Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная деятельность как объект управления





Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающи­еся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использова­ния, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых техно-ло/ий, продуктов и услуг.

Главными компонентами инновационных систем выступают тех­нологические, научные и научно-технические, социально-органи­зационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воп­лощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводствен­ного цикла, нововведения (инновации) различаются по типоло­гии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздей­ствию на экономические процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов показана на рис. 1.2.

Это означает, что инновационная деятельность является не еди­ничным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправлен­ной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Иннова­ционная деятельность может быть представлена как процесс твор­чества и создания новшества, реализуемый как максима иннова­ционной альтернативы, инновационной потребности и предпри­нимательских усилий.

Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельнос­ти, инновационный процесс представляет собой комплекс связан­ных между собой явлений — от рождения научной идеи до ее ком­мерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являют­ся вероятностными (стохастическими). В свою очередь'это опреде­ляет особенности методологии и организации инновационного ме­неджмента.

В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддер­живать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономи­ческих систем и демонстрирует возросшие возможности совершен­ствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобра­зования экономики также вовлекаются в систему объектов иннова­ционного менеджмента.

Возрастание роли инновационных процессов в экономике при­водит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего вос­производственного цикла. Это влечет за собой размывание межот­раслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ори­ентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмен­та, новшества не только заставляют менеджера (к кап, новые. нор мы и методы воздействия, но и наполняют новым содержанием сам процесс управления, придавая ему новое содержание и страте­гическую направленность. Инновационные преобразования, в ре­зультате которых растут неопределенность и риск, вместе с тем увеличивают многовариантность подходов в управлении производ­ственной деятельностью и на деле предоставляют менеджеру эко­номическую свободу выбора.

Инновационная деятельность является не простым объектом управления, она требует от персонала помимо высокой квалифи­кации и четкой профессиональной ориентации особого типа вос­приятия и мотивации, а также умения рисковать.

По мере усиления инновационной направленности экономики все более весомое воздействие на воспроизводственный процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, па­тенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие натурально-веществен­ной формы. Объектом управления становятся "незримые" интеллек­туальные активы предприятия и виртуальные технологии. Производ­ственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют в своей основе глубокие когнитивные, социально-психоло­гические и культурно-этические корни. По мере развития инноваци­онной направленности экономики, усиления технико-технологичес­кой осуществимости научных идей и возрастания экономической целесообразности нововведений инновационный менеджмент при­обретает черты важнейшего социально-экономического институ­та, оказывающего влияние на различные сферы человеческой дея­тельности.

Эволюция инновационного менеджмента как общественного института в развитых странах может происходить значительно быс­трее, чем других элементов институциональной системы, так как источниками эволюции здесь является накопление человечеством новых знаний и навыков, которые приводят к изменениям в цен­ностных ориентациях.

Создавая, внедряя и продвигая радикальные новшества, опре­деляющие технологический прогресс, институт инновационного менеджмента укрепляет и расширяет свое влияние.

Технологический прогресс, развивающийся в виде революци­онных, скачкообразных изменений, сочетается с эволюционными социально-организационными и управленческими новшествами. Научный прогресс, развиваясь в виде "прорывов", т.е. научных от­крытий и изобретений, сопрягается с эффектом обучения, повы­шения уровня квалификации, знаний и навыков рабочей силы. В ре­зультате кумулятивного эффекта от внедрения радикальных и со­пряженных с ними эволюционных новшеств возникает и новый тип производства, новая структура инвестиций и новый тип ры ночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

Принципиальные научные и технологические новшества, фор­мирующие становление новой модели экономического роста, яв­ляются объектом стратегического менеджмента, тогда как соци­ально-организационные новшества и производственная среда, оп­ределяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составля­ют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хо­зяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткос­рочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационно­го менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономического развития и созданием новой модели экономического роста.

Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов [25, 34, 42] как сложная сис­тема, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.

Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами, вкладывают в понятие "инновация" различное содержание. Так, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассмат­ривает инновацию в контексте научной и умственной деятельнос­ти. Инновация — это и мотивация трудовой деятельности, и спосо­бы поведения, которые качественно отличаются от имевших место ранее. Теоретическое системное определение представляет иннова­цию как активное или пассивное изменение данной системы в отно­шении к внешней среде.

Социальная инновация возникла из первых попыток системати­зации данных о внедрении нового и о преодолении психологиче­ского сопротивления этому процессу. П. Дракер [58], внося свою лепту в понимание инновационной деятельности, писал, что она не только обладает экономической целесообразностью и ценой, но и имеет социальную ценность, что социальная инновация — это изменение привычного типа мышления и стиля жизни. Внесение динамичности в "устойчивый" экономический порядок, создание более высокого уровня неопределенности и риска — вот, по мысли П. Дракера, суть инновационной деятельности.

Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивиду­альных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетание технологии и организации с предпринимательской этикой. Рынок становится универсальным посредником между этапами производ­ства и потребления, что лишает смысла внеэкономическое при нуждение, придает динамизм всем ресурсам общества: финансо­вым, сырьевым и трудовым. Стержнем всего ансамбля факторов общественного производства мыслится инновационное техническое преобразование материальной жизни человека. "Инновация" в вы­шеназванной трактовке — это и "инновация-процесс", и "иннова­ция-продукт", и социальная инновация. Новшество, таким обра­зом, предстает в виде и цели, и процесса, и результата. Виды и цели инноваций представлены в табл. 1.2.

 

 

Виды инноваций   Инновационные цели  
Продукт-инновация   Обеспечение выживания Увеличение прибыли Увеличение доли рынка Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта  
Процесс-инновация   Рост прибыли (в результате роста произво­дительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды  
Социальные инновации   Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда  

Все виды инноваций находятся в тесной и неразрывной взаимо­связи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение произ­водственных процессов, технологий, организационных условий (осо­бенно при обучении работников и создании специальных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать не­обходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, про­цесс-инновация ориентирован на повышение эффективности про­изводственного процесса, социальные инновации связаны с изме­нениями в области социально-технической системы. Социальные инновации могут быть одновре'менно и инструментом для продук­та-инновации. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от ре­зультатов инновационной деятельности во многом зависит стабиль­ность в настоящем и успех в будущем.

Инновационная деятельность состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое зве­но этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и свое содержание. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, ком­мерческие и производственные мероприятия подчинены одной глав­ной цели — созданию новшества. Поэтому инновационную дея­тельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих; она харак­теризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Подобные характерные особенности инновационной деятель­ности могут быть не только объектами специального изучения, но и успешно использоваться для осуществления специфических ин­вестиционных, финансовых и коммерческих методов и форм пред­принимательства.

Каждая инновация реализуется по схеме, называемой инноваци­онным циклом, включающим различные этапы — от идеи до ком­мерциализации новшества. Обобщенная схема инновационного цикла представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Обобщенная схема инновационного цикла

Первичным этапом нововведения является творческий акт созда­ния идеи, имеющей вероятностный характер. Этап рождения новой идеи связан с возникновением концепции новшества. Этот творче­ский акт, трудно планируемый и прогнозируемый, основан на чере­довании накопления знаний и мгновенных озарений, тесном взаи модействии мыслительных процессов с интуитивными догадками. За этапом рождения идеи следует этап изобретения или разработки предметной формы новшества, т.е. придания идее материальной суб­станции и формы. Результатом изобретения является информацион­ный продукт: конструкция изделия, технологическая схема процес­са и т.д. На этом этапе доказывается научно.-техническая возмож­ность реализации идеи новшества. Следующим этапом является нововведение, состоящее в материализации идеи, информации, за­ложенной в научных исследованиях и конструкторских разработках. Этап нововведения состоит из первичного акта внедрения единич­ного новшества с его последующим тиражированием.

Если первичный инновационный акт достаточно субъективен и автономен, то на последующих стадиях материализации идеи вто­ричные инновационные акты характеризуются четкими взаимосвя­зями между субъектом и объектом процесса. Именно на стадии со­здания образцов новшеств важно иметь информацию о конкуриру­ющих направлениях НИОКР, о зарубежных образцах аналогичных новинок, о наличии спроса, о технической и технологической осу­ществимости и экономической целесообразности. На этом этапе создаются серии образцов новшества или пакеты инноваций, до­полняющих друг друга в рамках одной и той же модели изделия или технологического принципа. Это необходимо для выбора экономи­чески выгодного решения. На этом этапе инновационной деятель­ности критерием выбора уже служат технологическая осуществи­мость и экономическая эффективность.

Создание новой технологии разработки включает проведение ла­бораторных исследований, проектирование технологических схем, составление технологической документации (технологических рег­ламентов, карт, рецептур, инструкций, чертежей, инструмента, оснастки и т.д.). В этом случае необходима отработка новой техно­логии на экспериментальных установках либо в опытном произ­водстве.

Содержание научно-технического этапа составляют научные исследования, опытно-конструкторские разработки, лабораторные и технологические испытания новых образцов, пусконаладочные работы, техническая помощь, консультации и авторский надзор за нововведениями.

Следующий этап посвящен освоению новой продукции или но­вой технологии в производстве. Некоторые авторы [55] считают этот этап материализацией нововведений и подразделяют его на ряд последовательных ступеней, включающих изготовление опытных образцов, их испытание, проведение полупромышленного и полу­натурного моделирования, подготовку рабочей документации к выпуску первой промышленной партии. Ряд исследователей [8, 42]

освоение и наработку опытного образца изделия наряду с внедре­нием и освоением продукции относят к стадии производства. Именно здесь и именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство. Предложенное биологами наименование "инвазия" (от англ, invasion), означающее первоначальное внедре­ние в какой-то процесс, точно подходит для названия этого инно­вационного акта. Здесь субъект инновации внедряется в новую технологическую и экономическую среду.

Инновационные превращения рассматриваются не только как результат внешних воздействий, но и как образование новых, ра­нее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в ре­зультате технико-технологических и социальных изменений.

Инвазия нововведения требует новых технологических режимов и нового типа оборудования; она происходит лишь при симбиозе старых и новых принципов и структур. Инвазия приводит к возник­новению новых явлений, которые требуют передислокации персо­нала, переналадки технических систем. Это вызывает необходимость изменения организационных структур и подгонки всех прежде раз­розненных факторов в стройную систему. Инвазия является импуль­сом к проведению системы инновационных мероприятий по мате­риализации новшества. При этом все изменения, происходящие в производстве, являются последствием инвазии первоначального об­разца новшества.

На производственной стадии осуществляется весь комплекс ра­бот по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта. Одновременно с подго­товкой и освоением новой продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов оборудования, необ­ходимого для материализации нововведений. Производственный этап создания новшества составляют:

инвестиционные мероприятия, связанные с организацией про­изводства новой продукции или применением новой технологии, с приобретением и монтажом нового оборудования;

переквалификация, подбор и обучение персонала;

выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем массо­вое производство новой продукции;

расширение масштабов производства и диффузии новшества;

выход новшества на рынок и его коммерциализация.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 687; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию