Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Возрождения





Общая характеристика. Возрождением (франц. Renaissance — возрождение) ох­ватывает несколько столетий (Италия XIV—XVI вв„ другие европейские страны XV—XVI вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Теоцентризм соответствует сельскому хозяйству. Антропоцентризм – развитию промышленности. Это эпоха становления буржуазного товарно-денежного хозяйства. Характерно обращение («возрождение») к ценностям античной культуры, освобождение от средневековой схоластики.

Италия раньше других европейских стран встала на путь бур­жуазного развития и возрожденческое мироощущение появилось в ее духовной жизни ранее, чем в других европейских странах.

Различают следующие периоды в развитии ее идей: 1) раннее Возрождение; 2) период расцвета или Высокое Возрож­дение; 3) позднее, или модифицированное Возрождение.

 

1) Антропоцентризм. а) В отличие от средневековой культуры, устремленной к Богу, новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость.

б) Что нередко порождало абсолютизацию индивиду­ализма и моральный нигилизм. Человек становится более самостоятельным. Гордость трансформируется в самоутверждение. Все заслуги приписываются не Богу, а себе.

в) Антропоцентризм проистекает из теоцентризма, т.к. центральной проблемой христианства является проблема развития, самоактуализации человека.

г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры: книги, здания, картины. Соучаствует в свободе и творчестве, в добре и любви.

д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

 

2) Формируется гуманизм а) (с лат. humanus — человеческий, человечный, образованный). Он существует не только как мировоззрение, но и как социально-полити­ческая практика в сфере политики и морали.

б) «Гуманизм» означает человечность, образованность. Человек – как высшая ценность.

 

3) Антиклерикализм – (греч. anti — против и лат. ctericalis — церковный) - движение, направ­ленное против клерикализма, т. е. против привилегий церкви а духовенства, но не против самой религии. Это критика, отрицание исторической церкви.

Секуляризацияосвобождение философии, науки, общественной жизни, образования от религии и власти церкви. Хотя внешне религиозность усиливается. Ограничивалось влияние религии на философию. Эти настроения получили развитие в идеях рефор­мации (протестантизма). Секуляризация (лат. secularis — мирской, светский) — высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.

 

§ 1. Основные идеи раннего итальянского Возрождения

1. Творчество великого поэта Данте Алигьери (1265—1320).

Он полагает, что божественное и челове­ческое существуют в единстве. Бога нельзя противопоставить творческим возможностям человека. Существование человека обус­ловлено, с одной стороны, Богом, с другой — природой.

 

2. Поэт и мыслитель Петрарка (1304—1374) а) главной задачей считал развитие “искусства жизни”. Человек имеет право на счастье в земной жизни, а не только потустороннем мире.

Б) подчеркивает достоинство человеческой личности, уникального внутреннего мира человека.

В) Он полагает, что совершенствование личности возможно при условии ее обособления от “невежественной черни ”, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром.

Тех же идей придерживался Джованни Боккаччо.

Особенностью философии раннего Возрождения - ее антиклерикализм не стал условием возникновения интереса к науке. Итальянские гуманисты этой эпохи не видели ценности в естественно-научном знании, были далеки от натурфилософской проблематики.

 

§ 2. Философия Высокого Возрождения

1) Характеристика. К середине XV века философия итальянского Возрождения достигает расцвета. Она расширяет круг античных источников. Наряду с уче­ниями Пифагора и Платона, материалистов-натурфилософов, этикой эпикурейцев и стоицизма, идеями неоплатонизма, ею используются наследие Аристотеля. Они об­ращаются к арабской философии, а также к средневековой ереси и мистике.

 

2) Органицизм Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, они представляли ее единым огромным организмом.

 

3) Стремление к пониманию природы и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. Натурфилософия (лат. natura — природа), философия природы, умозрительное истол­кование природы, рассматриваемой в ее целостности. В естественных науках центральное место занимала математика.


Пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мис­тической форме.

Представители. Николай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Академии во Флоренции: Марселио Фичино и Пико делла Мирандола, Помпонацци и др.

 

Лоренцо Валла (1406—1457), философ, историк и филолог. Цен­тральное место в его философии занимает учение о человеке.

А) В трактате “О наслаждении как истинном благе” (1431) Валла выступает с позиций эпикуреизма, противопоставляя учение Эпи­кура христианскому аскетизму и суровой этике стоиков. Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, которая невозможна без телесного благополучия, проявления человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и те ла.

Б) Нередко он отождествляет его с пользой ( трактуя наслаждение в духе утилитаризма). Валла полагает, что добродетель есть полезность. «Полезность, — пишет он, — то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое — то же самое, что и добродетельное».

 

В 15 в. образуется Платоновская Академия во Флоренции. Флорентийские платоники развивали идеи пантеизма, учение об органическом космосе, а также идеи веротер­пимости. Наиболее интересные мыслители Платоновской Академии во Флоренции — Марселио Фичино и Пико делла Мирандола.

 

Глава флорентийской Академии Марселио Фичино (1433—1499) был служителем католической церкви. Им переведены на латин­ский язык все диалоги Платона и произведения неоплатоников. Современники называли его “вторым Платоном”.

А) Проблема соотношения религии и философии. Философия не является служанкой богословия, а находится в положении его равноправной сестры. На этой основе Фичино развивает идеи, близкие Реформации.

Б) «Универсальная религия». Если Бог есть разум, который по природе везде одинаков, то он находится во всех религиях. Все специфи­ческое в религиях необходимо отбросить, создав всеобщую “универсальную” религию. Все религии – формы общей религии. Христианство в этическом плане – более совершенная. Универсальность определяется: 1. идея Богаврожденная, всеобщая для всех. 2. Всё – в т.ч. и религии - от единого Бога.

В) Пантеизм. В трактовке Бога и его отношения к миру Фичино занимает промежуточную позицию между монотеизмом и пантеизмом. Бог существует в соотношении с миром. Бог – в основе мира и в основе всех изменений. Он сливается с природой.

Мистический пантеизм — Вселенная, отличающаяся, но отделимая от абсолюта, представляет иерархию убывающей духовности и нарастающей телесности.

Г) Человек есть Бог. А) Мировая душа и душа человека тождественны. Поэтому, человек занимает исключительное положение во Вселенной.

Б) Человек есть соединяющее звено между Богом и миром. Он может выходить в небесные сферы, не отвергая низшего телесного мира.

В) Утверждение безграничных деятельностных возможностей челове­ка, повелевающего миром, приводит Фичино к мысли, что человек есть Бог, обладающий полной свободой воли, ему подвластен весь мир: “...человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми... является некоторого рода Богом. Он — Бог неразумных животных, которыми он пользуется... правит... воспи­тывает. Он — Бог стихий, в которых он поселяется... и использует; он— Бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения также бессмертен”


 

 

*****

 

 







Date: 2015-10-18; view: 264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию