Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание. Чувственное и рациональное познание. Особенности рационализма и сенсуализма

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры. В процессе П. происходит формирование в сознании идеальных моделей реальности. П. есть отражениев сознании человека свойств предметов объективной реальности. П. – это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Изучением проблем познания занимается такая философская дисциплина как гносеология. Какова природа знания? Каким путем сознание субъекта добывает и проверяет знания об объекте? Что такое сознание человека, каков его генезис и структура? Как возможно понимание между двумя разными сознаниями? Как взаимодействуют различные виды знания? Существуют ли границы познания?

Познание предполагает раздвоенность мира на субъект ("познающего" – того, кто познает) и объект ("познаваемое" – то, что познается). Наличие субъектно-объектного отноше­ния – это атрибутивная характеристика процесса познания, поскольку для познающего сознания человека характерно постоянное выхождение за пределы самого себя, направленность на нечто ему внеположенное.

В познавательном процессе следует проводить различие между понятиями "действительность" и "объект познания".

Действительность, реальность – это то, что существует вне и независимо от процесса познания, т.е. "сущее-в-себе", нечто существующее "само по себе", независимо от того познается оно кем-то или не познается.

Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта, т.е. действительность, включенная в познавательное, субъет-объектное отношение. В познании действительность существует не "сама по себе", а как "реальность для нас", т.е. в аспекте объективной реальности, ее данности познающему субъекту. Так элементарные частицы стали объектом познания (объективной реальностью) лишь с конца XIX века, хотя до этого существовали в действительности.

Объектами научного познания могут выступать: предметы и процессы материального мира (электрон, химический элемент, клетка, планета и т.п.); явления духовного мира человека и общества (образ мышления, психические состояния, общественное мнение и т.п.); продукты деятельности человека (литературные произведения, мифология, религия, семья и т.п.).

Таким образом, понятие "объект познания" выделяется лишь в его соотношении с понятием "субъект познания": без "познающего" не может возникнуть "познаваемое".

Субъект познания – это носитель активного познавательного отношения; тот, кто реализует процесс познания, т.е. ставит цель, выбирает методы и получает результаты познания.

Субъектами научного познания могут выступать: индивид; ученые как творческие личности, которые добывают новые знания в силу развития своих познавательных способностей ("ремесленники", таланты, гении в науке); научные сообщества, которые исторически развиваются и организуется в различные социальные и профессиональные формы (коллективы, школы, академии, университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); человечество в целом.

В связи с признанием активности субъекта познания в современной гносеологии принято различать "объект познания" и "пред­мет познания".

Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, стороны объекта познания, на которые направлена мысль исследователя. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, меди­цина – его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка иссле­дователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи, поставленного вопроса.

 

Важнейшим вопросом гносеологии является вопрос о познаваемости бытия: может ли человеческое мышление получить исчерпывающие, достоверные знания о действительности, т.е. познаваем ли мир в принципе?

По этому вопросу в истории философии традиционно выделяются три основные теоретико-познавательные стратегии: гносеологический оптимизм (конструктивистские концепции), скептицизм и агностицизм.

Скептицизм – филос. направление, возникшее в античной философии, представители которого (скептики) выражают сомнение в возможности достоверного познания объективной действительности, считают, что мир познаваем только частично, любая истина носит субъективный (относительный) характер, высказывают сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. Представители: Пиррон, Агриппа, Секст-Эмпирик, Юм и др. Однако следует различать последовательный скептицизм в духе Юма и методологическое сомнение (напр., Декарта). Для Юма скептицизм – общая гносеологическая и общемировоззренческая установка. Для Декарта – путь к обретению твёрдых гносеологических оснований к философствованию. Скептицизм хорош как элемент философского мышления, как критическая направленность разума, ничего не склонного принимать на веру.

Агностицизм (лат. agnostos – непознаваемый) – филос. направление, отрицающее полностью или частично возможность познания мира; агностики утверждают, что невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант. Агностицизм базируется на следующих особенностях познавательного процесса: неустранимости из него субъективной составляющей даже в высокоабстрактных науках (логика, математика); бесконечности процесса познания, когда то, что сегодня кажется существенным, завтра обнаруживает производный, феноменальный характер; тем самым, подлинная сущность вещей перманентно скрывается от нас.

Гносеологический оптимизм – филос. направление, представители которого верят в силу и могущество разума и познания и поэтому признают способность человека получать достоверное знание, истину (большинство философов, как правило, это материалисты и объективные идеалисты).

Варианты гносеологического оптимизма (по учебнику В. В. Миронова):

1) Реалистические доктрины выводят знание из реального, т. е. существующего независимо от нас и активно воздействующего на нас, внешнего мира. Например, наивный реализм (классическая европейская наука XVI-XVIII вв.) предполагает, что знание есть продукт отражения внешнего мира (как в зеркале); познавательный образ в голове человека есть более или менее точная копия оригинала; источником знания являются чувственный данные, которые, затем, обобщаются и систематизируются интеллектом; человек познаёт мир один на один, без влияния социума, его культуры, практики и языка.

2) Диалектический материализм предполагает, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика людей, что отражение внешнего объективного осуществляется во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму общественно выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Именно материальная, а не духовная общественная практика является определяющим фактором исторической динамики знания. Именно материальная деятельность (деятельность человека по преобразованию материального мира и социальных условий своего существования) является источником возникновения, движущей силой развития и высшей проверочной инстанцией человеческих знаний. Принцип практики и принцип отражения материального мира в идеальных образах человеческого сознания – основные постулаты на которых держится диалектическая теория познания марксизма.

3) Идеалистические теории познания утверждают, что знание образует особый идеально-духовный мир, являющийся трансцендентным относительно индивидуального сознания. Этот объективно существующий мир знания является субстанциональной (порождающей) основой любых конкретных продуктов человеческой познавательной деятельности. Гносеологические основания для существования этих теорий: 1) любое практическое действие человека подразумевает наличие идеального плана действий; 2) общие понятия (числа, цвета, формы), философские категории (время, сущность, закон) не выводимы напрямую из внешнего опыта и социального научения; 3) знание имеет свойство, раз возникнув, приобретать как бы собственную жизнь и логику развития, независимо от воли или желания людей; 4) многие учёные и деятели искусства искренне верят, что их открытия и произведения, не выдумываются, а как бы существуют в особом «пространстве мысли». Посредством их научных и творческих усилий они лишь раскрываются. Моцарт утверждал, что он мог слышать целиком и сразу всё музыкальное произведение. Химик Кекуле, открывшему бензоловое кольцо, оно приснилось в виде змеи, кусающий свой хвост. П. А. Флоренский мог видеть сразу весь математический ряд Фурье.

5) Имманентические теории утверждают, что знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же во всей своей субъективной ненадёжности, иллюзорности. Например, Дж. Беркли: всё, что мы можем воспринимать во внешнем опыте, – это содержание нашего собственного сознания. У нас нет доступа к вещам помимо нашего субъективных идей. Отсюда следует, что какой-либо действительности, независимой от сознания, не существует. Правда, божественное бытие, предшествующее индивидуальному сознанию и его идеям, Беркли признаёт. Еще ранее, Платон предполагал, что в недрах самого человеческого сознания заключён весь универсум возможных знаний о мире и о самом себе. Здесь познание оказывается в сущности самопознанием; погружение в свои имманентные глубины – трансцендированию в мир объективного знания; направленность на истину внешнего предмета – припоминанию уже имеющейся в сознании идеи этого предмета. Аналогичные взгляды высказывали русские религиозные мыслители XIX-XX вв. В.С. Соловьёв, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский.

6) Трансцендентализм рассматривает знание как продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания. Трансцендентализм направлен на выявление всеобщих конструктивных – трансцендентальных – условий любого возможного опыта. Задача исследования состоит здесь не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, одинаковых для всех людей, структур субъективности.

Процесс познания – это диалектическое единство чувственного (опыт, эксперимент) и рационального (разум, мышление) познания. Философами Нового времени ставилась задача с помощью применения правильного научного метода познания получить достоверное знание. Выбор разных путей решения этой задачи – акцент на экспериментальном характере естествознания (опыт, эксперимент) или на применении математических методов познания природы (абстрактное мышление) обусловил появление основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в гносеологии Нового времени, согласно которому источником истинных знаний о мире и критерием их истинности является опыт, опирающийся на наблюдение и эксперимент: "на опыте основывается все наше знание". Эмпиризм ориентирован на использование экспериментальных методов в научном познании. Основатель эмпиризма – Френсис Бэкон (1561-1626); представители – Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704). Последний является основателем более узкого направления в эмпиризме – сенсуализма (от лат. sensus – чувство, ощущение). По Бэкону, познание – это отображение внешнего мира в сознании человека, поэтому чувственный опыт играет решающую роль. Разум участвует в познании, но лишь вторично: он должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить связи явлений, раскрывать законы природы. Правильный метод научного познания природы – это индукция, основанная на эксперименте, т.е. метод, при котором мысль движется от частного к общему (от конкретных фактов, полученных в опыте к открытию законов, путем обобщения, анализа опытных данных; "извлечение аксиом из опыта"). Образно Ф. Бэкон характеризует три метода познания: 1) "путь муравья" (он же путь Аристоткля) – это узкий эмпиризм, умение собирать факты, но неумение их обобщать; 2) "путь паука" (или путь схоластов) – узкий рационализм: мыслитель выводит истины из своего разума как паук паутину, но это ведет к пренебрежению фактами; 3) "путь пчелы" (т. е., собственно, метод Бэкона) – подлинный путь познания, "союз опыта и ума", умственная переработка опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар (факты), перерабатывает его в мед (открытие законов).

По определению Локка, сознание познающего субъекта – это tabula rasa ("чистая доска"), т.е. когда человек рождается, у него нет никаких знаний ("врожденных идей", см. далее у Декарта) – все, что человек знает, возникает из чувственного опыта, его ощущений. Девиз эмпиризма (и сенсуализма): "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувственный опыт".

По Локку, существует два вида опыта: 1) внешний опыт – это ощущения окружающего материального мира; 2) внутренний опыт или рефлексия – это наблюдение ума над своей внутренней деятельностью. Вначале человек воспринимает от внешних вещей простые (приобретенные) идеи – чувственные впечатления, возникающие в результате воздействия свойств вещи на наши органы чувств. Таким образом, чувства снабжают ум материалом – идеями для размышлений; из этих простых идей ум активно строит другие – сложные идеи с помощью соединения, сопоставления, обособления простых идей. Общие понятия или концепты – это общие сложные идеи, полученные путем отвлечения, абстрагирования от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы (например, идея "человек" – это результат отвлечения от всего того, что различает конкретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д., и удержание только того, что есть у них общего).

Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в гносеологии Нового времени, согласно которому источником истинных знаний о мире и критерием их истинности является разум. Рационализм ориентирован на математику как идеал научного познания, поскольку с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. Родоначальник рационализма – Рене Декарт (1596-1650), представители – Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716).

Познание, по Декарту, это не отображение внешнего мира в сознании человека, а открытие истин (законов), недоступных чувственному опыту, поэтому главная роль принадлежит разуму, который способен самостоятельно делать открытия, первоначально не основанные на опыте и лишь впоследствии подтвержденные опытным путем.

Метод научного познания – это дедукция, т.е. метод, при котором мысль движется от общего к частному (от общих законом, принципов, аксиом – к конкретным фактам, решениям). Девиз рационализма: "В познании следует отталкиваться от ясных, очевидных для разума истин".

Отправной пункт познания – это интеллектуальная интуиция, чистое умозрение. Общие положения (аксиомы) – это такие идеи, которые интуитивно воспринимаются разумом ясно и отчетливо (это критерий истины). Из этих истин (аксиом) выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения, подобно тому, как из нескольких аксиом выводится вся геометрия Евклида. Научные открытия, по Декарту, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.

В поисках такой аксиомы мышления Декарт все подвергает сомнению: сомневаться и отрицать можно все что угодно, но в этом акте "всё-отрицания" нельзя сомневаться в том, что существует тот, кто сомневается – поэтому единственный достоверный факт есть мышление познающего субъекта: "Я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).

Сознание познающего субъекта, по Декарту, содержит два вида идей: пришедшие из чувств и врожденные идеи. Именно последние обладают полной достоверностью, несомненностью для разума. К ним он относит идею Бога, математические понятия и аксиомы, некоторые суждения (например, "из ничего ничего не происходит") и т.п.

Б. Спиноза выделяет два вида познания: 1) чувственное познание – низший вид, недостоверное, случайное, "смутное" познание, т.к. идеи о внешних вещах спутываются с идеями о состоянии собственного тела человека; 2) рациональное познание – достоверный вид дедуктивного познания, поскольку оперирует общими понятиями, которые отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего математические понятия); они даны сознанию человека изначально, a priori, т.е. до всякого опыта; 3) интуитивное познание – "внутренний свет" человеческого сознания, непосредственное, безошибочное, адекватное постижение целостной сущности вещи.

Лейбниц выделяет два рода истин: 1) "истины факта", которые не обладают необходимостью и всеобщностью, они являются эмпирическими и случайными, т.к. сколько бы мы ни проводили опытов они не дадут всеобщих и необходимых истин (законы природы, открываемые естествознанием); 2) "истины разума", которые представляют собой врожденные идеи, находящиеся в интеллекте и обладающие свойствами всеобщности и необходимости (логическое и математическое знание). Понятно, что "истины разума" выше "истин факта".

Спор рационализма и эмпиризма в основном ввелся вокруг учения о врожденном знании. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу, мораль). Эмпирики отрицают рациональную интуицию, поскольку считают, что все знание мы получаем с помощью чувственного опыта. Возражение рационалистов против эмпириков (с иронией): "Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте… кроме самого разума " (Лейбниц).

Познание принято разделять чувственное и рациональное. Эти стороны познания не стоит смешивать с эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Во втором случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во первом – речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.

Чувственное познание (или живое созерцание) – процесс познания, осуществляемый посредством органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса), через которые в сознание могут проникать сведения об окружающем мире.

Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение – отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств; восприятие – на основе синтеза ощущений, целостный образ объекта; представление – наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с этим объектом; представление связано с памятью, предшествующими ощущениями и восприятиями, а также творческим воображением.

Рациональное познание – процесс абстрактно-логического мышления, рассудочного и разумного познания мира. Рациональное познание – опосредованное отражение. Оно опосредованно, во-первых, чувственным познанием, во-вторых, языком; в-третьих, тем, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. Мышление не только опосредованное познание, но и обобщающее. В нем отражаются не только единичное, но и общее. Отражение общего – важная черта человеческого мышления. Она способствует движению сознания к сущности.

Формы рационального познания: понятие – исходная форма рационального познания; логический образ, отражающий общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях. В языке понятия выражаются словами и словосочетаниями; суждение – на основе связи понятий что-либо утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Суждение обычно выражается повествовательным предложением; умозаключение – форма мышления, посредством которой из некоторых известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод). Умозаключения могут быть индуктивными или дедуктивными. «Серебро электропроводно», «Золото электропроводно», «Уран электропроводен» и т.д., следовательно: «Все металлы электропроводны» (индуктивное умозаключение); или, наоборот, «Все металлы электропроводны», «Серебро – это металл», следовательно «Серебро электропроводно» (дедуктивное умозаключение).


<== предыдущая | следующая ==>
 | Универсальные очистители

Date: 2015-10-18; view: 1126; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию