Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Природа техники, ее место и функции в общественной жизни





1.1.Понятие техники. Взаимосвязь техники и технологии.

 

Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

- при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

- для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

- субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;

- содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).

 

1.2.Социально – деятельностная природа техники.

Исследования Гюйгенса – не только этап формирования инженерной деятельности, но и этап формирования технических наук. Оба эти этапа взаимосвязаны. Мы уже отмечали, что для инженерной деятельности были необходимы специальные знания. Сначала это были знания двоякого рода – естественнонаучные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описание конструкций, технологических операций и т.д.). Как мы постарались показать, именно естественнонаучные знания позволяли задать естественный процесс, который реализовался в инженерном устройстве, а также определить в расчете точные характеристики конструкций, обеспечивающей данный процесс.

Пока речь шла об отдельных изобретениях, проблем не возникало. Однако начиная с XVIII столетия складывается промышленное производство и потребность в тиражировании и модификации изобретенных инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.). Резко возрастает объем расчетов и конструирования в силу того, что все чаще инженер имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта (т.е. изобретением), но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (например, машина того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т.д.). Другими словами, инженер теперь занят и созданием новых инженерных объектов, и разработкой целого класса инженерных объектов, сходных (однородных) с изобретенными. В познавательном отношении это означало появление не только новых проблем в связи с увеличившейся потребностью в расчетах и конструировании, но и новых возможностей. Разработка поля однородных инженерных объектов позволяла сводить одни случаи к другим, одни группы знаний к другим. Если первые образцы изобретенного объекта описывались с помощью знаний определенной естественной науки, то все последующие, модифицированные, сводились к первым образцам. В результате начинают выделяться (рефлексироваться) определенные группы естественнонаучных знаний и схем инженерных объектов, – те, которые объединяются самой процедурой сведения. Фактически это были первые знания и объекты технических наук, но существующие пока еще не в собственной форме: знания в виде сгруппированных естественнонаучных знаний, участвующих в сведениях, а объекты в виде схем инженерного объекта, к которым такие группы естественнонаучных знаний относились. На этот процесс накладывались два других: онтологизация и математизация.

Онтологизация представляет собой поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти объекты разбивались на отдельные части и каждая замещалась "идеализированным представлением" (схемой, моделью). Например, в процессе изобретения, расчетов и конструирования машин (подъемных, паровых, прядильных, мельниц, часов, станков и т.д.) к концу XVIII, началу XIX столетия их разбивали, с одной стороны, на крупные части (например, Ж.Кристиан выделял в машине двигатель, передаточный механизм, орудие), а с другой – на более мелкие (так называемые "простые машины" – наклонная плоскость, блок, винт, рычаг и т.д.). Подобные идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить, с одной стороны, математические знания, с другой – естественнонаучные знания. По отношению к инженерному объекту такие представления являлись схематическими описаниями его строения (или строения его элементов), по отношению к естественной науке и математике они задавали определенные типы идеальных объектов (геометрические фигуры, векторы, алгебраические уравнения и т.д.; движение тела по наклонной плоскости, сложение сил и плоскостей, вращение тела и т.д.).

Замещение инженерного объекта математическими моделями было необходимо и само по себе как необходимое условие изобретения, конструирования и расчета и как стадия построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки.

Накладываясь друг на друга, описанные здесь три основных процесса (сведения, онтологизации и математизации) и приводят к формированию первых идеальных объектов и теоретических знаний технической науки. Что при этом происходит, можно понять на примере введенного Р.Виллисом различения "чистого" и "конструктивного" механизмов. Чистый механизм описывает естественные процессы преобразования движений; этим процессам ставятся в соответствие элементы конструктивного механизма (ведущие и ведомые звенья, соприкосновение качением, скольжением, чистая передача и т.д.). Виллис вводил также классификацию простых механизмов, исходя из принципа отношения скоростей и отношения направлений. Кинематическая задача сложных механизмов осуществляется посредством комбинации простых механизмов [29, с. 154-155].

Механизмы Виллиса и полученные о них знания – это ни что иное, как группа естественнонаучных знаний и онтологических представлений, удовлетворяющая процессам сведения, онтологизации и математизации. Но в теории Виллиса они обретают самостоятельную форму знакового и понятийного существования, что предполагает введение самостоятельных идеальных объектов (в данном случае понятий механизма, его онтологических представлений, классификаций простых механизмов), задание процедур преобразования, отнесение к этим объектам определенных знаний (их можно уже назвать знаниями технической науки) и, наконец, выделение области изучения таких объектов в самостоятельную (прикладная или техническая наука в отличие от фундаментальной). По тому же принципу, как показывает анализ, формируются и другие объекты и знания классических технических наук. Это был первый этап формирования технической науки.

Дальнейшее развитие технической науки происходило под влиянием нескольких факторов. Один фактор – сведение всех новых случаев (т.е. однородных объектов инженерной деятельности) к уже изученным в технической науке. Подобное сведение предполагает преобразование изучаемых в технической науке объектов, получение о них новых знаний (отношений). Почти с первых шагов формирования технической науки на нее был распространен идеал организации фундаментальной науки. В соответствии с этим идеалом знания отношений трактовались как законы или теоремы, а процедуры еe получения – как доказательства. Проведение доказательств предполагало не только сведение новых идеальных объектов к старым, уже описанным в теории, но и разделение процедур получения знаний на компактные, обозримые части, что всегда влечет за собой выделение промежуточных знаний. Подобные знания и объекты, получившиеся в результате расщепления длинных и громоздких доказательств на более простые (четкие), образовали вторую группу знаний технической науки (в самой теории они, естественно, не обособлялись в отдельные группы, а чередовались с другими). В третью группу вошли знания, позволившие заменить громоздкие способы и процедуры получения отношений между параметрами инженерного объекта процедурами простыми и изящными. Например, в некоторых случаях громоздкие процедуры преобразования и сведения, полученные в двух слоях, существенно упрощаются после того, как исходный объект замещается сначала с помощью уравнений математического анализа, затем в теории графов, и преобразования осуществляются в каждом из слоев. Характерно, что последовательное замещение объекта технической науки в двух или более разных языках ведет к тому, что на объект проецируются соответствующие расчленения и характеристики таких языков (точнее, их онтологических представлений). В результате в идеальном объекте технической теории "сплавляются" и "склеиваются" (через механизм рефлексии и осознания) характеристики нескольких типов: а) характеристики, перенесенные на этот объект в ходе модельного замещения инженерного объекта (например, знание о том, что колебательный контур состоит из источников тока, проводников, сопротивлений, емкостей и индуктивностей и все эти элементы соединены между собой определенным образом); б) характеристики, прямо или опосредованно перенесенные из фундаментальной науки (знания о токах, напряжениях, электрических и магнитных полях, а также законах, их связывающих); в) характеристики, взятые из математического языка первого, второго..., n-го слоя (например, в теории электротехники говорят о самой общей трактовке уравнений Кирхгофа, данной в языке теории графов). Все эти характеристики в технической теории так видоизменяются и переосмысляются (одни, несовместимые, опускаются, другие изменяются, третьи приписываются, добавляются со стороны), что возникает принципиально новый объект – собственно идеальный объект технической науки, в своем строении воссоздавший в сжатом виде все перечисленные типы характеристик. Второй процесс, существенно повлиявший на формирование и развитие технической науки – это процесс математизации. С определенной стадии развития технической науки исследователи переходят от применения отдельных математических знаний или фрагментов математических теорий к применению в технической науке целых математических аппаратов (языков). К этому их толкала необходимость осуществлять в ходе изобретения и конструирования не только анализ, но и синтез отдельных процессов и обеспечивающих их конструктивных элементов. Кроме того, они стремились исследовать все поле инженерных возможностей, т.е. старались понять, какие еще можно получить характеристики и отношения инженерного объекта, какие в принципе можно построить расчеты. В ходе анализа инженер-исследователь стремится получить знания об инженерных объектах, описать их строение, функционирование, отдельные процессы, зависимые и независимые параметры, отношения и связи между ними. В процессе синтеза он на основе произведенного анализа конструирует и ведет расчет (впрочем, операции синтеза и анализа чередуются, определяя друг друга).

Каковы же условия применения в технических науках математических аппаратов? Прежде всего для этого необходимо вводить идеальные объекты технических наук в онтологию, соответствующего математического языка, т.е. представлять их как состоящие из элементов, отношений и операций, характерных для объектов интересующей инженера математики. Но, как правило, идеальные объекты технической науки существенно отличались от объектов выбранного математического аппарата. Поэтому начинается длительный процесс дальнейшей схематизации инженерных объектов и онтологизации, заканчивающийся построением таких новых идеальных объектов технической науки, которые уже могут быть введены в онтологию определенной математики. С этого момента инженер-исследователь получает возможность: а) успешно решать задачи синтеза-анализа, б) исследовать всю изучаемую область инженерных объектов на предмет теоретически возможных случаев, в) выйти к теории идеальных инженерных устройств (например, теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т.д.). Теория идеального инженерного устройства представляет собой построение и описание (анализ) модели инженерных объектов определенного класса (мы их назвали однородными), выполненную, так сказать, на языке идеальных объектов соответствующей технической теории. Идеальное устройство – это конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технической науки, но которая является именно моделью инженерных объектов определенного класса, поскольку имитирует основные процессы и конструктивные образования этих инженерных устройств. Другими словами, в технической науке появляются не просто самостоятельные идеальные объекты, но и самостоятельные объекты изучения квазиприродного характера. Построение подобных конструкций-моделей существенно облегчает инженерную деятельность, поскольку инженер-исследователь может теперь анализировать и изучать основные процессы и условия, определяющие работу создаваемого им инженерного объекта (в частности, и собственно идеальные случаи).

Итог развития технической науки классического типа, в частности, на материале математизированной теории механизмов, созданной В.Л.Ассуром, В.B.Добровольским, И.И.Артоболевским, может быть резюмирован следующим образом [29]. Каждый механизм стал рассматриваться как кинематическая цепь, состоящая из одного или нескольких замкнутых контуров и нескольких незамкнутых цепей, служащих для присоединения звеньев контура к основным звеньям механизма. В теории механизмов появилась возможность получать новые конструктивные схемы механизмов дедуктивным способом. Анализ механизма начинается с разработки на основе его структурной схемы, фиксирующей конструктивные элементы, определенной кинематической схемы. Последняя позволяет исследовать естественный процесс – движение элементов, пар, цепей и отдельных точек. Для решения этой задачи используются так называемые "планы" механизма, т.е. схематические его изображения в каком-либо положении. На их основе составляются системы уравнений, устанавливающие математические зависимости между перемещениями, скоростями и ускорениями звеньев механизма. С помощью графических и аналитических методов расчета определяется положение каждого звена, перемещение точек звеньев, углы поворота, мгновенные скорости и ускорения точек и звеньев по заданному закону движения начального звена. Для расчета сложных механизмов осуществляются их эквивалентные преобразования в более простые схемы. Принципиальные выводы данной технической теории являются следующими: законы структурного образования становятся общими для всех механизмов; анализ общих законов структуры механизмов позволяет установить все возможные семейства и роды механизмов, а также создать их единую общую классификацию; структурный и кинематический анализ механизмов одного и того же семейства и класса может быть проведен аналогичным методом; метод структурного анализа дает возможность обнаружить громадное число новых механизмов, до сих пор не применяющихся в технике. Таким образом, можно считать, что была построена математизированная теория механизмов. Она оказалась действенным инструментом в руках конструкторов. Доказательством универсальности данной технической теории и выводов из нее служит инженерная практика.

Если теперь кратко суммировать рассмотренный этап формирования технических наук классического типа, то можно отметить следующее. Стимулом для возникновения технических наук является появление в результате развития промышленного производства областей однородных инженерных объектов и применение в ходе изобретений, конструирования и расчетов знаний естественных наук. Процессы сведения, онтологизации и математизации определяют формирование первых идеальных объектов и теоретических знаний технической науки, создание первых технических теорий. Стремление применять не отдельные математические знания, а целиком определенные математики, исследовать однородные области инженерных объектов, создавать инженерные устройства, так сказать, впрок приводит к следующему этапу формирования. Создаются новые идеальные объекты технических наук, которые уже можно вводить в математическую онтологию; на их основе разворачиваются системы технических знаний и, наконец, создается теория "идеального инженерного устройства". Последнее означает появление в технических науках специфического квазиприродного объекта изучения, т.е. техническая наука окончательно становится самостоятельной.

Последний этап формирования технической науки связан с сознательной организацией и построением теории этой науки. Распространяя на технические науки логические принципы научности, выработанные философией и методологией наук, исследователи выделяют в технических науках исходные принципы и знания (эквивалент законов и исходных положений фундаментальной науки), выводят из них вторичные знания и положения, организуют все знания в систему. Однако в отличие от естественной науки в техническую науку включаются также расчеты, описания технических устройств, методические предписания. Ориентация представителей технической науки на инженерию заставляет их указывать "контекст", в котором могут быть использованы положения технической науки. Расчеты, описания технических устройств, методические предписания как раз и определяют этот контекст.

 

1.2.1. Критерии комплексной оценки качества технических объектов:

Конструктивно – технологические:

* производительность;

* надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность);

* качество производимого продукта или выполняемой функции;

* степень автоматизации;

* защищенность от несанкционированных или алогичных воздействий («дуракоустойчивость»);

* компактность, простота в эксплуатации, транспортабельность;

* многофункциональность.

Экономические:

* соотношение «стоимость – качество»;

* срок окупаемости;

* эксплуатационные затраты;

* экономическая эффективность.

Экологические:

* степень полноты использования сырья;

* процент вредных отходов;

* опасность отходов;

* размер возможных затрат по возмещению экологического ущерба.

Эргономические:

* совместимость с параметрами человека;

* степень удобства в управлении.

Эстетические: дизайн.

Медико – биологические: безопасность для здоровья человека.

Социальные:

* социальная привлекательность техники;

* степень содействия развитию личности.

1.3. Философские концепции техники

Философия техники – направление современной философии, исследующее место и роль техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности в человеческой культуре и общественном развитии. К задачам философии техники относятся также выявление связей мира техники с природной и социальной реальностью, закономерностей создания, функционирования и развития технико – технологических комплексов, условий создания высокопроизводительной техники, содействующей гуманизации и экологизации труда и общественного производства в целом.

Первым, кто попытался соединить понятия «философия» и «техника», казавшиеся ранее несовместимыми, был немецкий философ Эрнст Капп.

Э. Капп (1808 – 1896) в своей главной работе «Основы философии техники»(1877) сосредоточил свои исследования на поиске антропологических оснований возникновения и существования техники. В понимании техники он исходил из антропологического критерия,сформулированного философом античности Протагором: «Человек – мера всех вещей».

Центральной идеей Каппа является принцип органопроекции: человек бессознательно воспроизводит самого себя в орудиях: орудия труда и оружие –это продолжение (проекция) человеческих органов. Согласно Каппу «… все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ни чем иным, как проекциями органов».

Множество творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев. Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Принцип органопроекции объясняет не только возникновение первых простейших орудий, но и сложных машин.

В качестве примера возьмем, вслед за Каппом, паровую машину. Форма ее как целого не имеет, казалось бы, ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций если, скажем, разрушена важная часть машины. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение отдельных органов, а проекция живого и действующего как организм существа.

Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем сложным культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационные артерии, по которым циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой. Здесь, по мнению Каппа, органопроекция празднует свой триумф: сначала бессознательно совершающееся по органическому образцу построение, затем взаимное узнавание оригинала и отражения (по закону аналогии) и, наконец, подобно искре вспыхивающее осознание совпадения между органом и орудием.

Таким образом, согласно Каппу человек творит технические устройства по своему образу и подобию. Все технические средства, как искусственные орудия человека, являют собой продолжение его естественных орудий, т. е. органов или же подражания им. Глаз, как орган зрения, является образцом для создания оптических приборов, ухо – эталон для создания акустической техники и т. д. Органопроекция, как важный принцип технической деятельности человека, может быть использована как для совершенствования искусственных технических устройств, так и для обратного совершенствования естественных органов человека.

Таким образом, идеи Каппа о природе техники выявили существенную грань технической реальности и имеют важное эвристическое значение. Эти идеи, во многом новаторские для своего времени, позволили по новому взглянуть на природу человека и техники.

Дессауэр Фридрих (1881 – 1963) – автор оригинальной религиозно - философской концепции техники. Согласно Дессауэру глубинная сущность техники заключается в том, что она является реализацией человеком Божественного замысла. Обнаружению этой сущности содействует постижение процесса изобретения. Дессауэр трактует акт технического творчества как продолжение дела Творца, как акт соучастия в Божественном творении.

Согласно этой концепции идеи («праформы») технических открытий предзаданы - они являются частью Божественного замысла, а поэтому существуют вне времени. Конечные истоки технических изобретений – не в утилитарных потребностях, не в земном мире, а в трансцендентном (потустороннем) Божественном замысле. Поэтому изобретение совершается в акте трансценденции – выходе за рамки наличного бытия и «встрече» с идеальным «предзаданным» инженерным решением. Тем самым, по мысли Дессауэра, техника обладает приоритетом и независимостью по отношению к общественным потребностям. Он считает, что утилитарная трактовка техники, как средства улучшения условий существования человека, принижает и искажает ее сущность.

В работах «Техническая культура» (1908), «Философия техники» (1927), «Споры вокруг техники» (1956) Дессауэр обращает внимание на ошибочность подходов, исключающих технику из проблемного поля философии. Он наделяет технику исключительной значимостью, рассматривает ее в качестве одной из центральных проблем философии. Отвергая привычное «инструментальное» понимание техники, он связывает ее с глубинными аспектами бытия, человеческой экзистиенции, реализацией человеком Божественных планов и замыслов. Техника стала способом бытия человека в мире и создаваемые философские концепции должны учитывать возрастающее влияние производственной и технической реальности на общественные процессы.

К. Маркс (1818 – 1883) – основоположник гуманитарно – социологического направления в философии техники. Маркс рассматривает технику в контексте общественных отношений как средство труда, как компонент производительных сил общества. «Употребление и создание средств труда… составляют специфически характерную черту человеческого труда».

Развивая материалистическое понимание истории он выделяет производство в качестве глубинного основания всей общественной жизни. Способ производства, согласно учению Маркса, определяет социальные, политические и духовные процессы общественной жизни. Трудовая гипотеза антропосоциогенеза, выдвинутая другом и соратником Маркса Ф. Энгельсом, рассматривает труд как главный фактор выделения человека из животного мира и становления общества в ходе эволюции. Воздействуя на природу в ходе трудовой деятельности, человек изменяет не только внешнюю, но и свою собственную природу, развивая «дремлющие в ней силы». В ходе трудовой деятельности человек по существу создает самого себя. В процессе этой деятельности он также создает многих животных и растений, «которых обыкновенно считают продуктами природы», между тем как «в действительности они являются продуктами труда».

