Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по ВЫполнению контрольной работы





 

Задания контрольной работы по Русскому языку и культуре речи отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по неэкономическим направлениям высшего профессионального образования.

Основой работы над контрольными заданиями является специальная литература по дисциплине. Изучение теоретического материала следует проводить параллельно с выполнением соответствующих заданий контрольной работы. Поэтому рекомендуется сначала глубоко и тщательно проработать тот или иной раздел теоретического характера, а затем выполнить имеющуюся по этой теме практическую часть.

ЗАДАНИЯ И ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ. СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1.1. Языковая норма и ее типы: орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

Вариант 1

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Арахис, гневна (кр.ф.,ж.р.), включим (свет), свекла, засоренный, оседлый, оброненный, подогнутый, апокалипсис, иссушенный, экспертный, яслей (Р.мн.).

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произно- шения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, исполь- зуя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Ин т ернировать, ни чт о, зано сч ивый, Кар м ен, ш о с с е, к о р т еж, ка ф е т ерий, ос е длый.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Органический, органичный, дифирамб, мэрия, зодиак, анонимный, продуктивный, фальшивый, авуары, баланс.

Задание 4. Раскройте скобки, выберите правильный вариант (варианты). Мотивируйте свой выбор.

Встретились (два друга – двое друзей). В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. При больном неотлучном находились (три слуги – трое слуг). Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Младшие братья дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. Она боялась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот).

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. А вообще-то, если честно, я постоянно нахожусь в перманентном состоянии депрессии. 2. Стачки, забастовки, бунты шахтеров-угольщиков все больше и больше тревожат правительство. 3. В этом движении важную скрипку играют правые силы. 4. Работа содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 5. Мне было бы интересно узнать твое мнение и на эту проблему. 6. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Главная суть; 76,5 процентов; компентентный человек; мимо её; с обоих сторон; заведущий финансового отдела; заслужить известность.

 

Вариант 2

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Филантропия, танцовщик, углубить, баржа, кичиться, герба (Р.ед. ч.), маркировать, умерший, из двери, мастерски, распланировать.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

А д епт, шапо чн ый, вы сш ий, Шарль Б о д л ер, р ейс, ди е та, ж е лчь.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Методический, методичный, негативный, аргументировать, индифферентный, виртуальный, гейм, ипотека, деноминация, бартер.

Задание 4. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа существительных. При невозможности образования той или иной формы укажите причину. Отметьте все случаи колебания в формах рода (т.е. варианты форм рода).

Битки, ботинки, вафли, гамаши, гренки, кеды, сандалеты, меренги, тапки, пельмени, туфли, шпроты, шлепанцы, припасы.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1.Порадуемся вторым местом Ольги Зайцевой. 2.Я думаю, что несколько интересных фигур на достаточно ключевые должности от «Яблока» будут уже при первой новой президентской власти. 3. Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед. 4.Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 5. У военных усиливается озабоченность за безопасность границ. 6. Первая трудность произошла со стройматериалами.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Инцидент; уморить червячка; намерение скрытное; ветхое домишко; обоим дочерям; раненых везли в госпиталя; короткий брифинг.

 

Вариант 3

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Отсвет, кредитор, загнутый, банты (И.мн.ч.), принудить, омоложенный, одновременный, поимка, украинка, жалюзи, скатертей (Р.мн.).

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Ин т ернационал, моло чн ик, зо дч ий, Ман д ельштам, ге о б о таника, компью т ер, д екада, оп е ка.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Статический, статичный, юрисдикция, проформа, корректный, дебатировать, электорат, канон, ваучер, авизо.

Задание 4. Употребите числительные, существительные и глаголы в нужной форме. Числительные запишите словами.

Был проведен опрос среди 600 (руководитель) предприятий России. 88,9 % (руководитель) (поддерживать) идею рыночной экономики. За приватизацию (высказаться) более 51% (опрошенный). Более 84% (житель) важнейшим (считать) борьбу с преступностью. В митинге (принять) участие около 6598 (человек). Стоимость путевок от 52975 (рубль).

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. С собственноручным автографом солиста призы были разыграны через Интернет. 2. Если я уеду за границу навсегда, то мне придется там ассимилироваться. 3. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 4. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 5. Соседская девочка очень уделяет внимание на мягкие игрушки. 6. По окончанию колледжа я могу идти на второй курс вуза.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Сервисное обслуживание; конплимент; медицинский полюс; ихние дети; стакан крепкого чаю; пускать туман в глаза; новый ПТУ.

 

Вариант 4

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Знамение, шофер, побеленный, бижутерия, подсахарить, кулинария, кладовая, без умолку, заиндеветь, сливовый, щелкать.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

А т еист, порядо чн ый, до жд ик, Г ом ер, кака о, т езис, т ермин, ж е рдочка.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Фактический, фактичный, канонический, тривиальный, интерпретировать, аргумент, форс-мажорный, бестселлер, вексель, ажур.

Задание 4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Укажите варианты форм, допустимые нормой. При невозможности образования той или иной формы объясните причину. Поставьте ударения в образованных формах.

Маклер, месяц, оборона, брелок, округ, отпуск, очередь, паспорт, порт, прибыль, трюфель, шофер, штабель.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. Именно Газпрому принадлежат 51% акций компании. 2. На мой взгляд, если хотя бы 30 минут в день каждый будет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не останется невежд. 3. За давностью лет у нас сложился дружный коллектив. 4. Эти 50 килограммов из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 5. Когда подошел контролер, пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками. 6. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Лиричная симфония; подчерк; двери открываются вовнутрь; позади его; придавать внимание; шесть пар чулков; у Александра Живаги.

 

Вариант 5

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Партер, овен, гневна – гневны, втридорога, названый (брат), цыган, начавший, прирученный, осведомиться, средства.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Р ейтинг, праче чн ая, ра сщ епить, Дан т е, б о рдовый, ши н ель, дисп л ей, прив е зший.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Логический, логичный, филигранный, менталитет, тотальный, хоспис, аллергия, скотч, гарант, акцизы.

Задание 4. Раскройте скобки, образуя правильно падежную форму имен собственных.

«Амур и Психея» (Антонио Канова); юбилей (Анна и Глеб Вебер); «Саламбо» (Гюстав Флобер); пособие (Дитмар Эльяшевич Розенталь); книга написана (Валентина Даниловна Черняк); письмо (Булат Окуджава); «Мопра» (Жорж Санд); адрес (Марина Мицкевич); просьба (супруги Рекемчук); фильмы (Акиро Куросава); картины (Иероним Басх).

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1.Вода в этой части залива чистая, а дикие пляжи не замусорены отдыхающими. 2. Наше заседание является ярким свидетельством о тои, что мы достигли определенных результатов. 3. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 4.Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивым. 5. Благодаря трудностей мы не успели выполнить задание в срок. 6. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Очисток (Р.мн.); транвай; за проезд уплочено; изложить на двести девяносто пять страницах; поднять тост; вкусное салями; двое сестер.

 

Вариант 6

 

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Молох, цемент, предвосхитить, прогнутый, симметрия, украинец, клала, экспертный, договоренность, генезис, паралич.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Бу т ерброд, фла н ель, о азис, Г о раций, до жд ь, пустя чн ый, ас т ероид, шл е м.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Провести, произвести, интуиция, позитивный, статус–кво, уникальный, диссидент, хит, дебитор, аудит.

Задание 4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Укажите варианты форм, допустимые нормой. При невозможности образования той или иной формы объясните причину. Поставьте ударения в образованных формах.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выговор, герб, госпиталь, брелок, диспетчер, договор, крем, штемпель, учеба.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева. 2. Заглянув в словарь и прочитав значение этого слова, мне стало интересно, одинаковы ли значения этого слова в других словарях. 3. Я привык отдавать себе полные отчеты. 4. Глава администрации распределяет и управляет имуществом. 5. Опытный молодой человек требуется для работы с иностранцами со знанием английского и немецкого языков. 6. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Протвень; прейскурант цен; ложить; двое волков; согласно распоряжения; купили двое жалюзей; оплатить валютой.

 

Вариант 7

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Огниво, кедровый, костюмированный, жизнеобеспечение, убыстрить, ворота, избалованный, меновая, заклинить, призыв, страховщик.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Брю н ет, не чт о, помо щ ник, Ш оп ен, д о тация, чар т ер, кри т ерий, ш е рстка.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Опасный, опасливый, компактный, фатальный, констатировать, хобби, амплуа, супермаркет, демпинг, эмиссия.

Задание 4. Поставьте данные существительные в форму единственного числа, определите их род. Укажите два варианта, если они имеются у существительного.

Изящные жирафы, ужасные неряхи, распахнутые ставни, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, одинаковые фамилии, резиновые присоски.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. Такого оптимистического взгляда на жизнь я редко встречала в своей практике. 2. Отсмотрев актеров, иностранцам понравился Видов. 3. Их проект рассыпался, как мыльный пузырь. 4. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 5. Те, кто переписывают контрольную работу, садится на первый ряд. 6. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Предварительный анонс; багминтон; в полтораста километров; положить в долгий ящик; две пары джинс; выборочная должность; учередительный съезд.

 

Вариант 8

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Жалюзи, кухонный, исчерпать, ракурс, истекший, газированный, зонта (Р.ед.), никчемный, кулинария, положил, включим (телевизор).

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Б екон, було чн ая, с делать, О д есса, брутт о, э н ергетика, биз н ес, акуш е р.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Отчетный, отчетливый, капитальный, уникальный, компенсировать, киви, Интернет, фракция, тендер, депозиты.

Задание 4. Определите род существительных, подберите к каждому из них прилагательное или глагол в форме прошедшего времени.

Безе, бра, подмастерье, филе, леди, цеце, Гоби, жадина, пенальти, тюль, кольраби, лосось, топорище, рагу,

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. В КВН женщин было всегда мало. В жюри их оказалось еще меньше – всего трое. 2. Приготовив это блюдо на скорую руку, ваша цель удивить гостей будет обязательно достигнута. 3. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 4. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 5. Тысяча жалоб со всех концов страны поступили в министерство. 6. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?

Задание 6. Исправьте ошибки.

Уделить внимание к дисциплине; экскалация; груз весом в тысяча пятьсот тонн; главный приоритет; пирожки с повидлой; подбор и наблюдение за фактами; многолюдные Сочи.

 

Вариант 9

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Фарфор, диспансер, наняла – наняли, осведомить, вора (Р.ед.) – воры (И.мн.), отчасти, исповедание, поимка.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Бифш т екс, пере чн ица, Гё т е, маэстр о, ин д ексация, д еканат, аф е ра, оче чн ик.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, с остальными – словосочетания.

Эффективность, эффектность, гастарбайтер, апатия, прецедент, брифинг, негативный, мануальный, дивиденды, оферта.

Задание 4. Определите род существительных, подберите к каждому из них прилагательное или глагол в форме прошедшего времени.

Колибри, мозоль, пони, желе, крупье, забияка, Токио, иваси, тамада, портмоне, крупье, фламинго, пожарище, городишко.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. Не теряйте времени, денег и здоровья – лечитесь у профессоров. 2. Взяв словарь, я отправилась в читальный зал. Открыв его, мне открылся мир определений. 3. Эта история окутана кромешной тайной за семью печатями. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Прошлое лето я отдыхал у бабушки. 6. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Оплатить за проезд; военноначальник; быстротечная река; сорок пять с половиной килограмма; дымная завеса; разные климаты; дипломатический ответ.

 

Вариант 10

Задание 1. Поставьте ударения в данных словах и формах слов. Укажите варианты ударения, допустимые нормой.

Колледж, украинский, забралась, завидно, осведомиться, пломбированный, шевелит, гладильный, осужденный, цепочка.

Задание 2. Поставьте ударения в словах. Укажите нормы произношения подчеркнутых гласных, согласных и их сочетаний, используя упрощенную транскрипцию. Отметьте случаи допустимого нормой вариантного произношения.

Чт о, о тц епиться, Иска нд ер, этн о ге н ез, о рхи д ея, н е с ес с ер, бл е стки, ФРГ.

Задание 3. Определите значения данных слов, подберите к ним (если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми словами составьте предложения, остальными – словосочетания.

Описка, отписка, миниатюрный, субтильный, электорат, лавировать, лаконичный, экспертиза, дилер, клиринг.

Задание 4. Образуйте простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных. Объясните каждый случай, когда сделать это невозможно.

Емкий, жаркий, жестокий, звонкий, зябкий, крепкий, младший, молодой, дорогой, передовой, плоский, последний, тонкий, хороший, неподвижный, цветной.

Задание 5. Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения.

1. Сильнее всего я почувствовал себя настоящим патриотом своей страны в большом зале филармонии. 2. Сюда любят приезжать художники, писатели, музыканты, которые всегда останавливаются в одном и том же отеле, принимающем на постой исключительно творческие натуры. 3. Этот поступок стал басней во языцех. 4. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных издательств. 5. Только у нас и только сегодня выигрыш беспроигрышной лотереи достигает до тысячи рублей. 6. За этот год спортсмены достигли больших успехов.

Задание 6. Исправьте ошибки.

Памятный сувенир; почтампт; обоими руками; трое дней и ночей; испугалась мыша; согласно распоряжения; положь книгу на стол.

 

Задание 1.2. Стили современного русского литературного языка (выполняется по вариантам).

Изложите одну и ту же тему, используя языковые средства:

Date: 2015-10-18; view: 927; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию