Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






После Аббаса





Сефи I (1628—1641) — внук Шах Аббаса был жестоким тираном, взойдя на престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий могол Шах Джахан отнял у Сефевидского государства Кандагар, а турецкий султанМурад IV — Багдад (1638). Эта битва за Багдад была последним военным сражением между Османской империей и Государством Сефевидов и привела к потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет нельзя было спокойно ездить в Кербелу, а доступ вМекку был ограничен.

Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все ещё процветало, о чём свидетельствовали европейские путешественники, посетившие Иран[35].

При Аббасе II заметно укрепились торговые связи Сефевидов с Русским царством. При Сефи I и Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Сефевидском Иране. Сефи I заключил соглашение с английскойОст-Индской компанией, обязавшейся ежегодно вносить шаху в виде «подарка» 1500 фунтов стерлингов и покупать шелка ежегодно на 60 тысяч фунтов стерлингов. С 40-х годов XVII века первое место в торговле с Персией заняли соперники англичан голландцы, также получившие право беспошлинного вывоза шелка из Сефевидского государства. При Аббасе II привилегии даны были также французским купцам, заводы и фабрики которых появились в Исфахане и Бендер Аббасе[35].

Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.

Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с иерархическим шиизмом.

Хали́ф (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.

Слово халифат (араб. خليفة‎‎ — Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное послеМухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630-1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот - байат (присяга) является методом для избрания халифа[1].

Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть — имамат. Шииты признают законными имамами потомков Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, исключая, таким образом, всех суннитских халифов[2], кроме собственно самого Али, которого сунниты признают четвертым праведным халифом. Фатимидский халифат (909—1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама. Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789—921) и Сефевиды в Иране(1502—1736), также претендовали на титул халифа.

Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины[3].

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций. Одним из возможных претендентов на титул является потомок последнего халифа Баязид Осман. ЗАПРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖИВОТНОГО МИРА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Характерной особенностью искусства мусульманских стран является преобладание в нем декоративного начала. Мусульманское искусство развивалось в отрицании греко-римской античности. Общеизвестны две главные черты мусульманского искусства: отсутствие изображений живых существ и любовь к абстрактному декору преимущественно геометрического характера. Однако нельзя забывать, что Иран имел очень устойчивые изобразительные традиции, которые не могли так просто исчезнуть. Происходит столкновение двух разных культур, необходим был определенный период, чтобы мусульманская культура окончательно сформировалась на иранской почве. Это происходит в период правления династий Саманидов (IX—XI вв.)

ДПИ ИРАНА/ПЕРСИИ ДЕВЯТЫЙ ВЕК Н.Э К IX веку относится сложение в Иране новоперсидского литературного языка (фарси), перенявшего арабский алфавит. Арабский язык, использовавшийся и в качестве литературного языка, во многом обогатил персидский язык и способствовал развитию литературы. В VIII — IX веках многие произведения среднеперсидской литературы переводились на арабский язык. В Х веке наступает расцвет классической литературы на фарси. Развивается придворная литература светского характера. Рождается эпический комплекс «Хамсе» (пятерица), философская лирика, лирическое любовное стихотворение (газель). В период возрождения национальной культуры появляется одно из самых значительных литературных произведений — эпическая поэма Фирдоуси «Шах-наме» («Книга царей»), включившая стихотворную обработку свода эпических сказаний восточного Ирана и исторических хроник Сасанидского Ирана.

СНОВА ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ПТИЦ РЫБ. Искусство орнамента. Орнаментальное искусство достигло необычайного расцвета в культуре магометанства. Искусные мастера создавали виртуозные композиции из разнообразных растительных и геометрических узоров, надписей, покрывающих стены зданий, предмета торговли прикладного искусства: керамику, ткани, металл, листы рукописных книг. В орнаментальные мотивы трансформировался целый мир зооморфных образов — изображений зверей, птиц, рыб. Появляется знаменитая восточная арабеска — сложный симметричный узор. Сложные композиции с их мерным ритмом, повторяемостью элементов обладали эмоциональной выразительностью. Недаром существовало выражение — «орнамент — это музыка для глаз!». Это искусство условно отражало мир действительности, служило зеркалом, в котором грубый облик реальной жизни «исправлялся» по законам идеальной красоты, носителем которой была природа — вечно прекрасный мир цветов и растений.

Настенная живопись. В мусульманском Иране не исчезают традиции изобразительного искусства. При археологических раскопках в Нишапуре — крупном экономическом и культурном центре государства Саманидов, были открыты памятники настенной живописи из дворцовых построек. О зрелости стиля свидетельствуют памятники более позднего времени, XII—XIII веков, происходящие из Саве, Рея и других городов. Изобразительное искусство этого времени наполнено образами легенд и сказаний, сценами придворной жизни, сюжетами из классической поэзии: «Шах-наме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами и др. Иранские мастера стремятся к синтезу разных видов творчества, в их произведениях гармонично сочетаются и изобразительные, и орнаментальные мотивы, включающие надписи. Ярким примером такого сочетания являются предметы прикладного искусства, в том числе и керамические изразцы, позднее широко применявшиеся для украшения интерьеров и фасадов зданий.

Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв.
Эпоха, стиль, направление - империя Сефевидов, империя Тимуридов, мавританское искусство, Османская империя, халифат Аббасидов, халифат Омейядов Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи. Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок. В первой трети VII в. в городе Мекке, расположенном на западе Аравийского полуострова (ныне Саудовская Аравия) возникла новая религия — ислам. Основатель ислама Мухаммад (ок. 570—632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя пророком в сорокалетнем возрасте. Воспринятые им божественные откровения он передавал в своих проповедях, которые позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман — Коран. Самые ранние рукописи Корана предположительно восходят к рубежу VII—VIII вв. Коран включает 114 глав (сур). Каждая сура (арабск. «ряд», «ранг») состоит из аятов (арабск. «знак», «чудо») — меньших отрывков, которые европейцы обычно называют стихами. Коран — это универсальная энциклопедия мусульман, содержащая сведения по мусульманской мифологии и священной истории, свод правил поведения в семье и общине, основы мусульманского законодательства, философии и эстетики. Вместе с тем Коран является поистине замечательным произведением литературы Востока, эталоном классического арабского языка. Ислам означает веру в единого и единственного Бога — Аллаха, ниспославшего людям через своего пророка Мухаммада Священное Слово. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман. С древности это была заповедная территория, где запрещалось охотиться, заниматься земледелием, проливать кровь. Вероятно, Мекка выросла из караванной стоянки возле целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба. В начале VII в. ее заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались. Здание девятиметровой высоты с плоской крышей, поддерживаемой шестью деревянными столбами, оштукатурили внутри и украсили росписями. С 624 г. Кааба стала священным центром ислама и киблой — священным ориентиром: мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону. В конце VII в., после пожара, Каабу вновь перестроили. Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города, представляет собой каменный куб высотой пятнадцать метров со сторонами десять и двенадцать метров, ориентированный углами по сторонам света. В восточный угол на высоте полутора метров вмонтирован священный «черный камень»; он состоит из трех оправленных в серебро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисвой — черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана. Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммада; пять раз в день исполнять обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря — рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама — Каабе. Ислам не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Источником для решения возникающих жизненных проблем наряду с Кораном для мусульман является сунна (арабск. «пример») посланника Аллаха — Священное предание, содержащее хадисы (рассказы) о поступках и высказывания пророка Мухаммада. Не признавая посредничества между Богом и человеком, ислам не создал организации типа Церкви. Главой ислама является имам, что по-арабски означает «человек, стоящий впереди». В прямом смысле это тот, кто стоит впереди молящихся и руководит коллективной молитвой. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развивалась и во второй половине VII в. превратилась в сильное государство, глава которого — халиф — одновременно был его духовным и политическим правителем. После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», а затем их преемники сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создать небывалых размеров державу — Арабский халифат. В VIII в., когда Халифат был в зените могущества, его владения простирались от Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сыр-Дарьи на востоке. Постепенно ислам распространился среди народов, подчиненных власти халифа. Язык Корана — арабский — стал языком государственной администрации и межнационального общения. Коран и хадисы составили основу мусульманского образа жизни и государственного управления. Ислам, считавший знание одним из необходимых условий истинной веры, поощрял развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII—XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов. Таким образом, достижения античной научной и философской были стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе. Ислам и изобразительное искусство В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, в хадисах говорилось, что Мухаммад порицал подобные вещи. Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха…» Художник, не смея уподоблять свои изображения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертных. Этот совершенный мир истинной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлеченных понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов. Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира — стали основой художественного творчества мусульман (Эпиграфический фриз из мечети Ибн-Тулуна в Каире). В одном из хадисов Мухаммад говорит: «Письмо — половина знания». В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Арабская каллиграфия знает огромное количество разных почерков. Ранний почерк — куфи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX вв. среди переписчиков книг приобрел популярность почерк насх («переписка»). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками. Мухаккак («правильный») отличался выразительностью четких букв, а райхани («базиликовый») — изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки («указ») был более убористым, а рика — самым скорописным из всех почерков. В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретенная багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, определяющих соотношение вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также количества букв в слове и строке. На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и насталик, которые, в свою очередь, дали жизнь множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Турции и Азербайджане в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, представляющая образец одного или нескольких почерков. Орудием письма служило тростниковое перо (калам), способ очинки которого зависел от выбранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. писал: «Калам очиняется косо, и знай: кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в 60-е гг. VIII в. в Самарканде (Средняя Азия), а начиная с X в. — и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — яркими и блестящими. Ислам и архитектура Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом благодаря морской и сухопутной торговле, паломничеству верующих, а также миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племен. Главное место в застройке городов занимали культовые здания — мечети, архитектура которых формировалась в соответствии с их назначением и местными строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы, ибо, как сказано в одном из хадисов: «Земля сотворена для меня как место поклонения и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — главной святыне мусульман) определяли по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом участок земли. Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространенный в арабской архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Идея создания пространства из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами, получила распространение во всем арабском мире. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходимости менять размеры здания. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть (масджид) служила местом индивидуальной молитвы. Джами (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла, которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной, обращенной к Мекке. Отличительной чертой всякой мечети с конца VII — начала VIII вв. стал михраб — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или полукуполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на священной «оси ислама», благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчеркивается его убранством и освещением, которое соответствует словам Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины… Масло его готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…». В отличие от обыденной масджид, соборная мечеть (джами) имеет минбар — кафедру, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь. Минбар всегда расположен справа от священной ниши-михраба. Первый минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. В IX—XIV вв. сложился тип деревянной или каменной кафедры-минбара в виде высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом. Начиная с VIII в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем жителям города. Вероятно, идею минарета подсказала мусульманам христианская колокольня. Однако очень скоро минарет превратился в символ мусульманского присутствия на завоеванных территориях. В различных формах минаретов отразились местные строительные традиции и эстетические вкусы. На западе мусульманского мира получили развитие варианты четырехгранных минаретов, а на востоке — круглоствольных. Известны также три спиралевидных минарета — два из них находятся в Самарре (Минарет Мальвия), один — в знаменитой мечети Ибн Тулуна в Каире (Египет). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов, лентами орнаментов и надписей. Завершались минареты фонарем, маленьким куполом или шатром. С XII в. на востоке распространился тип соборной мечети с четырьмя айванами (сводчатыми или колонными залами без передней стены) на каждой стороне двора. Айванная композиция характерна также для медресе (мусульманских богословских школ или университетов), а также для караван-сараев (постоялых дворов). Искусство халифата Омейядов В эпоху первых арабских завоеваний и во время правления династии Омейядов (661—750), воцарившихся в древнем Дамаске (Сирия), на путях продвижения военных отрядов возникали новые поселения, больше похожие на укрепленные военные лагеря. Таковы Куфа и Басра на юге, Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе. Для защиты границ мусульманского мира на его окраинах сооружались рибаты — крепости, обители благочестивых воинов, борцов за веру. Несколько рибатов сохранилось в Тунисе (в городах Сус и Монастир). Дворцы, воздвигнутые в городах при Омейядах, почти все бесследно исчезли. В относительной сохранности остались так называемые «замки пустыни» — резиденции халифов и придворной знати, построенные вдали от беспокойных и многолюдных городских центров. Затерянные в песках руины на пустынных землях Сирии и Иордании вызывают изумление самим фактом выбора столь суровой и безрадостной местности. Но в те далекие времена эти места были обитаемы и орошаемы, в них сооружались искусственные водоемы, каналы, плотины, подземные цистерны; возделывались земли, разводились сады и охотничьи угодья. Эти замки, равно как и тунисские рибаты, были сложены из тесаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами в плане образовывали квадрат. Внутрь вел единственный вход в центре главного фасада. Все помещения выходили на мощеный внутренний двор. Интерьеры замков были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.) и Мшатта (1-я пол. VIII в.) в Иордании, Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (ок. 728) в Сирии. Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось с сооружения в Иерусалиме знаменитой Куббат ас-Сахры (буквально: Купол Скалы). Куббат ас-Сахра — третья по значению святыня после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине. Согласно преданию, Куббат ас-Сахра была построена в честь знаменательного события Священной истории ислама — чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим, совершенного на волшебном крылатом коне: Мухаммад вознесся на небо, оттолкнувшись ногой от скалы, и оставил на камне отпечаток своей ступни. Именно тогда Мухаммаду было дано наставление об обязательной пятикратной ежедневной молитве, а также были показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад. Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687—91 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — на этой горе, по преданию, прародитель иудейского народа Авраам готовился принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, а впоследствии иудейский царь Соломон построил Иерусалимский храм. Историк Х в. аль-Мукаддаси утверждает, что Куббат ас-Сахра должна была затмить находившуюся рядом христианскую церковь Гроба Господня, дабы «не ослеплялись умы мусульман» ее великолепием и громадными размерами. Другой историк писал: «Это скала, о которой сообщают, что Посланник Божий поставил на нее свою стопу, затем же Абд аль-Малик (халиф в 685—705) построил над ней купол… и люди взяли в обычай обходить скалу точно так, как они делали вокруг Каабы». Для мусульман Куббат ас-Сахра была символом победы и торжества ислама. Действительно, Куббат ас-Сахра царит над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, вознесенный над скалой золотой купол. На половине высоты центральная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено надвое столбами и колоннами. Таким образом, вокруг священной скалы создается двойной обход. Сама скала, выступающая над уровнем пола на полтора метра, окружена четырьмя мощными столбами, между которыми установлены изящные колонны. Под скалой, в пещере, устроено небольшое святилище. Высота подкупольного пространства храма (около 20 м) равна диаметру купола, что придает всей конструкции устойчивость и пропорциональность. Архитектурные элементы каждого вида используются ровно четыре раза, возможно в этом прослеживается связь с четырьмя буквами, составляющими слово «аллах» (в арабском написании), а также с квадратом, составляющим основу Каабы. Интерьер здания поражает великолепием отделки. Стены облицованы узорчатыми мраморными панелями, колонны венчают золоченые капители. Массивные балки и притолоки входных дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок декорированы мозаиками зеленых, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол (который был установлен на месте старого в 1022 г.) изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Столь же пышно и наружное оформление здания, обновленное в XVI и XIX вв. Еще одной важнейшей святыней мусульманского мира является мечеть Аль-Акса (буквально: Отдаленнейшая), которая была построена при сыне Абд аль-Малика. Эта мечеть также находится на Храмовой горе в Иерусалиме, и ее тоже связывают с ночным путешествием Мухаммада. Здание мечети несколько раз разрушалось во время землетрясений, и только в 1033 г. были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней. В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках земли, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались части старых зданий. Так был сооружен один из самых значительных памятников эпохи — Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705—715), в которую были включены остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христитанской церкви Иоанна Крестителя. Изнутри мечеть была декорирована цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с изображением фантастического города-сада. Изобразительное искусство эпохи Омейядов представлено мозаиками и росписями Кусейр-Амры, Куббат ас-Сахры и Большой мечети в Дамаске. На их примере можно проследить становление художественных традиций мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображение с реальностью, постепенно утрачиваются, все большее значение приобретает декоративность. Трехмерное восприятие пространства сменяется двумерным, объемная трактовка фигур — их силуэтной или контурной прорисовкой. В композиции вводятся мотивы, выработанные официальным искусством империи Древнего Востока. Позднее в средневековом искусстве Ирака, Ирана, Сирии, Египта и мусульманской Испании эти традиции утвердились в узорах, изображавшихся на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла. Искусство халифата Аббасидов Халифы династии Аббасидов (750—1258) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре новой столицы — Мадинат ас-Салама (совр. Багдад, Ирак), основанного в 762 г. на берегу реки Тигр. Мадинат ас-Салам в переводе с арабского — «Город Мира», предполагалось, что в нем будут жить представители всех этнических групп. Мадинат ас-Салам не сохранился, он известен только по письменным источникам. Круглый в плане, город по сути представлял собой модель Вселенной: над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света — четыре золотых купола, в центре жилой застройки — дворец халифа с огромным зеленым куполом, который был виден буквально отовсюду. В центре этой маленькой «Вселенной» располагался трон, на котором восседал повелитель правоверных мусульман. Купол дворца украшала бронзовая фигура всадника с копьем; согласно преданию, копье указывало, с какой стороны к городу приближается враг. Купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем Аллаха. Рядом с дворцом стояли большая мечеть, правительственные здания и дома сыновей халифа. При Аббасидах придворная жизнь достигла необычайной роскоши. Во дворцах и в садах с павильонами, каналами, водоемами, зверинцами и пышными цветниками устраивали пруды из ртути и олова, стволы пальм облицовывали вызолоченными металлическими пластинками или резным тиковым деревом, скрепленным металлическими обручами. Как повествует один из современников, во дворце халифа в Багдаде стояло дерево с ветвями и листьями из серебра и золота, на которых сидели серебряные птицы. Листья трепетали, как от движения ветра, а птицы щебетали. Подчеркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов в наивысшей мере проявился в архитектуре и декорации построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского слова, которое означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать км вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-Хакани, занимал территорию, ширина которой достигала около полутора километров. Джаусак аль-Хакани включал в себя комплексы правительственных, парадных и жилых комплексов (наземных и подземных), анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Одним из наиболее значительных культовых сооружений была кирпичная колонная Большая мечеть Самарры, занимавшая площадь 239 x 156 метров. От нее сохранились стены, укрепленные полукруглыми бастионами и угловыми башнями, а также гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Мадинат ас-Салама (Багдада), возводившегося как дворец, каждый дворец Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии. Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, — тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Целиком реконструирована композиция с двумя танцовщицами из гарема дворца Джаусак. Однако рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в этот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента — арабеска, как называли его европейцы. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи или на керамическом или ювелирном изделии. В IX в. Ибн Тулун, наместник багдадского халифа в Египте, основал самостоятельную династию. Из его построек на окраине будущего Каира прекрасно сохранилась знаменитая мечеть (876—879). От своих иракских предшественниц мечеть Ибн Тулуна отличается более компактной планировкой, а также наличием удивительно пропорциональных высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой мусульманских памятников архитектуры. История мусульманского мира насыщена бурными политическими событиями. В XI—XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифату Аббасидов. В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов (1056—1146) и Альмохадов (1121/1122—1269). Около трех столетий в сердце мусульманского мира правили основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды (вплоть до 1171 г.), а затем султаны Айюбиды (конец XII — перв. пол. XIII вв.) и Мамлюки (1250—1517). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370—1405) была создана держава, положившая начало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья. Мавританское искусство Мавританское искусство — это условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре. На окраине испанского города Гранада находится Альгамбра — укрепленная резиденция гранадских эмиров (правителей), построенная в XIII—XIV вв. Этот уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры» является настоящей жемчужиной мавританского зодчества. Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают роскошный царский дворец. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обсаженным миртами и апельсиновыми деревьями, с грациозными портиками на торцах был центром Дворца приемов. Под прямым углом к нему примыкает Дворец львов с залами, утонченное убранство которых создает атмосферу роскоши и покоя. В центре Дворца львов находится покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик львов — с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов. Эти грубоватые схематичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут никого испугать, «ибо им не хватает жизни, чтобы показать свое неистовство». Особую роль в художественном образе Альгамбры играют надписи. С совершенством исполненные и виртуозно вплетенные в убранство здания, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи. Прекрасная архитектура Альгамбры исполнена гармонии и возвышенной поэтичности. Существенную роль в ансамбле играют тонкие, будто стебли тростника, мраморные колонны, несущие разнообразные по форме арки. Конструкции настолько легки и воздушны, что кажется, будто арки парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала, кельи или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чистыми красками геометрические орнаменты. Их сменяют хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах. Густо-коричневое кружево карнизов и изумрудно-зеленые черепичные кровли завершают убранство здания. Внутренние помещения декорированы тонко прорисованными арабесками. Свет, проникающий сквозь оконные решетки и витражи, создает на стенах и сталактитовых куполах разноцветные живые узоры. В глади бассейнов отражаются вечнозеленые деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в граненых чашах. Дворики вымощены мрамором или керамической плиткой. Альгамбра дала наименование стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле, — большие керамические вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере исполнения узора они напоминают «альгамбрские» шелковые ткани, парчовую вышивку, парадное оружие, золотые с эмалью украшения. Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты. Искусство империй Тимуридов, Сефевидов и Османов В XV—XVII вв. достигли расцвета позднесредневековые империи: Тимура и Тимуридов (1370—1507) в Средней Азии, Сефевидов (1502—1736) в Иране, Османских султанов (1299/1300—1922) в Турции. Наступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить неизгладимое впечатление на подданных империи. Работы велись с небывалым размахом. Для строительства столицы Тимура — Самарканда — собрали мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Ирака, Азербайджана и Сирии. В начале XV в. в Самарканде появились два уникальных сооружения: соборная мечеть Тимура, так называемая Биби-Ханым, и его величественный мавзолей Гур-Эмир, увенчанный великолепным рубчатым куполом с керамической облицовкой. В столицах государств Средней Азии и в Иране центром архитектурного ансамбля стала парадная площадь — регистан (в Самарканде и Бухаре) или майдан (в Исфахане). Арочный портал (пештак), оформлявший главный вход в мечеть, медресе, караван-сарай, мавзолей или дворец — «повернул» монументальные здания и ансамбли «лицом» к городу. Эффектность архитектуры во многом достигалась благодаря керамической мозаике, мрамору, росписям, лепнине и резьбе, которые, подобно цветистому ковру, покрывали здания, сглаживая массивность архитектурных конструкций (Шахи-Зинда, медресе Улугбека). В городах Османской империи величие верховной власти султана («тени Бога на земле») подчеркивалось масштабами и формами внушительных турецких мечетей. Громоздящиеся друг на друга галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, окруженный устремленными в небо копьевидными минаретами. Столичный архитектурный ансамбль этого периода мог включать в себя парадные дворцовые здания. Однако в целом дворец как средоточие власти оставался объектом «скрытой архитектуры». Дворцы Сефевидов в Иране — легкие и изящные, украшенные сюжетными росписями и изразцовыми картинами — были скрыты зеленью садов и парков, где бродили лани и павлины, прятались по кустам фазаны, пели соловьи, а в изобилующих рыбой прудах плавали лебеди. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах Магриба дворцовые ансамбли представляли собой сложные архитектурные комплексы с многочисленными внутренними дворами, парадными переходами, величественной официальной частью и роскошными жилыми покоями. Здесь дворцовые комплексы, как и раньше, были окружены высокими непроницаемыми стенами. Такова, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле. Ныне это крупнейший историко-художественный музей. Один из самых известных зодчих мусульманского мира — архитектор Синан (1489/90 — 1578/88). Именно ему архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцветом и достижениями. Огромное архитектурное наследие Синана (триста восемнадцать сооружений) включает отдельные здания, культовые комплексы, городские ансамбли. По происхождению грек-христианин, в 1512 г. он попал под рекрутский набор и стал янычаром (янычары составляли отборную пехоту турецкого султана). На протяжении многих лет Синан участвовал в завоевательных походах султанов Селима I Грозного (1512—20) и Сулеймана I Законодателя (1520—66). Во время военных действий в Молдавии в 1538 г. Синан за тринадцать дней возвел мост через реку Прут, после чего был назначен главой имперских архитекторов. В этой должности он пробыл пятьдесят лет. Как военный инженер Синан строил мосты, акведуки, подземные кладовые. Как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции, Синан работал в Сирии, Македонии, Боснии, Герцеговине и в Крыму. Наиболее выдающиеся сооружения были возведены Синаном, когда ему было уже за пятьдесят. Это комплексы трех прославленных соборных мечетей — Шахзаде (Мечеть принцев) и Сулеймание (Мечеть Сулеймана I) в Стамбуле и Селимие (Мечеть Селима II) в Эдирне (Турция). Шахзаде (закончена в 1548 г.) Синан спроектировал в возрасте 54 лет, однако считал ее работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—57) архитектор создал в 60 лет и считал ее работой подмастерья. Мечеть явилась центром архитектурного ансамбля, включавшего университетские, жилые и благотворительные здания, а также мавзолеи Сулеймана I. Мечеть Селимие (1569—75) была построена Синаном в восьмидесятилетнем возрасте. Лишь эту работу архитектор признал творением мастера. Пирамидальные, увенчанные громадой центрального купола, «охраняемые» минаретами мечети Сулеймание и Селимие со всей полнотой и великолепием воплотили грандиозность имперских замыслов турецких правителей, стали монументами их славы и могущества. Но для нас это прежде всего уникальные памятники архитектуры, созданные удивительным талантом великого художника, инженера и математика. Синана, как и его предшественников, безусловно, вдохновляла неповторимая архитектура храма Св. Софии Константинопольской, которая после взятия византийской столицы мусульманами была превращена в мечеть Айя-София. Возведенные из серого камня, подчиненные логике геометрических форм, постройки Синана снаружи кажутся строгими, почти суровыми. Однако интерьеры мечетей поражают разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». Своими прекрасными творениями Синан создал художественный стиль, который на столетия определил пути развития турецкой архитектуры (Мечеть Ахмета). В XVI—XVII вв. в Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции были популярны узоры на темы роскошной цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения животных, царской охоты, пира, поединка или свидания в саду. Во многие страны вывозились прекрасные произведения иранского и турецкого декоративно-прикладного искусства: узорчатые ткани (бархат, атлас, парча), великолепные шелковые и шерстяные ковры, парадное оружие, изделия из дерева, украшенные костью и перламутром, рукописи и альбомы в кожаных переплетах, содержавшие образцы каллиграфии и миниатюры. Миниатюра Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Миниатюры конца XII—XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унаследовали традиции сирийской и византийской живописи. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки окрашены мягким юмором, порой скрывающим насмешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз. Наиболее ярко эти черты проявляются в иллюстрациях к «Макамам» (поучительным коротким рассказам) знаменитого арабского писателя аль-Харири (1054—1122). Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее популярные изображения — сцены царских приемов, пиров, охот, сражений, портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со страниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости (Чаша с охотниками). О расцвете миниатюры в XII в. можно судить по живописи на керамике, обнаруженной при раскопках египетского города Фустата или выполненной в мастерских иранских городов Рея, Кашана и др. (Чаша с сокольничим верхом на коне). Великолепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи: чаши и кубки, расписанные цветными эмалями по непрозрачной глазури (стекловидному покрытию, закрепляемому обжигом). В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утонченный стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые «звучные» краски (Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами, Лев, атакующий быка. Миниатюра к «Калиле и Димне»). В Герате работал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (ок. 1455—1535/1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лирических, то располагающих к размышлению, он создал многогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на развитие тебризской и других восточных школ живописи (Игра в поло). Одним из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. был тебризский мастер Султан Мухаммед, автор аристократически изысканных портретов юных принцев. Стиль школы Исфахана (Крестьяне в поле), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного художника Аббаси (ок. 1575—1635), замечательного рисовальщика, автора галереи утонченных образов юных придворных и выразительных портретов стариков. При дворе османских султанов в Стамбуле в XV в. работали итальянские мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ирана и Азербайджана, рядом с ними трудились и местные художники. Османские владыки в первую очередь требовали от художника умения убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатюре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства (Махмуд II). Произведения придворных художников живописали успешные военные походы, пышные дворцовые приемы, празднества и торжественные парады. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими события. Вследствие этого придворные живописцы нередко служили одновременно придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие миниатюры красочны и занимательны, они изобилуют деталями, документально воссоздающими образ эпохи (Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне, Мурад II на стрельбище). Став достоянием мировой культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и художественные вкусы России, Испании, Франции и других стран.

 

ЗАПРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖИВОТНОГО МИРА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Характерной особенностью искусства мусульманских стран является преобладание в нем декоративного начала. Мусульманское искусство развивалось в отрицании греко-римской античности. Однако нельзя забывать, что Иран имел очень устойчивые изобразительные традиции, которые не могли так просто исчезнуть. Происходит столкновение двух разных культур, необходим был определенный период, чтобы мусульманская культура окончательно сформировалась на иранской почве. Это происходит в период правления династий Саманидов (IX—XI вв.)

ДПИ ИРАНА/ПЕРСИИ ДЕВЯТЫЙ ВЕК Н.Э К IX веку относится сложение в Иране новоперсидского литературного языка (фарси), перенявшего арабский алфавит. Арабский язык, использовавшийся и в качестве литературного языка, во многом обогатил персидский язык и способствовал развитию литературы. В VIII — IX веках многие произведения среднеперсидской литературы переводились на арабский язык. В Х веке наступает расцвет классической литературы на фарси. Развивается придворная литература светского характера. Рождается эпический комплекс «Хамсе» (пятерица), философская лирика, лирическое любовное стихотворение (газель). В период возрождения национальной культуры появляется одно из самых значительных литературных произведений — эпическая поэма Фирдоуси «Шах-наме» («Книга царей»), включившая стихотворную обработку свода эпических сказаний восточного Ирана и исторических хроник Сасанидского Ирана.

СНОВА ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ПТИЦ РЫБ. Искусство орнамента. Орнаментальное искусство достигло необычайного расцвета в культуре магометанства. Искусные мастера создавали виртуозные композиции из разнообразных растительных и геометрических узоров, надписей, покрывающих стены зданий, предмета торговли прикладного искусства: керамику, ткани, металл, листы рукописных книг. В орнаментальные мотивы трансформировался целый мир зооморфных образов — изображений зверей, птиц, рыб. Появляется знаменитая восточная арабеска — сложный симметричный узор. Сложные композиции с их мерным ритмом, повторяемостью элементов обладали эмоциональной выразительностью. Недаром существовало выражение — «орнамент — это музыка для глаз!». Это искусство условно отражало мир действительности, служило зеркалом, в котором грубый облик реальной жизни «исправлялся» по законам идеальной красоты, носителем которой была природа — вечно прекрасный мир цветов и растений.

Настенная живопись. В мусульманском Иране не исчезают традиции изобразительного искусства. При археологических раскопках в Нишапуре — крупном экономическом и культурном центре государства Саманидов, были открыты памятники настенной живописи из дворцовых построек. О зрелости стиля свидетельствуют памятники более позднего времени, XII—XIII веков, происходящие из Саве, Рея и других городов. Изобразительное искусство этого времени наполнено образами легенд и сказаний, сценами придворной жизни, сюжетами из классической поэзии: «Шах-наме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами и др. Иранские мастера стремятся к синтезу разных видов творчества, в их произведениях гармонично сочетаются и изобразительные, и орнаментальные мотивы, включающие надписи. Ярким примером такого сочетания являются предметы прикладного искусства, в том числе и керамические изразцы, позднее широко применявшиеся для украшения интерьеров и фасадов зданий.. ДПИ стран арабо-мусульманского влияния. Персидские ковры и керамика.

Во второй четверти VII в. происходят события, значительно повлиявшие на ход истории иранского искусства. В эти годы, когда государство Сасанидов потеряло былую мощь, начинаются завоевания арабов. Падение державы Сасанидов не означало прекращения художественных традиций. Под влиянием сасанидских идей и образов находилась культура всего халифата, особенно со второй половины VIII в.. Характерной особенностью искусства мусульманских стран является преоб­ладание в нем декоративного начала, отсутствие изображений живых существ и любовь к абстрактному декору. Художники охотно обра­щались к мотивам деревьев, листьев и цветов, придавая им стилизо­ванный характер. Также мусульманское декоративное искусство отличает стремление избежать пусто­ты и тяга к красочности, которая нашла особенно яркое воплощение в керамике и в ткачестве. Керамика мусульманских стран про­должила древние традиции производства изразцов в странах Ближнего Востока, но имела и свои особенности, связанные с религией, а также с китай­скими влияниями. Ее отличительными чертами являются плоскостной, лишен­ий объемности рисунок и безграничная фантазия линейных узоров. Только в Иране получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, «минаи» (перс. - эмалевый). Яркие, чистые краски выделя­лись на светлом фоне - голубоватом или цвета слоновой кости.

К особым достопримечательностям исламского мира принадлежит и ковроде­лие — как по количеству и разнообразию, так и по качеству продукции. Наиболее роскошные ковры производились в Тебризе, Исфагане и Кашане. Самые ценные – керманские ковры, тонкие, плотные, мягкие, нежного гармоничного колорита с преобладанием разных оттенков оранжевого и зеленого цветов. Картоны часто заказы­вались знаменитым художникам-миниатюристам, чем и объясняется сходство некоторых ковров с книжны­ми миниатюрами.

Керамика

 

 

Интенсивное развитие КЕРАМИКИ во второй половине XII века. В керамическом производстве наступает подлинный расцвет.

Керамика. Среди керамических центров выделяется Султанабад, расцвет которого приходится на первое тридцатилетие XIV века. Большая часть предметов торговли этого центра выполнена в традиционной для Ирана технике подглазурной росписи. Черная роспись под бирюзовой глазурью и кобальтовая роспись под прозрачной бесцветной глазурью покрывает полусферические, дольчатые чаши и другие предмета торговли. Продолжается выпуск предметов, украшенных люстром. Эту технику широко использовали для изготовления изразцов. Предмета торговли, часто с рельефным рисунком, не только покрывали люстром, но и дополняли росписью синим или бирюзовым цветом. В искусстве этого времени широкое распространение получают образы и мотивы, перенесенные из Китайской Народной Республики. Появляются изображения фениксов, драконов, лотосов, фигурок людей в монгольских одеждах. Меняется и стиль — рисунок укрупняется, становится более натуралистичным. Мастера стремились к максимальной заполненности фона, широко используя чисто графические элементы — штрихи, завитки, точки и подчеркнуто выразительные контуры.

Керамика. Во второй половине XIV века происходят изменения в области керамического производства. Применяются новые цвета — желтый и темно-зеленый. Все более проявляется стремление к полихромности предметов торговли с преобладанием синего тона. Для тимуридского времени характерны предмета торговли более крупных размеров — большие блюда и глубокие чаши. Изменяется стиль росписи. Часто используются орнаментальные мотивы, располагающиеся в концентрических поясах. Контур в росписи становится легким, едва заметным. Возрастает роль свободного фона.

Интенсивное развитие во второй половине XII века. Подлинный расцвет наступает в керамическом производстве, культуры продолжается ведущими центрами которого становятся города Рей и Кашан. Здесь создавались великолепные предмета торговли с темным рисунком, просвечивающим сквозь прозрачную бирюзовую глазурь и глазурь цвета слоновой кости. Встречаются предмета торговли, покрытые бирюзовой глазурью с рельефным узором. Получает распространение поливная керамика с рисунком, углубленным по контуру. Среди различных приемов украшения керамических предметов торговли наибольшей эффектностью обладают люстр и полихромная надглазурная роспись «минаи». Известен минералогический трактат 1300 года, содержащий рецепты изготовления люстра («глазури о двух печах») и росписи «минаи».

ТЕХНОЛОГИЯ. ------------------------------ ЛЮСТР -------------------------------------------- - Ремесленники Рея и Суз пользовались люстром еще в IX веке, с XV века люстр известен в Кашане, позднее этой техникой овладели керамисты Султанабада, Верамина, Саве. Люстром украшали различные предмета торговли, включая посуду и изразцы. Золотисто-желтый, красноватый или коричневатый люстр (специальный состав) наносился на светлую глазурь с использованием техники резерва и после второго муфельного обжига приобретал светящуюся радужность и перламутровый блеск. Росписи, обладающие высокими художественными достоинствами, всегда удачно сочетались с формой предметов торговли. На блюдах и чашах узор располагался концентрическими кругами вокруг центрального медальона. На предметах вертикальной формы (кувшинах, вазах) роспись членилась на горизонтальные фризы. Светлая золотисто-коричневатая люстровая роспись украшает один из кувшинов, тулово и высокое горло которого покрыты фризообразной композицией с фигурными изображениями. Всадники и сидящие фигурки людей чередуются с кипарисообразными деревьями.

------------------------------ МИНАИ ------------------------------------- Только в Иране получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, "минаи"- эмалевый, применявшаяся сравнительно недолго, около двух столетий. Роспись наносилась в несколько приемов на предмета торговли из высококачественной фарфоровидной массы, чередуясь с муфельным обжигом. Яркие, чистые краски выделялись на светлом фоне — слегка голубоватом или цвета слоновой кости. Контур рисунка обводился черной линией — «мертвым краем». Роспись по существу являлась изящной миниатюрной живописью на керамике. В центральном медальоне часто помещалось изображение всадника, как, например, на одной из чаш, композицию которой дополняют четыре пары сидящих фигурок людей и орнаментальные мотивы.

Зооморфные предмета торговли. Большое распространение получили предметы зооморфных форм. Сохранился прекрасный сосуд в форме птицы с женской головой. Фигура изображена сидящей со слегка приподнятыми крыльями, голова увенчана остроконечным убором. Под бирюзовой глазурью выполнена роспись черным.

Монгольское завоевание. В середине XIII века Иран подвергается страшному нашествию монголов. Разрушаются города — центры ремесла и торговли. Художественная жизнь временно замирает. Многие мастера, поэты и художники уезжают на юг Ирана, в Шираз, где складывается одна из крупнейших живописных школ, продолжающая традиции домонгольской миниатюры XII — начала XIII века. Большая часть территории Ирана оказалась под властью монгольских ильханов —Получили развитие новые центры культуры и ремесла — Шираз, Тебриз, Султанабад.

------------------------- КОВРЫ -------------------------------- Художественные ткани и ковры. Миниатюрная живопись оказала сильное влияние на оформление художественных тканей и ковров, эскизы для которых выполняли профессиональные художники. Шелка и бархаты украшались разнообразными растительными мотивами и фигурными композициями, которые, многократно повторяясь в горизонтальных рядах и по диагонали, сливались в ритмичный узор. Такие ткани при сложной и трудоемкой технике производства требовали высокого мастерства и тонкого художественного вкуса. Выделывались они в крупных ткацких центрах — Кашане, Йезде, Тебризе, Исфахане, где издавна существовало дробное разделение труда внутри корпорации ткачей, и высоко ценились далеко за пределами Ирана. На ярких шелках и бархатах с использованием золотных и серебряных нитей изображались праздничные, бытовые, охотничьи сцены. К третьей четверти XVI века относится редкий фрагмент шелковой ткани с миниатюрными сценами. Рисунок выполнен в двух повторяющихся вертикальных полосах. В каждой полосе две садовые сцены чередуются с двумя небольшими сценами со «звериными» мотивами.

XVI—XVII века были «золотым» временем для ковроткачества. В этот период совершенствуется высокое мастерство ткачей, выработанные веками технические приемы. Складываются характерные принципы орнаментации, по которым различаются типы ковров. Центрами ковроткачества являлись многие города и области Ирана. Наиболее ценные ковры для шахского двора - с использованием золотных и серебряных нитей - выделывались в Кашане и Исфахане. Ковры ткались из шерсти, часто с применением хлопка и шелка. Основные мотивы коврового узора образовывали, причудливые арабески, состоящие из прихотливо переплетающихся растительных побегов и \\\\\\\нередко\\\\\\\\ включающие -----------изображения людей, зверей и птиц. ------------------------------------------------------Известны знаменитые «звериные», «охотничьи», «садовые» ковры. В иранском искусстве и поэзии часто встречается образ прекрасного сада, в котором заключался символ красоты и весеннего возрождения природы. Персидский: поэт Джами писал: «Перед тобой — весенний сад вселенной, где каждый удивителен цветник, где несказанной прелестью блистает и роза и цветущий базилик».

Художественный металл. Единство стиля объединяет произведения различных видов прикладного искусства, в том числе и предмета торговли из металла. Для украшения разнообразных предметов из купрума, бронзы, стали используются арабесковые мотивы, целиком заполняющие поверхность, когда «глаз наслаждается изгибающейся линией, хотя разум не всегда способен следовать за ее смыслом». В сложных орнаментальных композициях, включающих изображения людей и животных, надписи, усиливается декоративное начало. Мастера продолжают использовать такие художественные приемы, как инкрустация желтым металлом и серебром, гравировка. В дорогие предмета торговли монтируются драгоценные камни. Сохранились прекрасные образцы оружия, украшенные рубинами, изумрудами, турмалинами, бирюзой.

Искусство ХVIII—ХIХ вв. На рубеже ХVII-ХVIII веков Иран охватывает глубокий социально-экономический кризис, который приводит к ослаблению власти Сефевидов.

Росписи под лаком. Устойчивость традиций отразилась и в росписях под лаком, покрывающих туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы) и другие предмета торговли. Появившись еще в эпоху Сефевидов, эта техника использовалась для украшения предметов торговли из папье-маше или дерева. Предметы расписывали красками, повторяя характерные приемы и сюжеты миниатюрной живописи, и покрывали слоем желтоватого прозрачного лака. Росписи выполняли художники-миниатюристы. К числу лучших предметов торговли музейной коллекции принадлежит футляр для зеркала, расписанный художником Мухаммадом Хади из Шираза в 1813 году. На внешней стороне крышки представлена композиция «цветы и птицы». Цветочные композиции, нередко включающие птиц и насекомых, получили широкое распространение в иранском искусстве XVIII—XIX веков.

В XVIII—XIX веках продолжается производство предметов из металла в традициях предшествующего времени, в том числе оружия, материалом для которого служила булатная сталь. Процветает искусство изготовления предметов торговли из цветного стекла — ваз, сосудов для розовой воды и душистых масел изящных форм. Широкое распространение получают каламкары — хлопчатобумажные ткани, центральное поле которых покрывали грубоватой лубочной живописью, выполненной от руки. Изображались сцены охот, битв, игры в конное поло, сюжеты из персидской поэзии и современной жизни. В лучших образцах каджарского искусства органично сочетались богатейшие художественные традиции и новые черты, привнесенные европейской культурой. В художественном наследии Востока культура Ирана оставила свой неповторимый след. В лучших памятниках искусства отразились представления человека предшествующих эпох о красоте и совершенстве.

Date: 2015-10-18; view: 628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию