Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реакция на движущийся объект. Группы испытуемых Плюсовая ошибка Минусовая ошибка Общая ошибка Средние для группы мальчиков Средние для группы девочек
Сопоставление данных Л. Л. Камчатовой с аналогичными данными В. П. Лисен-ковой, полученными на взрослых, позволяет предположить, что устойчивый характер определенные тенденции-к переоценке или, напротив, недооценке временных интервалов приобретают только у взрослых людей8. В отношении моторного поведения большой интерес представляет исследование жизненно необходимых движений в возрасте от 8 до 15 лет, проведенное А. В. Ярмоленко, которая затем коррелировала свои данные с типами нервной системы («рефлексологическими» типами). В качестве основной методики, по которой было прове- Существенные различия в личном темпе у мужчин и женщин обнаружила С. Н. Беляева-Экземплярская. По ее данным, личный темп у женщин несколько быстрее, чем у мужчин (Беляева-Экземплярская С. Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни // Вопросы психологии. — 1967. - № 2). Человек как предмет познания рено 430 детей и подростков, использовалась известная методика А. В. Дерново-Яр-моленко: набор психомоторных тестов (на определение времени и точности ходьбы по линии, кругу и квадрату, хватания, движения «лечь—встать», метания, перескока, удара, переноса тяжестей, скачков, держания рук), охватывающих динамическую и статическую выносливость, силу, быстроту и точность психомоторных реакций. В качестве типологической классификации было принято деление (по Г. Н. Со-рохтину) всех детей на возбудимых, пластических и тормозимых. А. В. Ярмоленко пришла к выводу, сопоставляя с этими типологическими группами свои психомоторные характеристики, что наиболее явные различия обнаруживают дети, относящиеся к возбудимому и тормозному типам. «Возбудимый тип, — пишет А. В. Ярмоленко, — дает широкие колебания коэффициентов в сторону + и —, двигаясь быстро, с невысокой правильностью. Сила удара и прыжка велика, но длительное мускульное напряжение для него затруднительно: выносливость его невелика. Тормозной тип двигается медленнее, но более правильно, сила его выше, выносливость также. Пластический тип не дает типического соотношения коэффициентов; априорно можно сказать, что его двигательный профиль должен носить черты тормозного или возбудимого типа, смотря по тому, к которому типу приблизится его рефлексограмма»9. Следует учесть, что как классификация Г. Н. Сорохтина, так и применявшаяся им диагностическая методика не давали возможности А. В. Ярмоленко более тонко дифференцировать моторный профиль в зависимости от типа нервной системы, особенно от таких его свойств, как подвижность и сила. Более определенные выводы она могла сделать в отношении возрастно-половых вариантов, в том числе специально о факторе полового диморфизма в психомоторном развитии детей и подростков. Быстрота ходьбы мальчиков во всех возрастах превышает быстроту ходьбы девочек. Обратная картина обнаруживается в хватании. В этом девочки во всех возрастах превосходят мальчиков, догоняющих их лишь на 15-м году жизни. По этому поводу А. В. Ярмоленко пишет, что «здесь наблюдается прямая корреляция с величиной и числом мышечных групп, участвующих в движении. В хватании участвуют мышцы одной руки, преимущественно кисти, в ходьбе — нижние конечности... Участие в хватании наиболее мелких мышц дает возможность девочкам опередить мальчиков»10. Р. И. Тамуриди11, применившая в других условиях некоторые из этих методов, пришла к аналогичным выводам: большая скорость ходьбы у мальчиков, меньшая — у девочек; большая скорость движений пальцев у девочек, меньшая — у мальчиков. С этими глубокими хронометрическими различиями основных двигательных актов у мальчиков и девочек связано соответственно варьирование других параметров (силы, выносливости, правильности). В какой мере время моторных реакций типа мышечного усилия и волевой задержки мышц в состоянии максимального сокращения может иметь значение индикатора индивидуальных и возрастно-половых особенностей человека? 9 Ярмоленко А. В. Исследование жизненно необходимых движении // Новое в рефлексологии и физиоло 10 Там ж е. - С. 315. 1' Тамуриди Р. И. К вопросу об исследовании моторной деятельности у детей / / Н а путях к новой школе: Сб. - Т. 3. - Киев, 1928. Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека На этот вопрос дает ответ новейшее исследование Е. И. Игнатьева, применившего динамографическую методику, при которой объективным показателем воли были избраны задержки максимального мышечного сокращения (в секундах), а не величина мышечного усилия в килограммах, как это принято в динамометрической методике. Е. И. Игнатьев показал, что нет никакой связи между мышечным усилием и волевой задержкой мышц в состоянии максимального сокращения. «Этот интересный факт, — пишет Е. И. Игнатьев, — говорит о различной природе этих двух процессов... Показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения, очевидно, имеет главным образом корковое происхождение и мало зависит от силы сокращения мышц»12. Поэтому динамографические показатели, полученные по данной методике, могут быть использованы для характеристики некоторых свойств нервной системы и особенностей развития детей. Были осуществлены четырехкратные пробы у учащихся средних школ (220 мальчиков и 250 девочек) в возрасте от 8 до 17 лет. После обработки данных средних максимальных и минимальных показателей обнаружилась особенно сильная вариативность у девочек в период с 9 до 11 лет и несколько позже — у мальчиков (в 12 лет). Приведем таблицу, в которой по годам представлена медиана показателей волевой задержки (табл. 19). Таблица 19 Показатели волевой мышечной задержки у детей и подростков 8-17 лет, с
Хотя имеется изменение по годам, но оно не коррелирует прямо с возрастом. У мальчиков с возрастом увеличивается время задержки максимального сокращения мышц, а потом (с 14-15 лет) уменьшается. У девочек время задержки оказывается большим, чем у мальчиков, за исключением периода 12-13 лет, когда оно совпадает с временем задержки у мальчиков. Иначе говоря, возрастные различия действуют в пределах половых различий. Е. И. Игнатьев признает, что таблицы «не дают возрастной картины изменения волевой задержки. Таким образом, мы не обнаруживаем связи волевой задержки с возрастом и, как было указано выше, с общим мышечным развитием. Есть основания полагать, что волевая задержка связана с типом нервной системы»13. 12 Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы 13 Там же. - С. 122. Человек как предмет познания Однако все осложняется, судя по многим основаниям, перекрещиванием собственно типологических влияний с половыми. По данным Игнатьева, имеется весьма значительная разница в средних показателях мальчиков и девочек. По этому поводу он пишет, что «у девочек средние показатели волевой задержки мышц в максимально сокращенном состоянии во всех возрастах выше, у них высокие показатели проявления воли тормозного типа встречаются чаще, чем у мальчиков»14. Для объяснения этого факта автор ссылается на ряд моментов: большая способность женщин тормозить переживания, особенно переносить сильную боль и тяжелые аффекты страдания, лучшая способность выполнять скучную, монотонную работу, требующую напряжения воли именно в форме задержки, торможения. Кроме того, он считает, что в условиях семейного воспитания поведение девочек окружено большим количеством запретов и более детально регламентируется взрослыми, что способствует большему развитию тормозного процесса. Еще И. П. Блонский указывал на факт большего развития умения сдерживать акты своего двигательного поведения у девочек в младших классах школы сравнительно с мальчиками. Такая характеристика иллюстрирует действие фактора полового диморфизма на психомоторную реактивность и корковое ее регулирование в пределах возрастных периодов роста и созревания. 3. Различия хронометрических характеристик Временные характеристики относятся, несомненно, к числу наиболее значимых индикаторов общих процессов и реакций организма по всем его состояниям и особенностям (возрастным, половым, нейродинамически-типовым, темпераментным и т. д.). В этом отношении показательны классические данные К. Юнга о скорости словесно-ассоциативных реакций. С помощью ассоциативного эксперимента Юнг обнаружил прежде всего общую зависимость скорости этих реакций от уровня умственного развития, фактически отождествленного им с образованностью. Образованные испытуемые отличаются большей скоростью словесно-ассоциативной реакции, причем эта закономерность одинаково распространяется на мужчин и женщин. Однако в пределах каждой группы («образованные» и «необразованные») очень ясно вскрываются половые различия за счет относительно большей скорости этих реакций у мужчин, чем у женщин (отношение 1,3-1,7). В группе «необразованные» эта тенденция усиливается, половое различие более глубокое (отношение 1,6-2,2). Исходя из своей классификации типов словесных ассоциаций (внутренние, внешние, словесно-звуковые), Юнг нашел, что половые различия занимают разное положение в каждой из этих категорий словесно-ассоциативных групп. В наименьшей мере они вскрываются в сфере простейших, словесно-звуковых ассоциаций: в группе «образованные» у мужчин — 1, 8, у женщин — 2,0; в группе «необразованные» у мужчин — 2,4, у женщин — 2,6. 14 Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е. И. Игнатьева — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 123. Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека Фактор полового диморфизма почти полностью перекрывается фактором образования: время реакции такого рода уменьшается с образованием и более высоким уровнем умственного развития. Примыкает к такому положению картина распределения внешних словесных ассоциаций, фактически совпадающих с ассоциациями по смежности. По-иному проявляется этот фактор в сфере так называемых внутренних словесных ассоциаций, более близких к ассоциациям по сходству. Здесь одновременно усиливается как фактор образования (у необразованных мужчин и женщин время реакции больше, чем у образованных), так и фактор полового диморфизма, но все же последний имеет больший вес. Он увеличивается у необразованных почти вдвое: необразованные женщины больше отличаются по времени реакции (ВР — 2,8) от образованных женщин (ВР — 2,1), чем необразованные мужчины (ВР — 1,9) от образованных мужчин (ВР — 1,2). Фактор образования, хотя и не устраняет полностью фактора полового диморфизма в этой области словесных ассоциаций, все же как-то ослабляет, нейтрализует его действие, в то время как «необразованность» его усиливает. Таким образом, в этой области наиболее ярко проявляется общая закономерность, обнаруженная Юнгом в его исследованиях. Время словесных ассоциаций зависит, по Юнгу, от сочетания трех факторов: уровня умственного развития, характера слов-раздражителей и типа репродуцируемой ассоциативной связи. В числе факторов половой диморфизм, как и возраст, не фигурирует. Однако на основании большой массы экспериментальных данных Юнг установил константы времени словесно-ассоциативной реакции у мужчин (1,6 с) и женщин (2 с). Оказалось (по данным других исследователей), что близко к этим величинам находятся величины времени таких реакций у мальчиков и девочек. Если составить таблицу времени словесно-ассоциативных реакций по данным разных авторов, приведенным Е. И. Бойко15, то получится, в общем, совпадающая с юнговскими константами картина (табл. 20). Таблица 20 Date: 2015-10-18; view: 320; Нарушение авторских прав |