Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пражская школа». Ее место в немецком искусстве ХV века ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Второй по художественному значению центр придворной культуры Северной Европы после Франции — Прага, столица Империи по решению Карла IV. Люксембургская династия была родня французам; при дворе работали итальянские, французские, чешские и немецкие мастера. Пражские миниатюристы и живописцы также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Затем пражская школа живописи распространила свое влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии — Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). Средневековое искусство было коллективным и анонимным. Строители-артельщики вели кочевой образ жизни, что способствовало распространению творческих идей, перекличке мотивов и образов. В конце ХIV века центрами развития скульптуры стали Париж и Прага, тогдашняя столица империи. С появлением цехов в XV веке появились и мастера, а с ними и художественные школы.
Пражская шлола Огромное влияние почти на все немецкие земли имела пражская школа, представленная Петером Парлером. Этот выдающийся мастер родом из Швабии, по приглашению Карла IV, возглавил в 1356 г. строительство собора св. Вита в Праге. Его суровое, лапидарное и очень самобытное искусство стало предвестником нового периода в скульптуре Германии. Во второй половине ХIV в. почти все крупнейшие строительные артели империи возглавлялись родичами Петера Парлера. Его ученики трудились в Вене, Регенсбурге, Страсбурге, Кёльне, Нюрнберге, Базеле. Уже в артели Парлера наметилась тенденция к смягчению его суровой и монументальной манеры, начал формироваться «мягкий стиль». Его развитию способствовало мощное франко-бургундско-фламандское влияние. Это время создания многочисленных «прекрасных мадонн» и «Оплакиваний Христа» (Пьеты).
Ганс Мульчер С творчеством выдающихся ваятелей Ганса Мульчера и Герхардта из Лейдена связан новый период в развитии немецкой пластики (1430 - 1460 гг). Они – особенно Герхардт - оказали противодействие «мягкому стилю». Их искусство мужественно и монументально. Образ человека приобретает в нём особую значительность и весомость. Главная заслуга Ганса Мульчера – создание крупнофигурного створчатого алтаря - складня. Сохранился его алтарь в приходской церкви Штерцинга (Южный Тироль), посвящённый Богоматери. Алтари Мульчера стали образцами для многих мастерских по всей Южной Германии. Этот тип быстро распространился и на севере, иногда в варианте, созданном Герхардтом, – с рельефами на створках вместо живописи. Какой бы алтарь этой поры мы ни взяли, он исходит из их канонов.
Николаус Герхардт Как скульптор он был привержен к камню. Работал он с ним виртуозно, разнонаправленными ударами, различными по профилю резцами добиваясь невиданных эффектов. Мастер трудился в Трире, Страсбурге, гражданином которого он стал, в Баден-Бадене и Констанце. Последние шесть лет жизни он провел в австрийских землях, где и умер в 1473 году. Новаторство скульптора состояло и в том, что он смело нарушал пределы художественного пространства. Он ввел форму бюста или, вернее, полуфигуры. Ряд таких скульптур он изготовил для портала Новой канцелярии в Страсбурге. Из них сохранились лишь две (и то в слепках) – пророк и сивилла. В музее Страсбургского собора находится единственный оригинал - автопортрет мастера, помеченный 1463 годом, - образ в высшей степени новаторский. Огромную роль в создании образа играют руки и наклон головы. Бюст, видимо, был вставлен в раму окна, и рука и наклоненная голова выглядывали за пределы окна. Накануне отъезда в Австрию Герхардт создал большое «Распятие» для Старого кладбища в Баден-Бадене, выступив зачинателем новой образной линии. В отличие от «Распятий» эпохи мистики, чрезвычайно экспрессивных, передающих муки агонии, скульптор создаёт образ страдальческий, но возвышенный. Именно этот тип «Распятия» быстро распространится по Южной Германии.
Резные алтари
С 1470-х годов начинается новый, высший этап в развитии немецкой скульптуры – пора расцвета искусства резных алтарей. Это наиболее продуктивные годы творчества Пахера и Штосса. А с 1490-го начинается деятельность Рименшнайдера. Михаэль Пахер работал в Южном Тироле. Его контакты с Северной Италией были постоянными. Большинство немецких скульпторов было связано с Нидерландами, он же проложил путь в Верону, Падую, Венецию. Во время путешествий в Швабию и район Боденского озера он познакомился с передовыми тенденциями в немецком искусстве. Как и Мульчер, Михаэль Пахер был и скульптором и живописцем одновременно. Великими его вдохновителями стали итальянские художники. Итальянское влияние ощутимо в живописном алтаре с изображением отцов церкви. Но есть в алтаре и нечто свое: удивительная пластичность и свойственное скульптору видение перспективы. В итоге - полная иллюзия того, что фигуры и предметы существуют в реальном пространстве, настолько они объемны.
Самое великолепное произведение Пахера – грандиозный алтарь в паломнической церкви в местечке Санкт-Вольфганг общей высотой в 11 метров. Скульптор сработал его всего за 4 года благодаря множеству помощников, которыми он умело руководил. Центральная часть – «Коронование Марии» – это превосходно «поставленная» театрализованная мизансцена. Коленопреклонённая Мария, коронующий ее Христос, стоящие по бокам святые Вольфганг и Бенедикт – удивительно живые и активные образы. Пахер углубил короб, что позволило создать несколько планов и динамизировать фигуры. Развевающиеся одежды и причудливо ломающиеся складки тканей внесли эмоциональную взволнованность. Слава этого богатого и пышного алтаря проникла далеко за пределы зальцбургской земли и привлекала толпы молящихся.
Фейт Штосс родился и прошел обучение в Швабии, но расцвел его талант в Кракове, куда он явился тридцатилетним и где провел 20 лет. Работа над главным алтарём церкви Марии в Кракове продолжалась 12 лет. Это была церковь немецкой общины, потому и приглашен был немецкий мастер. В центре алтаря – Успение Богоматери. В 1489 году алтарь был освящен, но Штосс не покинул Польши. Вдова умершего короля Казимира IV заказала надгробие своего мужа. По форме это традиционное для позднего средневековья надгробие с балдахином, по бокам саркофага - плакальщицы. Однако Штосс создал необычайно выразительный образ покойного короля, что нарушало традицию. Надгробная плита лаконична по изобразительным средствам: фигура занимает всю длину, край его мантии энергично загнут вверх, будто приподнят ветром, голова повернута чуть вправо и вверх. Впалые щеки, морщины на лбу, слегка опущенные уголки красиво очерченного рта – всё это создаёт впечатление перенесенных страданий и придает образу монарха нечто очень человеческое. За годы пребывания в Польше Штосс обновил местную школу скульптуры. Его влияние ощущалось далеко за пределами Кракова – по всей Средней Европе. Традиции Штосса держались в Польше вплоть до времени барокко. Высшим его достижением в позднюю пору становятся «Благовещение» в церкви св. Лаврентия в Нюрнберге. «Благовещение» – шедевр Штосса - самый прославленный памятник, связанный с культом розы (в ХV в. чистота и непорочность Марии ассоциировалась с образом царицы цветов – розы).
|