Согласно Марксу уровень развития техники является одним из главных показателей развития экономики и зрелости общества в целом. «Экономические эпохи различаются не тем что производится, а тем как производится, какими средствами труда».

Исследуя машинную технику, Маркс выделяет универсальную структуру развитого машинного устройства, которое состоит «из трех существенно различных частей: машины – двигателя, передаточного механизма.., машины – орудия или рабочей машины». В лице машин крупная промышленность овладевает характерным для нее средством производства и приобретает возможность производить машины с помощью машин. Тем самым промышленность обретает собственный технический базис. Преобразования в способе промышленного производства, произведенные машинной техникой, распространяются затем на земледелие, средства связи и транспорт, изменяя всю систему разделения и организации труда в обществе.

Наряду с позитивными аспектами замены ручного труда машинным, Маркс отмечает также и новые формы отчуждения и порабощения человека в новой системе разделения труда, обусловленной применением машин. Если ремесленники или рабочие мануфактур сами определяют свой труд, заставляя орудие труда служить себе, то фабричный рабочий, находясь в социально – экономической зависимости от работодателя – капиталиста, попадает еще и в техническую зависимость от машин. Он становится, фактически живым придатком мертвой машины, которая заставляет его работать в навязанном, машиноподобном ритме. «В мануфактуре и ремесле рабочий заставляет орудие служить себе, на фабрике он служит машине… На фабрике мертвый механизм существует независимо от них (рабочих – Э. В.) и они присоединены к нему как живые придатки».

Хайдеггер Мартин (1889 – 1976) – немецкий философ – экзистенциалист, профессор Марбургского, затем Фрейбургского университетов. Согласно Хайдеггеру, техника – движущая сила новоевропейской истории. Разработанная им концепция «технической цивилизации» содержит оригинальную трактовку сущности техники.

Глубинную сущность техники Хайдеггер пытается раскрыть через введенное им понятие «постав» (Gestell). Главный смысл этого многозначного понятия – «раскрытие потаенности», т. е. возможности превращать естественные предметы и силы природы в качественно новый, искусственный продукт. Постав – это способ преобразования, позволяющий выводить действительное из его «потаенности». Постав – это также применение техники в «поставляющем производстве». Постав – это одновременно и раскрытие сокровенной тайны порождения новых предметов и, в то же время, связанная с этим опасность.

Опасность «постава» заключается в придании производству и обществу качеств машиноподобности. Постав в современном технизированном мире захватывает самого субъекта, правит им, втягивает его в свой машинный порядок. Постав перерабатывает в нечто иное не только предметы и силы природы, но и самого субъекта. Захваченный «поставом» человек теряет себя, приобретает «потаенные» черты машиноподобности, не может вернуться к своему первоначальному, истинному бытию.

«Техника – не простое средство. Техника –вид раскрытия потаенного …область выделения из потаенного… Раскрывая ранее неведомое, - извлекая, перерабатывая …распределяя… техника изменяет облик природы… и само восприятие природы человеком». Например, такой самоценный, многокачественный, прекрасный объект природы как река, на которой построена гидроэлектростанция, начинает восприниматься как механический придаток гидростанции, как нечто встроенное в технический механизм и подчиненное производству электроэнергии.

Мэмфорд Льюис (1895 – 1988) – американский историк и философ техники, выделяет в истории европейской цивилизации три основные фазы технического развития. Первой из фаз, длившейся примерно с 1000 до 1750 г. г., соответствует техника «дерева и воды». В технических устройствах этой фазы применялись силы воды и ветра, а материалом, из которого создавались эти устройства, было в основе дерево. Развитие устройств данного типа, не наносивших ущерба природе, достигло высшего расцвета в эпоху Возрождения.

Второй фазе, продолжавшейся с последней четверти XVIII до конца XIX столетия, соответствует техника «угля и железа». Она характеризуется разрушением природы и подавлением человека. На этой фазе возникает так называемая «рудниковая цивилизация», получившая свое классическое выражение в капиталистической Англии XIX века. Для этой цивилизации характерны суровые условия работы в шахтах и на рудниках, проживание в невыносимых условиях в рабочих поселках, оторванное от культурной жизни и без какой – либо надежды на избавление. При «рудниковой цивилизации, где власть и богатство ставятся превыше всего, работник становится придатком машины и средством умножения богатства владельцев шахт и рудников.

Третья фаза развития западной цивилизации, охватывает период с конца XIX века по настоящее время. Она характеризуется техникой, основанной на использовании «электричества и сплавов». На этой фазе, согласно Мэмфорду, развитие происходит на научной основе, что порождает надежды на освобождение человека и восстановление нарушенной гармонии техники и природы.

Оригинальным аспектом технофилософии Л. Мэмфорда является его концепция «мегамашины». Под мегамашинами понимаются авторитарные, жестко централизованные, иерархически выстроенные социальные организации, действующие подобно гигантским механическим машинам. Первые «мегамашины» возникли на ранних ступенях развития человеческой цивилизации. Характерным примером древних мегамашин были социальные структуры, объединявшие труд десятков тысяч человек при строительстве пирамид в Древнем Египте. Потребность в создании подобных мегамашин обусловлена их способностью повысить человеческий потенциал и решить грандиозные инженерные задачи.Без мегамашин, представлявших мощные социальные организации нового типа, было бы невозможным создание грандиозных монументов, храмовых комплексов, крупных городов древности, строительство «Великой Китайской стены» и др. Мегамашины, основанные на абсолютной власти царей, религиозной экзальтации подданных и магических практиках жрецов, стали своеобразным прообразом, «архетипом» всех позднейших форм механической организации. Сотворенные из человеческой плоти, нервов и мускулов, мегамашины были выстроены механически и стандартизированы для выполнения своих задач. Современными аналогами мегамашин могут служить, например, крупные армии.

Тема 2. Исторические этапы развития техники

2.1. Основные этапы развития производства в истории общества. Производственные революции

Основу общественного производства составляет совместный труд людей, осуществляемый с использованием орудий труда. Применение орудий труда – главное отличие трудовой деятельности человека от жизнедеятельности животных. Выделение закономерных этапов развития орудийных (технических) средств труда создает необходимые предпосылки научного понимания исторической эволюции производства и общества. В качестве основных этапов эволюции орудийных (технических) средств и всего характера производства в истории общества можно выделить следующие:

· Архаичное, присваивающее производство эпохи палеолита, возникшее примерно 800 тыс. лет назад и существовавшее до Х тысячелетия до н. э. Основные отрасли этого производства: охота, рыболовство, собирательство. Трудовая деятельность осуществлялась с использованием орудий из камня, дерева, рогов, костей и жил животных. Источником энергии служила мускульная сила человека.

· Аграрно-ремесленное производство, возникшее в эпоху неолита 5 – 7тысяч лет до н. э. Основные отрасли аграрно – ремесленного производства: земледелие, скотоводство, ручное ремесло. Технический базис аграрного производства составляли ручные орудия труда, ремесленные инструменты, на более поздних этапах механические прообразы машин (например, ветряные, водяные мельницы и др.). В качестве источника энергии использовалась мускульная сила человека и животных, на более поздних этапах энергия ветра, воды.

· Машинное производство, возникшее в Западной Европе с середины XVIII века. Механизация производства в широких масштабах началась с изобретением парового двигателя. Созданные вслед за этим технологические машины, станки начали вытеснять ремесленный труд ткачей, кузнецов и т. д. Машины стали использоваться для производства новых машин, применяться во всех отраслях производства, в быту. Машинная техника в своей совокупности образовала технический базис индустриального общества.

· Научно-информационное производство возникло во второй половине ХХ века. Несмотря на развитие научных знаний с времен древности, их влияние на развитие техники и технологии до ХХ века было в основном косвенным и опосредованным. Так изобретение плуга, водяной мельницы, токарных, сверлильных, ткацких и других станков, даже паровой машины, паровоза, парохода было совершено мастерами-умельцами, далекими от науки. Однако, начиная с ХХ века и, особенно, со второй его половины, технологические объекты настолько усложнились, что их создание и эффективное применение стало невозможным без специальных научных исследований и разработок. Современные технологии (химические, электроэнергетические, лазерные, ядерные, космические и др.) явились непосредственным воплощением научных разработок. Автоматизация производства потребовала широкого развития информационных технологий. Наука и информационные технологии стали во все большей степени превращаться в непосредственную производительную силу, что и составило основу возникновения качественно нового, научно-информационного производства. В таком производстве коренным образом меняется роль человека. Из непосредственного участника технологического процесса он все больше превращается в организатора, контролера, создателя информационных программ автоматизации производственных процессов и т. п.

Таковы основные этапы развития орудийных (технических) средств и форм производства в истории общества. Переход от этапа к этапу носил характер коренных изменений всего хозяйственного и социального уклада жизни. Иными словами, эти переходы являлись, по сути, производственными революциями. Переход от присваивающего к аграрно – ремесленному производству – это аграрная (или неолитическая) революция; переход к машинному производству произошел в результате промышленной революции; переход к научно-информационному производству составил содержание научно-технической революции.

2.2.Эволюция техники доиндустриальных эпох

2.2.1. Становление орудийной деятельности человека и исторических разделений труда в ходе антропосоциогенеза

Согласно имеющимся данным возникновение человечества уходит своими корнями в период от 800000 лет до 3-4 тысяч лет до новой эры. Этот период принято разделять на три крупных этапа. Первый из них – палеолит (древний каменный век) – этап, удаленный от нас на 800000 – 10 тыс. лет до н. э. Второй этап – мезолит (средний каменный век) – этап, длившийся с 10-го по 5-е тысячелетие до н. э. Третий – неолит (новый каменный век) - этап, протекавший с 5-го по 4-3-е тысячелетия до н. э.

Человек современного типа – кроманьонец – появился примерно за 40 тыс. лет до нашей эры. К основным факторам развития человека относятся использование огня и орудий труда, формирование речи, появление человеческих сообществ, в которых вырабатывались нормы социальной жизни. На этапе палеолита сформировалось присваивающее хозяйство, основными отраслями которого были собирательство, охота и рыболовство.

Мезолит – переходный период от эпохи палеолита к эпохе неолита. В мезолите были изобретены лук и стрелы, бумеранг и другие орудия. Выдающимся достижением эпохи мезолита стало одомашнивание ряда видов животных и зарождение древнейших форм земледелия.

В период неолита произошло коренное изменение в производительных силах, состоявшее в переходе от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия, животноводства и ручного ремесла. В эту эпоху были открыты сложные технологии обработки камня: шлифование и сверление. К обработанным таким способами каменным орудиям труда и охоты люди научились прикреплять рукоятки. Появились глиняная посуда, лодки, сети, начало зарождаться ткачество. Человек стал отрываться от обжитых мест, приступил к освоению новых земных пространств. Это явление в исторической науке получило название неолитической или аграрно – ремесленной революции. Эпоха неолита завершила переход от первобытного общества к эпохе древних цивилизаций.

Возникновение древних цивилизаций (Шумер, Вавилон, Древний Египет, Китай, Индия и др.) происходило в IV – II тысячелетиях до новой эры в наиболее благоприятных природно - климатических зонах планеты. Существенным фактором прогресса производительных сил явлилось формирование ряда исторических разделений общественного труда:

- выделение земледелия и скотоводства;

- выделение ремесла;

- отделение торговли от ремесла.

Занятие земледелием, ремеслом и торговлей предполагало оседлый образ жизни людей. Это привело к появлению постоянных поселений, а позже – и городов. Развитие городов стало ключевым этапом на пути становления древних цивилизаций. В отличие от неолитических поселений, появившиеся города обеспечивали более надежное существование людей. Они ограждали жителей от набегов кочевников, повышали безопасность в новой социальной среде, а также становились центрами ремесел и торговли. Для строительства укреплений, жилищ, культовых сооружений были необходимы специально подготовленные работники. В результате произошло очередное разделение труда - выделилось строительство.

Аграрный и ремесленный труд по мере своего развития начал приносить избыточные продукты, которые стали накапливаться. Появилась потребность в распределении этого богатства, в знании и производственном использовании природных и сельскохозяйственных циклов, в осуществлении религиозных обрядов и поклонений. Возникла необходимость в охране поселений и имущества. В результате в обществе выделились слои, выполнявшие все эти общественные функции и присваивавшие себе значительную часть общественного богатства. Таким образом, появился правящий слой, в состав которого вошли гражданские и военные руководители, чиновники, а также служители культа. Это стало следующим крупным общественным разделением труда. Оно появилось в рамках формирования государств, бравших на себя функции регуляторов общественных отношений. Эти процессы развивались уже в рамках нового, бронзового века (3-е тысячелетие до н. э. – начало 1-го тысячелетия до н. э.)

Каменные орудия были трудоемкими в изготовлении, недолговечными и ненадежными в применении. Общество, развиваясь, постепенно осваивало новые технологии и материалы. Открытие нового сплава меди и олова – бронзы – и дало название этой эпохи. Крупнейшими центрами бронзового века стали Египет, Шумер, Индия, Китай. В Европе центрами культур этого периода были крито-микенская культура (остров Крит), мильярская культура (на Пиренеях), майкопская культура (на Северном Кавказе). В бронзовом веке возникла многоукладная экономика, различные формы собственности: государственная, частная, общинная, личная. Важнейшим нововведением бронзового века было возникновение государства и права.

С 1-го тысячелетия до н. э. начался железный век. Он был ознаменован появлением античной цивилизации, существовавшей с VIII в. до нашей эры до середины V в. нашей эры. Античная цивилизация радикально отличалась от древних восточных деспотий своим демократическим устройством, раскрепощением и всесторонним развитием личности, активной политической жизнью в городах – полисах Древней Греции. Выдающимся достижением античности был необычайный расцвет духовной сферы: науки, искусств, философии и др. В тот период произошло отделение умственного труда от физического благодаря скачку в производительности труда. Согласно историографической традиции в эволюции античной цивилизации принято выделять развитие древнегреческой цивилизации (период расцвета – V-IV вв. до нашей эры) и древнеримской цивилизации (период расцвета – со II в. до н. э. до I в н. э.). Эпоха древних цивилизаций завершилась в середине V в. н. э., после того как Римская империя пала под натиском варваров.

2.2.2. Первобытные орудия

Орудия эпохи палеолита. В этот древнейший период человеческой истории люди научились применять орудия из камня, дерева, рогов, костей животных. Если первые каменные орудия представляли, собой необработанные случайные куски камня с острыми краями то затем первобытные люди начали обрабатывать камни, дробя и раскалывая их. Они применяли деревянные палицы, научились заострять орудия из дерева, обжигая острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Орудиями труда четко выраженной формы являются ручные рубила, которые изготавливались путем двусторонней обивки кремня другим камнем. Это были массивные рубила, весом около 1 кг и свыше, длиной от 10 до 20 см, с неровными, зигзагообразными краями. Нижняя часть рубила заостренная, на широкой верхней его части имелось пятка для упора ладони. Форма ручного рубила в значительной степени зависела от естественной формы камня. На стоянках верхнего палеолита обнаружены рубила миндалевидной, овальной, копьевидной формы. Они, как правило, изготовлялись накремня, сочетающего твердость и доступность для обработки, и были универсальны по своему назначению. Ими можно было выполнять работы, при которых необходимо прочное острие, массивные режущие лезвия, позволяющие наносить мощные удары – копать землю, рубить, резать. Рубило было незаменимым оружием при защите и нападении, во время охоты и т. п.

В эпоху палеолита начали применяться для охоты копья и такие метательные орудия как дротики и гарпуны. Появляются кремневые проколки, скребла для выделки шкур животных, каменные ножи, костяные орудия. В качестве инструментов начинают применяться отбойники, резцы для обработки дерева и кости. Возникают составные орудия, снабженные оправами и рукоятями. Получают распространение механически действующие ловушки на животных. В качестве жилищ используются пещеры, простейшие хижины типа шалашей.

В эпоху мезолита получает широкое распространение метательное оружие (лук и стрелы, гарпуны, бумеранги и др.). Изобретены крючок с бородкой, сети для ловли рыбы, лодки, волокуши для перемещения грузов по земле. Для прокладки первых дорог используются звериные тропы. Получает развитие техника изготовления каменных пластинок для оснащения стрел и других видов метательного орудия. Изобретение лука и стрел было огромным достижением человека эпохи мезолита. У него появилось скорострельное, дальнобойное оружие, меткость и сила которого выгодно отличали его от копья. В мезолите происходило одомашнивание животных. Скотоводство возникло в результате приручения и разведения ряда видов животных, на которых раньше охотились. Из обитающих на планете около 140 тыс. видов животных, человеком приручено 47 видов.

Орудия эпохи неолита. В эту эпоху появляется ряд новых орудий, необходимых для ведения производящего хозяйства (земледелия, скотоводства, ремесла). Было изобретено колесо в виде деревянного диска, которому предшествовало применение катков для перемещения грузов. Появились первые повозки. Для перемещения грузов начали применяться канаты, рычаги, блоки. Началось использование мотыг, кремневых криволинейных серпов, зернотерок. Зарождается прядение нитей с помощью веретен и ткачество. Для изготовления орудий труда используются новые каменные материалы (диорит, нефрит и др.) и более сложные техники обработки камня: шлифование, пиление, сверление. Осуществляется добыча камня в каменоломнях и шахтах. Развивается производство кирпича и самана, возникает кирпичное строительство. Появляется гончарное производство, керамическая посуда получает широкое распространение. В конце эпохи неолита начинается производство металлических медных изделий, не вытеснивших каменные.

2.2.3.Техника античной эпохи

Развитие античной техники опиралось на ряд крупных интеллектуальных достижений этой эпохи:

* оригинальные и глубокие философские учения (Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.),

* начала научного естествознания (геометрия Евклида III в. до н. э.), геоцентрическая система мира Птолемея в астрономии, география Эратосфена и Стратона, медицинские учения Гиппократа и Клавдия Галена и др.

* начала технических наук, заложенные в исследованиях Архимеда (начала статики и гидростатики, математический вывод закона рычага, понятие центра тяжести и способы его определения и др.), трудах Герона («Механика», «Пневматика»), десятитомном труде знаменитого римского инженера – строителя М. Витрувия «Об архитектуре» и др.

К техническим достижениям античной эпохи можно отнести значительное развитие технологий строительства, изобретение бетона, создание водопроводов и водяного отопления жилищ, умение строить дороги, мосты, туннели и водоводы, развитие гражданской и храмовой архитектуры, изобретение водоподъемного механизма («архимедов винт»), насосов, солнечных и водяных часов, различных подъемных устройств. Были совершены многообразные военно – инженерные изобретения (тараны, метательные устройства (катапульты, баллисты и др.)), имело место военное применение зеркал (Архимед), создание огнеметных устройств и др.). Получило развитие военное и гражданское кораблестроение. В эту эпоху применялись многообразные ремесленные инструменты (сверла, ножницы, напильники, рубанки, пилы) и приборы (отвесы угольники, циркули, весы, линейки). Получила дальнейшее развитие техника землемерных, горных и ирригационных работ.

2.2.4.Развитие средневековой техники

Основными формами организации ремесел в средневековой Европе были цеховая и мануфактурная.

* Ремесленные цехи в XII – ХIV в. в. стали основной формой ремесленного производства. Производство регламентировалось цеховыми правилами. Работа выполнялась мастером, его подмастерьями и учениками с помощью необходимого ассортимента ручных инструментов, станков и иных приспособлений. Цехи объединялись в гильдии, союзы ремесленников, защищавшие их интересы. Получили развитие ткацкие, кузнечные, швейные, оружейные, гончарные и др. цехи.

* Мануфактурная организация производства (manus – рука, facture - изготовление), получившая развитие в XIV – XVI в. в., заключается в разделении всего технологического процесса на ряд последовательно осуществляемых специализированных ручных операций, каждая из которых выполнялась отдельным работником. Другой тип мануфактурной организации заключался в изготовлении каждым из мастеров специализированных отдельных деталей, которые затем собирались воедино. Получили развитие мануфактуры суконные, бумажные, по производству шелка, ювелирных изделий, изготовлению зеркал, металлургические, металлообрабатывающие, фаянсовые, по изготовлению ковров, оружейные и др.

В VI – XII в. в. в Западной Европе был открыт новый медный сплав – латунь, изобретены самопрялка и горизонтальный ткацкий станок, было освоено производство бумаги. В конце этого периода были открыты компас, порох. В Х веке в мукомольном производстве начали применяться ветряные мельницы. В сельском хозяйстве, которое было основной отраслью феодального производства, получили распространение плуги с железным лемехом, бороны с железными зубьями. Однако орудия труда и другие средства производства были в основном деревянными. Медь, бронза, чугун применялись только для изготовления отдельных деталей. Стальные изделия встречались редко. Металлы применялись достаточно широко только в военном деле.

В XII – XVII в. в. получили распространение водяные мельницы. Гидравлический привод начал использоваться в качестве двигателя не только в мукомольном производстве, но и в сукноваляльном деле, производстве бумаги, токарном ремесле, металлургии и др. В XV – XVII в. в. происходит переход от гребного флота к парусному. Выдающимся достижением эпохи позднего средневековья было изобретение книгопечатания (1444г.), простейших механических часов (XIIIв.)

В эту эпоху при создании различных механизмов использовались разнообразные рычажные, зубчато – колесные и ременные передачи, маховое колесо, шарниры, коромысловые механизмы, блоки, вороты и т. п. Важную роль в разработке технических устройств с вращательным механизмом сыграл принцип действия механических часов.

С развитием ремесленного производства росла торговля, которая нуждалась в совершенствовании водного транспорта. На парусных судах вначале применялся квадратный парус. На смену ему пришел треугольный. Впоследствии появились дополнительные косые паруса, позволяющие передвигаться против ветра. Позже появились 3 – 4 мачтовые морские парусные суда со сложной системой парусного оснащения, получившие название каравелл.

Следует отметить, что приоритет многих важнейших открытий, изобретений и производств эпохи средневековья принадлежит странам Востока. Водяные и ветряные мельницы появились на Востоке (в Персии, Афганистане) на несколько веков раньше чем в Европе. То же самое можно сказать и о производстве бумаги, пороха, различных приборов, изобретении компаса, книгопечатания. Достаточно сказать, что уже в IV – VII в. в. в Египте было известно более 180 различных видов ремесел, каждое из которых требовало создания набора оригинальных инструментов.

2.3 Предпосылки и этапы промышленного переворота в эпоху Нового Времени.

Период промышленной революции начинается с середины XVIII века. В социально – экономическом плане это эпоха крушения феодального строя в странах Европы и утверждения буржуазно - капиталистических отношений, которые обеспечили переход к индустриальному, машинному производству.

Первый этап промышленной революции был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве, приводившихся в действие человеком или с использованием энергии водяных двигателей.

Второй этап – начался с изобретения парового двигателя и его использования в различных машинах.

Третий – связан с созданием рабочих машин в машиностроении. Когда машины стали производиться машинами «крупная промышленность создала адекватный ей технический базис» (К. Маркс).

2.3.1. Закономерная смена технико – технологических укладов в развитии индустриального производства

Индустриальное производство, возникшее во второй половине XVIII века в ходе промышленной революции, прошло в своем развитии ряд качественно различных этапов. Эти этапы получили название технологических укладов. Каждый из укладов включает устойчивую совокупность сопряженных производств, охватывающих воспроизводственный цикл соответсвующего этапа, начиная от добычи ресурсов и заканчивая непроизводственным потреблением. Технологические уклады различаются прежде всего типом применяемых технологий, используемых энергоносителей и конструкционных материалов, а также средств транспорта и связи. Понятие «технологический уклад» было введено в науку российским ученым – экономистом Николаем Дмитриевичем Кондратьевым.

Изучая историю капитализма, Кондратьев обнаружил в его эволюции ряд больших (протяженностью в 50 – 55 лет) экономических циклов, каждому из которых присущ определенный тип и уровень развития производительных сил («технологический уклад»). Как правило, такие циклы заканчиваются кризисами, за которыми следует переход производительных сил на более высокий уровень развития.

Согласно теории Кондратьева, промышленная революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. К настоящему времени известно пять технологических циклов или укладов.

Первый технологический уклад (1785 – 1835) сложился на основе новых машинных технологий в текстильной промышленности, использующих энергию воды. Лидирующие позиции в развертывании промышленной революции и формировании ее первого технологического уклада заняла Англия. Импульсом становления данного уклада стало изобретение прядильных и ткацких машин, что привело к переходу текстильной промышленности на машинную базу. Это, в свою очередь, вызвало повышение спроса на продукцию машиностроения. Происходило также совершенствование процессов металлообработки. Аналогичные технологические сдвиги с некоторым отставанием происходили и в других странах Европы: Франции, Германии, России. С 1790 года эти процессы начали разворачиваться в США. Становление первого технологического уклада в этих станах, за исключением России, было осуществлено за 30-50 лет.

Второй технологический уклад (1830 – 1890) – начал формироваться примерно с 1820г. в недрах первого уклада. В 1845 – 1850г. г. второй уклад стал доминирующим в экономике развитых европейских стран. Для него характерно широкое внедрение паровых двигателей в промышленное производство, развитие железнодорожного и водного транспорта на основе паровых машин. Машинное производство получило развитие во многих отраслях. Произошел переход к производству машин машинами. Резко возросли значение и интенсивность международной торговли. Рост крупной промышленности во все большей степени начинает зависеть от развития транспортного сообщения. Поэтому важной особенностью этого уклада стало значительное развитие железнодорожного строительства и транспортного машиностроения. Концентрация населения в городах, строительство железных дорог, портов - требовали укрепления технической базы строительства и стимулировании его механизацию. По мере насыщения общественных потребностей в продукции 2-го уклада экономическое оживление 1850 – 1860-х годов сменилось стагнацией. Регулярные кризисы перепроизводства становились все более разрушительными, промышленные подъемы менее интенсивными. В этих условиях начал формироваться 3-й технологический уклад, в котором лидерство переходит от Англии к США.

Третий технологический уклад (1880 – 1940). Его главной особенностью являлся переход к использованию в промышленном производстве электрической энергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности. В электроэнергетике доминирующим становится применение переменного тока, развернулось строительство электростанций. Главным энергоносителем в период господства данного уклада являлся уголь. В это же время на энергетическом рынке начинает завоевывать позиции и нефть, хотя ведущим энергоносителем она стала только с переходом 4-му технологическому укладу. Развивается производство и широкое применение стального проката. Совершено множество открытий в области химии, перспективных для развития химической промышленности. Из химико – технологических нововведений, наибольшее значение имели: технология получения соды; производство серной кислоты, электрохимическая технология. Данный уклад характеризуется распространением радиосвязи, телеграфа, развитием автомобильной промышленности. Происходит образование крупных фирм, картелей, синдикатов и трестов. Господство монополий на рынках. Начало концентрации и сращивания промышленного и финансового капитала.

Четвертый технологический уклад (1930 – 1990). К 1940-м годам техника, составлявшая основу 3-го уклада, достигла пределов своего развития. Это дало импульс формированию новых технологических направлений. Четвертый технологический уклад характеризуется формированием производства, основанного на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти, нефтепродуктов, газа, электронных средств связи, новых синтетических материалов. Это период массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, бытовой техники, других товаров массового потребления. К числу отраслей, составивших ядро 4-го уклада, относятся химическая промышленность (прежде всего отрасли органического синтеза) автомобилестроение, производство моторизированных вооружений. Для этого этапа характерны комплексная механизация производства, автоматизация ряда технологических процессов, широкое использование квалифицированной рабочей силы, рост специализации производства. Конвейерные технологии становятся основой массовых производств.

Материально – техническая база, необходимая для нового уклада, была создана уже на предшествующем этапе. Имелась развитая автодорожная инфраструктура, созданы сети телефонной связи, освоены новые технологические процессы в цветной металлургии. На этапе 3-го уклада был внедрен двигатель внутреннего сгорания, который явился одним из базисных нововведений нового уклада.

Пятый технологический уклад (1985 – 2025), доминирующий в настоящее время в развитых странах, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, на использование новых видов энергии, материалов, освоение космического пространства, спутниковую связь и т. п. Среди ведущих отраслей пятого уклада следует указать производство компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования, информационных технологий, средств автоматизации производственной и бытовой техники, продуктов биотехнологии. Пятый технологический уклад характеризуется развитием гибких автоматизированных производств (ГАП) в обрабатывающей промышленности: станков с ЧПУ, роботов, обрабатывающих центров и др. Гибкая автоматизация промышленного производства резко расширяет разнообразие выпускаемой продукции. Характерной особенностью пятого уклада является также создание многообразных информационных систем (глобальных сетей связи и передачи данных (ИНТЕРНЕТ, КОСПАС, ГЛОНАСС и др.), новых информационных языков и программных средств).

Большинство инноваций нового уклада формируются в фазе доминирования предыдущего уклада. По оценкам специалистов, около 80% основных нововведений 5-го уклада было изобретено еще до 1984 года. А самое раннее изобретение относится к 1947 году – году создания транзистора. Первая ЭМВ появилась в 1949 году, первая операционная система – в 1954 году, внедрение кремниевых транзисторов – в 1954 году. Эти изобретения послужили основой формирования ядра 5-го уклада. Одновременно с развитием полупроводниковой промышленности наблюдался быстрый прогресс в области программного обеспечения – к концу 1950-х годов появилось семейство первых программных языков высокого уровня. Внедрение микропроцессора в 1971 году явилось переломным моментом в становлении 5-го уклада и открыло широкие возможности автоматизации производства. Изобретение персонального компьютера и связанный с этим скачок в программном обеспечении сделали информационные технологии удобными, дешевыми, доступными.

В экономике происходит переход от разрозненных фирм к соединению крупных и мелких компаний на основе электронных средств интернета, позволяющих осуществлять взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. Другой характерной чертой пятого ТУ является деурбанизация населения развитых стран Запада и связанное с ней развитие новой информационной и транспортной инфраструктуры. Свободный доступ к глобальным информационным сетям, развитие средств массовой информации, авиационного транспорта существенно повышают мобильность людей.

Шестой технологический уклад. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры начали складываться с середины 2000-х годов в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии, Китае. Формирование 6 уклада характеризуется нацеленностью на развитие и применение наукоемких, «высоких технологий». Это прежде всего био – и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика – синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и, в конечном счете, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Производства 6 уклада в ведущих странах мира развиваются особенно быстрыми темпами (от 20% до 100% в год).

Специалисты считают, что при сохранении нынешних темпов технико – экономического развития, шестой технологический уклад начнет оформляться в 2010 – 2020

Date: 2015-10-22; view: 795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию