Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ Чичикова





 

Биография Чичикова: тяжелая картина детства. Чичиков в училище. Отношения с товарищами. Отцовская полтина, взаимоотношения с учителями. Служба в казенной палате. Чичиков - член

строительной комиссии. Служба в таможне. Чичиков как обобщение разнородных явлений. Отличительные черты характера Чичикова: мобильность, приспособляемость к любым обстоятельствам, расчетливость. Эпоха, породившая Чичикова, утверждала приоритет денег в системе ценностей. Чичикова считают "порядочным" человеком, так как он обладает капиталом. Деньги его основная цель; понятия достоинства, совести отодвигаются в погоне за деньгами на задний план. Чичиков энергичен и умен, но, преследуя низменные цели, он деградирует, и душа его становится "мертвой". Причины, по которым биография Чичикова дана не в начале, а в конце поэмы особенности композиции поэмы. Композиция "Мертвых душ" необычна: первая и последняя главы - "городские", между ними - 5 глав, посвященных помещикам. Сквозной мотив дорога. Предыстория происходящих событий (и биография Чичикова) помещены в конец - прием обратной экспозиции. Прием, противоположный обратной экспозиции - линейная композиция (повествование выстроено в соответствии с хронологией) - применяется в центральной части поэмы (путешествие Чичикова).

 

12. Специфика литературы 2-й трети XIX века. Расцвет поэтики реализма.

13. А.Н. Островский как создатель русского национального репертуарного театра. Анализ одной из пьес А.Н. Островского.

«Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье. Отец Островского, Николай Федорович, под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина. Мать Островского, Любовь Ивановна, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича. Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки». «Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843)». «По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник". Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название —"Банкрут"), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству"; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861». «1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член -корреспондентом Петербургской Академии наук. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского»

Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникли типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма. В 40- ые гг., когда в прозе и поэзии все более прочное место завоёвывал критический реализм, на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью героев, а герой - либо злодеи, либо образцы добродетели). Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать драматические произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. Такое произведение появилось в 1849 году молодой драматург Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся». Н.А. Добролюбов, признавая необычный талант Островского писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик,- «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьеса жизни». Индивидуальность и типичность героев раскрывается не только в поведении, но и в речи. Драматург характеризует людей с помощью диалога. Для повышения сценичности пьес умело использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является так же выбор места действия. Он был создателем «Аристократического кружка», «Общества русских драматических писателей», помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов положений о театре. Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес, отстаивал реализм как единственно плодотворное направление в русском театральном искусстве. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо он относился к Малому театру, за которым закрепилось название «Дом Островского». Островский был режиссером - постановщиком своих пьес, он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами. В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Основные идеи реформы театра представлены на слайде, зафиксируйте их в свои тетради.

§ Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский);

§ отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру;

§ На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию;

§ театр должен быть построен на условностях;

§ мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

§ ставка не на одного актёра.

.

14. Романная трилогия И.А. Гончарова. Анализ одного из романов.

 

Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв",
ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории,
в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал
самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс. О своих персонажах Гончаров писал: "Я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости, Господи, что я это не выдумываю, а что
это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться".

Три романа Гончарова объединены между собой единой проблематикой
и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но
соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной
жизни.
Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев - Штольцу и затем Тушину.
Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Гончаров в то же время не принимает их делячества и
откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе
Петра Адуева).
Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаровым; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение
человека.
Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов»)
и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того,
как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой
части трилогии.
В «Обыкновенной истории», по словам самого Гончарова, показана «ломка старых понятий и нравов -сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы
и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем».
В «Обломове» центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы
как источника помещичьего паразитизма.
В основе романа «Обрыв» - пробуждение «потенциального обломовца» (Райский)
и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).
В статье "Что такое обломовщина? " Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его... "

 

В отличие от «Обломова», «Об­рыв» уже не является моногра­фическим романом. Невозможно сказать, кто его главное действующее лицо: Райс­кий или Марк Волохов, бабушка или Вера.

Одной из ведущих проблем, которая отразилась на всем творчестве Гончарова (мы бы сказали да­же — во всей русской литературе XIX в.), было со­отношение «нового» и «старого» в историческом развитии. Писатель стремился уяснить как положи­тельное, так и отрицательное "и в старом, патриар­хальном укладе, и в новом, который идет ему на смену. Так происходит и в «Обрыве». Наиболее остро этот конфликт отражен в образе Веры. Старые формы жизни для нее уже тесны. Это глубоко самобытная натура с пытливым умом, жаждой личной свободы и независимости. Райский — либерал, противник крепостного права, человек, несомненно, высокой культуры — не в состоянии все же рас­крыть перед нею новые перспективы. Не принимает она и «новой правды» Марка Волохова, потому что его теории разрушают те нравственные устои, веко­вые традиции, которые остаются для нее незыб­лемыми. Увлечение Волоховым привело Веру к об­рыву, падению, а затем глубокому раскаянию, пони­манию бесперспективности этого пути.Материал с сайта http://iEssay.ru

Основная идея Гончарова раскрывается через взаимоотношения бабушки и Веры. Речь идет о необходимости связи, взаимопонимания старшего и младшего поколений. По-новому решается проблема отцов и детей (в данном случае — бабушки и внуч­ки). Не противопоставление и конфликт, а живое понимание и спасение находят, в конечном счете, друг в друге Вера и Татьяна Марковна.

В последнем романе Гончарова правдиво и ярко отразились многие стороны русской действительно­сти; дана широкая картина идейных споров, исканий молодого поколения, стремящегося найти свой ответ на вечные вопросы о новой и старой правде и о преемственности как законе развития.

 

15. Творчество И.С. Тургенева. Анализ одного из романов И.С. Тургенева.

 

В истории отечественной литературы И.С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души.

Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный романтический характер. Но в его прозаических произведениях данного периода уже прослеживалось стремление к реалистическому изображению действительности, которое в полную силу раскрылось в первом сборнике рассказов «Записки охотника», проникнутом чувством протеста против крепостничества и духом утверждения нравственной значительности угнетаемого народа. Обращение к темам крестьянской жизни, в рамках которых раскрывался духовно-нравственный потенциал русского народа и осмыслялись глубинные черты национального характера, в сборнике дополнялось разработкой проблематики, связанной с психологией, идеологией и общественной ролью русской интеллигенции. Именно эта линия стала определяющей в тургеневских романах, для которых, при всех различиях, общим является изображение идейно-духовных исканий людей, принадлежащих культурному слою русского общества.

В русле данной темы писателем были созданы характерные для его времени типы русской интеллигенции: «лишнего человека» на новом этапе его развития («Рудин»), обитателя «дворянского гнезда» («Дворянское гнездо»), разночинца-революционера («Накануне»), нигилиста («Отцы и дети»), представителя поколения идейного бездорожья и духовного измельчания («Дым»), народника («Новь»). Откликаясь на злободневные вопросы социальной жизни, Тургенев в своих романах разворачивал широкие картины идеологической борьбы. Наряду с этим он поднимал вопросы общественного устройства, нравственной жизни и психологии отношений. Особое внимание писатель проявлял к сфере любовных чувств и миру природы, в изображении которых он достиг высокого художественного мастерства.

В последние годы И. Тургенев отошел от социальной проблематики и сосредоточился на «вечных» вопросах жизни — любви, смерти, счастье, страдании, смысле существования, непостижимых тайнах бытия и т.п.

Будучи по духу глубоко русским писателем, большую часть своей жизни Тургенев провел за границей, где многое сделал для популяризации отечественной культуры. При его содействии на ведущие европейские языки начали переводиться сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других русских авторов. Именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.

***

Творчество Тургенева запечатлело характеры, рожденные временем, духовные настроения этого времени. Писатель был удивительно прозорлив и умел уловить и воплотить в художест­венные образы еще только намечавшиеся тенденции общест­венной жизни, не заметные современникам изменения общест­венной психологии. Материал с сайта http://iEssay.ru

Тургенев первым показал в реалистических зарисовках дере­венского быта нравственное превосходство закрепощенных кре­стьян над «благородными» помещиками («Записки охотника»).

Под пером Тургенева обрел жизнь идеал активного борца, демократа («Накануне»); ему принадлежит приоритет в откры­тии образа демократа-нигилиста («Отцы и дети»),

Тургенев создал новый тип героини — женщины передовых взглядов, высоких порывов, готовности к подвигу («Накануне», «Новь»).

Никто до Тургенева столь поэтично и элегично не писал об умирающих дворянских гнездах.

 

 

Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает конфликт между различными слоями общества: между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.
В связи с этим, роман И.С. Тургенева, конечно же, вызвал огромное количество споров и мнений. Тургенев создает образ революционера – демократа Базарова, стремившегося сделать какие-то перемены, помочь народу. Но абсолютно бессмысленно, поскольку он, как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что знает простых людей, и не догадывался, что простой человек принимает его за «шута горохового» и уверен, что «барин» его не понимает.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров – демократ, разночинец, человек труда, ему чужд аристократический этикет. В столкновении с «барчуками проклятыми» его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного - демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастирует с раздвоенностью Аркадия, сего случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели. У Базарова есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества, его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех, кто работает и тех, кто бездельничает.
Но Базаров – нигилист, отвергающий то, чего не знает. Он говорит Аркадию о его отце: «Я видел - он Пушкина читает. Растолкуй ему, что это никуда не годится. Дай ему что-нибудь дельное почитать, хотя бы «Материя и сила»... Базарову чужда романтика, а об убеждениях Павла Петровича он отзывается так: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – иностранные слова. Русскому человеку они даром не нужны». Он материалист, не принимает духовных ценностей: «Разговоры об искусстве, творчестве, парламентаризме, адвокатуре черт знает о чем бессмысленны, когда дело идет о хлебе насущном».
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базарову казалось, что он и любовь - вещи никак не совместимые, а влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, он не хотел призывать перед самим собой этих нормальных, человеческих чувств, и все, оставаясь с собой наедине, Евгений признает свою влюбленность,. Он, который упрощает человеческое сознание, сводя психические явления к элементарным, физиологическим, который говорил: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»Одинцову писатель изобразил как человека незаурядного, умного и в то же время как женщину привлекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь нигилиста, возбудить в его душе другие, неведомые до этого чувства. Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Кульминацией этой сюжетной линии является признание Базарова в любви. Меняется его отношение и к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. И если любовь к Одинцовой, женщине гордой и сильной, побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной, потому что именно здесь раскрывается это» бунтующее сердце2 до конца.
Базаров оставался верен своим идеалам. Но что дали ему эти идеалы?
Основную идею романа, на мой взгляд, хорошо выразил критик Н.Н. Страхов:» Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, а самою идею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

16. Особенности лирики середины XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Некрасов)

 

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком".

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи "бегут и будят сонный брег", "дремлют розы, не зная снегов", "робко месяц смотрит в очи" и "как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака".

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Любовь — это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...

Нет ни полета, ни размаху —
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы...

Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию.

Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию