Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этические представления Мандзолли
Этическая позиция П.-А. Мандзолли – мужественное противостояние трагической действительности, не знающее религиозного утешения. Его размышления о бренности всего земного, о краткости человеческого существования – Жалкие, кто мы, подобные праху, гонимому ветром, Хрупким стеклянным сосудам и тени быстро бегущей? Розе, что утром сияет красою, а к вечеру вянет? Живы и радостны ныне – и вот уже червя добыча, Ныне прекрасны и сильны – и вот уже мерзкие групы, Горе нам, смертным... [176, с. 119] – казалось бы, напоминают общие места средневековой проповеди в духе презрения к миру. Но он не видит спасения и утешения в надежде на личное бессмертие: Действовал, жил и страдал, и любил, и сражался, Царствовал и побеждал, покорял племена и народы, Книги писал – где теперь это все? – Да нигде же. Где же и сам он? – нигде Что теперь он? – ничто. И куда же Отбыл? – как ветер унес Увы, суета, сновиденье Все, что – пока на земле – нам казалось прекрасным и дивным. Что мне и в том, что он был? Единое “есть” означает Больше, чем тысячи “был”. Но кратко земное мгновенье И улетает... [там же, с 283]. Собственное суждение о бессмертии души Мандзолли высказывает осторожно и с немалыми оговорками: Но остаются по смерти или в ничто обратятся Вместе с телами и души, подобно зимнему снегу, Что исчезает весной под горячими солнца лучами – Дело не наше о том говорить... [там же, с. 142–143]. Открыто высказывать свои сомнения в религиозной догме о личном бессмертии он не решается и даже считает необходимым скрывать их от “толпы”, которую лишь страх загробного наказания может удержать от преступлений: Если бы даже так было – об этом молчать подобает. Вещи такие открыто нельзя проповедовать черни... Ведь полудикую чернь обуздать лишь религия может, [188] Страх наказаний один... Ибо чернь и темна, и коварна, И неспособна сама к добродетельной жизни стремиться. Ей ненавистна всегда, и всегда ей тяжка добродетель. Кто же, разумен и благ, посмеет открыто и явно Смертною душу признать, тем самым толпу развращая? [там же, с. 179–180]. Но независимо от этих оговорок и сомнений собственное этическое учение Пьер-Анджело Мандзолли строит без всякой оглядки на загробное блаженство. Речь идет у него о земном благе земного человека. Доступное человеку благо заключено в совокупности земных благ и отсутствии страданий, и в этом плане он полемизирует как с ренессансной эпикурейской точкой зрения (полагающей высшее благо в наслаждении), так и с другой, распространенной в философии гуманизма и ярко выраженной у Помпонацци стоической концепцией, усматривающей благо в добродетели: Ни добродетель сама, ни само по себе наслажденье Счастья еще не дают. [там же, с. 94]. Понимая человека как органическое, неразрывное единство духовного и телесного начал (“Два ведь имеется в нас начала – тело с душою”), Мандзолли видит счастье лишь в гармоническом сочетании духовных и телесных благ: Счастлив лишь тот, кто и в том, и в другом вполне совершенен, Ловок, проворен, силен и здоров, а также при этом Мудр и учен, добродетелен, благоразумен, Кто в совершенстве в себе сочетает и чувства, и разум. Первым и высшим благом и вместе с тем обязательным условием достойного человека существования поэт-гуманист провозглашает свободу: О благая свобода! Ты дар, всех других совершенней, Высшая, первая ты красота – когда же тебя отнимают В мире немило ничто, и жизнь уподоблена смерти! [там же, с. 96–97]. Это провозглашение свободы как главного условия счастья противостоит не только традиционным сословным представлениям: в Италии эпохи крушения коммунальных свобод, установления иноземного владычества и княжеского абсолютизма оно звучит прямым вызовом иерархической общественной структуре. В эпоху, когда [189] на смену идеалу гармонической личности пришли рассуждения об образцовом придворном, новый, полемический характер приобретали унаследованные от гуманистической традиции рассуждения об истинном благородстве: Значит, не кровь и не род нам придают благородство, И не безмолвные статуи предков, и не богатство – Доблесть, и только она [там же, с. 125]. Правила истинной добродетели, изложенные в “Зодиаке жизни”, взывают к активной, земной, общественной нравственности. Это правила гражданского общежития, жизни в миру, в семье, государстве, на пользу людям и отечеству. Доблесть у Пьер-Анджело Мандзолли – это не оторванная от нравственной оценки “virtu” макиавеллистской этики успеха, она подчинена строгим моральным критериям: Если кто силу свою обратил на служенье отчизне, В том именуется сила, ему прирожденная, благом. Если же силу во зло обратил, угнетая сограждан, Эта же самая сила в нем пагубным злом наречется [там же, с 86] Этическое учение автора “Зодиака жизни” требует преодоления ограниченного индивидуализма. Разрабатывая новую систему морали, поэт-философ не отбрасывает нравственный опыт христианства, а дает ему новое толкование, перерабатывая его в учение о природном нравственном законе. Добродетель не только в отказе от пороков, но и в принесении пользы другим людям: Природа Нас создала, чтоб не только самим себе или ближним, Но и другим, как лишь можем, на пользу мы послужили Что же, спрошу я, на свете прекраснее, лучше, достойней, И пред богами почетней, чем помощь оказывать людям, Пищу голодному дать и несчастным оказывать помощь? [там же, с. 29]. Общее правило нравственности сводится в “Зодиаке жизни” к краткой, из Евангелия заимствованной формуле: Что не желаешь себе – не делай того и другому, Делай другому лишь то, чего сам для себя пожелаешь [190] Но здесь она освобождена от церковности и превращена в требование общечеловеческой морали, осознанной как внеисповеданный, природный закон человеческого общежития: В этом – природный закон наилучший И если не станешь Строго его соблюдать – и богу не будешь угоден [там же, с 250]. Продолжая традиции гуманистического истолкования христианства, нравственное учение “Зодиака жизни” вливается в поток итальянской “философской ереси” XVI в., противостоящей не только воинствующему католицизму эпохи Контрреформации, но и фанатизму реформационных движений и отстаивающей гуманистическое наследие итальянского Возрождения. Date: 2015-10-18; view: 364; Нарушение авторских прав |