Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пермь 2009





ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А.ВАГНЕРА

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

 

ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ

НА ЭФФЕРЕНТНУЮ ИННЕРВАЦИЮ

 

Часть ПЕРВАЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ

 

ПЕРМЬ 2009


 

Составители: Н.В.Болотская, Н.З.Бурди, М.В.Василюк, Г.В.Голдобина,

Т.А.Капитоненко, Т.М.Коньшина, В.П.Котегов, Е.А.Усачев.

 

 

УДК 615 (075.8)

ББК 52.81

 

Общая рецептура, общая фармакология, средства, действующие на эфферентную иннервацию: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по фармакологии.

Под ред. проф. В.П.Котегова.

Издание ГОУ ВПО ПГМА им.ак. Е.А.Вагнера Росздрава, Пермь, 2009, 51 с.

 

Учебно-методические рекомендации составлены в соответствии с программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов медицинских вузов (М., 2002), с учетом опыта использования ранее изданных методических указаний (Пермь, 2005) и предназначены для оптимизации самостоятельной работы студентов при изучении материала учебников, методических пособий, руководств к практическим занятиям и лекций по фармакологии.

Учебно-методические рекомендации имеют единую структуру и общую цель - изучение фармакологии и токсикологии различных групп лекарственных препаратов, показаний и противопоказаний к их применению, освоение частной рецептуры.

Учебно-методические рекомендации содержат справочный материал по рецептуре на русском и латинском языках, тестовые задания с эталонами ответов.

 

 

Рецензент

Смирнова Е.Н.   профессор, заведующий кафедрой эндокринологии и клинической фармакологии Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А.Вагнера    
     

 

Печатается по решению Центрального координационного методического

совета ГОУ ВПО ПГМА им.ак.Е.А.Вагнера Росздрава

 

ã Пермская государственная

медицинская академия, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
1. Тема: Введение в общую рецептуру. Твердые лекарственные формы  
2. Тема: Мягкие лекарственные формы.  
3. Тема: Жидкие лекарственные формы  
4. Тема: Общая фармакология  
5. Тема: М-холиномиметические и антихолинэстеразные средства  
6. Тема: М-холиноблокирующие средства  
7. Тема: Средства, влияющие на Н-холинорецепторы: н-холиномиметики, ганглиоблокаторы и миорелаксанты  
8. Тема: Адреномиметические средства  
9. Тема: Антиадренергические средства  

Тема: ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ РЕЦЕПТУРУ. ТВЕРДЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

 

Мотивация. Ознакомление со структурой и функцией рецепта, правилами выписывания твердых лекарственных форм.

 

Цель занятия: Изучить структуру и задачи рецепта, требования, предъявляемые к рецептам на твердые лекарственные формы.

 

Базисные разделы для повторения: латинское название частей рецепта, способы выписывания твердых лекарственных форм.

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Рецептура, ее задачи. Значения рецепта.

2. Лекарственное сырье, лекарственные вещества, средства, формы, препараты.

3. Источники получения лекарственных средств. Приготовление лекарств (химфармзаводы, галеновые фаб­рики, аптеки).

5. Фармакопея.

6. Понятие о дозах и единицах измерения доз.

7. Рецепт, его структура. Основные правила выписывания рецептов. Приказ МЗ РФ от 12.02.07. № 110 “О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМН) и специализированных продуктов лечебного питания». Формы рецептурных бланков. Формы прописи рецептов: сокращенная, официнальная, развернутая (магистральная).

8. Правила хранения, учета и отпуска ядовитых и сильнодейст­вующих веществ (приказ МЗ РФ от 1997 г. № 330).

 

9. Твердые лекарственные формы: классификация, сравнение твердых лекарственных форм, достоинства и недостатки каждой.

а) Порошки. Классификация (по способу применения, составу, способу дозирования). Требования к весу порош­ков. Формообразующие вещества для порошков. Правила выписывания.

б) Таблетки и драже. Характеристика. Правила выписыва­ния.

в) Капсулы. Разновидности капсул. Правила выписывания.

г) Пленки: глазные, на слизистую полости рта (на десну). Правила выписывания.

 

Выписать рецепты:

1. 50 граммов присыпки, содержащей 10% дерматола (Dermatolum).

2. 20 граммов присыпки для пораженных участков кожи, содержащей тальк (Talcum) и окись цинка (Zinci oxydum) поровну.

3. 20 порошков платифиллина гидротартрата (Platyphyllini hydrotartras - разовая доза 5 миллиграммов). По 1 порошку 3 раза в день.

4. 40 таблеток, содержащих по 5 децимиллиграммов нитроглицерина (Nitroglycerinum). По 1 таблетке под язык при болях за грудиной.

5. 30 таблеток, содержащих по 0,25 миллиграмма дигоксина (Digoxinum). По 1 таблетке на ночь.

6. 50 таблеток «Аспаркам» («Asparkamum»). По 1 таблетке 2 раза в день после еды.

7. 10 таблеток, содержащих по 5 дециграммов парацетамола (Paracetamolum) и 65 миллиграммов кофеина (Coffeinum). По 1 таблетке внутрь при головной боли.

8. 20 драже по 5 сантиграммов диазолина (Diazolinum). По 1 дра­же 2 раза в день после еды.

9. 10 желатиновых капсул, содержащих 500 миллиграммов амоксициллина (Amoxicillin). По 1 капсуле 3 раза в день пос­ле еды.

10. 20 эластических желатиновых капсул, содержащих по 1 грамму касторового масла (Oleum Ricini). Все капсулы на один прием.

по1,0

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология, 10-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.


Тема: МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ. РАСТВОРЫ. АЭРОЗОЛИ.

Мотивация. Ознакомление с правилами выписывания мягких лекарственных форм, растворов, аэрозолей.

 

Цель занятия: изучить требования, предъявляемые к рецептам на мягкие лекарственные формы, растворы и аэрозоли.

 

Базисные разделы для повторения: латинские названия мазевых основ, растворителей, способы выписывания мягких лекарственных форм и растворов, аэрозолей.

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Мази. Сравнительная характеристика веществ, используе­мых в качестве мазевых основ; гель, крем. Правила выписывания глазных и кожных мазей.

2. Пасты. Отличие от мазей. Правила выписывания.

3. Свечи. Общая характеристика ректальных и вагинальных свечей, формообразующие вещества. Правила выписывания.

4. Линименты, суспензии, эмульсии. Общая характеристика. Правила выписывания.

5. Растворы. Общая характеристика. Основные растворители. Правила выписывания. Основ­ные способы обозначения концентрации растворов. Дозирование растворов для наружного и внутреннего применения. Расчет разовой дозы лекарственного средства, выписываемого внутрь в жидких лекарственных формах.

6. Аэрозоли. Общая характеристика. Применение. Правила выписывания.

 

Выписать рецепты:

1. 20 граммов готовой мази, содержащей 0,5% преднизолона (Prednisolonum). Наносить на пораженный участок кожи 3 раза в день.

2. 5 граммов готовой глазной мази, содержащей 3% ацикловира (Aciclovirum). Закладывать за нижнее веко 5 раз в день.

3. 20 граммов пасты на ланолине и вазелине (поровну), содержащей 10% анестезина (Anaesthesinum). Наносить на пораженные участки.Использовать развернутую форму прописи.

4. 10 граммов официнальной мази «Левосин» («Laevosinum»). Наносить на рану 4 раза в день.

5. 10 ректальных суппозиториев, содержащих 200 мг ихтиола (Ichthyolum) и 100 мг ксероформа (Xeroformium). По 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

6. 20 вагинальных суппозиториев, содержащих 5 дециграммов метронидазола (Metronidasolum). По 1 суппозиторию во влагалище на ночь.

7. 10 официнальных ректальных суппозиториев «Бетиол» («Bethiolum»). По 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

8. 30 граммов линимента, содержащего 5% левомицетина (Laevomycetinum). Наносить на пораженную поверхность.

9. 180 мл раствора калия иодида (Kalii iodidum) с таким расчетом, чтобы больной на прием получал 45 сантиграммов калия иодида. По 1 столовой ложке 3 раза в день после еды.

10. 10 мл 3% спиртового раствора борной кислоты (Acidum boricum) для обработки гнойничков.

11. 10 мл аэрозоля «Беротек» («Berotec») по 1-2 дозы для ингаляций при приступах удушья.

12. 75 граммов аэрозоля «Оксикорт» («Oxycortum»). Распылять на рану 3 раза в день.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология, 10-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

 


Тема: ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ (продолжение). Лекарственные формы для инъекций.

Мотивация. Ознакомление с правилами выписывания жидких лекарственных форм.

 

Цель занятия: изучить требования, предъявляемые к рецептам на жидкие лекарственные формы.

 

Базисные разделы для повторения: латинское название частей растений, способы выписывания жидких лекарственных форм.

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Инъекции как лекарственная форма. Основные требования, предъявляемые к ним. Правила выписывания готовых и изготовляемых в аптеках инъекций.

2. Настои и отвары. Общая характеристика. Приготовление. Дозирование. Хранение. Правила выписывания. Способы обозначения концентраций.

3. Настойки. Общая характеристика. Дозирование. Правила выписывания.

4. Экстракты. Общая характеристика. Классификация по консистенции. Дозирование. Правила выписывания.

5. Новогаленовы препараты. Отличие от галеновых. Правила выписывания новогаленовых препаратов для инъекций и для внутреннего применения.

6. Микстуры. Отличие от растворов. Развернутый и полусокращенный варианты выписывания.

 

Выписать рецепты:

1. 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,1% раствора метацина (Methacinum). По 1 мл под кожу 2 раза в день.

2. 200 мл 0,25% раствора новокаина (Novocainum) в физиологическом раст­воре хлорида натрия. Для инфильтрационной анестезии (инъекционное введение).

3. 10 флаконов, содержащих по 500 мг цефазолина (Cefazolinum) для инъекций. Вводить по 500 мг внутримышечно 3 раза в день, растворив в 5 мл 0,5 % раствора новокаина.

4. 5 ампул, содержащих по 1 мл 1 % масляного раствора прогестерона (Progesteronum). По 1 мл внутримышечно 1 раз в день.

5. 200 мл настоя из корневища c корнями валерианы (rhizomata cum radicibus Valerianae) в концентрации 1:20. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

6. 200 мл отвара из коры крушины (cortex Frangulae) в концентрации 1:10. По 1 столовой ложке утром.

7. 25 мл настойки полыни (Absinthium). По 15 капель за 15 минут до еды.

8. 40 мл жидкого экстракта левзеи (Leuzea). По 20 капель утром.

9. 15 мл адонизида (Adonisidum). По 20 капель 3 раза в день.

10. Микстуру, содержащую 180 мл настоя травы горицвета (herba Adonidis) - концентрация 1:30 и натрия бромид (Natrii bromidum) - разовая доза 500 мг. По 1 столо­вой ложке 3 раза в день.

11. 180 мл микстуры, содержащей натриобензойную соль кофеина (Coffeinum-natrii benzoas - разовая доза 1 дециграмм) и натрия бромид (Natrii bromidum - разовая доза 5 дециграмм). По 1 столовой ложке 3 раза в день.

12. 200 мл микстуры, содержащей 2 грамма пепсина (Pepsinum) и 5 мл кислоты хлористоводородной разведенной (Acidum hydrochloricum dilutum). По 1 столовой ложке во время еды. Рассчитать разовую дозу пепсина.

 

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология, 10-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

 

 

Тема: ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

Мотивация. Освоить основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики.

 

Цель занятия: ознакомление с основными принципами фармакодинамики и фармакокинетики, эффектами повторного введения лекарств и видами их взаимодействия.

 

Базисные разделы для повторения: полярность, гидрофильность, липофильность, абсорбция, метаболизм, экскреция.

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Лекарство и яд. Определение. Значение закона перехода ко­личественных изменений в качественные, связь структуры и функ­ции (эффекта).

2. Виды действия лекарств: местное, рефлекторное, резорбтивное; прямое и косвенное; избирательное и общепротоплазматическое; основное, побочное и токсическое. Пути введения, их характеристика.

3. Фармакокинетика. Понятие. Механизм всасывания. Факторы, определяющие всасывание, распределение, биотрансформа­цию, выделение лекарственных веществ и продуктов их прев­ращений. Значение фармакокинетики при определении так­тики назначения лекарств. Ударная, насыщающая, поддер­живающая дозы.

4. Понятие о дозах: терапевтическая и токсическая дозы; разо­вая, суточная, курсовая дозы; средняя и высшая дозы ядо­витых и сильнодействующих веществ. Широта терапевтичес­кого действия.

5. Значение возраста, пола, состояния организма для действия лекарственных веществ.

6. Эффекты, возникающие при повторном применении лекарств: кумуляция, привыкание, зависимость, сенсибилизация (ле­карственная аллергия).

7. Значение генетических факторов для действия лекарств. Идиосинкразия.

8. Комбинированное применение лекарств: синергизм, антаго­низм. Их виды и значение.

9. Неблагоприятное воздействие лекарств на плод: эмбриотоксичность, тератогенность, фетотоксичность.

 

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология, 10-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

 

 

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Для вопросов 1 - 11 подберите один ответ, обозначенный буквами:

 

1. Средняя терапевтическая доза это:

А. Доза, вызывающая пороговый биологический эффект

В. Доза на один прием

С. Доза, эффективная в большинстве случаев

Д. Доза, принятая за сутки

Е. Доза, принятая за курс лечения

 

2. Укажите динамику зависимости "доза - эффект":

А. Средняя терапевтическая - токсическая - высшая терапевтическая

В. Средняя терапевтическая - высшая терапевтическая - токсическая

С. Высшая терапевтическая - средняя терапевтическая - токсическая

Д. Высшая терапевтическая - токсическая - средняя терапевтическая

Е. Токсическая - средняя терапевтическая - высшая терапевтическая

 

3. Для местного действия лекарств характерно:

А. Эффект после всасывания в кровь

В. Эффект после прохождения ГЭБ

С. Эффект после прохождения плаценты

Д. Эффект в области применения

Е. Эффект после прохождения v.portae

 

4. Для резорбтивного действия лекарств характерно:

А. Эффект в месте введения

В. Эффект на путях выведения

С. Эффект только после инъекции

Д. Эффект только после приема внутрь

Е. Эффект после всасывания в кровь

 

5. Общее протоплазматическое действие лекарств обусловлено:

А. Преимущественным влиянием на ЦНС

В. Денатурацией белка протоплазмы

С. Преимущественным влиянием на сердце

Д. Материальной кумуляцией

Е. Лекарственной зависимостью

 

6. Избирательное действие лекарств обусловлено:

А. Прохождением через ГЭБ

В. Почечной экскрецией

С. Всасыванием в кишечнике

Д. Определенным типом рецепторов

Е. Накоплением в жировой ткани

 

7. Для рефлекторного действия лекарств характерно:

А. Всасывание препарата в кровь

В. Денатурация тканей

С. Прохождение препарата через ГЭБ

Date: 2015-10-22; view: 1023; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию