Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Откликайтесь на плач ребенка. Прежде чем взять ребенка на руки, вы задаетесь вопросом: «Но как же я пойму, что ему нужно?» Не волнуйтесь
Прежде чем взять ребенка на руки, вы задаетесь вопросом: «Но как же я пойму, что ему нужно?» Не волнуйтесь, вы быстро поймете это, ведь ребенок сам вам подскажет. Главное – слушать и наблюдать. Детям от рождения присуще поведение, стимулирующее привязанность (ПСП). Это поведение есть ранний младенческий язык, или совокупность сигналов, используемых ребенком для оповещения о потребностях, которые он испытывает. Этим сигналам невозможно противиться – они и «запрограммированы» такими, чтобы брать родителей за сердце, чтобы побуждать их к отклику. Сильнейший сигнал из ряда ПСП – младенческий плач. Отклик на плач ребенка – это воспитательная акция на 101 %. Когда ваш ребенок заплакал, возьмите его на руки и успокойте. Не теряйте времени, задаваясь вопросами вроде таких: «А нужно ли брать его на руки? Не пробует ли он манипулировать мною? Не испорчу ли я ребенка?» Просто возьмите его. Не беспокойтесь в отношении правильности вашего отклика. Ребенок скорректирует его. Если ребенок голоден, а вы пытаетесь успокоить его, укачивая ребенка, напевая ему, вместо того чтобы покормить, он даст вам знать, что хочет есть, – будет засовывать в рот кулачки или искать материнскую грудь. Опыт научит вас с ребенком верному взаимодействию – верному отклику на сигналы. Ребенок научится подавать вам ясные сигналы, указывающие на его определенные потребности, а вы освоите младенческий язык тела как совокупность таких сигналов. И ваш отклик станет более естественным и инстинктивным. Некоторым матерям это дается легко; другим, возможно, придется преодолеть сомнения и лишенное основания опасение, что ребенок подчинит их себе и будет «вить из них веревки». Иногда начинающие матери слышат такой совет: «Пусть ребенок выплачется». Иными словами, оставить ребенка одного, когда он плачет. Нет, ни в коем случае не допускайте этого! Плач ребенка – это свойственный ему язык; вам надо прислушиваться к нему. Детский плач «предусмотрен» для того, чтобы потребности ребенка в пище, пребывании у вас на руках, отдыхе и общении удовлетворялись. Плач ребенка также стимулирует у женщины развитие материнских навыков. С отклика на плач ребенка начинается процесс обучения, в ходе которого вы приучаете ребенка доверять вам. Это воспитательное «упражнение».
Воздействие материнского отклика на детский плач
Мы вовсе не хотим сказать, что ваша материнская обязанность – заставить ребенка перестать плакать. Это «дело» ребенка. Ваше дело – помочь ему прекратить плач. Однако в некоторых случаях ребенок продолжает плакать, потому что ни укачивание на руках, ни кормление не устраивают его, и вам надо выяснить причину плача[1]. Суть в том, чтобы не оставлять плачущего ребенка одного. Продолжайте держать его на руках, укачивать, слегка подбрасывать, поглаживать, пройдитесь с ним – делайте все, чтобы помочь ему справиться с плачем. Помогает уже то, что вы рядом с ним, и постепенно вы сами в этом убедитесь. Держать ребенка как можно дольше на руках – способ снизить интенсивность плача и успокоить его. Плач – это первый инструмент связи с миром для ребенка. Следует слушать его. Когда ребенку будет уже четыре‑шесть месяцев, ваш отклик на его недовольство станет не столь мгновенным. Ребенок постепенно усваивает, что может немножко подождать, и будет предвкушать момент, когда вы возьмете его на руки. Он способен на это, потому что уже научился доверять вам и потому что ему уже знакомо чувство удовлетворения, сопутствующее вашему отклику. Например, вы заняты чем‑то и хотите закончить дело, когда ребенок, просыпаясь или же устав после бодрствования, вдруг подает голос. Вместо того чтобы кинуться к нему и унять плач, вы говорите: «Мама сейчас подойдет». И эта фраза успокоит его на минуту‑другую. Ребенок обучается способности ждать, потому что знает: вы обязательно подойдете. Вы же приобретаете умение на слух различать, насколько безотлагательна его потребность в том, чтобы вы подошли. Учите ребенка хорошо плакать. Отклик на плач ребенка не только необходим для самого ребенка и родителей, но также полезен для их взаимоотношений. Голоса некоторых младенцев бывают настолько пронзительны, что это отдаляет от них родителей. Такой плач просто действует на нервы, раздражает, отравляет удовольствие общения с ребенком. Однако мгновенный отклик может оказать смягчающее действие на подобный плач. Первые звуки плача не столь уж невыносимы. В них есть нечто, призванное пробудить сочувствие у матери, а значит, добиться кормления и утешающего отклика. В детском плаче это фаза, стимулирующая привязанность. Мы отметили, что младенцы, получающие ранний отклик на плач со стороны ухаживающих за ними, по‑другому плачут – мягче, без истерических ноток. У матерей есть и подходящее название – «плач поприятнее». Однако младенец, чей плач не получает раннего отклика со стороны ухаживающих за ним, начинает плакать резче, тревожнее, ведь недовольство ребенка растет. Такой плач может вызвать раздражение у матери, провоцируя реакцию отчуждения вместо отклика. По мере того как младенцы приучаются плакать пронзительнее, дистанция между ними и матерями увеличивается. Матери, следующие совету дать ребенку выплакаться, вскоре уже навешивают на своих детей негативно характеризующие их ярлыки – вроде «крикун», «трудный ребенок». Поскольку плач не получает своевременного отклика, эти младенцы меньше задерживаются на стимулирующей привязанность фазе плача и все больше и больше сосредотачиваются на фазе, провоцирующей отчуждение. Такие отношения матери и ребенка чреваты проблемами воспитания, потому что у матери с ребенком плохо налажено общение. Чуткий отклик на плач достигает своего максимума, если вы настолько тонко разбираетесь в языке тела вашего малыша, что способны уловить сигналы, предваряющие плач, и отреагировать на них, тем самым погасив начинающийся плач при его зарождении. Ребенок вскоре привыкает к тому, что нет необходимости громко плакать (или же вообще кричать), чтобы получить необходимое. Одна мать из очень «привязанных» и заботливых, прекрасно подготовленная к роли хорошей воспитательницы, как‑то сказала нам: «Моя малышка редко плачет. У нее нет нужды в этом».
Date: 2015-10-18; view: 346; Нарушение авторских прав |