Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архетипы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей. Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”. Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета. Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета. Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации. В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете. Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист. Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго. Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов. Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может, как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное. В лиловом или средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают друг друга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей между небом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит свое символическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединение мужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цвет меры, соразмерности, воздержанности и скромности. Сине-фиолетовый цвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильное напряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается в символике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждах предстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте. Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена. Черная тяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенке фиолетового цвета. Индиго - это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских богов Бардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга непреодолимые мысли о смерти и конце мира. Литература 1. Гете, И. В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349 2. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220 3. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996 4. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4 5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991 6. Николаев, С. М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30 7. Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. - М., Высш. шк. 1996 8. Обухов, Я. Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54 9. Обухов, Я. Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47 10. Обухов, Я. Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41 11. Обухов, Я. Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2, с. 65-79 12. Обухов, Я. Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 5 13. Обухов, Я. Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997 14. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950 15. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974 16. Cooper, I. C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols, London 1978 17. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956 18. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951 19. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975 20. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961 21. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962 22. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980 23. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980 24. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970
[1] Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912 [2] Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980 [3] Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980 [4] Куликов, А. И.: Сказка С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”, 1993-1994, № 3-4, с. 125 [5] Кудрявцева, М.: Цвет непристойности, “Московский комсомолец”, 25 июля 1996 г., с. 3 [6] Николаев, С. М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН,1995, с. 32, 34 [7] Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970, S. 26 [8] Радунская, И. Л.: Предчувствия и свершения, М., “Детская литература”, 1978, с. 27-47 [9] Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, Bern 1975 [10] Chevalier, J., Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974 [11] Göttner-Abendroth, H.: Die Göttin und ihr Heros, Fraurenoffensive, München 1980 [12] Мифы народов мира, т. 1, М, “Сов. энциклопедия”,1991 * Из комментария Е. К. Штейнберга: “Народу, которому предназначено было образовать государство священническое (Исх. 19, 6), необходимо было носить на себе наглядный знак, который напоминал бы ему постоянно о зависимости его от избравшего его Бога и об обязанности быть к Нему привязанным душой и сердцем при всех своих жизненных отправлениях и во всяком своем местопребывании. Таким знаком должны служить кисти на четырех углах одежды, которые, подобно наперстнику священника (Исх. 28, 28), привязываются шнурком голубого цвета, напоминающего о синеве небесной, о верховном Правителе судьбы” [8].
|