Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников





Школьные годы – важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенствованием всех его функций. С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) – это дети с 7 до 11лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) – с 12 до 17 лет и юношества – с 17 до 24 лет.

Нервная система завершает свое развитие, сформированы нервные центры и периферическая нервная система. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика. Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, поэтому у ребенка могут возникнуть функциональные расстройства: негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии и обмороки.

Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7-8 годам. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его с взрослыми, как шаг к самостоятельности. В адаптации к школьной жизни ребенку должны помогать родители, педагоги, психологи.

В начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.

Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а с 8 лет интенсивно нарастает, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

С 12-13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинают функционировать апокриновые железы, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи подростка. В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков – лица.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика.

До 9 лет длина верхней половины туловища преобладает над нижней. С 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.

К 12 годам костная ткань как у взрослых. Неправильно подобранная мебель, неудобная поза во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника – сколиозу.

С 5-6 лет начинается замена молочных зубов на постоянные.

Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.

При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:

1 группа – зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту),

2 группа – дети с незначительным отставанием в моторном развитии,

3 группа – дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8-10 годам становится как у взрослых.

Форма грудной клетки приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков в 12-13 лет.

Тип дыхания у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Частота дыхания с 7 до 12 лет 20-25 в минуту, с 12 лет и старше 16-20 в минуту. Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно – сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.

К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата. Легочный ствол до 10 лет шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр сравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым. У детей с 7 до 11 лет – 80-90 в минуту, у детей с 12 лет и старше – 70-80 в минуту.

Систолическое артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n – число лет ребенка.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления. В среднем у подростков давление 120/80 мм рт. ст.

Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.

К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого. Объем желудка к 7-10 годам составляет 1300мл, к 12-13 годам 1500 мл.

Становятся высоко активными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.

Форма и расположение мочевого пузыря как у взрослых. Размеры мочеиспускательного канала достигают размеров взрослых (у девочек – 3-4 см, у мальчиков - 16 см).

Число мочеиспусканий 6-8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, у детей старше 12 лет – 1015-1025.

Объем 1 порции мочи равен 150-200 мл. Суточный диурез у детей старше 5 лет определяется по формуле = 100 х (n + 5), где n – число лет ребенка.

Date: 2015-10-18; view: 814; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию