Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОЗНАНИЕ. 1. ОЩУЩЕНИЯ – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира





ПЛАН изучаемых тем:

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Память

4. Мышление

5. Воображение

6. Речь

7. Эмоции и чувства

 

1. ТЕМА: ОЩУЩЕНИЕ

План:

  1. Понятие ощущений. Физиологическая основа ощущений.
  2. Виды ощущений.
  3. Понятие чувствительности. Пороги чувствительности.
  4. Общие свойства ощущений.
  5. Взаимодействие ощущений и компенсаторные возможности ощущений.
  6. Эмоциональный фон ощущений.
  7. Сенсорная депривация.

 

1. ОЩУЩЕНИЯ – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.

Физиологической основой ощущений является действие анализаторов.

Раздражитель воздействует на орган чувств, раздражает рецепторы, в которых появляется возбуждение. Это возбуждение кодируется в нервный импульс и по центростремительным нервам идет в головной мозг. Возбуждается определенный центр, отвечающий за данный орган чувств, где и происходит ощущение как психический процесс.

2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ:

- ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные);

- ощущения, отражающие состояние организма (органические, ощущения равновесия, двигательные);

- особые ощущения (осязательные – представляют собой комбинацию нескольких видов ощущений, болевые – ощущения различного происхождения).

3. ПОНЯТИЕ И ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:

Не всякое раздражение вызывает ощущения. Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений. Такие раздражители называют СУБСЕНСОРНЫМИ.

Способность реагировать на слабые или незначительно отличающиеся раздражители называется ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

1. Самая маленькая величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называют НИЖНИМ АБСОЛЮТНЫМ ПОРОГОМ ощущений.

Между абсолютной чувствительностью и ее порогом существует обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.



2. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называют ВЕРХНИМ ПОРОГОМ ощущений.

За этим порогом свет – ослепляет, звук – оглушает и т.д.

Если от конечной величины раздражителя отнять начальную, можно выяснить, на какую часть исходной величины пришлось изменить силу раздражителя, чтобы ощутить разницу.

3. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений, называется ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПОРОГОМ ощущений (порог различений).

Чтобы заметить разницу в весе, нужно к первоначальной величине добавить или отнять 1/30 часть первоначальной величины.

Для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а для зрительных ощущений порог составляет 1/100 часть.

Величина порогов зависит от:

- характера деятельности;

- интересов;

- мотивов;

- профессии;

- тренированности.

Чувствительность не постоянна, она имеет тенденцию меняться.

4. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ:

  1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов ощущений.
  2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
  3. Длительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений называется СЕНСИБИЛИЗАЦИЕЙ.

Переход ощущений одного вида в другой называется СИНЕСТЕЗИЕЙ.

Изменение деятельности анализатора под влиянием его приспособляемости к действующим раздражителям называется АДАПТАЦИЕЙ.

Изменение чувствительности под влиянием предшествующих или сопутствующих раздражителей называется КОНТРАСТ.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ:

Люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающим миром как величайшую трагедию. Перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающему миру и людям.

Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора.

6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ОЩУЩЕНИЯ:

Само познание начинается с эмоций и чувств. Недаром говорят «органы чувств». Организм оценивает поступающую информацию по системе: «приятно – неприятно». Только потом идет оценка разума: «приятно, но вредно», « Красиво, но опасно».

7. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

Одна из самых острых потребностей человека – ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ПОТОКЕ ОЩУЩЕНИЙ, которые доставляют мозгу необходимые впечатления (информацию). Нехватка каждого из видов информации вызывает свой вариант сенсорного голода.

Необходимый поток ощущений в норме жизненных условий достигается автоматически. Но для этого должны быть в норме анализаторы и должен быть необходимый поток ощущений.



2. ТЕМА: ВОСПРИЯТИЕ

План:

  1. Понятие восприятия. Физиологические основы восприятия.
  2. Виды восприятия.
  3. Свойства восприятия.
  4. Понятия: апперцепция, установка восприятия, когнитивный диссонанс.
  5. Перцептивная деятельность субъекта.
  6. Иллюзии восприятия.

1. ВОСПРИЯТИЕ – отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.

В отличие от ощущений человек познает, не отдельны свойства, а предметы и явления в целом.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ восприятия является сложная система временных межанализаторных связей.

2. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1. ПРОСТЫЕ виды восприятия (зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные);

2. СЛОЖНЫЕ виды восприятия (сочетание различных простых видов восприятия, восприятие времени и пространства).

3. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ:

1. Предметность – мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

2. Осмысленность (категориальность) – восприятие тесно связанно с мышлением, с понимаем сущности предмета.

3. Целостность – восприятие есть целостный образ предметов, даже если он дан не полностью.

4. Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.

5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по отношению к другим. Зависит от:

- склонностей, способностей, интересов;

- профессии человека;

- задач, стоящих перед человеком;

- деятельности;

- возраста;

- прошлого опыта.

Человек познает мир через призму своей личности, своего опыта, чувств, интересов.

4. Зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности называется АППЕРЦЕПЦИЕЙ.

УСТАНОВКА – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

В жизни каждого человека установки играют важную роль. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Возникают они незаметно в виде обычая, привычки, в форме присоединения к мнению окружающих, поэтому их относят к неосознаваемым побуждениям личности.

Данное понятие было глубоко разработано отечественным психологом Д. Н. Узнадзе.

Психологический дискомфорт, возникающий в связи с тем, что человеку приходится воспринимать информацию, несовместимую с его внутренними убеждениями называется КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС.

5. Всякое восприятие включает двигательный компонент в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д. Следовательно, процесс восприятия рассматривается как ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Во всех видах восприятия двигательный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

  1. Поиск объекта.
  2. Выделение наиболее характерных его признаков.
  3. Опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

6. Восприятие может быть ошибочным. Искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер, называется ИЛЛЮЗИЕЙ ВОСПРИЯТИЯ. Она может быть зрительной, слуховой и тактильной.

3. ТЕМА: ПАМЯТЬ

План:

  1. Понятие памяти. Физиологические основы памяти.
  2. Понятие ассоциаций и их виды.
  3. Виды памяти.
  4. Процессы памяти.
  5. Условия и приемы успешного запоминания.
  6. Типы памяти.
  7. Продуктивность памяти.

1. ПАМЯТЬ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

В древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина (мнемоз (греч.) - память) являлась матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным тогда наукам и искусствам.

ФИЗИОЛОГИЧЕСАЯ ОСНОВА ПАМЯТИ.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительными являются три основные теории физиологической основы памяти.

1. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, то есть в них возникает процесс возбуждения, в отсутствии раздражителя, вызывавшего данные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляет собой физиологическую основу ассоциаций.

2. Нейронная теория – нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (места соединения нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

3. Молекулярная теория – под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которые «записывается» поступающая информация.

2. АССОЦИАЦИИ – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти.

Ассоциации бывают:

  1. ПРОСТЫЕ:

- по сходству (абрикос - персик);

- по контрасту (лето - зима);

- по смежности времени (день - вечер);

- по смежности в пространстве (стена - потолок).

2. СЛОЖНЫЕ:

- «причина – следствие» (лето - жара);

- «род – вид» (животное - корова);

- «целое – часть» (поезд - вагон).

3. ВИДЫ ПАМЯТИ:

  1. По содержанию:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная);

- эмоциональная – память на пережитое чувство;

- словесно-логическая;

- двигательная – проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем;

- эйдетическая (зрительная память, долго сохраняющая яркий образ).

2. По произвольности:

- произвольная;

- непроизвольная.

3. По длительности:

- долговременная;

- кратковременная (оперативная).

4. По степени осмысленности:

- механическая;

- смысловая.

4. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.

1. ЗАПОМИНАНИЕ – закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущений и восприятия.

Физиологически – это процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей.

Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называется ЗАУЧИВАНИЕМ.

МЕХАНИЧЕСКОЕ запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

ОСМЫСЛЕННОЕ запоминание – основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ запоминания – искусственное осмысление запоминаемого материала (чтобы запомнить расположение цветов в спектре, используем фразу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

2. СОХРАНЕНИЕ – удержание заученного в памяти, то есть сохранение следов и связей в мозге.

3. ЗАБЫВАНИЕ – исчезновение, затормаживание связей (полное, частичное, кратковременное и др.).

4. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – проявление результатов запоминания и сохранения. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение – актуализация образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Физиологически это объясняется наличием стойких, прочных следов (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных следов (узнавание).

В случаях, когда не очень четко усвоен материал, прибегают к ПРИПОМИНАНИЮ – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившемся в памяти. Важно попытаться вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ памяти – это образ ранее воспринятого. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

5. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ:

- активность личности и самостоятельность деятельности;

- степень завершенности и действия запоминания;

- интересы и склонности личности;

- отношение личности к той или иной деятельности;

- эмоциональный настрой;

- волевые усилия;

- возраст человека;

- общее состояние организма;

- направленность деятельности при запоминании;

- количество материала;

- обстановка;

- характер материала;

- осмысленность, связность, понятность материала;

- наглядность;

- ритмичность;

- различные виды деятельности.

ПРИЕМЫ ОСМЫСЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ:

- установка на прочное и длительное запоминание;

- смысловая группировка материала: разбивка, членение материала на части с выделением главного и существенного в каждой части, в каждой части выделить смысловые опорные пункты и сформулировать в виде кратких заголовков к каждой части, установить связи между выделенными частями и понять логическую последовательность их расположения;

- общий план расположения учебного материала;

- количество повторений, планомерно распределенных во времени. Забывание происходит особенно быстро в первое время, поэтому повторять нужно как можно раньше;

- применение усвоенных знаний на практике.

6. ТИПЫ ПАМЯТИ:

Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить.

1. Люди по-разному запоминают различный материал. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета, звуки. Это представители НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО ТИПА памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы и т.д. Это представители СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО ТИПА памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Это представители ГАРМОНИЧЕСКОГО ТИПА памяти.

2. Люди предпочитают запоминать различными способами. С этой точки зрения различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный) типы. Наиболее распространен смешанный тип памяти. «Чистые» типы памяти встречаются реже.

Существование наглядно-образного типа памяти объясняется относительным преобладанием первой сигнальной системы, словесно-логического – преобладанием второй сигнальной системы, гармонического типа – равновесием обеих сигнальных систем.

7. ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ зависит от:

- объема запоминаемого материала (сколько материала может запомнить человек);

- быстроты запоминания (сколько времени требуется человеку для запоминания);

- точности запоминания;

- длительности сохранения материала в коре больших полушарий;

- готовности памяти в нужный момент воспроизвести материал.

ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

4. ТЕМА: МЫШЛЕНИЕ

План:

  1. Понятие о мышлении.
  2. Физиологические основы мышления.
  3. Операции мышления.
  4. Формы мышления.
  5. Виды мышления.

1. МЫШЛЕНИЕ – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Этим человеческое мышление отличается от животных.

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных связей, опирающихся на первосигнальные связи.

3. ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ:

1. СРАВНЕНИЕ – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Сравнивать следует по одному основанию. Сравнение помогает не только ярко представить, но и глубоко понять сравниваемые объекты.

К.Д. Ушинский говорил: «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».

2. АНАЛИЗ – мысленное расчленение сложного объекта на составляющие его части и характеристики.

3. СИНТЕЗ – мысленное соединение отдельных частей в единое целое.

Анализ и синтез – основные мыслительные операции. Они присущи каждому человеку, но по разному. Равновесие между анализом и синтезом очень важно и его нужно воспитывать.

4. АБСТРАКЦИЯ – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.

5. ОБОБЩЕНИЕ – мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

6. КОНКРЕТИЗАЦИЯ – мыслительный переход от общего к частному.

4. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть ОБЩИМИ и ЕДИНИЧНЫМИ; КОНКРЕТНЫМИ и АБСТРАКТНЫМИ.

Понятие выступает и как форма мышления и как особое мыслительной действие.

Понятие формируется в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Понятия, составляющие основу НАУЧНЫХ знаний, вырабатываются в процессе кропотливой исследовательской работы, а усваиваются при специальном обучении.

МОРАЛЬНЫЕ понятия чаще всего усваиваются в повседневной жизни, в практике общения с другими людьми. Моральные понятия отличаются от других понятий тем, что они меняются, т.е. наполняются новым смыслом от одного исторического периода к другому, носят классовый характер.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо.

Суждения бывают ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ, ЕДИНИЧНЫЕ.

А также ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ.

Знать предмет – значит высказать о нем какое-либо суждение. Истинность суждений проверяется практикой.

Суждения образуются двумя основными способами:

  1. Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.
  2. Опосредованно – путем умозаключений или рассуждений, когда с помощью рассуждений из одних суждений выводят, получают другие суждения.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Умозаключения могут быть ДЕДУКТИВНЫМИ И ИНДУКТИВНЫМИ.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

5. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:

1. ПО ФОРМЕ:

- наглядно (предметно)- действенное – мышление возникающее в практических действиях с предметами;

- наглядно-образное – мышление опирающееся на представления и образы человека;

- словесно (абстрактно)-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

2. ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ – теоретическое (понятийное) и практическое (мышление при помощи образов и действий).

3. ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ – дискурсивное (развернутое, т.е. нужны пояснения…) и интуитивное (свернутое, т.е. быстро протекающее, чаще мало осознанное).

4. ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ – репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.

5. ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ

План:

  1. Понятие о воображении.
  2. Физиологические основы воображения.
  3. Виды воображения.
  4. Операции воображения.

 

1. ВООБРАЖЕНИЕ – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше; это психический процесс создания новых образов и представлений путем переработки представлений воспринятых в предшествующем опыте.

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:

- НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения.

- ПРОИЗВОЛЬНОЕ – проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Бывает воссоздающим и творческим.

- ВОССОЗДАЮЩЕЕ – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой.

- ТВОРЧЕСКОЕ – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.

- МЕЧТА – создание образов желаемого будущего. Может быть РЕАЛЬНОЙ (отражает действительность, предвосхищает события), ФАНТАСТИЧЕСКОЙ («отлетает» от действительности).

4. ОПЕРАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ:

АГГЛЮТИНАЦИЯ – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств и частей.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также уменьшением отдельных частей.

СХЕМАТИЗАЦИЯ – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

ТИПИЗАЦИЯ – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

ЗАОСТРЕНИЕ – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

ТЕМА 6 ЯЗЫК. РЕЧЬ

ПЛАН:

1. Понятия о языке, речи. Знаки и его виды.

2. Физиологические основы и механизмы речи.

3. Функции речи.

4. Свойства речи.

5. Виды речи.

1. РЕЧЬ - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.

ЯЗЫК - это продукт общественного развития, имеет словарный состав, грамматический строй, создается народом, изменяется в процессе развития, усваивается с детства.

Язык - это система знаков.

ЗНАК - это любой материальный, чувственно-воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении, т. е. в качестве заместителя другого предмета, явления, и используемый для хранения и передачи информации. Знаки бывают языковые и неязыковые.

ЯЗЫКОВЫЕ знаки не существуют, изолировано друг от друга, а образуют систему - грамматику языка. НЕЯЗЫКОВЫЕ знаки - знаки - символы, знаки - копий.

Знаки, входящие в состав языка как специального средства общения между людьми, называются знаками ОБЩЕНИЯ. Они делятся на знаки, ЕСТЕСТВЕННОГО языка и ИСКУСТВЕННОГО языка.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ знаки выполняют основную роль общения между людьми. Это слова, принятые выражения, предложения. Состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. Языковые знаки - это и положения пальцев у глухонемых, система наколок на бумаге у слепых, телеграфный код, сигналы флагов, ударов барабанов, математические и химические знаки и т.д.

ИСКУСТВЕННЫЕ знаки тоже служат общению. Они обычно кодируют естественные знаки (азбука Морзе или программа для кибернетических устройств, знаки дорожного движения).

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ.

Речевая деятельность предполагает с одной стороны восприятие слышимых и видимых сигналов, с другой стороны произношение звуков языка.

Для речевой деятельности в коре головного мозга существует три центра: слуховой, зрительный, двигательный.

СЛУХОВОЙ центр (Вернике) - находится в левой височной доле мозга. Обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При его нарушении у человека возникает речевая глухота (не узнает слов), но ощущение звуков остается.

Нарушается процесс восприятия понимания чужой и собственной речи, утрачивается способность связной и логической речи. Это главный речевой центр. Его нарушение - нарушение чтения и письма.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ центр (Брока) - находится в лобной извилине коры больших полушарий. Формируется позднее Вернике. При нарушении Брока человек не может говорить, но может петь без слов и кричать. Речь человек понимает, слышит, слова узнает, но не помнит, как они произносятся. Нарушение внутренней речи.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ центр - находится в теменно-височно-затылочной части левого полушария. При поражении человек не узнает букв, не может их писать

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ - это временные связи на второсигнальные раздражители. Образование временных нервных связей идет, но двум направлениям:

1. Образование временных нервных связей между звуками, составляющими слова и между словами, составляющими предложения.

2. Образование временных связей между элементами самой речи и теми предметами, которые

обозначаются словами.

3. ФУНКЦИИ РЕЧИ:

1. КОММУНИКАТИВНАЯ - обмен информацией (идеи, представления, настроения, чувства) в ходе совместной деятельности.

2. ЗНАКОВАЯ - средство и форма выражения мыслей (обозначает предметы, явления, действия.
Усваивая язык как фиксированную систему знаков, человек учится мыслить, не только образами, но и знаками.

3. ПЕРЕДАЧА и усвоение общественно - исторического опыта.

4. ПЛАНИРУЮЩАЯ - человеческая деятельность отличается тем, что изначально планируется.

5. ЭКСПРЕССИВНАЯ - способность выражать переживания, может усиливать или обесценивать значение информации.

6. ИМПРЕССИВНАЯ - способность воздействовать на других людей.

4. СВОЙСТВА РЕЧИ:

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ - характеризуется объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

2. ПОНЯТНОСТЬ - обусловленность в основном объёмом знаний слушателей, обеспечивается
избирательным отбором материала, доступного слушателям.

3. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом.

4. ДЕЙСТВЕННОСТЬ - определяется влиянием на мысли, чувства; поведение обеспечивается
учётом индивидуальных особенностей слушателей.

5. ВИДЫ РЕЧИ:

ВНЕШНЯЯ - общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

ВНУТРЕННЯЯ - направлена на себя, носит свёрнутый сокращённый характер.

ПИСЬМЕННАЯ - очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Представляет повышенные требования к мыслительной деятельности.

УСТНАЯ - протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простотой грамматических конструкций.

АФФЕКТИВНАЯ - нет замысла, очень проста, ограничена.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ - речь, обращённая к самому себе. Со временем интериоризируется и становится основой мышления.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ - речь, при которой активны в равной степени все её участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.

СИТУАТИВНАЯ - это общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий или предметов. Ей присуще выпадение подлежащих, замена их местоимениями, наличие большого числа наречий, словесных шаблонов. Это речь вопросов и ответов, неполная, непонятная.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ - полно раскрывает ситуацию, которую можно понимать, не видя без непосредственного восприятия. Она появляется у детей при большой требовательности, возникает под влиянием обучения.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ - объяснение правил. Характерна определённая последовательность, выделение и указание главных понятий. Очень трудно развивается. Она важна для формирования коллектива.

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ - развёрнутая и связная речь. Предъявляет требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.

ТЕМА 7 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ПЛАН:

1.Понятие эмоций и чувств

2.Физиологическая основа эмоций и чувств

3.Виды чувств

4.Основные функции эмоций

5. Формы проявления эмоций

6. Классификация эмоциональных состояний по К. Изарду

1.В широком смысле чувства и эмоции являются синонимами. Чувства и эмоции образуют ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ.

В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникших в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер.

В отличие от эмоций чувства соотносятся к восприятию речи и необходимы для оценки сложных предметов, событий, ситуаций и людей. Они достаточно развиты только у человека. Чувства совершенствуются и развиваясь образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам (нравственные, интеллектуальные, эстетические).

Эмоции (лат. душевное волнение) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Т.О. для эмоций характерно: для чувств характерно:

1.связанные с удовлетворением биологических 1.связанные с удовлетворением высших

потребностей потребностей

2.ситуативные 2.длительные

3.психические состояния 3.психические процессы

4.Эмоции являются формой проявления чувств, т.е. чувства проявляются в эмоциях.

Эмоции и чувства, в широком смысле, являются психическим процессом, текущим, изменяющимся и имеющим свою динамику, то есть человек переживает чувство. ПЕРЕЖИВАТЬ - активно переосмысливать своё место в жизни (Утро вечера мудренее; Перемелется – мука будет). Переживание связано с объективной необходимостью и выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности о обретению необходимого равновесия.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждением к поступкам, к взысканиям, увеличивают напряжение сил и называются СТЕНИЧЕСКИМИ (с греч. «стенос» - сила). При действенной эмоции человеку трудно молчать не действовать активно (от радости можно горы свернуть).

В других случаях эмоции АСТЕНИЧЕСКИЕ (с греч. «астенос» - слабость, бессилие) характеризуются пассивностью, переживание чувств расслабляет человека, уменьшает его активность (тоска, печаль, уныние, подавленность, от страха – ноги «подкосились» и др.).

ЧУВСТВА (ВЫСШИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ) – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

2.Физиологической основой эмоций и чувств является сложная комплексная работа коры, подкорки и нервной вегетативной системы. Ведущая роль принадлежит коре, но очень важна и подкорка. Так как в ней находятся центры, управляющие нервной вегетативной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма ( человек краснеет, бледнеет, усиливается потоотделение, слезы и т.д.).

В обычных условиях КБП оказывает тормозящее действие на подкорковые центры и сдерживает внешнее проявление эмоций и чувств. Если кора приходит в состояние чрезмерного возбуждения (переутомление, опьянение), то в результате иррадиация перевозбуждается и подкорка – контроль снят.

А если в подкорке и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, то наблюдается угнетение, ослабление движений сердечно-сосудистой системы, дыхания и т.д. Таким образом, наблюдается и повышение, и понижение деятельности при эмоциях и чувствах.

3.ВИДЫ ЧУВСТВ

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в различные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности его мотивационной сферы. На базе положительных эмоций и чувств появляются и закрепляются интересы и потребности

Чувства носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен, следовательно, многообразны и чувства. В зависимости от направленности чувства делятся на:

- моральные– переживание человеком его отношения к другим людям и обществу (любовь, дружба, чувство долга, чести, стыд, зависть, трусость, презрение, уважение, злорадство и др.).

- интеллектуальные– чувства, связанные с познавательной деятельностью (жажда знаний, любознательность, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях, юмор, ирония, сарказм, радость открытия и др.).


- эстетические – чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни и просто человека.

- практические– чувства, связанные с деятельностью человека (если человек нашел своё призвание).

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ:

- КОММУНИКАТИВНАЯ – благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Можем без речи судить о состоянии друг друга, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение;

- СИГНАЛЬНАЯ - выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека; Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Напр., малыш используя эту функцию для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывает у родителей и взрослых сочувствие...

- ЗАЩИТНАЯ – эмоции провоцируют определенный способ действия, защищающий организм (бегство - ноги сами понесли, удар, укусить и др.); напр. Страх предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации. Страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели (напр. суицид).

- РЕГУЛИРУЮЩАЯ – стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Хотя, может быть и наоборот, страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).

5. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ ( эмоциональные состояния):

1.АФФЕКТ – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, изменениями всей жизнедеятельности организма.

Аффекты кратковременны, так как вызывают громадную затрату сил. Если обычная эмоция – душевное волнение, то аффект – буря. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слёзы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное дыхание создают картину нарастающего аффекта. От сильного напряжения расстраиваются мелкие движения. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию. Сдерживаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. На следующей стадии , если она наступает , человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличие, неподвижность, сонливость. Обычно аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать своё поведение(чаще- дети и подростки). Человеку необходимо проявлять выдержку и самообладание, нужно научиться властвовать собой.

2.НАСТРОЕНИЕ – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостным, печальным, бодрым, вялым, возбужденным, подавленным и т. д. Реакции человека в общении зависят от настроения. Иногда настроение приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает отпечаток на умственную деятельность. На настроение влияют различные причины ( удовлетворение жизнью, отношения в семье и на работе, общее состояние здоровья и т.д.). В плохом настроении учиться трудно, тяжело, быстро отвлекается…Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями (переключиться на другую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, или физический труд и т.д.).

3.СТРЕСС – состояние душевного и поведенческого расстройства, связанного с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стрессорами могут быть неожиданные неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод…), когда нужно быстро принять решения, сделать выбор, ответить обидчикам.

Действие стресса может быть усиливающим или ослабляющим, положительным или отрицательным. Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: улучшить память, внимание, повысить мотивацию. Он может сопровождаться восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решение поставленной задачи. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, влияют на физическое здоровье. Поведение человека в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы , силы и слабости его нервных процессов.

Стресс имеет фазы: - 1.Реакция тревоги. Организм работает с большим напряжением и в конце фазы повышается работоспособность и устойчивость к ситуации и окончательно происходит адаптация к самой ситуации. 2.Организм работает относительно стабильно, нормально, но если длительность увеличивается, то наступает истощение.

3 фаза она может наступить, а может и, нет. Здесь наступает истощение, которое неизбежно. Если адаптивных возможностей и резервов организма окажется недостаточным, то произойдут невротические реакции.

4. СТРАСТЬ - сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо. Сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. В отличие от аффекта это стойкое, всё охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть – большая сила, она может быть пагубной, и даже роковой и может быть позитивной, великой. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель – предмет страсти. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств.

А также существуют и другие эмоциональные состояния:

- апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием, заболеванием, проявляется в потере интереса и безразличия к окружающему;

- депрессия – подавленное настроение, связанное со снижением побуждения, заторможенностью движений;

- фрустрация – психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижения цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева;

- амбивалентность – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радость и горе, смех и слезы).

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ по К.ИЗАРДУ

Общее число эмоций, зафиксированное в словарях, огромно и не подчинено какой-либо классификации. Могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния по классификации Карла Изарда ( книга «Фундаментальные эмоции», т.е. врожденные )








Date: 2015-10-18; view: 448; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию