Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Школьные годы – важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенствованием всех его функций. С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) – это дети с 7 до 11лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) – с 12 до 17 лет и юношества – с 17 до 24 лет. Нервная система завершает свое развитие, сформированы нервные центры и периферическая нервная система. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика. Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, поэтому у ребенка могут возникнуть функциональные расстройства: негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии и обмороки. Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7-8 годам. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его с взрослыми, как шаг к самостоятельности. В адаптации к школьной жизни ребенку должны помогать родители, педагоги, психологи. В начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению. Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а с 8 лет интенсивно нарастает, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка. С 12-13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинают функционировать апокриновые железы, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи подростка. В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков – лица. Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика. До 9 лет длина верхней половины туловища преобладает над нижней. С 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей. К 12 годам костная ткань как у взрослых. Неправильно подобранная мебель, неудобная поза во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника – сколиозу. С 5-6 лет начинается замена молочных зубов на постоянные. Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки. При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей: 1 группа – зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту), 2 группа – дети с незначительным отставанием в моторном развитии, 3 группа – дети с существенным отставанием в моторном развитии. Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8-10 годам становится как у взрослых. Форма грудной клетки приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц. Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков в 12-13 лет. Тип дыхания у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Частота дыхания с 7 до 12 лет 20-25 в минуту, с 12 лет и старше 16-20 в минуту. Дыхание ритмичное, ровное. Сердечно – сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К 7 годам сердце приобретает форму взрослого. К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата. Легочный ствол до 10 лет шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр сравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым. У детей с 7 до 11 лет – 80-90 в минуту, у детей с 12 лет и старше – 70-80 в минуту. Систолическое артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n – число лет ребенка. С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления. В среднем у подростков давление 120/80 мм рт. ст. Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении. К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого. Объем желудка к 7-10 годам составляет 1300мл, к 12-13 годам 1500 мл. Становятся высоко активными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта. Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Форма и расположение мочевого пузыря как у взрослых. Размеры мочеиспускательного канала достигают размеров взрослых (у девочек – 3-4 см, у мальчиков - 16 см). Число мочеиспусканий 6-8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, у детей старше 12 лет – 1015-1025. Объем 1 порции мочи равен 150-200 мл. Суточный диурез у детей старше 5 лет определяется по формуле = 100 х (n + 5), где n – число лет ребенка.
|