Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура работы





Введение

Глава I. Теоретические и методологические основы генезиса малого бизнеса в мировом хозяйстве

1.1. Теоретические подходы к анализу малого предпринимательства.

1.2. Формы и тенденции развития малого бизнеса за рубежом.

1.3. Этапы и особенности развития малого предпринимательства в России.

Глава II. Современное состояние и тенденции развития системы поддержки малого бизнеса за рубежом

2.1.Современная система поддержки и стимулирования малого бизнеса в западных странах.

2.2. Особенности системы поддержки малого бизнеса в странах азиатско-тихоокеанского региона.

2.3. Совершенствование институциональной системы поддержки малого бизнеса за рубежом.

Глава III Проблемы и перспективы развития экспортно-ориентированного малого бизнеса в России

3.1. Проблемы развития экспортно-ориентированной инновационной деятельности российского малого бизнеса.

3.2. Перспективы использования зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса в российской практике.

3.3. Новые методы разработки программ поддержки малых предприятий с учетом зарубежного опыта

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрываются актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи, теоретико-методологические и эмпирические основы, объект и предмет, научно-практическая значимость.

В первой главе – «Теоретические и методологические основы генезиса малого бизнеса в мировом хозяйстве» рассматриваются концептуальные подходы к анализу сущности малого предпринимательства, анализируются теоретико-практические формы и этапы развития малого бизнеса за рубежом и в России, выявляется содержание понятия малый бизнес и дается оценка теоретических подходов к поддержке малого бизнеса.

До недавнего времени малые фирмы функционировали преимущественно на внутреннем рынке. В современных условиях углубляющееся втягивание национальных экономик в мировые хозяйственные процессы и их глобализация создают объективные основы для пространственного распространения малых предприятий в мировой экономике.

Малый бизнес, как никакой иной субъект глобализирующейся экономики зависит от государственной поддержки и государственного стимулирования. Поэтому малые предприятия вынуждены сотрудничать с властью и крупным бизнесом, особенно по вопросам кредитования, получения государственных и муниципальных заказов, информационной и правовой поддержки, международной деятельности.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Малое предпринимательство играет важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран. На его долю приходится около половины всей производимой продукции. Среди факторов, способствующих усилению позиций малого бизнеса есть технологические, экономические и социальные. К технологическим факторам относится стремительный прогресс техники и технологии, расширение диапазона их применения. Новейшее оборудование в современных условиях становится доступным для все большего количества фирм, в том числе и малых. К числу важнейших экономических факторов относятся: рост платежеспособного спроса, его дифференциация, повышение эффективности мелкосерийного производства. Социальные факторы развития фирм малого бизнеса - изменение ценностных установок представителей различных слоев общества, повышение уровня их образования и профессиональной подготовки. Это порождает стремление к самореализации и личной свободе, усиливает экономическую активность населения.

Необходимость разработки нововведений обусловила тесную связь малого и крупного бизнеса. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Установлено, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.Важными принципами функционирования крупных структур становятся выделение самостоятельных малых компаний-подразделений (центров прибыли), передача части производства и услуг субподрядчикам, организация производства по сетевым схемам, кооперация с малыми инновационными, производственными и сбытовыми компаниями.Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга, финансового лизинга, долгосрочных контрактов на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Так, если число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений как франчайзинг, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл., то в 2008 г. оборот фирм удвоился.В эпоху электронной коммерции, когда инновация обладает более высоким значением, чем захват рынков, величина предприятий и их положение по отношению к экономическим центрам постепенно утрачивают свое значение. Все большую роль для развития бизнеса приобретает так называемая четвертая фаза электронной коммерции[1], в которой малый бизнес ни в чем не уступает крупному. Потребность сетевой интеграции особенно важна в современных условиях глобализации мирохозяйственных связей. Информатизация и глобализация мировых рынков уравнивают потенциал малых и крупных бизнесов.Во всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, которая опирается на законодательно-правовую и финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований и стимулирование международной деятельности. Так, в США все государственные закупки до $100 тыс. обязаны делаться у малых предприятий. Федеральный закон о малом бизнесе США требует от правительства отдавать малому бизнесу ровно 23% государственных контрактов. Это превышает $50 млрд. в год.

Во второй главе «Современное состояние и тенденции развития системы поддержки малого бизнеса за рубежом» анализируется роль малого бизнеса в экономике США, специфика его развития в европейских и азиатско-тихоокеанских странах, прослеживается институциональное совершенствование системы поддержки МП.

Западными специалистами выделяются две модели развития малого бизнеса - американская и европейская (континентальная). Для континентальной модели, которая оформилась во Франции, а ныне характерна также для Италии, Германии, Швейцарии, Австрии и многих восточно-европейских стран, важными чертами являются традиции государственного регулирования бизнеса, а также сохранившиеся модернизированные цеховые традиции и статус ремесленника. Согласно Европейскому обзору малых и средних предприятий, в странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микро-предприятие с числом занятых до 9 человек, их насчитывается более 14,5 млн.

Ориентация на качество и уникальность производимой продукции является отличительной чертой континентальной модели малого бизнеса[2]. Качество в традиционном понимании предполагает ориентацию на определенный стандарт, идеал, нечто неизменное не только выгодно отличает европейский малый бизнес и, используя доверие потребителя к качеству европейских продуктов, позволяет сохранять ему свои ниши в производстве отдельных товаров, но и мешает осуществлять инновации и расширять производство, а также закрывает дорогу новым фирмам, не обладающим достаточным опытом для производства соответствующей строгим стандартам продукции. Так, Великобритания, в своем стремлении интегрироваться в Единую Европу, столкнулась с замедлением темпов развития малого бизнеса - он с большим трудом подстраивался к новому британскому стандарту 5750, предполагающему специальную схему контроля и управления качеством продукции.

В англосаксонской (прежде всего, американской) модели бизнеса более развито стремление на постоянное внедрение инноваций в широком толковании (не только технических, но и организационных, экономических, социальных).

Считается, что США именно политике в отношении малого бизнеса обязаны резкому макроэкономическому росту с последней четверти прошлого века. Действительно, показатели экономического развития Европы и США на протяжении четверти века с 1960-го по 1985 г. были примерно схожи. Среднегодовой темп экономического роста за эти 25 лет составил около 3,3% в Европе и 3,1% в США. Уровень безработицы в странах Европейского союза находился на предельно низкой отметке в 3%, в то время как в США он составил около 5%.

Тем не менее, с середины 80-х годов обозначилась стойкая тенденция к расхождению показателей роста и безработицы в Европе и США. При этом статистика свидетельствует, что количество корпораций и партнерств в США увеличилось до 6,9 млн, а число индивидуальных предпринимателей возросло до 16,8 млн., которые производят более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Примерно 18% предприятий малого бизнеса заняты в сфере услуг, около 15% - заняты в промышленности, 14% - в строительстве и 12% - в розничной торговле. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В то же время количество новых компаний в большинстве европейских стран снижалось или оставалось постоянным.

ЕС стремится поощрять мелкий бизнес к внедрению новейших технологий. 1 июня 2006 г. Европейский Парламент одобрил "Рамочную программу по инновациям и конкурентоспособности". В ее пределах с 2007 по 2013 год около 350 тысяч малых и средних европейских предприятий получат 3,6 миллиардов евро на поддержку всех форм инноваций. С 1 января 2007 года начала внедряться программа JEREMІ, призванная упростить доступ к средствам для малого и среднего бизнеса Европы.

На 40 миллионах малых предприятий в странах АТР (95% общего числа) работает до 80% трудоспособного населения, они производят от 30 до 60% ВНП. Их доля в общем объеме экспорта из региона АТР составляет около 35%. У развитых экономик основным фактором, влияющим на развитие МП, являются рыночные механизмы. В странах же с развивающейся экономикой в этом процессе активную роль, как правило, играет государство.

В Японии костяк экономики составляют крупные корпорации. Именно они долгое время определяли эталонную модель японской фирмы с ее трудовыми отношениями, специфической системой корпоративного управления и т.п. Многочисленные малые предприятия (до 99% от общего числа предприятий) считались здесь неразвитыми и использовались, в основном, для субподрядных работ. В отличие от других стран в Японии субподрядная система носит иерархический характер: крупные фирмы передают заказы средним, в свою очередь, средние - мелким, мелкие – мельчайшим.

Особенности производства информационной техники идеально подходят для структуры бизнеса в странах АТР с преобладанием мелких и средних фирм. Значительную роль малый и средний бизнес играет в развитии внешнеэкономических связей региона. Например, на Тайване доля экспорта в общем объеме продаж мелкого бизнеса значительно выше, чем у крупного бизнеса (примерно 55% от всего экспорта). Высокая степень участия малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях повлияла на его восприимчивость к изменениям рыночной конъюнктуры и способность перестраивать свою деятельность или изменять структуру производства в пользу наиболее перспективных отраслей.

В целом, процессы, происходящие в бизнесе восточно-азиатских государств, несмотря на разные корни, демонстрируют схожие тенденции. Малый бизнес все в большей степени переориентируется с малотехнологичных трудозатратных производств на Hi-Tech продукцию и НИОКР. Трудозатратное и крупносеийное производство все в большей степени переносится в развивающиеся страны с большой плотностью населения и невысоким уровнем жизни, прежде всего, в Китай, Вьетнам, Филиппины. При этом наиболее стабильно развивающимися МСП становятся те, которые ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции. На это же ориентируется и государство, оказывая законодательную и консалтинговую поддержку малому бизнесу в рассматриваемом регионе.

Несмотря на существенные различия в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, автор выделяет некоторые типичные ее черты и тенденции:

-упрощение процедуры регистрации новых предприятий;

-наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого бизнеса;

-повышение уровня предпринимательской и управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования нового предприятия, организация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров;

-оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе;

-учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких предприятий, разработка определенной системы государственных и общественных гарантий на случай дефицита финансовых средств, налаживание при посредничестве государства контактов между инвесторами и потенциальными реципиентами из числа малых предприятий;

-разработка и реализация общих и целевых программ финансового содействия малому бизнесу, включая облегчение доступа к организованному коммерческому кредитованию;

-разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок;

-создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;

-разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

-обеспечение доступа к венчурному финансированию;

-координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.;

-инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям.

В третьей главе «Проблемы и перспективы развития экспортно-ориентированного малого бизнеса в России» рассматриваются существующие проблемы развития малого предпринимательства в России, использование зарубежного опыта его государственной поддержки и перспективы развития международной инновационной экспортно-ориентированной деятельности МБ.

Сегодня в стране действуют 1 млн. 150 тысяч малых и средних предприятий. В них занято свыше 12 млн. человек. При этом по количеству малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей, Россия почти в 5 раз отстает от стран ЕС. Как показывает статистика, рост выпуска продукции малых предприятий в долларовом выражении несколько замедлился. Более того, большинство новых малых предприятий сегодня, как и в начале 1990-х, создается в торговле и сфере услуг, а доля малого бизнеса в промышленности, наоборот, сокращается, что говорит о высоких барьерах для входа в отрасль, отражает трудности доступа к финансированию.

Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, произвели в 2010 г. 16% ВВП и дали ¼ всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В ближайшие годы доля малого бизнеса в ВВП России вырастет до 20%, а ежегодный прирост числа малых предприятий будет не меньше 5-10%. Для малых предприятий единый налог на доходы составляет 6%, на доходы за вычетом расходов – 15%.

В федеральном бюджете предусмотрены существенные средства на государственную поддержку малого бизнеса - 1,5 млрд рублей. Приоритетными были определены следующие целевые группы субъектов малого предпринимательства: начинающие предприниматели; малые предприятия, активно инвестирующие в повышение эффективности своей деятельности, в том числе в научно-технической сфере; быстрорастущие и экспортноориентированные малые предприятия.

Рыночная структура инновационного бизнеса в России еще только складывается, в ней представлены как рыночно ориентированные инновационные предприятия, так и государственные научные учреждения. На сегодняшний день в стране функционирует около 60 технопарков и более 40 тыс. малых технологических фирм, в которых занято около 200 тыс. человек. Совокупный объем реализации этих структур составляет порядка 30 млрд. руб. Создается сеть региональных инновационно-технологических центров. Сейчас их 18 (они объединяют 250 малых фирм), на подходе - еще 17, причем они формируются без государственного финансового участия. Научные разработки осуществляются примерно по 100 направлениям, из которых по 17 обеспечиваются результаты, превосходящие мировой уровень. Тем не менее российские инноваторы сталкиваются с невостребованностью их разработок на российском рынке. Мировые венчурные инвестиции в технологичные компании в 2008 году за счет расширения рынка в Китае, Индии и странах СНГ превысили 50 млрд долларов. Первый в России бизнес-инкубатор открылся в мае 2006-го в Казани. На реализацию этого проекта федеральный и республиканский бюджеты выделили по 36 миллионов рублей. Бизнес-инкубатор «Свияга», насчитывающий 470 рабочих мест, расположен на территории технопарка «Идея». В 2006-2007 годы в России открыто около 100 федеральных бизнес-инкубаторов, а к 2010 году их число увеличилось до 187.На основе анализа зарубежного опыта, структуры, целей, методов реализации программ поддержки малых предприятий на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный) можно автор делает ряд выводов:· все программы независимо от уровня разработки и реализации носят комплексный и системный характер;· все программы направлены на решение общих проблем малых предприятий - нехватка финансовых ресурсов, развитие инфраструктуры поддержки, имущественная поддержка, консультирование и обучение;· совершенно однотипная структура программ: название, цели, задачи, мероприятия, срок, ответственные за исполнение организации, желаемые конечные результаты;· одинаковые горизонты планирования.В связи, с чем есть возможность говорить о некоторой неэффективности такого подхода к разработке программ, так как государственные средства направляются на решение одних и тех же проблем, но не всегда доходят и используются по назначению. Автором предлагается иная концепция разработки программ по поддержке и развитию малых предприятий, основанная на концепции формирования элементов механизма государственной поддержки. На федеральном уровне по-прежнему должны разрабатываться и исполняться программы комплексного и обобщенного содержания, направленные на формирование базовых условий функционирования - единственным критерием отбора МП на данном этапе должны быть критерии отнесения к малым предприятиям, а основные направления поддержки должны определяться на основе исследования общего состояния МП в России. Вторым этапом формирования программ является региональный, где органы исполнительной власти субъекта РФ на основе анализа состояния сектора малых предприятий в рамках региона определяют основные формы и направления поддержки исходя из региональных особенностей развития. При этом критерии оказания государственной поддержки на данном уровне не обязательно должны совпадать с критериями отнесения к малым предприятиям. Последним этапом формирования программ поддержки малых предприятий является локальный или на уровне муниципалитетов — программы разрабатываются с целью решения совершенно конкретной проблемы определенной целевой аудитории — малых предприятий. При этом критерии оказания государственной поддержки на данном уровне не обязательно должны совпадать с критериями отнесения к малым предприятиям на предыдущих уровнях.

Автор предлагает для каждого уровня универсальную методику составления современных программ с учетом международного опыта в этой области. В частности, на уровне административного округа, - предлагается программа по поддержки молодежного предпринимательства конкретного округа. Основной целью программы будет поиск молодых людей, обладающих лидерскими качествами и склонностью и способностями к предпринимательской деятельности и проведение среди них конкурса с целью определения лучших и самых способных для дальнейшей поддержки их предпринимательской деятельности.

Задачи программы:

- объявление конкурса и его осуществление;

- определение приоритетных областей для создания малых предприятий в данном округе и количество проектов;

- определение объемов финансирования каждого конкретного проекта, формы имущественной поддержки (площади нежилых помещений под каждый конкретный проект, обеспечение инфраструктуры, необходимое оборудование);

- определение сроков информационной, консультационной и образовательной поддержки (помощь в регистрации, лицензировании и сертификации при необходимости, проведение курсов по маркетингу, бухгалтерскому учету и управлению предприятием при необходимости);

- определение возможностей кадровой поддержки (по средствам служб занятости округа);

- информационное обеспечение по вопросам сотрудничества с организациями инфраструктуры поддержки малых предприятий;

- наличие возможности реализации авторских проектов победителей конкурса.

Основные мероприятия данной программы:

- подбор площадей для реализации проектов;

- формирование фонда финансирования проектов;

подбор персонала для оказания информационной, консультационной и образовательной поддержки;

- обеспечение производственных процессов в рамках проектов, а также сбыта продукции, услуг работ;

- проведение конкурса и отбор победителей (с обязательной презентацией авторского проекта в рамках заявленных приоритетных направлений);

- обучение молодых предпринимателей;

- отслеживание результатов реализации данной программы.

Конечными результатами такой программы будут выступать создание определенного количества новых малых предприятий под руководством молодых предпринимателей в г. Москве в приоритетных областях, их эффективное функционирование. Сроки исполнения - 2-3 года (включая поддержку уже функционирующего предприятия до выхода на самоокупаемость), исполнители - органы местного самоуправления округа г. Москвы и организации инфраструктуры данного округа г. Москвы. Источниками финансирования выступят бюджет г. Москвы и частные организации, которые хотели бы выступить в качестве учредителей или акционеров проектных предприятий.

Отличительными чертами данной программы являются:

- не предприниматель обращается к государству за поддержкой, а наоборот государственные органы ищут предпринимателей для реализации конкретных проектов и создания малых предприятий;

- именно государственные органы определили проблему — отсутствие новых малых предприятий и необходимость обеспечения занятости молодого поколения, предпосылки возникновения (наличие талантливых молодых предпринимателей и отсутствие у них реальных возможностей для создания собственного дела) и способы решения — поиск и отбор конкретных молодых предпринимателей под конкретные проекты, в которых заинтересовано социальное сообщество данного округа;

- за счет реализации данной программы достигается масса положительных результатов: создание новых малых предприятий, увеличение занятости среди молодежи, оказание эффективной государственной поддержки на практике, удовлетворение потребностей в тех или иных товарах, услугах, работах, имеющихся в данном округе, снижение социальной напряженности среди молодежи.

На основе выше изложенного можно сделать ряд выводов:

- анализ подсистем механизма государственной поддержки малых предприятий и основных проблемных моментов функционирования малых предприятий на современном этапе показывает необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в целом;

- в первую очередь необходимо изменить принципы формирования механизма и его элементов в зависимости от уровня государственной власти: федеральные органы отвечают за законодательство и формирование комплексной политики в сфере поддержки и развития малых предприятий; органы субъектов РФ и органы местного самоуправления уже непосредственно реализуют основные формы государственной поддержки;

- необходимо сформировать комплексную систему информирования и коммуникаций малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий;

- следует изменить основные принципы и порядок разработки программ по поддержки малых предприятий на различных уровнях государственной власти в соответствии с представленной в главе концепцией;

- но самое главное следует изменить психологию органов государственной власти, основанную па том, что принятые программы и меры, законодательно-нормативные акты в рамках поддержки малых предприятий выполнять совершенно не обязательно. Зарубежный опыт показывает, что малые предпроиятия добились столь поразительных успехов только благодаря 100%-ой реализации политики и принятых программ по поддержке малых предприятий.

- Введение

- 1 Малый бизнес в современной рыночной экономике

- 1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4

- 1.2 Роль малого бизнеса в экономике

- 1.3 Перспективы развития малого бизнеса

- 2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом

- 2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

- 2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса

- 2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

- Заключение

- Список используемой литературы

- Приложение 1

- Приложение 2

- Приложение 3

- Приложение 4

- Введение

-

 

- Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

- Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.

- Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

- - рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

- - раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

- - проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.

- - исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

- Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.

- Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

- В работе использованы труды таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.

- 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике

-

 

- 1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства

-

 

- Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [18, с 109]

- Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [17, с 78-81]

- Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

- Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [9, с 148-152]

- Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [10, с 11]

- Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

- Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

- Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

- Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.

- Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

- В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [6, с 7-8] Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

- Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

- Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

- В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.

-

 

- 1.2 Роль малого бизнеса в экономике

-

 

- Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

- Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

- Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

- Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

- Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

- Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

- Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

- Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

- Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

- Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [15, с 205]

-

 

- 1.3 Перспективы развития малого бизнеса

-

 

- Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [16, с 22-27]

- Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

- Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

- Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

- Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

- Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

- - политическая обстановка в обществе;

- - состояние экономики страны;

- - политика государства в области экономики;

- - меры поддержки малого бизнеса;

- - правовое обеспечение малого бизнеса;

- - налоговая политика;

- - финансово-кредитная политика;

- - уровень жизни населения;

- - цивилизованность предпринимательства.

- Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

- Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

- Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

- Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

- Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

- В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

- Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.

- Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

- Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

- Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

- Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

- Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

- Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

- Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

- Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

- Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

- Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

- У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

- Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

- Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

- 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и Зарубежом

-

 

- 2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

-

 

- В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

- Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. [11, с 21]

- Ниже на рис 1. дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2008. г.)

-

 

- Рисунок 1. Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2008. г.) [1, с 23-30]

-

 

- В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.[4, с 18-24]

- Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики. [8, с 11-13]

- В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать. [1, с 23-30]

- Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

- Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

- В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. На таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. [13]. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

- Однако согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

- Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента.

- Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента.[11, с 21-26]

-

 

- 2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса

-

 

- Причина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

- Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

- На сегодня долг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов.[17, с 78-81]

- Уменьшение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно ведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.

- Так, по мнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит «новая волна» мирового финансового кризиса.

- При этом делается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно еженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий.[8, с 11-13]

- Не смотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас - на всех развивающихся рынках.

- Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Однако мнению экспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе.[14, с 11-12]

- Между тем присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу,

Date: 2015-10-18; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию