Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РОСПИСИ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ





 

(Примечание: СИНИМ – росписи Северной Двины, ЗЕЛЕНЫМ – другие росписи Архангельской области).

 

1) Мезенская роспись по дереву (или палащельская роспись) – тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо покрыты дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты.

Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило, на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть написанные жанровые сценки: охота, пароход, кони, но только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.



В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

 

2) Борецкая роспись – русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.

Вначале, как видно, существовал один центр росписи – село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучужской росписью и тоемской росписью.

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

Символ борецкой росписи – Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

 

3) Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.

Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы сирины. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.

Круг расписываемых предметов был велик – деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписывались прялки.

 

4) Ракульская роспись – русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Центром промысла является деревня Ульяновская.

В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Черным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы. Промысел возник и передавался в семье Витязевых.

 

5) Пучужская роспись (центр – в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок). Цветовая гамма – красный, желтый, зеленый, белый фон, черная обводка, красный преобладает. Характерная деталь – вьющаяся растительность красного цвета, заполняющая практически все свободное пространство, мелкие ярко-зелеными листочки и белые точки-капельки. Прялки Пучуги очень близки к борецким и фасадной стороной почти точно их повторяют. Верхняя часть занята окнами, в центре – арка с пышными растениями и птицами, а ниже – сцены катания, лошади, запряженные в саночки с кибиткой. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужскои росписи имеет свой вариант – более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой.



 

6) Тоемская роспись (выше по течению от деревни Пучуга – деревня Жерлигинская). Характерной особенностью прялок Тоймы являются ярко раскрашенная токарная ножка и зеркальце, врезанное в центр той стороны лопасти, которая была обращена к пряхе. Роспись более пестрая, "ситцевая", чем пермогорская, пучужская и борецкая, нет преобладания красного цвета. Прялки выглядят очень весело и нарядно. Занимательность им придавали надписи, взятые из народных песен, которые раскрывали обычно содержание сцен. В саночках изображался то купец, лихо растягивающий гармонику, то красная девица, которую везут на золотых конях.

 

7) Каргопольская роспись. В XVIII веке на северо-западе России сложилось особое стилевое направление народных росписей. Их технической основой является свободный кистевой мазок с белильными "оживками" (линиями). Весьма оригинальная, не похожая на другие северные росписи, так как сочетает в себе резьбу и роспись одновременно. В конце XIX - начале XX века свободно-кистевая роспись полностью вытесняет резьбу, и уже на каргопольских прялках этого времени часто встречается изображение цветов, произрастающих из вазона. Кроме этого встречаются на прялках и изображения животных и человека.

 

8) Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных.

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи насыщенная. Преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета. Белый цвет – для оживки, черный – для орнамента. В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

9) Пинежская роспись – Роспись, близкую к палащельской, можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге, притоке Северной Двины. В деревне Покшеньге два местных мастера – Михаил Андреевич Сумкин и Дмитрий Васильевич Чевиксин – в 1924-1925 годах сделали по заказу потребкооперации 180 расписных прялок, и шли эти прялки нарасхват.

Пинежские мастера применяют один "шахматный" узор – пятнадцать заштрихованных сеткой клеток в ширину и восемь в высоту с чередованием черного и красного цветов. Ряд подобных же, заштрихованных в сетку, ромбиков дается вверху и два ряда - внизу. "Шахматные" узоры характерны и для оборота прялки.

В пинежской росписи чувствуется не оригинальный, а подражательный характер, заметно мельчание стиля.

Расписных домов в поселениях, расположенных на территории рек Пинеги и Мезени, сохранилось совсем немного. На Пинеге росписи фасадов, чаще всего, представляют рисунок "в чашечку", где преобладают темный и оранжевый цвета.






Date: 2015-10-18; view: 4176; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию