Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты торговой политики 4 page





 


 

1.Внешняя торговая политика

 

1.1. Протекционизм и фритредерство.

 

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

 

1.2. Экспорт и импорт

 

Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увели­чивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешне­экономические связи на макроэкономическое равновесие наци­ональных экономик?

В условиях открытой экономики внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортиру­емые товары действительно потребляют ино­странные граждане, но экспорт дает импульс росту националь­ного производства, дохода и занятости. Анализи­руя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произве­денный национальный доход (Y) расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (G):

 

Y=С+I+G. (1)

 

Экспорт действует как составля­ющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инве­стициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличи­вает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема про­изводства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать на­циональный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается как функ­ция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стра­не национального дохода, стимулируя тем самым производст­венную активность в другой стране. Таким образом, импорт, уве­личивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в формулу (1):

 

Y=C+I+G+X-M (2)

 

На первый взгляд выводы из этих уравнений для государст­венной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при этом не стоит забывать, что экспорт одной страны — это импорт другой. Следовательно, ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществимо.

Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рас­сматривать как функцию ее собственного национального дохо­да, то экспорт предстает как функция национального дохода дру­гих стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необ­ходимо учитывать покупательную способность партнеров, их же­лание приобретать вашу продукцию.

С другой стороны, потребность наращивания экспорта насе­лением ощущается косвенно через нужду в импорте. Государст­венный контроль над импортом может лишить внутренний ры­нок многих потребительских товаров, снизить уровень потребле­ния в стране. В условиях экспортной экспансии, когда позиции на внешних рынках только завоевываются и конкурентоспособ­ную продукцию стараются экспортировать, приходится подчас мириться с преобладанием на внутреннем рынке товаров некон­курентоспособных национальных производств.


И наконец, как уже отмечалось, путь всемерного поощрения экспорта может способствовать подъему экономики и повыше­нию благосостояния населения при условии, что средства, полу­чаемые от экспорта, идут не на поддержание отсталых произ­водств, а на структурную перестройку экономики с учетом дол­госрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве с тем, что­бы страна могла занять более достойное место в системе между­народного разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя.

При оценке экономического состояния общества возникает необходимость в выявлении соотношения между импортом и экспортом страны. Это соотношение определяется при составлении платежного баланса страны, составной частью которого является торговый баланс. Здесь от­метим, что обобщающим показателем платежного баланса явля­ется его сальдо — разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собст­венным экспортом дает отрицательное сальдо платежного ба­ланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты по­следнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутренне потребление.

 


 

Инструменты торговой политики

 

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регули­рующая экономические отношения страны с другими государст­вами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эф­фективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне­экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не прин­ципов внешнеэкономической деятельности государств с плани­руемой из центра экономикой.

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договорен­ностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обя­зуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие обще­принятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

 

2.1. Государственная торговая политика и ГАТТ/ВТО

 

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, дейст вующей на базе многостороннего договора, фик­сирующего принципы и правила мировой торг­овли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призва­на противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регули­рованию внешнеэкономической сферы.


С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех до­говоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на три большие группы:

— таможенные тарифы;

— нетарифные ограничения;

— формы стимулирования экспорта.

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально про­текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут­ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж­дународных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

 

 

2.2. Тарифные методы регулирования.

 

2.2.1. Таможенный тариф на импорт.

 

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых черех границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с еденицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной строимости товара.

Таможенный тариф в уэком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной наменклатурой внешнеэкономической деятельности.

На величину импортной пошлины возрастают издержки произво­дителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет про­давать свой товар.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно от­ражается в первую очередь на потребителях

Местные производители при введении им­портных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят поку­паемое количество более дешевого импортного товара и вынуж­дены будут увеличить потребление более дорогого местного.

Данная ситуация приводит к менее эффективному использо­ванию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по бо­лее высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эф­фективные отрасли.


Однако интерес производителей в защитных пошлинах орга­низационно значительно легче отстоять, чем интерес потребите­лей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У го­сударства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

Использование таможен­ных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

Итак, с точки зрения целевой направленности можно гово­рить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем са­мым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту фун­кцию обычно выполняют пошлины на товар, который не произ­водят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высо­кими.

Таможенные та­рифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего бла­гоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте това­ров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) дейст­вует общая система преференций, куда входят преференциаль­ные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

В послевоенный период внешнеторговые отношения стран регулировались главным образом путем взаимного уменьше­ния таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли. Так, уро­вень таможенного обложения являлся главным предметом обсуж­дения на всех семи турах многосторонних переговоров, про­веденных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший период уда­лось снизить уровень таможенного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов раз­витых стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значитель­но более широких пределах.

 

2.2.2. Тариф на экспорт.

 

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходно экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогооблажения экспорта запрещено конституцией.

 

2.2.3. Таможенный союз.

 

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координатция таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную торговлю между странами – участницами союза, но и установлление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

 







Date: 2015-10-22; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию