Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотру тебя я в порошок !

Дидактический материал по теме «Фразеологизмы».

 

Задание 1. Прочитайте тексты Елены Лаврентьевой. Выпишите выделенные сочетания слов, объясните их значение. Как называются эти выражения?

1.Жил был Воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он

Обожал считать ворон.

2) Филин стать решил певцом:

- Не ударю в грязь лицом!

У меня отличный слух

И запел он басом: У-у-ух!

3) – Тебя я съем! – воскликнул Кот.-

Открыть осталось только рот.

А я в ответ ему: - Дружок,

Сотру тебя я в порошок!

Но головой качает Мышка:

- В кого ты, сын, такой врунишка?

· Какое из фразеологических выражений, встретившихся вам, является многозначным?

· Какие из данных фразеологизмов имеют синонимические, устойчивые выражения? Назовите их.

· При помощи фразеологического словаря выясните, какими стилистическими пометами, сопровождаются эти устойчивые обороты

· По какой синтаксической модели построен каждый из данных фразеологизмов?

Задание 2. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка)

1) нести свой крест а) символ счастья

2) удельный вес б) причина ссоры

3) синяя птица в) лучшее, новейшее достижение, открытие в чем-либо

4) яблока раздора г) мужественно, стойко переносить трудности высокой цели

5) носится в воздухе д) ясно осознаваться, ощущаться, предугадываться

6) последнее слово у) от самого начала до конца, во всем объеме

7) от аза до ижицы ж) определенная роль, значение, место кого-либо или чего-либо в чем-либо.

· По какому признаку можно объединить все эти фразеологизмы?

· Расскажите о происхождении данных устойчивых сочетаний Составьте с двумя-тремя фразеологизмами предложения.

· Из фразеологического словаря выпишите еще 5-7 фразеологизмов книжного стиля речи; обратите внимание на их значение и происхождение. Найдите среди этих выражений такие, которые имеют помету «высок.». Что эта помета означает?

Задание 3. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки. Объясните, в результате каких ассоциаций они возникли.

1) Эта книга произвела на нас большое впечатление. 2) Большую роль во всяком начинании имеет хорошая организация работы. 3) Вопросам экологии в последнее время придают большое внимание.

2)

Задание 4. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значение (2-я колонка)

1) то и дело а) никогда

2) наобум Лазаря б) неохота

3) тихой сапой в) наугад

4) скрепя сердце г) исподтишка и постепенно

5) после дождичка в четверг д) беспрерывно

· С помощью фразеологического словаря выясните, какими грамматическими пометами эти фразеологизмы сопровождаются. Что означают эти пометы?

· Расскажите о происхождении 3-го и 3-го фразеологизмов.

· Укажите стилистическую принадлежность этих фразеологизмов.

Задание 5. Образуйте устойчивые словосочетания из глагола (1-я колонка) и существительного (2-я колонка).

1) играть а) место

2) занимать б) обязанности

3) возлагать в) значение

4) нести г) роль

5) производить д) надежды

е) впечатление

 

11. 1) оказывать а) значение

2) иметь б) внимание

3) выполнять в) влияние

4) придавать г) роль

д) функция

· Какова роль данных клише в русском языка? Составьте с данными устойчивыми выражениями три-четыре предложения и запишите их.

· Какие типичные ошибки ученики допускают в работе с подобного рода сочетаниями?

 

Задание 6. В каких сферах общения (бытовое, официальное, деловое) могут быть использованы следующие устойчивые выражения?

Пожинать плоды; становиться на дыбы; курить фимиам; турусы на колесах; сесть на мель; зайти в тупик; держать в курсе; встретить в штыки; петь дифирамбы; войти в силу.

Задание 7. Найдите стилистически нейтральный фразеологизм в каждом ряду:

1) уносить ноги; укоротить язык; указывать на дверь; удельный вес;

2) брать на абордаж; брать в себя в руки; брать на пушку; бочка Данаид;

3) аннибалова клятва; филькина грамота; рыть землю носом; большое сердце.

Задание 8. Найдите в каждой группе устойчивых выражений, данных ниже, одно лишнее. По какому признаку можно объединить другие фразеологизмы?

1) Без царя в голове; голова два уха; голова садовая; медный лоб; олух царя небесного; сломя голову;

2) Брать на пушку; вертеть хвостом; водить за нос; втирать очки; бобы разводить; морочить голову; обводить вокруг пальца; пускать пыль в глаза.

 

Задание 9. Продолжите синонимичные ряды:

1) чуть свет; ни свет ни заря…,

2) пруд пруди; хоть отбавляй;…

Чем отличаются друг от друга синонимы-фразеологизмы?

Задание 10. Укажите синтаксическую модель следующих фразеологизмов: а) альфа и омега; б) глас вопиющего в пустыне; в) глаза на лоб лезут; г) кусать локти; д) черный день; е) содом и гоморра; ж) вдоль и поперек.

Задание 11. Какие профессии «представляют» данные фразеологизмы?

1) Этот номер не пройдет; под занавес; войти в роль; быть на вторых ролях;

2) Разделать под орех; без сучка без задоринки; бить баклуши; топорная работа; снять стружку.

Составьте «фразеологический словарик» а) портных; б) парикмахеров; в) военных.

Задание 12. Запишите предложения. Найдите в них устойчивые выражения, объясните их значение.

1)Испокон веков славившаяся образцовым коневодством, Лебедянь пережила трагедию угасания, почти гибели отечественного коневодства. (В.Шахов). 2) Развалины мухо-моркинского домика, усадьба Листарки, дворики около сада – все это по самую пелену пряталось за высокой рожью, и только село за рекой, расположенное на высоком берегу, господствовало над окрестностями и виднелось как на ладони. (А.Эртель).3) Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми, сведущими и потому, как говорится, просто лез из кожи (Тургенев). 4) Природа скупится, скупится, да вдруг расщедрится и так одарит человека, что вокруг только диву даются. (С.Наровчатов). 5) Мы потрудились до седьмого пота. (В.Семенов). 6) На заре хватил мороз, вода замерзла, я совершенно продрог, день ходил см не свой, к вечеру стало трепать. (Пришвин). 7) У меня после этого всю мою жадность как рукой сняло (В.Железников). 8) Бог знает где он бродил, что делал целый день, но домой вернулся поздно ночью (Гончаров). 9) А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему (Л.Толстой).

 

Задание 13. Прочитайте и запишите предложения, найдите фразеологизмы, объясните их значение.

1) Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету. (В.Распутин).2) Дверь тихо отворилась, и явилась Ольга: он взглянул на нее и вдруг упал духом; радость его как в воду канула: Ольга вдруг будто немного постарела (Гончаров).3) Есть такие молодцы, что весь век живут за чужой счет, наберут, нахватают справа - слева, да и в ус не дуют! (Гончаров).4) Цветы Михайловского впитали в себя голубизну здешнего неба, Сороти, зелень его лесов, деревьев и трав и все цвета небесной радуги, осенявшей эту землю испокон веков. (С.Гейченко)

· Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Человеческий организм, как хорошая машина — зальете плохое масло, убьете мотор | Концертный зал им.С.И.Танеева

Date: 2015-10-18; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию