Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ссоры на глазах у детей





Сцена первая: восьмилетний Маттью и одиннадцатилетняя Эрин входят на кухню и становятся свидетелями того, как их родители срывают раздражение друг на друге, то есть ссорятся. Атмосфера накалена. Дети крутятся на кухне довольно долго, им удается кое‑что достать из шкафа с провизией, чтобы перекусить, а потом они идут на задний двор покидать баскетбольный мяч в корзину.

Сцена вторая: десять минут спустя. Маттью и Эрин вновь заходят на кухню: ушки у них на макушке. Дети видят, как их родители вместе хохочут. Дети испытывают облегчение и вновь какое‑то время крутятся на кухне: на этот раз они вслушиваются в диалог, что позволяет им узнать, как решился спор. Вы, должно быть, догадались, что это отрывки из летописи семейных битв Сирсов. Да, соавторы сей книги ссорятся, как и все супружеские пары. Часто эти выяснения происходят там, где их могут видеть дети. Но можно обратить такие обыденные сцены в сцены, поучительные для детей.

На заре нашего родительского опыта мы старались скрывать от детей взрывы наших эмоций. Полагая, что дети усвоят неверное представление о любви и браке, мы пытались вести себя в присутствии детей наилучшим образом. Теперь нам ясно, что такая политика далека от реальной жизни и насквозь фальшива.

Родительские столкновения могут стать для детей неоценимым уроком жизни. И он вот каков: люди, которые любят друг друга, выражают противоположные мнения без риска для их отношений. В дружной семье мама и папа всегда помирятся. Из этих наблюдений дети делают вывод, что вполне безопасно выражать чувства подходящим способом и что можно вести битву, не нанося ударов и не употребляя бранных слов; такие битвы не повредят дружеским отношениям. В конце концов, супругам необходимо обмениваться мыслями и чувствами друг с другом. У нас у всех бывает разное мнение по поводу того, как следует сделать что‑то или что‑то сказать. Это естественно. Друзья делятся своими мнениями, выражают свое недовольство друг другу. И иногда это происходит на повышенных тонах. Даже лучшие друзья ссорятся.

Родители, читающие эти строки, вы можете показать детям пример того, как вести справедливый спор, как делиться чувствами таким образом, чтобы это не вредило взаимоотношениям. Конечно же, вы не должны словесно или физически причинять боль друг другу. Употребляйте фразы, начинающиеся с личного местоимения «я» («Я чувствую, что…») вместо фраз с личным местоимением «ты» («Ты такая безучастная…»). Не ворошите прошлое и не втягивайте детей в свои споры. Старайтесь решать проблемы, не допускайте, чтобы они становились болезненными, чтобы «нагнаивались». Пусть ваши дети видят, как вы просите друг у друга прощения, как вы миритесь.

Обратить негативную сцену в позитивный урок можно только тогда, когда родители, прежде всего, словом и делом подтверждают для детей тот факт, что у них счастливый и нерушимый брак. Если такая атмосфера отсутствует, поведение детей часто ухудшается вслед за родительской стычкой. Однажды у меня на приеме был восьмилетний мальчик, который впал в депрессию и озлился после семейной баталии. Он испугался, что за этим столкновением родителей последует развод: о подобном сценарии он уже знал от школьного друга, чьи родители незадолго перед тем расстались. У другого ребенка, с которым я беседовал в своем кабинете, развилась фобия: он отказывался идти в школу, опасаясь того, что его ссорящиеся родители изувечат друг друга или что он не найдет кого‑то из них дома, вернувшись из школы. Одна девочка предподросткового возраста как‑то призналась мне, что никогда не выйдет замуж, ведь супруги только и делают, что ссорятся: к этому выводу она пришла, наблюдая за родителями.

Урок жизни таков: если ваш союз основан на любви и взаимном уважении, выражение чувств не повредит вашим отношениям. Если ваши ссоры расстраивают детей, не ссорьтесь в их присутствии, пока не научитесь вести конструктивный спор.

 

Родителям так просто завести себе любимчиков; фокус в том, чтобы любимчиками были все дети «поровну». В этой книге я постоянно говорю о Маттью, возможно потому, что мы столько всего делаем вместе: мы вместе играем в бейсбол, у нас общий бойскаутский опыт, да и просто мы давно обретаемся под одной крышей, не говоря уже о поре его младенчества. Думаю, я знаю его лучше, чем других моих детей. У некоторых детей с родителями лучше выстраивается обратная связь. И потом, характер характеру рознь: один больше подходит для круга семьи, другой – меньше. Поэтому совет «Не заводите любимчиков» вообще‑то невыполним. Вероятно, реальнее будет политика равных возможностей, предоставляемых родителями детям, стремящимся в любимчики. На этом пути вы, во‑первых, должны убедиться в своей способности проявлять особую благосклонность. Попробуйте составить перечень того, что вам больше всего нравится и больше всего не нравится в каждом вашем ребенке. То, что нам меньше всего нравится в нашем ребенке, часто мы меньше всего прощаем себе самим.


Если в вашем перечне наблюдается перекос в одну либо в другую сторону, у вас, вероятно, имеются проблемы. Покопайтесь в душе и признайтесь себе: эти ваши пристрастия наверняка проявляются в вашем отношении к ребенку. Возможно, вам следует выделить неповторимые свойства каждого из ваших детей и развивать их. Позаботьтесь также об особых потребностях каждого ребенка. И подумайте, те черты, то поведение, которое вам не нравится в вашем ребенке, – это важности или неважности? Если это неважности, вам надо меньше или совсем не реагировать на них.

Избегайте сравнений. Помните, детей постоянно подвергают сравнению. Большую часть своей ребячьей жизни они проведут, получая оценку того, что они делают: школьные баллы, очередность для удара по мячу в бейсбольной команде, соревнования, игры, которые они сами себе устраивают… Возможно, родной дом – единственное «учреждение», где ребенка ценят таким, какой он есть, – вне всяких сравнений. А потому избегайте замечаний, вроде таких: «Почему ты не можешь приходить вовремя, как твой брат?» «Твоя сестра получает прекрасные отметки. Ты что же – не учишь уроки?» Еще хуже высказывания вроде такого: «Ты ничуть не лучше своей сестры». Слыша подобные замечания, ребенок не полюбит сильнее своих братьев или сестер, но, скорее, будет возмущаться ими. Сосредотачивайтесь на поведении ребенка, с которым вы разговариваете. Не приводите братьев, сестер ему в пример. Возможно, ребенок решит, что он сможет догнать их, или же намеренно не станет делать никаких попыток сравняться с ними. В любом случае вы – в проигрыше. Устанавливайте планку для каждого ребенка в соответствии с его темпераментом и способностями и учите его быть довольным собой – таким, какой он есть.

Не позволяйте детям хвастаться, рисоваться в вашем присутствии. «У меня отметки получше твоих!» «А у меня новый велосипед, ха‑ха‑ха!» Мы ясно внушили нашим детям, что зазнаваться у нас в доме запрещено.

Не надо уравнивать детей. Пусть все дети созданы равными, невозможно всегда относиться к ним одинаково. Желая предотвратить вражду между детьми, родители стараются делать для одного ребенка то же, что и для другого, – речь идет как о покупке пижам, так и о выборе колледжа. Многие родители просто одержимы стремлением абсолютно одинаково относиться к своим детям. Но дети не одинаковы, и вы не должны относиться к ним так, будто они одинаковы. Принимайте решения, отвечающие настоящему моменту, и не беспокойтесь об отдаленных последствиях того, что сегодня вы больше гладили по головке одного ребенка, чем другого. Ваша цель – равновесие семи дней, составляющих неделю, не заостряйте внимания на идеальном равновесии одного дня. «Почему Джимми купили новые ботинки, а мне нет?» – пристает к вам Томми. «Потому что его ботинки износились, а тебе купили новые в прошлом месяце». Не позволяйте Джимми хвастать своей обновкой перед Томми. К детям нужен индивидуальный подход, а не одинаковое отношение.


Дети обладают врожденным чувством справедливости, интуитивно ощущают, что́, по их мнению, справедливо. Между двумя нашими первыми детьми, Джимом и Бобом, была разница в два года. Младший, Боб, как только он подрос настолько, что мог сравнивать себя с братом, стал требовать равных с братом возможностей. Его дежурным комментарием стал такой: «Несправедливо». Когда Джим первым женился, Боб произнес на свадьбе – с этого шутливого комментария начиналась свадебная кинолента – свое знаменитое «несправедливо». (Боб не остановился в борьбе за справедливость и подарил нам первого внука – наконец‑то он что‑то сделал первым!) Некоторые дети рождаются будто для того, чтобы считать очки. Если вы присоединитесь к ним, вы свихнетесь. Однажды за обедом двое таких счетчиков считали горошины в своих тарелках, чтобы убедиться, что ни один не обделен. После этого мы предоставили им возможность самим накладывать себе пищу в тарелки. Если им хотелось предаваться такому нелепому занятию, это был их выбор. Когда мы вместе едим пирог, один наш ребенок режет его на куски, а другой первым выбирает себе кусок. Насколько это в ваших силах, старайтесь делить домашние обязанности поровну между детьми, с учетом их возраста и умения. Будьте справедливы по возможности, но не сходите с ума. Помните, вы готовите детей к жизни, а жизнь не обходится с людьми справедливо, не относится к ним одинаково.

Будьте готовы объяснить детям, почему равенство не означает одинаковости. «Папа, почему я должен ложиться в девять часов, а Эрин ложится в десять?» «Потому что тебе нужно больше спать». Младшие дети, кажется, не настроены ворчать, если старшие пользуются бо́льшими правами, от чего младшие выигрывают. Наша двенадцатилетняя Эрин не выражает недовольства тем, что наша шестнадцатилетняя Хейден водит машину, ведь Хейден теперь может быть ее шофером. Объясните детям, что, становясь старше, они получают разнообразные права, а вместе с правами возрастает их ответственность. Дети могут с нетерпением ждать, когда же они повзрослеют.

Ваше стремление уделять детям одинаковое количество времени – почти тщетное стремление. Да, каждому ребенку необходимо какое‑то время проводить с родителями, однако все кончается тем, что родители проводят больше времени с младшими детьми. Иногда групповая терапия решает проблему равного распределения времени между детьми. Если бы мы уделяли равное время каждому ребенку в нашей семье, читая историю на сон грядущий, мы бы проводили за чтением всю ночь. Старшие дети скоро усваивают, что младшим требуется больше родительского времени и изобретательности, чтобы те могли заснуть. Если старшим хочется равной «порции» вашего времени, пусть присоединяются к семейному чтению вечерней сказки. Нередко все наши ребятишки собираются вокруг кровати нашего трехлетнего чада, которому мы читаем сказку перед сном.


Верните ребенка шуткой к реальност и. «Я тоже хочу быть маленьким ребеночком», – заявила четырехлетняя Триша. «Хорошо, – включилась в игру мама. – Сегодня ты можешь быть малюткой. Чем бы тебе хотелось заняться?» – «Мне бы хотелось, чтобы ты дала мне бутылочку». Мама дала девчушке бутылочку (с молочной смесью, не с соком!) «Фу, бяка». – «Во что бы ты хотела поиграть?» – «Я бы хотела покататься на велосипеде». – «Младенцы не катаются на велосипеде». – «А можно мне бутерброд с желе и ореховой пастой?» – «Младенцы не едят бутерброды с желе и ореховой пастой. Они едят только свою пищу, для младенцев». В конце концов Триша передумала быть маленьким ребеночком и сказала: «Лучше я пойду на улицу и покатаюсь на моем трехколесном велосипеде».

Особые случаи для одного ребенка и всех ваших детей. Особый день у нас называется «особым случаем», а не «чествованием». Обладая чуткостью и изобретательностью, вы сумеете отметить успехи того, кто отличился, и не принизить других; но не фокусируйтесь на равенстве и справедливости до такой степени, чтобы ваш ребенок не смог почувствовать себя отличившимся. Если один из ваших детей заслужил похвалу, потому что преуспел в чем‑то, подготовьте остальных заранее: «Сегодня за обедом мы будем поздравлять Анну за то, что она победила на соревнованиях в школе. Анне будет приятно, если вы все присоединитесь к нам. Надеюсь, вы присоединитесь». Позаботьтесь, чтобы Анна в свою очередь похвалила брата, когда он будет того заслуживать. День рождения – тоже случай собрать всех детей для общего веселья. Порой родители бывают так поглощены подготовкой к празднованию дня рождения одного ребенка, что неосознанно устраняются от других детей. Для того чтобы другие дети не ревновали и не отказывались демонстративно от участия в празднике, привлеките их к подготовке: они могут помочь вам испечь торт, завернуть подарки, украсить дом и даже придумать праздничные игры. Во время праздника не забудьте отметить такую помощь: «Эту игру придумала сестра Бобби, Эмили».

«Судейство» ссор. Когда вам следует вмешаться в ссору детей в качестве судьи, а когда остаться сторонним наблюдателем – это зависит от хода самого «раунда». Иногда схватка носит чисто игровой характер. Предоставьте детям быть детьми; дружеское напоминание – вот и все, что требуется от вас в подобном случае. Порой, если вы вмешиваетесь, вам трудно решить, кто виноват. Естественное побуждение родителей – обвинить старшего ребенка и защитить младшего. Но иногда даже годовалый малыш может досаждать старшему ребенку, отвоевывая у него игрушки. Кроме того, призадумайтесь, а мешают ли вам ссорящиеся ребятишки? Марта мгновенно пресекает споры фразой: «Вы нарушаете мой покой». Этот прием срабатывает, потому что мы давно уже внушили детям мысль, что в коллективе (а нашу семью можно считать коллективом) каждый должен уважать покой других. Если существует угроза, что дети нанесут травмы друг другу или же причинят ущерб вашей собственности, сразу остановите схватку.

В случае явной угрозы помните: безопасность – на первом месте, психология – на втором. Прежде всего разнимите драчунов, затем, вместо того чтобы позволить им втянуть вас в их шумный спор, успокойте каждого и водрузите на свою авторитетную голову шапочку доморощенного психолога. Если вы также видите, что один ребенок мучит другого, остановите негодника. Словесные оскорбления приравниваются к драке. Сразу же пресекайте такие стычки во избежание эмоциональных травм. Душевные травмы «затягиваются» медленнее, чем обычные, физического характера. Достигнув своей первой цели, остановив битву, переключайтесь на вторую и третью цели: учите детей уважать друг друга и прибегать к иным формам общения, подсказывайте им конструктивные способы разрешения разногласий. Иными словами, знакомьте их с ценными уроками жизни. Выслушайте обе стороны. «Он ударил меня». – «Нет, это он ударил меня первым». – «Я ненавижу тебя!» – «А я тебя еще больше ненавижу!» Дайте детям время, чтобы выпустить пары и высвободить свой гнев, а уже потом принимайтесь за «терапию». Они настолько поглощены своими эмоциями, что даже не слышат, что говорит их противник. Докажите, что вы понимаете точку зрения каждого, и помогите им услышать друг друга, характеризуя их чувства. «Боб, по‑твоему, Джим обидел тебя, а ты, Джим, считаешь, что Боб поступил несправедливо… Из сказанного вами видно, что вы оба способны завершить спор. Вы большие мальчики, и я надеюсь, что вы выйдете из этой комнаты друзьями».

Когда «судья» запинается. Если взаимоотношения детей в семье приобретают нездоровый характер, родителям бывает крайне трудно справляться со своей родительской задачей «судейства». Некоторые могут даже удаляться с места схватки, предоставляя ребятишкам тузить друг друга. Это еще одна ситуация, грозящая тем, что старые раны будут все больше воспаляться и молодое поколение окажется искалеченным ненавистью и насилием, вынесенными из родного дома. Если вы понимаете, что не в состоянии наладить детям их взаимоотношения, обратитесь за помощью к специалисту и залечите свои душевные раны, с тем чтобы вы могли вызволить детей из этого порочного круга – соперничества в родной семье.

Уважайте таланты каждого ребенка. Это трудная задача. У одного ребенка может оказаться невероятный музыкальный талант, но при этом он явно с ленцой. Родители тем не менее будут откладывать все деньги на музыку для этого ребенка. Другой ребенок не обнаружит особых врожденных музыкальных способностей, но страстно захочет научиться играть на пианино. Оба ребенка заслуживают предоставления им равных возможностей, пусть талантом дети не равны. С одной стороны, разумно определить особые способности ребенка и создать условия для их успешного развития и самореализации. Но здесь кроется вопрос: идет ли речь о врожденном таланте ребенка или же о стремлении ребенка к чему‑то? На деле чрезвычайно целеустремленный, хотя и менее способный ребенок может лучше устроиться в жизни, чем более одаренный, но ленивый. Остерегайтесь также ловушки, в которую так легко угодить: не принижайте невольно одного ребенка, поощряя в росте другого. «Энн – пианистка нашей семьи», – провозглашает мать на семейной встрече. Энн сияет, но ее увлеченный музыкой брат может решить, что игра на пианино предназначена у них в доме Энн, а ему нечего и подходить к инструменту.

Поищите способы поощрять детей добиваться выдающихся успехов в разных областях. Если Рейчел играет на фортепиано, то, возможно, Ребекка захочет поучиться играть на скрипке. Каждая получит возможность выделиться. Девочки могут составить музыкальный дуэт. Позаботьтесь о том, чтобы у актрисы вашей семьи была такая же поддержка, как и у спортсмена вашей семьи. Когда каждому ребенку предоставлены условия проявить свою индивидуальность, когда каждого поощряют в этом, дети менее склонны к соперничеству.

Некоторого рода соперничество между детьми в семье столь же неизбежно, сколь зимняя стужа. Но не допускайте битвы между соперниками, подрывающие устои семьи. Помните, братья и сестры могут общаться иными способами – им не обязательно вести сражения друг с другом. Однажды утром я осматривал двухлетнего Анджело, у которого была температура. Его брат Тоуни, трех с половиной лет, озабоченный состоянием Анджело, спросил: «С ним все в порядке, доктор Билл?» Мама заметила, что хороший брат Тоуни так и должен поступать. Умные родители могут научить детей сочувствовать друг другу. Такая чуткость детей ни с чем не сравнима.

 

III







Date: 2015-10-18; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию