Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие детей дошкольного возраста 6 page





3.150

Ситуация. Коля (5 лет) охотно выполнял все трудовые поручения, особенно хозяйственные. Воспитатель хвалил его, приводил Колино трудолюбие в пример другим. Постепенно мальчик становился все более самонадеянным и развязным, на занятиях по труду требовал капризным тоном, чтобы ему первому давали задания и как можно труднее.

– Я сделаю лучше всех! – заявлял он.

? Охарактеризуйте поведение Коли.

? Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к Коле и другим детям?

Решение. В этой ситуации у Коли проявилась завышенная самооценка, выразившаяся в самонадеянности и наглости поведения. Появление такой самооценки – следствие неправильных действий педагога. Воспитатель, уважая развивающуюся личность, должен был предъявлять к Коле более высокие требования.

! Самооценка, по выражению Вирджинии Сатир, – это самоценность.

3.151

Ситуация. Чем старше ребенок, тем сильнее у него потребность в любви родных и близких: ему хочется радоваться тому, что он такой замечательный. Поэтому очень важно обдуманно говорить со своим ребенком, в частности, о предстоящем наказании. Например, в ситуации, когда Саша (5 лет) бьет Витю, чтобы отнять у него игрушку.

? Как предпочтительнее сказать о наказании ребенку?

Решение. Нужно сказать ребенку, что он мальчик хороший, но в данном случае он совершил плохой поступок (отнял игрушку). На будущее ему необходимо дать правильную установку: в следующий раз попроси вежливо игрушку; если тебе ее не дают, то не надо выпрашивать, тем более отнимать, старайся уважать себя. Родители прежде всего должны думать об уважении личности своего ребенка, говорить о существе дела, а не запугивать наказанием. Гораздо важнее помочь ребенку понять свою ошибку, чем наказывать за каждый проступок.

! Отделяйте поступок от личности – анализируйте поступок ребенка.

3.152

Ситуация. Миша очень любит мастерить из строительного материала. Воспитатель в старшей группе организовал соревнование по изготовлению домиков «Кто быстрее и лучше построит дом». Дети с радостью принялись за дело.

Миша с заданием не справился. Но воспитатель все–таки сказал: «Молодец». И он, как и другие дети, получил в награду конфету. Однако Миша взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть. Из–за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

? Проанализируйте поведение воспитателя.

Решение. Если ребенок потерпел неудачу в значимом для него деле, то это не удается компенсировать даже вознаграждением. Воспитатель этого не учел.

3.153

Ситуация. Миша (4 года 5 месяцев) только что поделился гостинцем с Витей, а сейчас отнимает у него игрушку. Дома он охотно помогает маме убирать комнату, а через несколько минут может закапризничать, потому что не хочет, к примеру, надевать шарфик.

? Почему так происходит?

? Дайте психологическое обоснование поведению Миши.

Решение. В зависимости от изменяющейся ситуации меняются и мотивы поведения Миши.

3.154

Ситуация. Ребенок понимает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие.

? Означает ли это, что ребенок будет вести себя согласно ожиданиям окружающих?

Решение. Нет, не означает. Необходимо от понимания перейти к осознанию и принятию для себя соответствующего поведения – самомотивированного.

3.155

Ситуация. У Лены возникла вредная привычка: кусать ногти. Мама решила бороться с этой вредной привычкой, каждый раз произнося: «Не кусай!»

? Будут ли действия мамы успешными?

Решение. Такие действия мамы только усугубят положение. И. М. Сеченов (русский физиолог) говорил, что всякое предупреждение о действии («кусание») уже является подготовкой к нему. Поэтому подкреплять надо только положительные привычки.

3.156

Ситуация. Родители не должны говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать»; «Ты не знаешь этого»; «У тебя ничего не получится»; «Не приставай ко мне с глупыми пустыми вопросами» и т. д.

? Почему родители не должны так поступать?

? Дайте психологическое обоснование.

Решение. При подобном общении с родителями у ребенка может выработаться комплекс неполноценности – один из труднейших психических недостатков человека, затрудняющих его общение с другими людьми и создающих плохое внутреннее самочувствие.

! Внушать ребенку нужно только положительные действия, приводящие к успеху.

3.157


Ситуация. Случается, что ребенок, спускаясь по лестнице, прыгает по ступенькам или бежит по ним. Если мама, желая остановить его, говорит: «Не прыгай», «Не бегай – упадешь», то в ответ ребенок говорит: «Я не упаду». Несмотря на замечания, он продолжает прыгать дальше.

? Почему ребенок ведет себя подобным образом?

? Дайте психологическое обоснование.

Решение. В приведенном примере отражена характерная для дошкольника ситуация, когда сталкиваются непосредственные желания детей с требованиями взрослых. Тогда ребенок нарушает правило. Это так называемая ситуация «двойной мотивации».

3.158

Ситуация. Был проведен эксперимент «Загадочная коробка». Перед детьми ставилась задача не заглядывать в оставленную без присмотра коробку. В ходе эксперимента были установлены 3 типа поведения детей в данной ситуации.

1. Дисциплинированный.

2. Недисциплинированный правдивый.

3. Недисциплинированный неправдивый.

? Опишите примерное поведение детей каждого типа.

? Определите возраст детей, связанный с тем или иным типом поведения.

Решение. Описание поведения дошкольников в экспериментальной ситуации.

1. Дисциплинированный тип. Дисциплинированные дети стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения правил поведения. Такой тип поведения наблюдается во всех возрастных периодах дошкольного детства. В 3–4 года отмечено преобладание этого типа поведения.

2. Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа импульсивно. Они легко нарушают запреты, а затем смущенно признаются в этом. К 5–7 годам склонность к такому типу поведения заметно уменьшается, трансформируясь в 1 или 3 тип.

3. Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, легко говорят неправду, лгут сознательно. Особенно ярко это проявляется в 5 лет.

3.159

Ситуация. Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать о том, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына во лжи.

? Назовите основную причину Петиной лжи.

? Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой и что можно ей посоветовать?

Решение. Склонность ко лжи начинает развиваться у ребенка в том случае, если не сформирована потребность говорить правду. В ситуации «двойной мотивации» ребенок прибегает ко лжи, чтобы быть признанным взрослыми.

Ложь наблюдается и как компенсация комплекса неполноценности: ребенок не может особо проявить себя, поэтому и вынужден использовать обман как средство самоутверждения.

! Не создавайте для ребенка ситуаций, провоцирующих обман.

3.160

Ситуация. Шестилетняя Лена, пришедшая в старшую группу детского сада, была нескладной, несобранной девочкой, у которой ничего не получалось.

Спустя несколько дней воспитатель поручил Лене и двум девочкам навести порядок в кукольном уголке. Задание в целом было выполнено хорошо в основном благодаря усилиям и расторопности «помощниц» Лены. После восклицания воспитателя: «Как красиво расставлены игрушки!» – Лена поспешила первой сказать: «Это я так хорошо сделала!»

? Чем вызвана ложь Лены?

? Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Лены? Как их можно исправить?


Решение. Такое поведение Лены вызвано отсутствием признания ее как личности. Возможно, мама Лены занижала возможности дочери, не развивала у нее способность преодолевать трудности и добиваться положительных результатов. В дальнейшем родительница должна учесть допущенные ошибки и сформировать у дочери потребность вести себя прилично.

! Давайте ребенку самоутверждаться в делах, которые он может успешно выполнять.

3.161

Ситуация. Шестилетние дети играли в «моряков». Большинство мальчиков хотели быть капитаном, и никто не желал быть водолазом. Назревал конфликт, игра могла не состояться.

? Как должен повести себя воспитатель, чтобы игра состоялась?

? Как должен поступить взрослый, чтобы у детей появилось желание сыграть роль водолаза?

Решение. Воспитатель должен так построить игру детей, чтобы значимость роли водолаза возросла, чтобы эта роль стала одной из главных в игре, а значит, интересной, желанной.

3.162

Ситуация. Гера (3 года 3 месяца) и Алеша (5 лет 4 месяца) «боролись». Младший положил на лопатки старшего. Раскрасневшийся Алеша вскочил и, замахав кулаками, сказал, что он все равно «больше».

? Дайте психологическое обоснование ситуации.

? Что нужно сказать мальчикам с позиций разных моделей общения (невмешательства, дисциплинарной, личностно–ориентированной)?

Решение. Пятилетний ребенок старается сохранить свое «Я». При неудаче он находит компенсирующее качество («больше»).

Исходя из модели невмешательства не надо обращать внимания на эту ситуацию. Мальчики сами разберутся. Модель дисциплинарная потребует другого воздействия: наказать старшего (Алешу), чтобы не связывался с младшим, не разбирая сути происходящего.

Если исходить из личностно–ориентированного подхода, желательно поступить так: Геру оценить за стремление к победе и обратить его внимание на те чувства, которые может испытывать побежденный. Нужно понять и принять ситуацию Алеши, подумать вместе с ним, что сделать, чтобы быть более сильным и ловким. А также посоветовать: когда хочется померяться силами, то следует выбирать равного себе по возрасту противника.

3.163

Ситуация. Исследования показали, что в группе статус у детей различный: есть «звезды», «популярные» и «непопулярные».

? Зависят ли притязания ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

Решение. Притязания ребенка не зависят от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить играющими сверстниками. В психологических исследованиях выявлены разные уровни притязаний дошкольников и соответствующие им реальные возможности.

3.164

Ситуация. Вова (6 лет) помог маленькой девочке завязать шарфик. Когда его спросили, не сестренка ли она ему, он ответил, что нет. И добавил, что она маленькая, а маленьким надо помогать.


? Какое нравственное чувство проявилось у Вовы?

Решение. Вове свойственно проявлять доброту, сострадание, благородство, сочувствие, желание помочь малышам. Помогая маленькой девочке, Вова чувствует себя большим.

3.165

Ситуация. Некоторые родители относятся к страхам детей как к капризам и стараются даже наказывать их за «трусость».

? Правы ли родители?

? Изложите свое понимание детских страхов.

Решение. Психологи утверждают, что ни один ребенок не рождается трусом. Всех детей привлекают опасные приключения. Трусами делаем детей мы, взрослые, пытаясь уберечь их от любых волнений и самостоятельных шагов. Многие страхи детей формируются в условиях излишней опеки любвеобильных родителей.

Любовь взрослых не должна мешать детям преодолевать препятствия, справляться с собственными опасениями, узнавать свои возможности. Важен пример близких при преодолении возникающих страхов.

! Неуверенный в себе взрослый воспитывает такого же нерешительного ребенка. Взрослый, поверь в себя! Поверит в себя и ребенок!

3.166

Ситуация. Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха.

? Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, преувеличивая грозящую ребенку опасность?

? Можно ли знакомить ребенка с трудными условиями социальной действительности?

? Дайте психологическое обоснование своим высказываниям.

Решение. Зарождение страха у ребенка часто является следствием неразумного поведения взрослых. Если родители паникуют по малейшему поводу, то такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха.

Если младших дошкольников в какой–то мере нужно ограждать от очень сильных переживаний, то у старших дошкольников надо воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, сострадания, иначе ребенок может стать равнодушным, эгоистичным.

! Родители должны создавать такие условия, при которых ребенок мог бы проявить себя как активный, деятельный человек, не боящийся трудностей и не испытывающий страха.

3.167

Ситуация. Мише приснился сон. В страхе он проснулся.

? Какая реакция родителей предпочтительнее?

Решение. Чувство одиночества особенно проявляется во сне. Дети, например, очень болезненно переносят распад семьи, угрозу войны, конца света. Толчком к этому могут послужить многочисленные фильмы–боевики.

В снах у детей нет конкретного врага. Они существуют в сознании индивида. Когда ребенок рассказывает о своих снах, ему становится легче. Слушающий взрослый, обсуждая сон, оказывает поддержку ребенку. Вновь переживая свой сон, ребенок делает его объектом сознания.

3.168

Ситуация. Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят: «Иди сюда, а то тебя заберут!»; «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол»; «Не будешь слушаться – милиционер заберет» и т. д.

? Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка?

? Обоснуйте свой вывод.

Решение. Нельзя угрожать тем, что не может быть выполнено (осуществлено) взрослым. Иначе может сформироваться чувство непослушания.

3.169

Ситуация. Часто родители обращаются к психологу по поводу страхов своих детей.

? Что может провоцировать развитие страхов у детей?

Решение. Чаще всего страхи ребенка вызывают сами же родители своими необдуманными словами и поступками. Приведем ряд типичных случаев (табл. 5).

Таблица 5

Типичные ошибки родителей

 

 

! Родителям следует задуматься о том, какие их действия и слова могут напугать ребенка.

3.170

Ситуация. Некоторые дети начинают бояться темноты, мышей, болезней, опасаются перепрыгнуть через что–либо и т. д.

? Почему у детей появляются страхи? Дайте психологическое обоснование.

Решение. При встрече с чем–то необычным, новым у ребенка, кроме удивления и любопытства, может возникнуть состояние тревоги. Такое состояние иногда провоцируют сами взрослые своим чересчур взволнованным видом, необычным голосом или поведением.

Частые приступы страха влияют на общее самочувствие ребенка (физическое и психическое), поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке дух свободы и бесстрашия.

3.171

Ситуация. Маша (4 года), рассказывая сказку «Снегурушка и лиса», пропускала то место, где говорится о том, что Снегурушка послушала лису, слезла с дерева и лиса привезла ее домой. После слов: «Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь» – девочка продолжала веселым голосом: «Листайте, листайте дальше, я вам Снегурушку привезла».

? Назовите причину непоследовательности в пересказе девочки, пропуска существенных частей содержания сказки.

Решение. Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказки, превращают его из пассивного слушателя в активного участника. В данном случае Маша пропускала неприятные для нее события в сказке. Дети, как правило, ждут счастливого окончания сказки и печалятся, если она плохо заканчивается.

3.172

Ситуация. Мама обратила внимание на то, что ее сын Алеша (4 года) стал бояться после чтения сказки («В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать. Не ходите, дети, в Африку гулять»).

? Дайте совет маме.

Решение. Большинство страхов у детей связано с животными. Их, как правило, дети не видели, а знают лишь по сказкам и стишкам, а в них не все звери добрые. Оценить реальную степень угрозы малыш не может – вот и боится. Поэтому, читая ребенку книги, надо обратить его внимание на то, что все кончится хорошо. После чтения сказки можно попросить ребенка нарисовать картинку с особенно запомнившимся моментом. Хорошо, если последняя картинка будет изображать победу добра. Чтобы справиться со страхом перед сказочным персонажем–злодеем, надо поискать в нем что–то смешное или даже вызывающее жалость.

! «Страх» можно вылепить из пластилина, а потом превратить его в бесформенный комок. Затем из этого куска пластилина вылепить что–то очень хорошее. Можно «страх» нарисовать на большом листе бумаги. В ходе рисования придумать способ, как уменьшить степень его опасности.







Date: 2015-10-18; view: 1937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию