Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






доктор филол. наук, профессор,

каф. рус. яз. как иностранного,

513 ауд. гуманитарного корпуса

 

Консультации по средам,

с 15.30 в 609 ауд. (левой)

гуман. корп. (Алеутская, 56).

 

I. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

 

1. Посещение учебных занятий и работа на них.

2. Контрольные работы.

3. Индивидуальные задания.

II. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

  Дата Тема лекции Контрольные работы
  11.02 Введение. Понятие мировой (всемирной) литературы. Основная периодизация в истории литературы. Своеобразие русской литературы в контексте всемирной литературы. 1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД (до I тысячелетия до н. э.). Мифология как особый тип культурного сознания). Проблема мифа как феномена культуры.  
  18.02 2. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (I тысячелетие до н. э. –V вв.) Античная литература. Основные литературные роды (эпос, лирика, драма). Древнегреческая трагедия как особый этап в истории трагедии.  
  25.02 3. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (V в. – рубеж XVI-XVII вв.) 3.1. Средние века до Возрождения (V–XII в.) Героический эпос зрелого средневековья. Национальные особенности французского героического эпоса («Песнь о Роланде»), испанского героического эпоса («Песнь о Сиде»). Национальная самобытность и художественное своеобразие русского героического эпоса («Слово о полку Игореве»). Контрольная работа № 1 истории литературы долитературного периода и эпохи Древнего мира    
  4.03 3.2. Период Предвозрождения в западноевропейской литературе (XIII в.). «Божественная комедия» Данте Алигьери. Единство научного и художественного сознания в создании картины мира у Данте (мир как одухотворенный организм). Символика как принцип образного языка средневековой культуры. Идея познания и духовного совершенствования человека в мире в поэме.  
  11.03 3.3. Эпоха Возрождения в западноевропейской литературе (XIVв. – рубеж XVI-XVII вв.). Гуманистическая идея величия человека. Основные этапы в развитии магистральной темы возрожденческой литературы: Д. Боккаччо (неиссякаемая энергичность и находчивость человека, его умение найти выход из любого трудного положения), Ф. Рабле (утверждение величия человека на уровне философских обобщений), В. Шекспир (открытие трагического несоответствия величия человека и несовершенства мира, в котором он живет), М. Сервантес (появление мотива осмеяния претензий человека на величие). Трагедии Шекспира как новый этап в развитии трагедии.   ! Последний день выбора спецвопроса!
  18.03 4. ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – первая треть XIX вв.). 4.1. Литература XVII–XVIII вв. Формирование механистической картины мира. Основные литературные направления (барокко, классицизм, сентиментализм). Понятие Просвещения. Просветительство как тип культуры. Рационалистические идеи разумного преобразования жизни. Идея цивилизации и исторического прогресса. Кризис просветительских идей в трагедии И.В. Гёте «Фауст». Критическое отношение к механистической модели мира. Диалектическое единство образов Фауста и Мефистофеля и своеобразие драматического конфликта (наделенный разумом человек всегда будет искать истину, но жизнь всегда больше и сложнее всех представлений человека о ней). Контрольная работа № 2 по истории литературы Средних веков и Возрождения  
  25.03 Русская литература в XVIII веке. Становление России как великой мировой державы и утверждение духа державности в литературе. Творчество М.В. Ломоносова. Филологические реформы Ломоносова: научное описание русского литературного языка, реформа стихосложения (замена силлабического стихосложения на силлабо-тоническую) и др. Эволюция жанра оды.  
  1.04 4.2. Эпоха романтизма (первая треть XIX в.). Понятие романтизма как литературного направления и как типа культуры. Романтический принцип двоемирия. Западноевропейские писатели-романтики (Байрон, В. Гюго, Гофман и др.). Романтизм в России. Золотой век русской поэзии: В.А. Жуковский, поэты пушкинской поры (К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, Е.А. Баратынский и др.) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. А.С. Пушкин как блистательное завершение процесса самоопределения русской литературы.  
  8.04 5. ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (вторая половина XIX в. – до XXI в.). 5.1. Вторая половина XIX в: развитие реализма. Принцип социально-исторической детерминации в создании образа типического героя. Реализм в западноевропейской литературе. Основоположники реализма в России. Реалистические романы: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Новые художественные принципы писателей «натуральной школы». Н.В. Гоголь. Типы реалистических героев («лишний человек», «маленький человек»). Контрольная работа № 3  
  15.04 Утверждение романа как ведущей жанровой формы реалистической литературы. Реалистический роман в Западной Европе: Ч. Диккенс, У. Теккерей, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер и др. Глубина психологизма в русских романах второй половины XIX в. Творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие писателя в изображении внутреннего состояния героя в романах Достоевского («pro et contra»).  
  22.04 Творчество Л.Н. Толстого. Отличительные особенности психологической манеры Толстого («диалектика души»). 5.2. Литература рубежа XIX-XIX вв. Всемирное значение русской литературы в новых культурно-исторических обстоятельствах. Импрессионизм и развитие «малых форм» в литературе. Творчество А.П. Чехова. Художественное своеобразие русской драматургии.  
  29.04 5.3. Литература XX столетия. Символизм как предчувствие модернизма. Французские символисты (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Серебряный век русской поэзии. Развитие новых художественных направлений: символизма (К.Д. Бальмонт, Г.В. Иванов, А.А. Блок и др.), футуризма (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк и др.), имажинизма (С.А. Есенин и др.), акмеизма (А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам и др.). Модернизм как тип культурного сознания и тип культуры. Наиболее значительные зарубежные писатели-модернисты (Ф. Кафка, Д. Джойс, В. Вулф и др.). Достижения русской переводческой школы в середине XX в. (М.Л. Лозинский, С.Я. Маршак, Б.Л. Пастернак и др.).   Контрольная работа № 4  
  6.05 Явление ремифологизации в литературе. Мифологические темы, образы и сюжеты в романах Т. Манна («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Дж. Джойса («Улисс»), М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита») и др. Дальнейшее усиление традиций ремифологизма и становление жанра фэнтези (Д. Толкин). Художественный феномен литературы русского зарубежья.  
  13.05 Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др.). Роман Г. Гессе «Игра в бисер» как выражение идей «культуры-игры». 5.4. Литература рубежа XX–XXI в.Формирование новых тенденций в литературе.Явление постмодернизма. Идея текстуализации и интертекстуализации в постмодернизме («Пушкинский дом» А.Г. Битова»). Эволюция постмодернизма. Проблемы соотношения фундаментальной и массовой культуры в романах В.О. Пелевина. ! Последний день сдачи индивидуального задания!
  20.05 Итоговая контрольная работа  
  27.05 Подведение итогов  

III. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА)

 

1. Своеобразие греческой мифологии.

2. Своеобразие скандинавской мифологии.

3. Древнегреческий эпос. Гомер.

4. Древнегреческая лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт).

5. Эсхил как создатель трагедии.

6. Трагическая коллизия «незнающего героя» в произведениях Софокла.

7. Художественное новаторство Еврипида в изображении трагического героя.

8. Древняя аттическая комедия. Аристофан.

9. Любовная лирика Катулла.

10. Политический пафос «Энеиды» Вергилия.

11. Тема золотой середины в поэзии Горация.

12. Философский смысл поэмы Овидия «Метаморфозы».

13. Драматургия Сенеки.

14. Своеобразие славянской мифологии.

15. Художественная значимость древнерусских летописей.

16. Образ Родины-страдалицы в древнерусской литературе XII–XIII вв.

17. «Житие» Аввакума и создание традиции исповедальной прозы в русской литературе.

18. Древнерусские назидательные повести (Домострой).

19. Эволюция житийной литературы в России.

20. Художественное значение переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.

21. Поэзия скальдов.

22. Тема Прекрасной дамы в поэзии трубадуров.

23. Средневековый рыцарский роман.

24. Образ Беатриче в творчестве Данте Алигьери.

25. Идея «тайного знания» в произведениях Данте Алигьери.

26. Поэзия Микеланджело Буанаротти.

27. Жанр сонета в европейской ренессансной поэзии.

28. Загадки шекспировского Гамлета как вечного образа в мировой литературе.

29. Русские переводчики «Сонетов» Шекспира.

30. Дон Кихот как вечный образ в литературе европейского Возрождения.

31. Тема безумного мира в романе М. Сервантеса «Дон Кихот».

32. Трагический гуманизм барокко в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон».

33. Виршевая поэзия в России.

34. Жанр литературного афоризма во французской литературе XVII века.

35. Борьба Добра и Зла в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».

36. Вечный образ скупого в зарубежной литературе (Ж.-Б. Мольер, О. де Бальзак и др.).

37. Вечный образ Дон Жуана в литературе (Т. де Молина, Ж.-Б. Мольер, С. Ричардсон и др.).

38. Жанр «высокой» оды в творчестве М.В. Ломоносова.

39. Художественное своеобразие жанра оды у Г.Р. Державина.

40. Взгляд на соотношение России и Западной Европы в «Записках русского путешественника» Н.М. Карамзина.

41. Поэзия Роберта Бёрнса.

42. «Кладбищенская тема» в поэзии английского сентиментализма.

43. Литературные парадоксы романов Л. Стерна.

44. Размышления о пагубности влияния цивилизации у Ж.-Ж. Руссо.

45. Романтические драмы Ф. Шиллера.

46. Жанр баллады в творчестве Ф. Шиллера и И.В. Гёте.

47. Тема искусства в произведениях Э.А. Гофмана.

48. Мистический ореол любовной темы у западноевропейских романтиков.

49. Романтический герой «восточных» поэм Д.Г. Байрона.

50. Вальтер Скотт и жанр исторического романа.

51. Ф. Купер – классик приключенческой литературы.

52. Нравственные акценты в решении темы научного прогресса и образа учёного в романе «Франкенштейн» М. Шелли.

53. В.А. Жуковский – гений литературного перевода.

54. Становление лирического героя в произведениях К.Н. Батюшкова («Мои пенаты», «Ложный страх», «Подражания древним» и др.).

55. Образ поэта-воина в лирике Д.В. Давыдова («Я люблю кровавый бой», «Песня старого гусара» и др.)

56. Предельное самораскрытие лирического героя Е.А. Баратынского («Осень», «Недоносок», «На что вы, дни...», «Оправдание» и др.).

57. Романтический поиск красоты и гармонии в поэзии А.А. Дельвига («Видение», «Отставной солдат» и др.), увлеченность песенной поэтикой («Соловей», «Не осенний мелкий дождичек»).

58. Проза А.С. Пушкина.

59. «Борис Годунов» А.С. Пушкина и своеобразие национальной драматургии.

60. Основные художественные позиции русских писателей - сторонников «натуральной школы».

61. Новаторство Н.В. Гоголя-драматурга.

62. Эстетические идеалы в поэзии А.И. Фета.

63. Особенности композиции цикла «Человеческая комедия» О. де Бальзака.

64. Тема губительной силы денег в творчестве О. де Бальзака.

65. Жанр физиологического очерка в зарубежной литературе 1830–40-х гг.

66. Нравственная проблематика романов Ч. Диккенса.

67. Идея духовного искания в творчестве Л.Н. Толстого.

68. Трагический смысл столкновения «гордого разума» и «чистого сердца» в романах Ф.М. Достоевского.

69. Художественный поиск нового героя в романах И.С. Тургенева.

70..Э. Алан По и становление жанра научной фантастики.

71. Романы Г. Флобера и достижения художественного психологизма в зарубежной литературе второй половины XIX в.

72. Поэзия Ш. Бодлера.

73. Тема терзаемой печалью души в поэзии французского символизма.

74. Ф.И. Тютчев как предтеча поэзии русского символизма.

75. Музыкальность поэзии К. Бальмонта.

76. Основные темы «романа в стихах» А. Блока.

77. Творчество В. Брюсова и поэтическая традиция русского символизма.

78. Новаторство драматургии Г. Ибсена.

79. Мифологические мотивы в романах Т. Манна.

80. Художественный мир романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

81. Идея вечных нравственных ценностей в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

82. Жанр романа-эпопеи в творчестве М. Шолохова.

83. Поэтическое новаторство Б. Пастернака.

84. Человек и история в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

85. Научная фантастика в России XX в (И. Ефремов, братья Стругацкие, А. Беляев, Кир Булычёв и др.).

86. Художественная и просветительская деятельность Айзека Азимова.

87. Научная фантастика и фэнтези: различие и сходство.

88. Трилогия Д. Толкина «Властелин колец».

89. Широта лирического диапазона в поэзии А.А. Ахматовой.

90. Художественный мир М.И. Цветаевой.

91. Эволюция художественной поэтики О. Мандельштама.

92. Идея необходимости обретения утраченных ценностей жизни в творчестве Д. Апдайка, Дж. Гарднера, Т. Моррисон.

93. Тема прошлого в творчестве Т. Уайлдера.

94. Художественный мир романов Г.Г. Маркеса.

95. Размышления о судьбах мира в произведениях А. де Сент-Экзюпери «Ночной полёт» и «Планета людей».

96. Философский смыл сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

97. Жанр антиутопии в творчестве О. Хаксли.

98. Творческий портрет современного зарубежного писателя.

99. Творческий портрет современного отечественного писателя.

100. Творческий портрет современного приморского писателя.

 

IV. ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

а) учебники

 

· Луков В.А. История зарубежной литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Academia, 2005.

· История русской литературы XI–XX веков: Краткий очерк. — М., 1983.

· Баевский В. С. История русской поэзии: 1730–1980. — М., 1994.

 

б) краткие учебные пособия

· Боголепова Т.Г., Модина Г.И., Ознобихина Н.А., Первушина Е.А. Культурология: История мировой культуры. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.

· Первушина Е.А. История античной литературы. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007.

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.

 

а) дополнительная литература

 

· История всемирной литературы. В 9 т. – М. Начала издаваться с 1983 г.

· Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. – М, 1962-1978

· Русская литература // Энциклопедия для детей. Т. 9, 10. – М.: Аванта, 1999.

· История русской литературы. В 4 т. – М.: Наука, 1980–1983.

· Большакова А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra (статья первая) // Информационный гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/5/Bolshakova/.

· Большакова А.Ю. Русская литература на рубеже XX–XXI веков (статья вторая) Информационный гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Bolshakova_Russian_Literature/

 

IV. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Авангардизм (< франц. avant-garde – впереди) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве первых десятилетий ХХ века, представители которого провозгласили разрыв с традициями реализма. Поэты отказывались от привычных норм стихосложения и логически связанных сюжетов; музыканты пренебрегали классической гармонией и стремились к свободе тоновых созвучий; в театральном искусстве игнорировали внешнее правдоподобие в оформлении спектаклей. Понятие "авангард" обычно связывают с такими течениями, как экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм.

Акмеизм (< греч. akmé – высшая степень чего-либо, расцвет) – течение в русской поэзии начала XX века (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от усложненной метафоричности, возврат к стихии «естества» и точному значению слова.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – художественный метод и стиль в искусстве XVIII – начала XIX веков. В искусстве барокко поэтизировалось представление о жизни как о дисгармонии. Поэтому художники стремились к драматической контрастности, экспрессивной патетике, преувеличенной яркости и пышности. В поэтике барокко преобладали усложненная, часто вычурная декоративность, смятенность эмоций и насыщенность неожиданными эффектами.

Представителями барокко были Л. Гонгора, Кальдерон, Д. Марино; в России – С. Полоцкий и др.

Всемирная (мировая) литература – идея единства мирового литературного процесса. Заявленная в трудах выдающихся просветителей Г. Гердера и И.В. Гете, данная идея получила дальнейшее развитие в трудах сторонников сравнительного литературоведения (компаративистики). Известны три основные концептуальные позиции в осознании явления всемирной литературы: всемирная литература как совокупность всех национальных литератур с древнейших времен до наших дней; всемирная литература как избранное всего самого значительного, что создано в недрах отдельных национальных литератур и имеет непреходящее мировое значение; всемирная литература как исторически развивающаяся системная общность взаимосвязанных и взаимно соотносимых литературных явлений, выявляющих основные закономерности мирового литературного процесса.

Декаданс (лат. decadentia - упадок) – общее название направлений, течений, школ и групп в искусстве конца XIX - начала ХХ веков, выражавших настроения отчаяния, душевной усталости, неприятия действительности. Декадансом называют также и само это умонастроение. Декадентам свойственен подчеркнутый индивидуализм и осознание себя носителем великой гибнущей культуры. Они стремились к «чистому искусству», культу красоты и наслаждений, что активизировало творческий поиск. Неслучайно именно в декадансе находят свои истоки многие культурные явления XX века (символизм, эстетизм, акмеизм, модернизм и др.).

Западники – направление русской общественной мысли середины XIX века. Его сторонники, в отличие от славянофилов, выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Критиковали крепостничество и самодержавие. Выпускали журналы «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник» и др. Главные представители: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др. В конце 1840-х гг. западники разошлись с революционными демократами, а в конце 1850-х полностью размежевались с ними и вместе со славянофилами составили единый либеральный лагерь.

Импрессионизм (< франц. impression - впечатление) - художественное течение, зародившееся во Франции в 1860-х гг., отразившее художественное противостояние духу прагматизма формирующейся техногенной цивилизации. Импрессионисты стремились к раскрепощению эмоционального начала и желали передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Импрессионисты ослабили значимость понятийно-аналитического сознания и отказались от классицистского деления предметов на главные и второстепенные, возвышенные и низменные. Главным для них стало воспроизведение авторского понимания явления, образы, позволяющие передать трепетность, изменчивость сиюминутных жизненных явлений.

Классицизм (лат. classicus - образцовый, совершенный) - художественный метод и стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. В основе классицизма - рационалистическое понимание жизни как разумно организованной и упорядоченной, а красота предстает лишенной метафизической тайны. Поэтому для эстетики классицизма характерно стремление к уравновешенности композиции, гармонической ясности образов, логически четкому размежеванию явлений. В системе жанров классицистского искусства существовала строгая иерархия. В них выделяли «высокие» (трагедия, эпопея, ода, религиозная картина, героическая опера и др.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, оперетта и др.). Художники классицизма стремились изображать вечное, непреходящее. Классицистами в зарубежной литературе были П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер и др., в русской – М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.

Миф (греч. mythos - сказание, предание) – характерное для древнего сознания синкретическое отражение жизни в виде метафорически персонифицированных образов, воспринимаемых создателями мифов вполне реальными. Мифы предстают как древние сказания и обряды, отражающие представления о происхождении и устройстве мира, о природе, о богах и героях. Соответственно различают разные типы мифологических сюжетов: космогонические (о происхождении мира), теогонические (о богах), героические (о подвигах героев), антропогонические (о людях), эсхатологические (о «конце света») и др. Универсальность и семантическая наполненность мифологических образов и самого мифологического сознания явились причиной того, что многие из них легли в основу последующих произведений искусства и приобрели вечность.

Мифология (греч. mythos - сказание, предание и logos - рассказ, толкование) - совокупность мифов. Мифы могут группироваться по разным принципам: по национальной принадлежности (греческая мифология, славянская мифология и т. д.); они могут быть объединены по принципу историзма (первобытная, или архаическая мифология, мифология классического периода и др.) Мифологией называют также и науку, изучающую мифы.

Модернизм (фр. modern современный) – собирательное обозначение всех новейших течений, групп, школ и деятельности отдельных мастеров художественной культуры начала ХХ в., порывающих с традицией классического искусства и считающих эксперимент основой творческого метода. В недрах модернизма сформировался авангардизм.

«Натуральная школа» этап развития русского реализма, связанного с творческими традициями Н.В. Гоголя и эстетикой В.Г. Белинского. Печатными органами, объединявшими писателей «натуральной школы» (Н.А. Некрасова, Д.В. Григоровича, И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.И. Панаева, В.И. Даля, позднее - Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина), были журнал «Отечественные записки», сборники «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». «Натуральная школа» способствовала формированию реализма в русской литературе. Представителями натуральной школы были разработаны жанры социальной повести и «физиологического очерка». Новой для литературы стали тема и образ «маленького человека».

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) – термин, имеющий очень широкое значение, в том числе – название самостоятельного направления в искусстве. Отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, писатели-постмодернисты избегают, нередко в игровой форме, саму возможность смысла и создают пародии этого поиска. Случайность для них выше таланта, а при помощи самопародирования и ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование разницы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя особую литературную форму – пастиш – и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы. Важной особенностью постмодернизма является принцип сплошной текстуализации реальности, т.е. восприятия реальности как текста. Постмодернистский текст насыщенно интертекстуален и известен поэтому под названием «теория текста без берегов».

Просветительство - идейное и общественное движение, сформировавшееся в эпоху Просвещения (в основном XVIII век). Просветители безгранично верили в исторический прогресс и разум человека. Они провозглашали идеи грядущего «царства разума» в мировой истории: всечеловеческое единство, гражданские свободы, благосостояние, счастье и равенство всех людей, ненасилие, веротерпимость, мир. К этому идеальному будущему человечество должно придти не путем войн и революций, а вследствие широкой программы образования, просвещения. Искусство должно было, по их мнению, служить этой благородной цели. Поэтому термин «просветительство» все активнее употребляется не только как название идеологии, но и определенного этапа и типа культуры.

Реализм (позднелат. realis – вещественный) прежде всего, правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду искусства. В этом значении реализм является свойством всякого искусства. В историческом развитии реализма наметились его основные разновидности: ренессансный реализм, классический реализм, веризм, реализм XX в. и др.

Не менее распространено и другое значение термина – как название ставшего классическим художественного направления, окончательно сформировавшегося в середине XIX в. Реалисты стремились к максимальной объективности, к социальному и историческому детерминизму в отражении действительности в "социально-типических лицах и обстоятельствах", к анализу физической основы человеческого поведения и глубокому психологизму. Реализм искал не столько красоту, сколько правду жизни, несмотря на то, что правда часто отражала трагические и уродливые формы бытия. Реалисты старались избежать простого копирования реальности и выявляли существенные основы бытия. Поэтому так важен в реализме принцип типизации.

Реалистами в зарубежной литературе были П. Мериме, О.де Бальзак, Стендаль, Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.: в русской – зрелые А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, М.А. Шолохов и др.

Романтизм (франц. – romantisme) - художественный метод, расцвет которого пришелся на конец XVIII и первую треть XIX веков. В основе романтического мировосприятия лежит смутное томление по мировой гармонии и духовному совершенству. Романтики стремились отразить переживание бесконечных глубин бытия. Центральная коллизия романтического искусства - индивид во вселенском потоке, а не человек в обществе, как это было в реализме. Поэтому романтики идеализировали средневековые художественные ценности, в отличие от классицизма, ориентированного на античность.

Романтики остро чувствуют бренность живого и безвозвратность прошлого и неизведанность будущего. Поэтому тип романтической красоты отразил все оттенки печали, тоски о недосягаемости идеала. Поэтому так важен для романтиков принцип «двоемирия», отражавшего глубокий разрыв между идеалом (сферой духовной, творческой жизни человека, бесконечной и совершенной) и действительностью (материальной, ограниченной во времени и пространстве).

Романтиками в зарубежной литературе были Д.Г. Байрон, П.Б. Шелли, У. Вордсворт, В. Скотт, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шатобриан, В. Гюго и др.; в русской – В.А. Жуковский, ранние А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и др.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme < sentiment – чувство) – художественное направление, возникшее в эпоху Просвещения и отразившее его кризис. Искусство сентиментализма исполнено разочарования в результатах научно-технического общественного развития и сомнений в возможности просветительского «царства разума» на земле. Культу рассудочной личности сентименталисты противопоставили образ чувствительного человека. Поэтому они акцентировали эмоциональное начало образа, искали гармоническое единство души «естественного человека» и первозданной красоты чистой природы, которая противопоставлялась цивилизации. Художественное произведение должно было умилить, растрогать, вызвать слезы сопереживания.

Основные представители сентиментализма: в зарубежной литературе – Л. Стерн, О. Гольдсмит, Ж.-Ж. Руссо, Т. Грей, Д. Томпсон, Э. Юнг, ранние Ф. Шиллер и И.В. Гёте и др., в русской – Н.М. Карамзин и др.

Силлабо-тоническое стихосложение (буквально «слогоударное стихосложение») – система русского классического стиха, введенная реформой В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в XVIII веке. Основана на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Благодаря этой системе, открылись замечательные возможности русского поэтического языка, его напевность, мелодичность, оригинальность ритмического строя. Силлабо-тоническая система сменила господствующую прежде силлабическую систему, где главным было упорядоченное количество слогов в стихе, что больше соответствовало языкам с постоянным ударением в слове.

Символизм (франц. simbolisme) – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века и широко распространившееся впоследствии в России. В символизме нашла свое отражение художественная оппозиция позитивистскому подходу к миру и человеку и неудовлетворенность диктатом плоскостного мировидения. Символисты стремились выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, воплотить в образах-символах идеальную сущность мира, угадать во внешнем мире таинственные «знаменования» истинного иррационального мира. В живописи символизма были характерны расплывчатый цвет, «межфигурное пространство»; в литературе – акцентированная музыкальность поэтических мелодий, ритмов и слов. Важнейшими художественными идеями символизма были идея синтеза искусств и «соборности» творчества.

Основные представители: в зарубежной литературе – П. Верлен, А. Рембо, Ш. Бодлер, С. Малларме и др.; в русской – Вяч. Иванов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.

Футуризм (лат. futurum - будущее) – одно из первых течений европейского (главным образом итальянского, русского) и американского авангарда начала ХХ в. Футуристы отрицали культурное наследие прошлого, стремились к слиянию искусства с ускоренным жизненным темпом и хотели создать искусство нового, индустриального века. Поэтому футуризм был так близок научным теориям своего времени. Теоретики футуризма утверждали, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, которое художник передает с помощью синтеза времени, места, формы, цвета и тона. Отсюда динамическое совмещение изображения разных стадий движения в живописи, «телеграфный стиль» или «высвобождение» звукового состава слова («заумы») в поэзии, конструктивистские новации в архитектуре.

Основные представители в итальянской литературе – Ф. Маринетти, К. Карра, Д. Северино, в русской – В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, А. Крученых и др.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-10-18; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию