Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет экономической теории с позиции разных экономических школ
Экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве. Предмет экономической теории с позиции разных экономических школ С развитием экономической теории как науки менялось представление об ее предмете и практической функции. Предмет экономической теории определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Представители школы меркантилистов, отражавшие интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом науки считали богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Практическая функция этого учения сводилась к развитию товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод меркантилистов — необходимость воздействия на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в экономике. Школа физиократов перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства, а предмет политической экономии видела в национальном богатстве. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Поэтому практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод утверждал необходимость ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики. Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет этой науки до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и т.д. Вместе с тем в центре их внимания был не сам общественный процесс производства, а его внешний результат — капиталистическое богатство: А. Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства, Д. Рикардо — условиям распределения, С. Сисмонди — условиям потребления. Аналогичного мнения о предмете политической экономии придержива-ются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а сегодня в понятие «национальное богатство» включают и самого человека, его интеллект и информацию как источники последующего развития общества. Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию факторов увеличения национального богатства (углубления общественного разделения труда, расширения производства, роста занятости и производительности труда, сведения к минимуму доли государственных расходов в национальном доходе общества и т.д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и нормативная (как должно быть) функции экономической теории. Практический вывод был направлен на отказ от любых форм вмешательства государства в естественный ход рыночных процессов. Практическая функция марксизма сводилась к необходимости вскрыть органически присущие капитализму недостатки и противоречия и обосновать объективную необходимость экономической и политической борьбы пролетариата для достижения своих целей. Из этого учения следовал главный практический вывод о необходимости замены капитализма социализмом, т.е. неизбежность пролетарской революции. Реальная система хозяйствования по существу была далека от теоретической модели социализма, что обусловило неизбежность реформирования ее в рыночную экономику. Маржиналисты объявляли предметом политической экономии поведение индивидов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция состояла в тщательном изучении мотивов поведения субъекта в конкретной экономической ситуации. Главный практический вывод заключался в обосновании экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики. А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономики и маржинализма, определял предмет экономической теории (политической экономии) как исследование форм и условий нормальной жизнедеятельности человеческого общества: богатства как экономической категории и человека как создателя этого богатства. Предметом экономикса с точки зрения представителей кейнсианской школы является функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция данной доктрины заключается в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод состоит в необходимости стимулирования совокупного спроса. Институционализм основное внимание уделяет исследованию институтов (установлению, структуре, учреждениям). Изучение факторов институциональных изменений, их влияния на экономический рост, отражение связей экономики с экономической историей, психологией, социологией составляют главную функцию этого учения. Практический вывод сводится к переориентации постиндустриальных систем на развитие личности. Теория неоклассического синтеза, в которой П. Самуэльсон осуществил синтез микро- и макроэкономики, считает экономикс наукой, изучающей поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. Практическая функция этого учения — выявление путей эффективного использования ограниченных экономических ресурсов на уровне семьи, фирм, национальной экономики. Главный вывод заключается в том, что в экономической политике необходимо и возможно использование рекомендаций различных школ. Появление в российской экономической науке термина «экономическая теория» связано с попыткой обобщить все достижения мировой экономической науки за период ее развития. Ее предметом можно считать хозяйственную деятельность людей в различных экономических системах на различных уровнях при ограниченных ресурсах. Практическая функция видится в экономическом росте домохозяйств, фирм и государства, росте жизненного уровня населения. Главный вывод состоит в необходимости синтеза положительных рекомендаций различных направлений экономической мысли, мирового опыта с учетом специфики национальных экономик.
Билет 2
Экономическая теория выполняет четыре важные функции: 1.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимого всем экономическим наукам. 2.Позновательная функция – изучение экономических законов, изучение и описание системы экономических противоречий. 3.Практическая функция – обеспечение экономической политикой и управление производством на различных уровнях экономики. 4.Прогнозтическая функция – на основе экономических данных к анализу экономической жизни происходит прогнозирование на микро– и макроуровне экономики. Экономический прогноз – научное предвидение на основе экономических данных. Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
Роль экономики в жизни общества – экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.
Билет 3
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Классификации потребностей - Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект); б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние); в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство). Исходя из такого понимания потребностей можно предложить следующую их классификацию. Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах - потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности - потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов. Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную. В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы. Date: 2015-10-22; view: 1852; Нарушение авторских прав |