Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемена в положении фараонов после вступления на престол V династиии





Так, как мы видели в предыдущем параграфе, древнеегипетские цари во все периоды многовековой истории их страны считались богами, имели все права богов и должны были нести также кое-какие обязанности богов по отношению к людям, но, по выражению моего учителя, проф. Б. А. Тураева, "теория не всегда может быть строго выдержана на практике. И среди египетских фараонов были слабые, для которых было не по силам стоять на высоте страшных прерогатив своей власти"

149, они оказывались бессильными поддерживать престиж своей власти на той недосягаемой высоте, на которую возносила ее политическо-религиозная теория, и, несомненно, во многих случаях признание божественности царской власти имело характер столь обычной у восточных народов собачьей лести

150; поэтому нет ничего удивительного, что в Египте безграничная по идее власть фараонов по временам очень и очень ослабевала. Эпоха IV династии являлась временем едва ли не наивысшей ступени развития монархической власти, так как в те времена в особе царя или, как он тогда именовался, "великого бога", сосредоточивалась вся полнота государственной власти

151, и вся страна видела свое счастье в служении своему государю, но именно это страшное развитие абсолютной монархии таило в себе семена разложения, так как те блага, какие получал народ от своих государей, обходились ему чересчур дорого, и он не мог не отнестись с значительной долей сочувствия к политическорелигиозному движению, которое было бы направлено к ослаблению власти фараонов, в надежде на улучшение своего положения. Словом, в Египте, при смене IV династии пятою, произошло нечто, представляющее некоторую аналогию с тем, что произошло в Западной Европе в эпоху реформации. Подобно тому, как в католической Европе светская власть пап не могла удержаться на той высоте, на какой стояла в средние века и, в конце концов, почти превратилась в ничто, хотя папы и могли по-прежнему стращать своих противников своей громадною властью над участью душ, но эти угрозы не достигали своей цели, так как широкие слои населения во всех почти западноевропейских странах были в большей или меньшей степени затронуты умственным движением, относившимся крайне отрицательно к средневековым идеалам, так как сама католическая церковь в лице своих официальных представителей перестала удовлетворять своим собственным идеалам, так как, наконец, умаление или даже уничтожение всяких привилегий, всяких преимуществ духовенства и в особенности его главы - папы представляло несомненные материальные выгоды для многих овец католической церкви

152, - так и в Египте, хотя и сознавали важное значение для страны власти фараонов, хотя и сознавали необходимость царского благоволения для достижения вечного блаженства, все же, в конце концов, значительно ослабили царскую власть тем, что наряду с более древним взглядом на царей как на воплощения божеств, как на живущих среди людей богов, был поставлен взгляд на царей как на происходящих от богов людей, как на потомков богов - нечто вроде греческих героев. Этот взгляд сделался, пожалуй, господствующим и более распространенным среди народных масс

153, так что цари впредь владели государством не как боги, а как ставленники богов. Чтобы уяснить смысл этого переворота, происшедшего, повидимому, при смене четвертой династии пятою, позволю себе привести сказанные по другому поводу, но подходящие и для нашего случая, слова профессора Э. Д. Гримма: "Даже титул Божьей милостью, если употреблять его в том смысле, который он постепенно приобрел в Западной Европе, не устраняет безусловно ответственности государя за его деяния: он не отвечает за них перед народом, но признает свою ответственность перед божеством, милости которого он обязан своей властью. Другое дело государь-бог: нет такой инстанции, которая возвышалась бы над ним, ибо он сам бог, и, следовательно, совершенно не отвечает за свою деятельность". К сказанному следует добавить, что божество, имеющее право давать власть, имеет право и отнимать ее, а потому цари "Божьей милостью" легко могут попадать в зависимость от лиц, считающихся провозвестниками воли Божьей.

В подтверждение этого позволю себе привести несколько общеизвестных фактов из священной истории Ветхого Завета. Бог при посредстве своего пророка Самуила поставил на царство Саула

155, но, когда этот последний не исполнил повеления Господа Бога своего, то тот же св. Самуил объявил ему от имени Божьего: "Господь найдет себе мужа по сердцу своему, и повелит ему Господь быть вождем народа своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом"

156. Отвергнув Саула, Господь, как известно, избрал себе в цари над Израилем Давида, сына Иессеева, которого и помазал на царство тот же св. Пророк Самуил

157. Иеровоам, сын Наватов, поднял руку на царя Соломона и отнял у его сына власть почти надо всем Израилем под впечатлением пророчества св. Ахии158. Когда Ровоам вздумал прогнать Иеровоама и подчинить себе все отцовское наследие при помощи оставшихся верными иудеев, то "было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: "Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, и всем дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: Так говорит Господь: Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами израилевыми. И послушались они слова Господня и пошли назад, по слову Господню"

159. Слово пророка оказалось, таким образом, достаточной силой, чтобы заставить царя отказаться от претензии на наследие своего отца, правда, не навсегда, так как "между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их"160. Истребление династии Амврия и переход власти к Иную объяснялись как следствие гнева Божьего на Ахава

161. Даже смена царей на сирийском престоле была результатом распоряжений Иеговы, распоряжений, выполненных людьми Божьими, пророками162. Больше того, волею Божьею объяснялись, повидимому, даже насильственные дворцовые перевороты, как бы ни были они грязны с нашей точки зрения163. Воля Божья могла сделать обязательным для нового царя не только низвержение, но даже в высшей степени зверское истребление прежней династии хотя бы в виде кары за ее старые грехи

164. Наконец, Господь Бог иногда не только низвергал грешную династию, но вместе с нею губил и развращенный ею народ, отдавая его под чужеземное иго, как израильтян

165 или иудеев

166, или даже подвергал их полному уничтожению, как это было с народами, которых "Господь прогнал от лица Израилева"

167. Если мы обратимся к египетской истории Нового царства и последующего времени, мы также натолкнемся на целый ряд фактов, свидетельствующих, что идея происхождения царской власти от милости божьей приводила к тому, что верховная власть значительно ослабевала, а иногда даже делалась игрушкой, притом не вдохновенных пророков, а жрецов, которые, по-видимому, не останавливались перед фокусничеством, чтобы боги изрекали непременно то, что было выгодно всему жреческому классу или одним лишь вождям его. Наиболее ярким примером этого может служить вступление на престол Тутмоса III и его жены Хатшепсут на место здравствовавшего тогда Тутмоса I, несмотря на блеск его завоеваний и память об оказанных стране услугах.

Это событие совершилось, по словам египетской официальной надписи, так: бог Амон удостоил своего внимания мелкого и малоизвестного тогда в Египте жреца и возвел его на царское место, после чего Ра возвел его в царский сан168. При слабых Рамессидах верховные жрецы Амона, в качестве естественных истолкователей воли бога, которому служили, являются фактическими опекунами царей169. Но, кажется, нигде зависимость царей от жрецов не доходила до такой степени, как в Эфиопии до времен Эргамена III. Там цари избирались по указанию бога и пользовались божественными почестями, но были связаны по рукам и ногам предписаниями старинных законов, из которых самым замечательным был обычай царей беспрекословно умерщвлять себя после получения известия от жрецов, что боги требуют от царя, чтобы он умертвил себя

170. Хотя все перечисленные факты относятся к гораздо более поздним временам, чем эпоха Древнего царства, и фараоны едва ли могли предвидеть все последствия, вытекающие из изменения во взгляде на божественность их власти, но все же, позволительно думать, не могли не догадаться, что это изменение происходит не к их выгоде; поэтому мало вероятно, чтобы цари добровольно согласились на такую перемену в своем положении, и соблазнительно думать, что легенды о безбожии Хеопса и Хефрена имеют реальную подкладку в борьбеэтих государей с теми элементами жречества, которые желали, так сказать, низвести их из богов в людей. В связи с этим следует припомнить, что египетский жрец Манефон, по-видимому, считал великих строителей пирамид богопротивными царями

171, а потому можно думать, что сообщения Геродота и Диодора о царях IV династии являются отголосками жреческой традиции.

Цари неизбежно должны были потерпеть поражение в этой борьбе, так как естественными противниками их были наиболее влиятельные классы общества.

В самом деле, на смену IV династии вступает на престол династия илиопольских жрецов, у которых визирями бывали непременно жрецы Пта мемфисского

172. Очевидно, вступление V династии на престол было обусловлено союзом двух наиболее влиятельных в Египте того времени жреческих корпораций. Соблазнительно думать, что жрецы не могли бы своими силами произвести государственный переворот, но нашли поддержку в номархах за обещание большей самостоятельности их от царя.

Есть факты, позволяющие думать, что в эпоху падения четвертой династии и воцарения пятой произошло коренное изменение в положении номархов, превратившихся из высших царских слуг в привилегированный класс. Правда, исследователи до сих пор не смогли констатировать явных следов ослабления центральной власти и образования нового поместного дворянства служилого происхождения, превратившегося в родовое и феодальное раньше VI династии

173, но само обстоятельство, что указанные явления заметны уже в самом начале VI династии, заставляет подозревать, не начался ли процесс децентрализации и феодализации Египта в скрытой форме еще в эпоху V династии, и отдаленные веками и даже тысячелетиями исследователи, может быть, заметили не начало упомянутого процесса, а тотмомент, когда он стал сильно чувствоваться во всей стране. Если не ошибаюсь, в надгробных надписях можно найти подтверждение этой моей гипотезы. В самом деле, мы встречаемся в этих надписях с заявлением покойника, что он "не схватываем для царя"174. Соблазнительно думать, что здесь содержится намек на личную неприкосновенность, которою обладал при жизни покойник наравне с подобными ему "великими телами"175. Очевидно, интересующие нас выражения, хотя и дошли до нас в надписи, начертанной на царской гробнице, входят в состав текста, составленного для заупокойного культа не царей, а знатных вельмож, которые занимали в стране особенно привилегированное положение

176. Этот текст встречается впервые в пирамиде Пиопи I, третьего царя VI династии, но составлен, очевидно, раньше, чем сочли нужным приспособить его для потребностей царского заупокойного культа. Отсюда позволительно заключить, что интересующий нас текст составлен едва ли позже конца V династии. Правильность моего мнения, что он составлен в эпоху V династии, как будто подтверждается тем, что едва ли не каждая его строка имеет ярко выраженный илиопольский характер. Следовательно, он составлен в Или-ополе и притом, весьма вероятно, в эпоху наибольшего процветания илиопольских культов, в эпоху царствования жрецов Ра Илиопольского

177. Сказанного здесь, собственно говоря, покамест достаточно для подтверждения моего мнения, что в момент перехода власти от четвертой к V династии, наряду со старым взглядом египетской официальной религии на фараона как на воплощение божества, как на живого бога, находит широкое распространение другой, более новый взгляд, по которому фараоны являлись людьми, получившими власть по милости богов и, самое большее, происходящими от солнечного бога, и этот взгляд произвел коренное изменение в положении египетских царей; но, ввиду того, чтомногие ученые, и притом очень крупные ученые, не замечают существенной разницы в положении четвертой и пятой династий, они думают, что со времени V династии Ра начал считаться отцом всякого фараона, отцом в физическом смысле этого слова. Такое утверждение основывают на выдержках из рассказа о рождении царевны Хатшепсут и изображениях этого события. Там, действительно, повествуется о том, как верховный бог, приняв образ мужа матери Хатшепсут, приближается к этой царице, "когда она сидит в красоте своего дворца, она просыпается от окружающего его благовония; он подходит к ней и является ей в своем божественном образе, и она ликует при виде его красоты, а он, сделав с ней все, что хотел, дает ей обещание, что она родит сына, который будет управлять Египтом"178. Такое повествование мы находим только в надписях царицы Хатшепсут, и это, может быть, позволительно объяснять себе тем, что положение упомянутой царицы было в высшей степени непрочным, что некоторые египтяне смотрели, по-видимому, с недоумением, а, может быть, даже и с негодованием на факт царствования над ними женщины, почему ей и приходилось изобретать всякие возможности подчеркнуть свои права на престол, с одной стороны: скрывать или, так сказать, затушевывать свой пол в надписях и изображениях; почему о ней сплошь и рядом говорится в мужеском роде, почему она нередко появляется на изображениях в образе бородатого фараона и т. д., а с другой стороны, Хатшепсут должна была доказывать, что она избрана своим божественным отцом, чтобы царствовать над страною Южного и Северного Египта. Отсюда было естественно додуматься до необходимости создания барельефов, изображающих чудесное зачатие и рождение царицы Хатшепсут, и нет никакого основания думать, что эти барельефы и сопровождающие их тексты написаны в более раннюю эпоху.

 

Date: 2015-10-22; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию