Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц





 

В статьях 11-13 Уголовного кодекса РФ определены принципы действия уголовного закона в пространстве: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и так называемый универсальный принцип. Положения о действии уголовного закона в пространстве, как и о действии закона во времени, относятся к числу общих, наиболее важных установлений уголовного законодательства. В современных условиях их актуальность для следственной, прокурорской и судебной практики возрастает, в силу того что все большее распространение получают транснациональные связи организованной преступности, растет число преступлений международного характера (терроризм, угон самолетов, незаконный оборот оружия, наркобизнес и др.).

В части 1 ст. 11 УК РФ в качестве основного принципа действия уголовного закона в пространстве определен принцип, согласно которому все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Принцип территориальности основан на незыблемости суверенитета России. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Для характеристики территориального принципа действия уголовного закона весьма важным является также следующее положение ст. 4 Конституции: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, имеет верховенство и действует на всей территории Российской Федерации. Следовательно, субъекты Федерации не вправе издавать свои уголовные законы.

При определении понятия "территория Российской Федерации" следует исходить из положений Конституции РФ и Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации"*(20) Статьей 67 Конституции РФ установлено: "Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Этим положениям Конституции РФ соответствует определение государственной границы Российской Федерации, которое дается в ст. 1 Закона о государственной границе.

Под территорией Российской Федерации понимаются:

1) суша в пределах государственной границы; 2) внутренние воды (реки, озера, моря); 3) воздушное пространство в пределах государственной границы; 4) недра; 5) прибрежные (территориальные) воды - 12 морских миль от линии наибольшего отлива; 6) континентальный шельф; 7) исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Кроме того, в качестве территории Российской Федерации, на которую распространяется действие УК РФ, рассматриваются: 1) военный корабль, плавающий под флагом своего государства в любых водах; 2) невоенный корабль, когда он находится за пределами иностранных территориальных вод; 3) военное воздушное судно, где бы оно не находилось; 4) невоенное воздушное судно, находящееся в полете за пределами воздушного пространства иностранных государств.

Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ. В соответствии с этой же частью действие Уголовного кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Это положение УК РФ соответствует ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, которой установлено: "Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права". Понятие и границы континентального шельфа определяются Федеральным законом от 25 октября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(21). Под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна до глубины в 200 м, примыкающие к территориальным водам. На эту же поверхность распространяется исключительная экономическая зона России. Статьей 253 УК РФ установлена единая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации как о континентальном шельфе, так и об исключительной экономической зоне.


Согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на судне, прикрепленном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Согласно этой же части уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Применение территориального принципа действия уголовных законов в пространстве основано на точном определении места совершения преступления. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если оно начато и окончено в РФ; если приготовление или покушение осуществляется за границей, а оканчивается преступление или наступил преступный результат на территории Российской Федерации. Так же решается рассматриваемый вопрос, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации; или соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления действовал за границей. Это положение имеет большое значение для повышения эффективности уголовно-правовых средств в борьбе с организованной преступностью. Хотя надо признать, что оно не в полной мере согласуется с положением, закрепленным в ч. 1 ст. 9 УК РФ, согласно которому временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Выше отмечалось, что по УК РФ несут ответственность все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации. Под такими лицами понимаются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

В современных условиях приобрел практическую значимость вопрос о применении уголовного закона к беженцам, совершившим преступления на территории нашей страны. Определение понятия "беженец" дается в ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах"*(22).

За совершение ими преступления беженцы несут уголовную ответственность так же, как иностранцы и лица без гражданства.

В отличие от беженцев переселенцем в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" может быть признан как гражданин России, так и лицо, не имеющее гражданства РФ (ст. 1)*(23). В случае совершения преступления такими лицами они отвечают соответственно как граждане либо как иностранные граждане или лица без гражданства.

Исключение из принципа территориальности делается для лиц, обладающих правовым иммунитетом. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, в случае совершения ими преступления на ее территории разрешается в соответствии с нормами международного права. Эти лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности по УК РФ без согласия правительства страны, гражданами которой они являются. Указанные лица не могут также подвергаться аресту, обыску, принудительным мерам, обеспечивающим явку в следственные органы или в суд. Они могут быть допрошены только с их согласия.


Круг лиц, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г.*(24), и Приложением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г.*(25)

Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты Министерства иностранных дел, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.

Дипломатическим иммунитетом на основе специальных соглашений могут пользоваться также лица технического и обслуживающего персонала (за исключением граждан РФ) иностранных посольств и миссий, аккредитованных в РФ, а также на началах взаимности дипломатические курьеры и корреспонденты. Туристы дипломатическим иммунитетом не пользуются.

Статья 12 УК РФ определяет действие уголовных законов в отношении лиц, совершивших преступления вне Российской Федерации. Поэтому территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется в ней принципом гражданства, который заключается в том, что граждане России, совершившие преступления за границей и привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. На тех же основаниях несут ответственность находящиеся в РФ лица без гражданства, совершившие преступление за пределами РФ.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ*(26) в ч. 1 ст. 12 УК РФ внесены существенные изменения. Согласно действовавшей до вступления в силу названного Федерального закона редакции ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежали уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ только в том случае, если совершенное ими деяние признавалось преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. Но законодательством такого государства могут быть не предусмотрены в качестве преступных деяния, которые наносят вред нашей стране (например, шпионаж), и выходило, что они должны были оставаться безнаказанными.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в нашей стране лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ, отвечают по уголовному законодательству России только в случае, если их преступные деяния направлены против интересов, охраняемых Уголовным кодексом Российской Федерации. В общем виде указанные интересы отражены в ст. 2 УК РФ. Согласно ч. 1 названной статьи задачами Уголовного кодекса РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.


Действовавшая ранее редакция ч. 1 ст. 12 УК РФ содержала также положение о том, что при осуждении граждан России и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства по УК РФ за совершенные ими преступления вне пределов нашей страны назначенное им наказание не могло превышать верхнего предела санкции, предусмотренного законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Это положение исключено из текста ч. 1 ст. 12 УК РФ. Таким образом, наказание указанным в статье лицам теперь должно назначаться по соответствующей статье УК РФ в соответствии с принципами уголовного законодательства нашей страны; при этом суд не связан пределами санкции уголовного закона государства, на территории которого ими было совершено преступление.

Внесенные в текст ч. 1 ст. 12 УК РФ изменения укрепляют принципы действия российских уголовных законов в пространстве и по кругу лиц.

Новая редакция ч. 1 ст. 12 УК РФ более точно определяет значение последствий рассмотрения уголовных дел в отношении указанных в ней лиц судами иностранных государств. В соответствии с ранее действовавшей редакцией эти лица несли уголовную ответственность по УК РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане РФ и постоянно проживающие в нашей стране лица без гражданства за совершение ими вне пределов России преступления несут уголовную ответственность по УК РФ только в том случае, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Формулировка "не имеется решения суда иностранного государства" включает не только осуждение лица к уголовному наказанию, но и освобождение от наказания или замену уголовного наказания другим видом ответственности.

Это положение имеет принципиальное значение. Оно впервые было введено в наше законодательство УК РФ 1996 г. и вытекает из требования п. 1 ст. 50 Конституции РФ о том, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Ранее действовавшие правила (ч. 3 ст. 5 УК РСФСР 1960 г.) позволяли повторно осудить гражданина РФ или лицо без гражданства за преступления, совершенные на территории другого государства.

В Уголовном кодексе РФ 1996 г. впервые на законодательном уровне решен вопрос об уголовной ответственности военнослужащих за преступления, совершенные за пределами РФ.

Согласно ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено ее международным договором.

Представляется, что эти нормы должны действовать и в отношении военнослужащих, выполняющих обязанности в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1995 г. "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности"*(27).

Реальный принцип ответственности нашел решение в ч. 3 ст. 12 УК РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации и совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, в случаях когда преступление было направлено против Российской Федерации либо ее граждан или постоянно проживающих в нашей стране лиц без гражданства. При этом имеются в виду все иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

За преступления, совершенные вне пределов РФ, указанные в ч. 3 ст. 12 УК РФ лица несут ответственность по УК РФ в тех случаях, когда они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Названным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в редакцию ч. 3 ст. 12 внесено дополнение. В ранее действовавшей редакции этой части ст. 12 УК РФ говорилось об ответственности только за посягательство на интересы Российской Федерации. Новой редакцией этой нормы предусматривается ответственность также за посягательство на граждан РФ и постоянно проживающих на ее территории лиц без гражданства. Таким образом, восполнен имевшийся пробел в законодательстве, что, несомненно, повысит уровень уголовно-правовой защиты личности, ее прав и свобод, а также собственности граждан России и постоянно проживающих на ее территории лиц без гражданства, находящихся по тем или иным причинам за пределами нашей страны.

В части 3 ст. 12 УК РФ подтвержден так называемый универсальный принцип. Он заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации и совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ также в случаях, предусмотренных международным договором, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Данный принцип основывается на международных обязательствах, установленных Конвенциями: по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.; по борьбе с захватом воздушных судов 1970 г.; по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.

В статье 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

Под выдачей преступников (экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление, подозреваемого в его совершении, одним государством (запрашиваемым), на территории которого оно находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является это лицо.

Различаются две разновидности выдачи преступника: для осуществления уголовного преследования и для исполнения наказания.

Учитывая отмечавшийся выше рост транснациональной преступности, закрепление в УК РФ принципа выдачи преступников в целом следует отнести к позитивным моментам развития российского уголовного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Это положение соответствует ст. 61 Конституции РФ (п. 1), согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Указанные договоры носят много- или двусторонний характер. Россия как участница международных конвенций о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонних договоров, а также как правопреемница по договорам, заключенным СССР, связана взаимными обязательствами по выдаче обвиняемых.

В договорах предусмотрены основания выдачи, исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих выдачу, подробные указания о составлении требований о выдаче, правила задержания подлежащих выдаче лиц, отсрочка выдачи и выдача на время, порядок передачи выдаваемых лиц и пределы их уголовного преследования после выдачи и другие вопросы.

В статье 13 УК РФ не нашел решения вопрос о лицах, которым предоставлено в России политическое убежище. В соответствии с п. 1 ст. 63 Конституции Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Согласно п. 2 той же статьи Конституции в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

 







Date: 2015-10-22; view: 583; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию