Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры ритуалов
Приветствие. Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки. Прощание. Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета. Традиционная схема занятия. Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой: 1. Приветствие. 2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне). 3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага). 4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников). 5. Разминочные упражнения. 6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией). 7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). 8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи. 9. Прощание. Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени). Аплодисменты. Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание. Вопросы и задания для самоконтроля 1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций? 2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях: a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий". b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других". c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности". 3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами? 4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем: "Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии". 5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом? 6. Верно или неверно следующее утверждение: 1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию". 2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект". 3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность". 7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования. 8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим? 9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.
Date: 2015-10-18; view: 704; Нарушение авторских прав |