х · Ц · Ч · Э Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Date: 2015-10-18; view: 349; Нарушение авторских прав |