Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Омана до XVI в. Территория Оманаиздревле являлась одним из центров формирования цивилизаций





Территория Омана издревле являлась одним из центров формирования цивилизаций. Наиболее ранние памятники материальной культуры в Омане датируются концом ПI — началом IV тыс. до н. э. По данным археологии и письменных источников, в ПI тыс. до н. э. население внутреннего Омана (в источниках — страна Маган) вело активную торговлю медью и оловом с шумерскими городами-государствами, а потом и с Аккадским царством. Известно, что оманские купцы проложили морской путь в Индию, заходили в порты Китая, Индонезии, Сомали, Мадагаскара. Находясь на пересечении торговых путей между Месопотамией, Индией и Африкой, Оман того периода стал неотъемлемой частью Древнего Востока. В середине VI в. до н. э. Оман был захвачен персами и превращен в одну из провинций державы Ахеменидов. Персы активно участвовали в хозяйственной жизни региона и привнесли систему ирригационных каналов, способствовавшую развитию земледелия. С этого же времени начинается миграция на территорию Магана арабских племен. Миграционные процессы не прекращались до первых вв. н. э. и привели к арабизации Омана, которая сопровождалась постепенным выдавливанием персов. Еще при жизни пророка Мухаммада, в 630-х годах население Омана стало частью исламского мира. Новая религия идеально отвечала потребностям сплочения арабов в борьбе против господства Сасанидского Ирана. После изгнания персов Оман стал частью Арабского халифата, достаточно удаленной от Багдада и экономически развитой, чтобы правители Омана имели возможность вести самостоятельную политику, в том числе и религиозную. С конца VII — начала VIII в. оманские племена придерживались ибадитпского учения (направление хариджизма), противостоящего официальной доктрине халифата. Такое религиозное воплощение приняло стремление местных вождей к самостоятельности. После многих кровопролитных конфликтов сначала с Омейядами, затем с Аббасидский халифатом, оманцы завоевали возможность существования под началом избранной ими идеологии и власти имамов, что, однако, сопровождалось клановой и племенной борьбой за правящие позиции. В результате внутренних распрей политический центр региона переместился из внутреннего Омана на побережье, в город Сохар, который превратился в крупный морской порт. Моряки Сохара стали основными посредниками в торговле между берегами Персидского залива, Индией и Восточной Африкой, на территории которой оманцы владели торговыми факториями и даже целыми районами (например, остров Занзибар был владением Омана и управлялся ибадитским султаном). Однако конец процветанию оманских городов положило взаимодействие двух факторов: во-первых, непрекращающаяся борьба династий и кланов за власть и источники доходов; во-вторых — нарастающая нестабильность в регионе. Сначала вторжение на Ближний Восток мамлюкских правителей Египта, затем тюрок-сельждуков и, наконец, монголов подорвали традиционные экономические связи между странами бассейна Индийского океана и Восточным Средиземноморьем. Экономика Омана, в основе которой была торговля, понесла огромный ущерб, который стал еще более ощутим после образования Османской империи.

Оман под властью португальцев (XVI —1-я половина XVII в.)

Расширение Османской державы было связано с постоянными войнами, которые прервали на время торговлю по Великому Шелковому пути, связывавшую Восток с Западом. После захвата турками Константинополя в 1453 г. европейцы были вынуждены искать новые торговые пути в Азию. Тяжелое экономическое положение и постоянные междоусобицы значительно облегчили проникновение европейских Держав на земли Омана. В 1507 г. португальская армада под началом адмирала Альфонсо де Альбукерка встала на рейде мыса Ра'с аль-Хадд. Менее чем за месяц португальцы, грабя и разрушая прибрежные города, подчинили все побережье и ушли в Персидский залив для дальнейших завоеваний. В ряде городов были оставлены гарнизоны, а остров Ормуз был превращен в основную базу португальцев. Межплеменные разногласия не позволили Оману организовать достойную оборону от захватчиков. В результате оккупированным оказалось не только побережье, но и владения Омана в Восточной Африке. Проникать во Внутренний Оман португальцы не стали, поскольку их держава рассматривала Оман лишь в качестве транзитного пункта на пути в Индию, не находя выгоды в подчинении глубинных территорий. Основным конкурентом Португалии в борьбе за этот важный стратегический пункт стал Иран, возродившийся под властью Сефевидов. Опорная база португальцев на оманском побережье стала важным негативным фактором в истории Ирана, традиционно проводившего торговые операции через Оман. Португальцы возвели ряд укреплений для защиты от иранской угрозы (крепости Джаляли и Мирани), но сохранить свои позиции не смогли по причине малочисленности гарнизонов и отдаленного положения метрополии. Между тем, шах Ирана Аббас I, поддерживавший тесные связи со многими европейскими государствами, договорился с Англией о военной помощи (кораблями) для решения португальской проблемы. За эту помощь английская Ост-Индская компания получила от Аббаса I право беспошлинной торговли и ряд других привилегий. В итоге португальцы были изгнаны с острова Ормуз, уступили Ирану большую часть своих владений и сосредоточились вокруг города Маската, через который продолжали вести торговлю.


В то же время местному купечеству, морякам и кораблестроителям, потерявшим значительную часть доходов в связи с португальской экспансией, удалось объединиться с племенной верхушкой Внутреннего Омана, также пострадавшего экономически от господства европейцев. Победы Ирана продемонстрировали местным жителям слабость португальских гарнизонов. В 1624 г. большинство племен избрали имамом Омана Насера бин Муршида бин Султана аль-Йариби, который начал успешные военные действия против европейцев. Но клановая борьба за власть не прекращалась. На протяжении всего правления Насер был вынужден подавлять многочисленные мятежи, что отвлекало значительные силы от борьбы с португальцами.

В 1643 г. Насер аль-Йариби захватил важнейший с экономической и стратегической точки зрения Сохар. В 1645 г. имам решился на экстраординарный дипломатический шаг: он обратился к руководству Ост-Индской компании с предложением организовать в освобожденном городе штаб-квартиру. Это были первые контакты Омана и Англии, и они дали ощутимые результаты. К тому времени Ост-Индская компания уже обладала значительным военным присутствием и экономическим влиянием в регионе, имея вооруженные эскадры в Персидском заливе и закрепившись на западном побережье Индии. Так португальцы фактически оказались в блокаде. В 1649 г. войска имама осадили Маскат, и только смерть Насера помешала капитуляции португальских сил. В 1650 г. Маскат был взят новым имамом, племянником Насера Султаном бин Сайфом аль-Йариби. После этого Султан заставил сдаться военачальников в крепости Мирани, а в 1652 г. португальцы были выдворены с островов Занзибар и Пемба. Этим завершилось полуторавековое португальское присутствие в Омане.







Date: 2015-10-18; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию