Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центр памяти
Виктория Самойловна Токарева Центр памяти
Текст предоставлен издательством «АСТ» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=141733 «Звезда в тумане»: АСТ, АСТ Москва; М.:; 2008 ISBN 978‑5‑17‑048236‑8, 978‑5‑9713‑6814‑4 Виктория Токарева Центр памяти
* * *
Все началось в пятницу, во второй половине дня, когда Варвара Тимофеевна вернулась из булочной. Она достала из авоськи половинку орловского хлеба, пакетик с чаем. На пакетике был написан какой‑то сложный шифр, похожий на текст шпионской радиограммы: МПП РОСГЛАВДИЕТЧАЙ ГОСТ 1938‑46… Варвара Тимофеевна не стала вникать в премудрость, поставила пакетик на стол, и в ту же минуту медленно, будто нехотя, растворились обе рамы кухонного окна. Варвара Тимофеевна точно знала, что окна были задраены и закрыты на все оконные задвижки. Сами по себе они раствориться не могли, и было похоже, будто кто‑то показал фокус. Варвара Тимофеевна несколько оскорбилась фамильярностью фокусника, но не растерялась, а моментально вернула все на прежние места: затворила окна и еще раз закрыла их на шпингалеты. В это время распахнулись дверцы кухонной полки, висящей на стене. Чашки стали подскакивать на блюдцах, как бы примериваясь, потом соскочили на пол, а следом за чашками бросились вниз блюдца, предпочитая скорый конец долгой разлуке. Варвара Тимофеевна собрала с пола осколки, высыпала их в мусорное ведро. Выпрямилась и сквозь раскрытую дверь увидела: кушетка в комнате медленно поехала от стены к центру, а ящик для белья стал раскачиваться на носках, как человек в раздумье, с пятки на носок. Варвара Тимофеевна приложила руку к стене. Стену знобило, и Варвара Тимофеевна догадалась, что в Москве началось землетрясение, как в Ташкенте. Она где‑то слышала, что при землетрясении надо встать в дверной проем – там рушится в последнюю очередь или не рушится вообще. Варвара Тимофеевна перебежала маленький коридорчик своей квартиры, встала под дверной косяк и простояла без паники час, а может, и два. Потом ей надоело жить без впечатлений, и она пошла к соседям разузнать размер морального и материального ущерба. У соседей все было обычно и привычно. Варвара Тимофеевна вернулась домой, легла животом на подоконник, выглянула в окно. На улице никаких примет землетрясения – земля не гудела. Собаки не лаяли. Дети справляли свое детство. Десятилетний Ромка‑татарчонок поддал ногой мягкий мяч, где‑то пропускающий воздух. Мяч шмякнулся в свежую рассаду, которую Варвара Тимофеевна высадила во дворе перед домом. – У паралич! Дьявол не нашего Бога! – завопила Варвара Тимофеевна. – Вот я щас выйду, вот я тебя поймаю… – Это детская площадка, а не огород, – огрызнулся снизу Ромка. Когда Варвара Тимофеевна была высоко, он ее не боялся. – Вы бы еще свиней развели… Варвара Тимофеевна хотела ответить Ромке, но за ее спиной раздался звук‑лязг средней мощности. Варвара Тимофеевна оглянулась. На полу лежала люстра, вернее, то, что было люстрой. В потолке зияла черная неаккуратная дыра. Когда стихийное бедствие касается всех людей, то несчастье как бы раскладывается на всех в равной мере, и это не так обидно для каждой отдельной личности. Но когда стихийное бедствие касается только одного человека, то это воспринимается как несправедливость, а всякая несправедливость покрывает душу шрамами. Варвара Тимофеевна оделась и пошла в домоуправление. Управдом Шура внимательно выслушала Варвару Тимофеевну и сказала, что ни о каком индивидуальном землетрясении не может быть и речи, потому что в Москве нет вулканов. А стены трясутся скорее всего оттого, что сверху или снизу подрались соседи, и по этому поводу надо обращаться не в домоуправление, а в милицию. Варвара Тимофеевна сказала, что сверху нее живет мать‑одиночка, лифтершина дочка Таня с грудным младенцем и драться между собой они не хотят. А снизу живут две сестры‑двойняшки, по восемьдесят лет каждой. Они, бывает, ссорятся между собой, но вряд ли могут разодраться с такой силой и страстью. Управдом Шура ничего не ответила, видимо, осталась при своем мнении, подняла руки и поправила в волосах круглую гребенку. Она сидела с поднятыми могучими руками, как монумент, во всей своей переспелой сорокапятилетней красоте, и Варвара Тимофеевна, глядя на нее, подумала: «Кобыла». Но вслух ничего не сказала. Управдом Шура тем не менее услышала то, о чем подумала Варвара Тимофеевна, но вслух ничего не ответила.
Милиционер Костя был молодой, с длинным ногтем на мизинце и мало походил на представителя власти. Говорят, жизнью правят два инстинкта: инстинкт любви, чтобы оставить потомство, и инстинкт самосохранения, чтобы подольше пожить. Варвара Тимофеевна и Костя существовали под властью разных инстинктов и не понимали друг друга. – А почему у вас все на полу валяется? – спросил Костя. Варвара Тимофеевна специально ничего не прибирала, оставляла как вещественное доказательство. А недавно принесла с помойки совсем еще крепкий стул с продранным сиденьем и присовокупила к общему фону. – А зачем подбирать? – спросила Варвара Тимофеевна. – Все равно упадет. – Так все время и падает? – Так и падает. – А как же вы живете? – удивился Костя. – Человек не собака. Ко всему привыкает. – Понятно… – задумчиво проговорил Костя. Человек действительно не собака и, как разумное существо, быстрее приспосабливается к окружающей среде, какой бы противоестественной она ни была. – А сейчас почему не падает? – спросил Костя. – Сегодня суббота. Выходной у них. – У кого? – А я знаю? Костя помолчал, потом забормотал непонятные слова: – Мистика, фантастика, детектив… – Чего? – не разобрала Варвара Тимофеевна. – А вы давно эту квартиру получили? – С месяц. – А раньше где жили? – В Тупиковом переулке. Нас снесли. Знаешь небось… Костя дипломатично промолчал. Ему нравилось казаться хорошим специалистом: знать все, что происходит в городе Москве с каждым ее жителем, имеющим постоянную или временную прописку. – А до войны в деревне жила. В Сюхине. – А где это Сюхино? – полюбопытствовал Костя. – Сейчас нигде. Старики померли, молодые в город подались, – разъяснила Варвара Тимофеевна. – На месте деревни одни печины стоят. Дикие свиньи развелись, рыси, волки. – Печины – это печи? – Нет, это печины… Костя задумался: представил себе забытую под небом деревню, где вместо кошек, собак и свиней бродят рыси, волки и кабаны. А вся Варвара Тимофеевна в темном штапельном платье представилась ему частью этой покинутой деревни, ее представителем. И Косте вдруг отчаянно захотелось помириться с Таней. Должно быть, скомандовал инстинкт любви. – А ночью тоже трясет? – спросил Костя, игнорируя инстинкт. – Нет. Ночью не работают. Спят. – Ну, я пошел. – Костя поднялся с кушетки. – Может, в понедельник зайдешь? – пригласила Варвара Тимофеевна. – У них с восьми смена. – У меня тоже с восьми, – сказал Костя. – У них своя работа, а у меня своя.
В понедельник к Варваре Тимофеевне приехали архитекторы района. Управдом Шура объяснила, что они должны обследовать дом, нет ли в нем просчета, строительного дефекта. Один архитектор – толстый лысый мужик – все время брал стакан и капал в него из пузырька, и в комнате пахло аптекой. Варваре Тимофеевне стало совестно, что из‑за нее человек тратит свое здоровье. Она забилась в кухню и сидела там с виноватым видом. Управдом Шура носилась по квартире с легкостью, не свойственной ее объему, и было видно, что переживает яркую страницу в своей жизни. – А почему сейчас не стучит? – спросила молодая архитекторша с черными очками на голове. – Не знаю, – сказала Варвара Тимофеевна. – Может, надоело… – А это у вас что? – Архитекторша ткнула пальцем на подоконник.
Date: 2015-10-21; view: 320; Нарушение авторских прав |