Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование лексико-грамматических навыковЗвук[У] Количество занятий: 1-2. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение звука [у] из ряда гласных. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение ударного [у] из начала слова. Развитие слухового внимания и памяти. Нахождение часто повторяющегося звука: Удод у дороги увидел ужа. Удод улетел, от испуга дрожа. А уж зашуршал и уполз в камыши, Над глупым удодом смеясь от души. Детям предлагается отгадать загадку и назвать первый звук отгадки: Плавала, купалась, а сухой осталась. (Утка) Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, По соломинке ползет. (Улитка) Уточнение и формирование словарного запаса. Улитка, удод, ужин, Уля, утюг, ухо, уши, улица и др. Работа над грамматическим строем речи. Единственное и множественное число существительных, перечисленных выше. Практическое употребление предлога у. Кто у кого? Лосенок у лося, котенок у..., утенок у..., китенок у..., олененок у..., ягненок у..., лягушонок у..., кукушонок у..., цыпленок у... Игра «Скажи по-другому»: рядом с домом (с магазином, со школой, с садом, со столом, со стулом, с доской) и т. д. Ответ: у дома, у магазина и т.д. Родительный падеж множественного числа существительных со звуком [у]: (утки - уток...) Образование прилагательных. Игра «Скажи одним словом»: человек, у которого много ума, - умный зарядка, которую делают утром, -... море, на котором буря, -... занятие, на котором занимаются физкультурой, -... человек, который трусит, -... улица, на которой шумно, -... фонарь, который висит на улице, -... человек, который грустит, -... день, который прошел удачно, -... магазин, в котором продается обувь, -... работа, которую делают руками, -... шкаф, в котором хранится посуда, -... Работа над предложением. Договаривание предложений: Вот... (утки); Тут много... (уток) и т. д. Составление предложений с предлогом у: У мамы сумка. У Пети дудка и т. д. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Мама купает Улю». Физминутки. Проговаривание с имитацией движений: Ух, ух, ух! Лесорубы рубят дуб. Ух, ух, ух! Машет крыльями петух. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы У. Работа с раскраской. Звук [А] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение А из ряда гласных. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение ударного звука [а] из начала слова. Детям предлагается отгадать загадку и выделить первый звук в отгадке: В этом домике жильцы Все отважные пловцы. Что за дом такой, До краев залит водой? (Аквариум) Анализ ряда звуков типа [а], [у]. Развитие слухового внимания и памяти. Логопед предлагает прослушать стихотворение: Астра, азбука, айва Начинаются на А, И кончаются на А Астра, азбука, айва. (Н.Костарев) Детям предлагается добавить при повторном прочтении стихотворения логопедом последние три слова. Уточнение и формирование словарного запаса. Аля, апельсин, Алик, аптека, аквариум, автомат, альбом, антенна, астры и др. Работа над грамматическим строем речи. Составление предложений с союзом а: (Мама моет посуду, а Петя играет с мишкой. Апельсин сладкий, а лимон кислый и т. д.) Угадывание окончаний слов в предложении. Вот кукл...(а);Аня купает кукл...(у) и т. д. Физминутки. Речь с движениями. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. - Топай правою ногой, - Топай левою ногой И тогда придешь домой. (И. Токмакова) Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы А. Работа с раскраской. Звуки [А], [У] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение первого звука в словах: астры, умный, Африка, ужас и т.д. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ ряда звуков типа [а], [у]. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагаются следующие загадки: Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Ниточка в реке, Палочка в руке. (Удочка) Берегись, болезнь любая: Грипп, ангина, дифтерит. Всех излечит, исцелит Добрый доктор... (Айболит) Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз) Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна) (А. Масленникова) Воспроизведение детьми рядов звуков: ауа, уау, ууа. Уточнение и формирование словарного запаса. Названия частей тела человека и туловища куклы. Работа над грамматическим строем речи. Образование уменьшительной формы существительного от названий частей тела и туловища: лоб - лобик и т. д. Тренировка практического употребления предлога у. Работа над предложением. Составление предложений с предлогом у: У Антона лоб, а у куколки лобик. И т. д. Развитие навыков связной речи. Составление описательного рассказа о кукле с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Физминутки. Игра «Эхо». Логопед произносит слова громко, дети - тихо, потом наоборот: - Ау! Ау! (гуляют по лесу). Звук [И] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение первого звука в словах имя, июнь, Индия, игра, ил, июль, ириска. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ детьми ряда из трех гласных звуков типа ауи. Развитие слухового внимания и памяти. Воспроизведение ряда звуков типа ауи. Детям предлагается следующая загадка: Носик стальной, хвостик льняной; Никак не согласится Она лежать без толку, Кто знает мастерицу - Усердную... (иголку). (Е.Серова) Уточнение и формирование словарного запаса. Ива, ириска, Инна, индюк, иней, Иван, идет, игрушки и др. Работа над грамматическим строем речи. Изменение числа существительных: конь - кони и т. д. Практическое употребление союза и. Согласование глагола с существительным в числе. Игра «Измени по образцу»: метет метель - метут (метели); зреет яблоко -...; сидит воробей -...; летит муха -...; цветет мак -...; ржет конь -... и др. Работа над предложением. Дополнение предложений существительными во множественном числе: На лугу пасутся... (кони); За столом сидят... (дети); В воде плавают... (утки) и др. Составление предложения из данных слов: Ира, идет, домой. Физминутки. Игра «Лошадки». По сигналу логопеда дети бегут в «конюшню», изображая жеребят: и-и-и-и-и-и-и-и. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы И. Работа с раскраской. Звук [Э] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Определение наличия звука [э] в ряду гласных. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ ряда из трех изученных гласных. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается загадка: Живет без тела, Говорит без языка, Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо) Детям предлагается запомнить стихотворение с опорой на ряд игрушек: Это - кукла, это - мишка, Это - зайка, это - книжка. Это - добрый-добрый слон, Это - звонкий телефон. Затем игрушки убирают, а дети рассказывают стихотворение наизусть, выделяя звук [э]. Уточнение и формирование словарного запаса. Это, эти, эта, этот, Эля, этаж, этажерка и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование прилагательных от существительного «продукты». Практическое употребление существительных в единственном числе в винительном падеже: ест... (суп, кашу), пьет... (сок, компот), покупает... (хлеб, молоко) и др. Образование прилагательных от существительного «этаж»: многоэтажный, одноэтажный, двухэтажный и т.д. Согласование местоимений эта, этот с существительными. Согласование числительных с существительными. Работа над предложением. Составление предложений с местоимением это: Хлеб, молоко - это продукты. Стол, стул - это мебель. Это молоко. Кошка лакает молоко. Это хлеб. Петя ест хлеб. Распространение определениями и воспроизведение предложений: Мама несет (продуктовую) сумку. Люди заходят в (продуктовый) магазин. Макет «Дом». Поставив картинку на макет, дети составляют предложения с местоимениями эта, этот: Эта лиса живет на первом этаже; Этот медведь живет на втором этаже и т.д. Составление предложений типа: Я живу на пятом этаже. Я живу на... этаже и т. д. Физминутки. Речь с движениями. Это правая рука, Это правая нога, Ухо правое у нас, А вот это правый глаз. Дети произносят слова и показывают части тела. Игра «Кто как кричит?» Дети разбиваются на две группы: овцы - «б-э-э», козы - «м-э-э». Звук [П] Количество занятий: 3-4. Обучение грамоте. Буква П. Чтение букв, слогов: ам, ум, им, ап, уп, ип. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ обратных слогов типа ап. Выделение последнего согласного из слов типа суп. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко»: Я и вкусен, я и сочен, И на вид красивый очень. Всем известен с давних пор Под названьем... (помидор). Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева!» А попала в кружева - И пропала голова! Бедняжка, словно в тине, Увязла в... (паутине). (Е. Серова) Игра «Не ошибись». Детям предлагается повторить ряд слогов (ап, уп, оп, ип, эп, уп и др.) ряд слов (паук, пастух, паутина и д,р.). Уточнение и формирование словарного запаса. Названия продуктов: су[п], укро[п] и др. Слова: паук, паутина, парта, помидоры, пар, панама, попона, попугай, пылесос, компот, портфель, капуста, пыль, аптека, павлин, парус, пушка, папаха, покупатель и т. д. Работа над грамматическим строем речи. Образование: множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (паук - пауки - пауков); уменьшительной формы существительных (паук - паучок); глаголов с приставками по, пере, под(о)- (пошел, подошел, перешел) и т.д. Употребление предлогов в, к, через и предлогов под, по. Работа над предложением. Составление предложений с приставочными глаголами: Петя пошел в школу; Петя подошел к школе и т. д. Составление полного распространенного предложения: Пастух пасет коров на лугу. Составление предложений с предлогом под: Проговаривание действий: Петя положил ручку под книгу. Макет «Дом "Кто под кем живет?"«: Лиса живет под волком; Повар живет под пастухом и т. д. Составление предложений с предлогом по: (Тучи плывут по небу). Физминутки. Дети маршируют. Услышав слог или слово с [п], садятся на корточки. Речь с движениями «Это правая рука...» «Не ошибись». Услышав предлог под, дети должны присесть, услышав по - имитировать езду, ходьбу, бег (по дороге, под листом...). Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы П. Работа с раскраской. Звук [Т] Количество занятий: 2-3. Обучение грамоте. Чтение букв, слогов ат, ут, ит. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа ат. Выделение последнего согласного из слов типа кот. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко». По небесам оравою Из мешков течет вода. Бредут мешки дырявые. Спрячемся получше И бывает иногда: От дырявой... (тучи). (Е. Серова) Грянул гром, веселый гром, засверкало все кругом. Рвутся в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют. Это праздничный... (салют). (Е. Серова) Запоминание чистоговорок: Та-та-та - длинный хвостик у кота. То-то-то - у Тани новое пальто. Ты-ты-ты - не боимся темноты. Уточнение и формирование словарного запаса. Танк, туфли, тапки, топор, кот, солдат, хвост, самолет, пилот, автомат, компот, салют и т. д. Слова по теме «Семья»: внук, брат, сестра, племянница, невестка и др. Глаголы: сидит, пьет, бегает, купает, моет, стирает, гонит, тонет, катает, зовет и т. д. Работа над грамматическим строем речи. Осознанное выделение личных окончаний глаголов в единственном и множественном числе: сидит - сидят и др. Практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах: кот - коты - много котов и т. д. Изменение глаголов по лицам в настоящем времени: я бегаю, он бегает, они бегают и т.д. Употребление существительных в творительном и предложном падежах. Согласование прилагательных толстый, тонкий с существительными. Словосочетания с ними. Практическое употребление союза а. Практическое умение заменять имя собственное местоимениями он, она, они. Практическое употребление предлогов у, от. Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений. Осень... (наступает); Холодный дождь... (моросит); По небу серые тучи... (плывут); Желтые листья на землю... (падают) и т. д. Составление предложений по имеющимся у логопеда картинкам на тему «Семья» с использованием приведенных выше глаголов: Мама готовит обед; Сын катает по полу машинку и т. д. Составление предложений с предлогом у: У Толи танк; У Тани утка и др. Составление распространенных предложений при ответе на вопросы: Чем рубят дрова? - Дрова рубят топором; Чем перевязывают рану? -... бинтом; Чем забивают гвозди? -... молотком; Чем завязывают волосы? -... лентой; На чем готовят еду? -... на плите. Составление сложных предложений с союзом а: Этот карандаш тонкий, а этот толстый. И т. д. Замена существительного местоимением он, она, они: Толя идет. - Он идет; Таня лепит. - Она лепит и т. д. Составление предложений с предлогом от: Петя убегает от гуся и т.д. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Дети лепят». Физминутки. Имитация движений с речью: - поезд: т-т-т; - ремонтники: тук-тук. Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской: тумба, петух, табуретка. Звук [К] Количество занятий: 2. Обучение грамоте. Чтение слогов ак, ук, ик. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа ак. Выделение последнего звука [к] в словах. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: воспроизведение рядов звуков (ка-ко-ку; ку-ко-кэ; ак-ок-ук и т. д.). Повторение ряда слогов (па-та-ка и т.д.) в определенной последовательности. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Для меня резинка, братцы, лютый враг, Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку - красота! А она прошлась немножко - нет кота! С ней хорошую картинку не создашь! - Так вовсю ругал резинку... (карандаш). (Е.Серова) Уточнение и формирование словарного запаса: кот, компот, кошка, коза, корова, конфета, капуста, лук, крылья, клюв, когти и др. Названия домашних животных, птиц (со звуком [к]). Работа над грамматическим строем речи. Изменение существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах. Образование существительных с помощью суффиксов к, ок, ик (конфета - конфетка, компот - компотик и т.д.); глаголов от звукоподражаний: куку - кукует..., Ква-ква-..., ку-ка-ре-ку-..., Кря-кря -..., курлы-курлы -... и т. д. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ат, ят. Изменение числа и падежа: (котенок - котята - много котят; крольчонок, козленок, поросенок, жеребенок) и т.д. Практическое употребление предлога к. Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений, начатых логопедом, существительными в форме родительного падежа множественного числа: В вазе много... (конфет)', В стаде много... (коров) и т.д. Развитие навыков связной речи. Составление предложений со звукоподражательными глаголами в форме единственного и множественного числа: Кукушка кукует. - Кукушки кукуют и т.д. Ответы на вопросы. Составление предложений с предлогом к: К чему подошел Петя? - Петя подошел к столу и т. д. Физминутки. Речь с движениями: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, Лапками гребите, зернышки ищите». (Т. Волгина) Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы К. Работа с раскраской. Звуки [П],[Т],[К] Количество занятий: 1. Обучение грамоте. Чтение слогов ат, ут, ит, ак, ук, ик, ап, уп, ип. (Далее используется материал предыдущих занятий.) Физминутки. Игра с мячом: «Добавь слог, назови слово»: буд, бан, юб,рыб, шап, вет, зай (ка). Звук[Л'] Количество занятий: 2. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Ознакомление детей с понятием «мягкий звук». Уточнение и формирование словарного запаса. Названия диких животных: лиса, лев, олень и др. Слова: лето, лес, пилит, колет, полет, лей, лейка, Лена, клюв, мебель, лютики, плита, тюльпан, валенки, лента, липа, малина, калитка, вафли, филин, поляна, пальто, клюква, клюв, пулемет и т.д. Названия деревьев: клен, липа, тополь и др. Работа над грамматическим строем речи. Ознакомление с предлогом у. Согласование существительных с глаголами прошедшего времени: пилили, плыли, ехали, бегали и др. Образование именительного падежа множественного числа существительных (лютик - лютики); родительного падежа множественного числа (лютики - много лютиков). Работа над предложением. Дополнение предложений глаголами прошедшего времени множественного числа: Бабушке книгу... (читали); Тому в ванне... (купали); Толе книгу... (купили) и т.д. Составление предложений по картине «Дети лепят»: Дети лепили...; Оля лепила... бублик... и др. Изменение времени глагола в предложениях: Дети лепят. - Дети лепили и т. д. Подбор определений к словам: ель (какая?) зеленая, высокая, колючая; лента (какая?)... Подбор существительных к прилагательным: длинный... (нос, карандаш), зеленое..., маленькая..., сильный... и т. д. Подбор антонимов: большой - маленький..., короткий -...,слабый -..., трудолюбивый -..., храбрый -..., быстрый -..., тяжелый -... Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картине «Дети поливают огород». Физминутки. Игра с мячом: «Добавь слог, назови слово»: По, Га, Ва, У, То, Ю (ля). Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звуки [А], [И], [У], [Э] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение начального согласного, гласного в словах типа кит. Далее идет закрепление ранее изученного материала. Звук [О] Количество занятий: 2. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение гласного в середине слова. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: повторение ряда слов (Оля, окна, дом, кот и др.). Игра-загадка «Подскажи словечко»: В лесу, заметьте, дети, Мыши, прячутся, дрожат. Есть ночные сторожа, Очень уж суровы Сторожей боятся этих Филины и... (совы). (Е.Серова) Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: Ослик, Оля, окна, пальто, острый и др. Осень (признаки), овощи (обобщающие слова), обувь (обобщающие слова). Работа над грамматическим строем речи. Образование множественного числа существительных: окно - окна и др. Образование относительных прилагательных от существительных: осень - осенний... и др. Практическое употребление существительных: (пальто, какао, молоко, радио). Игра «Подбери слово»: согласование прилагательного с существительным: теплое... (пальто), сладкий..., свежее..., славная..., огромный..., соленые..., круглое..., упрямый..., острый..., кислое..., ласковый... и т. д. Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений словами: пальто, радио, какао: Тане купили... (пальто); Таня надела... (пальто); На Танином... (пальто) пушистый воротник и т.д. Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа «Танино пальто». Танино пальто Таня выросла из старого... (пальто). На старом... (пальто) появилась дырка. Теперь у Тани нет хорошего... (пальто). Мама решила купить Тане... (пальто). Мама с Таней пошли в магазин за новым... (пальто). В магазине продавалось много нарядных... (пальто). Мама купила Тане красивое теплое... (пальто). Воротник на новом... (пальто) был мягкий и пушистый. У нового... (пальто) были большие удобные карманы. Теперь Таня везде ходит в новом... (пальто). Она очень рада своему... (пальто). Физминутки. Речь с движениями: Рубим дрова. - Ух! Ух! Ух! Разводим руками. -Ах!'.. Качаем головой. - Эх!.. ' Болит зуб. - Ох!.. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы О. Звуки [X], [Х'] Количество занятий: 2. Дифференциация звуков [х][х'], [к][х] на слух. Обучение грамоте. Чтение слогов ах, ох...; ха, хо... Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение гласного из середины слова. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается запомнить и повторить: Ха-ха-ха - вкусная уха. Хи-хи-хи - дайте мне ухи. Ху-ху-ху - ели мы уху. Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: хлеб, хата, хобот, мох, худой и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование множественного числа существительных на ы, и; глаголов от междометий: ах - ахали, ох -..., ух -..., эх -... Образование притяжательных прилагательных: хвост лисы - лисий хвост, хвост медведя -... и т.д. Согласование прилагательных с существительными: хороший... (друг, дом), плохой..., мохнатый..., худой..., меховой..., хитрый..., холодный..., махровый и т. д. Работа над предложением. Дополнить и воспроизвести предложения: Олени едят... (мох); На заборе сидит... и т. д. Физминутки. Речь с движениями: Надо маме печь топить И обед нам всем варить. Маму я свою люблю, Я дрова ей наколю. Ух! Ух! Ух! Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы X. Работа с раскраской. Звуки [К], [Х] Количество занятий: 2. Дифференциация звуков [к][х] в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез прямых и обратных слогов с К, X. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Не ошибись»: повторение детьми ряда слогов (ка-ха-ка...; ах-ак-ах...). Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: хоккей, художник, пастух, охотник, парикмахер, шахтер, хоккеист и др. Работа над грамматическим строем речи. Составление предложений с названиями профессий. Имитация и проговаривание действий детьми: Я хочу... (плясать, спать, хлопать); Мы хотим... (плясать, спать, хлопать); Вы хотите...; Они хотят... Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными: шуба из меха - меховая шуба, воротник из меха -...; шапка, пальто, сапоги, рукавицы из меха -...; шапка из пуха - пуховая шапка, подушка, одеяло, куртка из пуха -... и т.д. Работа над предложением. Дать полный ответ на вопрос: - У кого длинный (короткий, пушистый...) хвост? - У лисы длинный хвост; - У кого пушистый (длинный, короткий...) мех? - У белки пушистый мех; - У кого нет меха? - У слона нет меха. Исправление и воспроизведение предложений: У кота длинный хобот; На болоте растет пух и т. д. Составление предложений со словами: хочу, не хочу, хотим, не хотим. Составление полных ответов на вопросы о профессиях: - Кто пишет картины? - Картины пишет художник. - Кто выращивает хлеб? -... Составление предложений из слов: зима, дети, кататься, санки, на; врачи, ходить, халаты, белые, в и т. д. Составление предложений со словосочетаниями: меховой, меховая, меховые + существительное; пуховый, пуховая, пуховые + существительное. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети играют в хоккей». Физминутки. Игра с мячом «Добавь слог»: салфет... (ка); книж... (ка); конфет (ка); му... (ха); У (ха). Звук [Я] Количество занятий: 1. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается выучить и отгадать загадку: Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: маяк, яхта, яблоки, ягоды, яма, елка, швея; обобщающие слова по теме «Семья» и др. Местоимения: мой, моя, мое. Работа над грамматическим строем речи. Согласование существительных и местоимений с глаголами: Я купаю. - Петя купает. Согласование местоимений мой, моя с существительными: Мой танк; Моя игрушка и т. д. Подбор определений к данным словам: мяч (какой?) круглый, красный..., дом..., снег..., нож..., лимон..., утюг..., слон... Образование множественного числа от существительных среднего рода: (крыло, перо, дерево, копье). Работа над предложением. Составление предложений с существительными в творительном падеже: Катя шьет шапку (чем?) иголкой. Составление предложений типа: Это моя игрушка и др. Составление предложений с союзом а: Молоток тяжелый, а карандаш легкий. Составление предложений по картинкам с переносом действия на себя: Мальчик рисует. - Я рисую. Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звуки [Л'], [Я] Количество занятий: 1. Дифференциация звуков в произношении. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Уж очень вид у них чудной. За что она обижена? У папы локоны волной, Недаром часто злится А мама ходит стриженой. На всех мамаша... (львица). (Е. Серова) Детям предлагается запомнить и повторить чистоговорку: Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. Уточнение и формирование словарного запаса: Существительные: клюв, гололед и др. Глаголы: читали - читают, бегали -..., мыли -..., пели -... и т.д. Прилагательные: трусливый, медлительный и др. Работа над грамматическим строем речи. Игра «Выполни и отчитайся»: (стой - стою; сиди - сижу). Работа над предложением. Изменение времени глагола: дети читали - дети читают, дети поют - дети пели и т. д. Подбор существительных к определениям: медлительная... (черепаха); трусливая...; хитрая...; страшный... и т.д. Завершение предложения: В парке много... (лип); В саду много... (ям) и др. Составление предложений из данных логопедом слов: яблоня, яблоки, растут, на, деревья и др. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Мама купает Леву». Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звук[Ы] Количество занятий: 1. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Вот так чудо! Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! Он жужжит, как сотня ос, Работяга... (пылесос). (Е.Серова) Игра «Не ошибись». Произнесение ряда слогов: (пы-ты-пы....; мы-пы...) и др. Уточнение и формирование словарного запаса, Освоение слов по темам: семья, дом, орудия труда. Работа над грамматическим строем речи. Образование: множественного числа существительных в именительном падеже: липа - липы, клен -..., тюльпан -... и др.; приставочных глаголов: шел - вышел, сыпал -..., пил -..., нес - и т.д. Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений: В огороде выросли красные... (помидоры); Под деревом растут крепкие... (грибы) и т. д. Обучение практическому употреблению местоимения вы: Логопед:- Я встану. Дети:- Вы встанете. Логопед:- Я сяду. Дети:- Вы сядете. И т.д. Физминутки. Игра «Пароходы»: две группы детей при встрече друг с другом гудят: ы-ы-ы. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ы. Звуки [Ы], [И] Количество занятий: 2. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа миска. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: четкое произнесение ряда слогов (пи-пы-пи...; ти-ты-ти...). Работа над грамматическим строем речи. Образование множественного числа существительных на ы, и: веник - веники, лев - львы и т. д. Употребление приставочных глаголов и предлогов. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий: Вы налили воду е стакан; Коля вылил воду из стакана и т. д. Звук [С] Количество занятий: 4. Дифференциация звуков [с], [ц], [щ], [ш], [ч] на слух. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа су. Анализ слов типа суп. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается запомнить и повторить чистоговорки: Спал спокойно сытый сом, видел сладкий сон. Са-са-са - вот летит оса, Су-су-су - мы видели осу, Сы-сы-сы - у осы усы. Игра «Не ошибись»: произнесение детьми ряда слогов (ca-со-су...; сты-сто-ста...; ас-ос-ус...). Игра-загадка «Подскажи словечко»: Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Кругла, крепка, вкусна на вкус. Узнали вы меня? Я -... (свекла). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов: сок, суп, сад, лес, нос, лист, мост, совы, сани, сапоги, самолеты, скамейка... и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: сад - сады - садов и др.; существительных в творительном падеже единственного и множественного числа: лиса с лисенком - лиса с лисятами и др.; приставочных глаголов: варить - сварить, петь - спеть и т.д.; приставочных глаголов от глагола нес с помощью приставок под, пере, у, за, до, вы; относительных прилагательных от существительных сосна, лес, сад, соль и др.; уменьшительной формы от прилагательных: кислый - кисленький....; словосочетаний: кислый... (лимон, сок); сладкий...; соленый... и т.д. Работа над предложением. Составление предложений из данных логопедом слов. без предлога: Соня, пить, сок и др.; с предлогами у, на, в, с, по, под, к: Шкаф, стоит, стена и др. Составление сложных предложений с союзом если по данному логопедом началу: Я пойду гулять, если... (разрешит мама). Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по серии картинок «Собака-санитар». Физминутки. Речь с движениями (см. [14, с. 229]). Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы С. Работа с раскраской. Звуки [С], [С'] Количество занятий: 4. Дифференциация звуков [с][с'] в произношении. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, Анализ слов типа суп. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается отгадать и запомнить загадку: Прямо с неба, прямо в сад На окно мое садятся, Мухи белые летят, Молча в комнату глядят. (Снежинки) Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих овощи, фрукты и уход за ними. Работа над грамматическим строем речи. Согласование прилагательных синий, веселый с существительными. Образование: сложных слов: самолет, самокат, сенокос, снегопад, листопад, снегоход, пылесос, самосвал, самовар, лесовоз, лесоруб, садовод; уменьшительной формы от прилагательных вкусный, соленый, красный, острый, кислый и др.; множественного числа существительных колесо, лес, пояс, стадо, стог и др.; возвратной формы глагола: мыл - мылся, катал -... и др.; относительных прилагательных от существительных осина, овощи, собака (овощной суп, овощной салат...) и др. Работа над предложением. Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида: Сережа строит дом. - Сережа построил дом и т. д. Дополнение стихотворного текста однокоренными словами (см. [14, с. 232]). Развитие навыков связной речи. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Составление рассказа по серии картинок «Хитрая лиса». Звуки [3], [3'] Количество занятий: 3. Дифференциация звуков [с][з] в произношении. Обучение грамоте. Буква 3. Прямые и обратные слоги с 3. Их анализ и синтез. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать - луна, А дочурки -... (звезды). (Е.Серова) Пестрой лентой притворяясь, В зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь, По земле ползет... (змея). Загадки: Дружбу он с дождем ведет, Вместе с ним гулять идет. (Зонт) (Л.Буякова) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо) Игра «Не ошибись»: произнесение детьми слогов (за-зо-зы...; азма-узма-изма...). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов: зал, земляника, звезды, зелень, коза, козел, гнездо и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: уменьшительной формы существительных гвоздь - гвоздик и др.; множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: гвоздь - гвозди - много гвоздей и др.; уменьшительной формы прилагательных: зеленый - зелененький и др.; относительных прилагательных: резина - резиновый и др.; родственных слов от существительного зима; приставочных глаголов: вести - завести, петь - запеть и др. Согласование прилагательного зеленый (ая, ое, ые) с существительными. Практическое употребление предлогов из-за, за. Работа над предложением. Исправление и воспроизведение предложений: Петух гонится за лисой. - Лиса гонится за петухом; Мышка охотится за кошкой. -... и т.д. Составление предложений по демонстрации действий: За кем ты стоишь? - Я стою за Колей. Коля стоит за Петей; Куда закатился мяч? - Мяч закатился за шкаф и т. д. Составление предложений по демонстрации действий и картинкам: Мяч закатился за шкаф. - Я достал мяч из-за шкафа. Автобус заехал за угол - Автобус выехал из-за угла и т. д. Дополнение и воспроизведение предложений: Собака бежала за... (Петей); Пастух шел за... (стадом) и т. д. Развитие навыков связной речи. Составление предложений и объединение их в рассказ по сюжетным картинкам «Зима», «Зимний день». Физминутки. Речь с движениями: Зайке холодно зимой, Надо зайке поскакать Зайке голодно зимой. И осину поглодать. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы 3. Работа с раскраской. Звуки [С], [3] Количество занятий: 3-4. Дифференциация звуков [с] [з] в произношении. Обучение грамоте. Буквы С и 3. Анализ и синтез слогов с С, 3, слов с С, 3. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение звуков (са-за-за... и др.) Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, характеризующих зиму, зимние забавы. Знакомство со словами паронимами: зуб - суп, козы - косы, зайка - сайка и т.д. Работа над грамматическим строем речи. Практическое освоение предлогов с, со, за, из-за. Дифференциация предлогов из, со (из школы, с крыши, со стола и др.). Практическое употребление союза зато. Образование относительных прилагательных от существительных серебро, золото, стекло и др. Согласование числительных с существительными в родительном падеже при обозначении количества предметов (не стало двух корзинок) и т. д. Работа над предложением. Составление предложений с предлогами с, со, за, из-за, из. Дополнение и воспроизведение предложений с этими предлогами: Снег падает (с) неба; Дождь идет (из) тучи и т. д. Составление предложений с союзом зато по данному логопедом началу: Я не пошел гулять, зато... (посмотрел мультфильм) и т. д. Исправление и воспроизведение предложений: Коля пасет косу; у Зины выпал суп и т. д. Развитие навыков связной речи. Составление рассказов по сериям картин «Зайка и снеговик», «Лиса и козел», «Два упрямых козленка»; по сюжетным картинам «Зимой в саду», «Зимние забавы», «Зимой на прогулке». Пересказ деформированных текстов «Зима и осы», «Заноза», «Пузыри», «Тузик» [6, с. 98]. Физминутка. Речь с движениями: Ножками затопали, Там-там-там-там, Зашагали по полу. Друг за другом по местам. Звук [Б] Количество занятий: 2. Обучение грамоте. Буква Б. Анализ и синтез слогов с Б. Анализ и синтез слов типа зубы, бак. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагаются загадки: Маленькое, сдобное, Я сама его не съем, Колесо съедобное, Разделю ребятам всем. (Бублик) Что держится весь день за мамину шею, а мама не устает? (Бусы) Игра «Не ошибись»: четкое и ясное произнесение слогов (ба-бо-бу-бы и т. п.). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих названия домашних животных (бык, баран, собака... и др.) Слова: баян, булка, грибы и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; сложных глаголов будущего времени: будет бегать, будет играть и т. д. Согласование прилагательных белый, голубой с существительными единственного и множественного числа во всех падежах. Практическое употребление союза если бы. Работа над предложением. Составление предложений с указанными грамматическими конструкциями. Закончить предложения: Если бы сейчас было лето...; Если бы я был большим... и т.д. Развитие навыков связной речи. Составление рассказов по картинкам «Бобик», «Боба и Бобик». Физминутки. Запоминание и воспроизведение слогов. Речь с движениями: (руки в стороны - ба, вверх - бу и т.д.). Игра «Добавь слог» - ребенок должен, поймав мяч, назвать целое слово, прибавив новый слог к названному воспитателем: зу, гри, вер, клум (бы); (ба) тон, нан, ран, гаж. Звуки [Б], [П] Количество занятий: 4. Дифференциация звуков [б] [п] на слух и в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов с Б, П. Анализ и синтез слов типа зубы, пух. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение ряда слогов и слов (ба-па-ба..; баран, бублик, платье...). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих названия мебели, транспорта, овощей, домов, диких животных, инструментов, профессий с [б]. Знакомство со словами паронимами, содержащими [б], [п]: бочка - почка, башня - пашня, Паня - баня, запор - забор, папочка - бабочка. Работа над грамматическим строем речи. Образование: уменьшительных форм существительных множественного числа с [б] в именительном и родительном падежах; приставочных глаголов с по, при, пере: бежал - побежал, прибежал, перебежал; брился -... и др. Практическое употребление предлогов под, по. Работа над предложением. Составление предложений: из данных слов: Белка, у, хвост, пушистый - У белки пушистый хвост; Небо, большая, набежала, туча, на -... и др.; с предлогами по, под;∙о профессиях: Балерина танцует; Маляр красит; Учитель учит и др. Игра «Перепутаница». Восстановление смысла предложений: Блины пекут бабушку. - Бабушка печет блины Платье гладит Любу утюгом. -... и т.д. Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Я.Тайца «По грибы» [17]. Звук [Ц] Количество занятий: 2-3. Дифференциация звуков [ц] [с], [т][т'] на слух. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»: На одной ноге стоит, Ищет в речке лягушат. В воду пристально глядит, На носу повисла капля. Тычет клювом наугад, Узнаете? Это... (цапля). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми слов: цепь, цапля, курица, цыплята и др. Знакомство с названиями домашних птиц, цветов (обобщение). Работа над грамматическим строем речи. Образование: существительных с суффиксами ниц, иц, щиц от слов: художник, школьник, ученик, работник, птичник, лыжник, читатель, воспитатель, писатель, певец, продавец; возвратных глаголов: купает, моет и т. д.; уменьшительных форм прилагательных: короткий - коротенький и т.д.; существительных с суффиксами ниц, ениц от слов: мыло, газета, пудра, хлеб, иголки, конфеты, чай, вафли; уменьшительных форм существительных с суффиксами ц от слов: дерево - деревце, дело - дельце, блюдо -..., колено -..., полено -..., тело -..., зеркало -..., болото -... и т.д. Практическое употребление антонимов. Практическое употребление предлогов в, из (в мыльнице - из мыльницы). Работа над предложением. Составление предложений о профессиях с существительными женского рода: Художница пишет картины и др. Составление предложений с предлогами в, из и существительными с суффиксом ниц: Петя положил мыло в мыльницу. - Петя взял мыло из мыльницы и т. д. Отработка навыков ответа на вопрос «Кто что делает?»: пловец - плавает, кузнец - кует железо, певец -..., жилец -..., борец -... и т. д. Развитие навыков связной речи. Составление сравнительно-описательных рассказов о цапле и цыпленке. У цапли ноги длинные, а у цыпленка - коротенькие. Клюв? Шея? Хвост? Голова? Перья? Крылья? Составление рассказа по сюжетной картине «Дети кормят курицу с цыплятами». Физминутки. Речь с движениями. Дует ветер нам в лицо, Ветер тише, тише, тише. Закачалось деревцо. Деревцо все ниже, ниже. Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звуки [С], [Ц] Количество занятий: 3. Дифференциация звуков [с][ц] в произношении. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Не ошибись»: произнесение ряда слогов (са-ца-са...; ос-ус-иц... и т.д.). Игра-загадка «Подскажи словечко»: На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и... (синицы). (Н.Полякова) Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица). По ночам сове не спится, ведь сова - ночная... (птица). (В.Шульжик) Игра «Запомни, отгадай». Знакомство с русскими загадками. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми названий птиц и их птенцов: синица, скворец, снегирь... Знакомство с перелетными и зимующими птицами. Работа над грамматическим строем речи. Практическое употребление существительных: спицы, ножницы, пальцы, пяльцы в творительном падеже; сахарница, песочница, сухарница, супница, селедочница в предложном падеже с предлогом в. Образование: существительных женского рода: волк - волчица, лиса -..., медведь -..., тигр -..., лев -..., осел -...; существительных с суффиксами ниц, онк, ёнк от слов: суп, сухари, салфетки, иголки, карандаши, масло, соль, (суп - супница, соль - солонка и т.д.). Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений с опорой на предметные картинки: солнце, сад, лес, гнезда, птенцы, птицы и др. Например: Ярко светит (солнце); В (лес) и в (сад) прилетают птицы и т.д. Развитие навыков связной речи. Составление связного рассказа по теме «Птицы выводят птенцов» с опорой на предметные картинки (изображения птенцов, дерева, солнца, гнезда). Составление рассказа по серии картин «Кот и синица». Пересказ рассказа В. Чаплиной «Лиса» [29]. Звук [Т'] Количество занятий: 1. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: От кого, мои друзья, Неотвязно в ясный день Убежать никак нельзя? Рядом с нами бродит... (тень). (Е.Серова) Детям предлагается игра «Не ошибись»: слитное произнесение слогов и слов (тя-те-ти...; тетя, Петя, ботинки, котик). Уточнение и формирование словарного запаса. Практическое освоение новых слов: тень, тетя, котята, телефон и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: неопределенной формы глагола: мычит - мычать, кричит -... и т.п.; глаголов сложного будущего времени: лакает - будет лакать, стою - буду стоять... и т.д.; существительных с суффиксом от от прилагательных: темный - темнота и т.д. Согласование прилагательных темный, тихий, тесный, теплый с существительными. Работа над предложением. Составление предложений с указанными грамматическими конструкциями. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Тетя Катя дарит Пете котенка». Физминутки. Игра «Поймай мяч, назови слово»: лю, ко, бан, фан, бин, хвос (тик); Ви, Ка, Нас (тя); пус, пас, гос, кос (ти). Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звук [Д] Количество занятий: 3. Обучение грамоте. Буква Д. Анализ и синтез слогов с Д, слов типа дом, дубы. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Подскажи словечко»: Поглядите, поглядите, Землю с небом хочет сшить! Потянулись с неба нити! Не ответишь - подождем, Что за тоненькая нить Отгадаешь под... (дождем). (Е. Серова) Игра «Запомни и повтори»: Дождик, дождик, подожди, Подожди ты, не дожди, Дай дойти до дому Дедушке седому. Игра «Не ошибись»: слитное произнесение слогов и слов (да-до-ды-ду...; дом, душ, посуда, дно). Уточнение и формирование словарного запаса. Практическое освоение слов, обозначающих посуду, части посуды. Знакомство со словами квадрат, квадратный. Знакомство детей со словами, обозначающими названия профессий с [д] (садовник, водитель, художник, доктор, доярка и др.) Глаголы: варит, чистит, жарит, кипятит и др. Работа над грамматическим строем речи. Согласование прилагательного квадратный с существительными. Образование: приставочных глаголов: варил - сварил, жарил - пожарил, поджарил и т. п.; относительных прилагательных от существительных дерево, дуб, посуда и др.; сложного будущего времени: прыгаю - буду прыгать и т.п.; глаголов с приставкой под: нес - поднес и т. п. Работа над предложением. Составление рассказов по картинкам «Петя помогает маме», «Если бы мы были художниками» Звуки [Т'], [Д'] Количество занятий: 1-2. Дифференциация звуков [т'][д'] на слух и в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Т', Д'. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Не ошибись»: произнесение детьми цепочки слогов (тя-дя-тя...; тё-дё-тё... и т. п.). Отгадай загадку: Все время стучит, Но их не калечит, Деревья долбит, А только лечит. (Дятел) Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей с паронимами: день - тень, Дима - Тима, Тёма - тема, Дина - тина... Работа над грамматическим строем речи. Образование: сравнительной степени от прилагательных темный, длинный, тесный, тихий, теплый и др. (темный - темнее...); приставочных глаголов с приставками при, по: шел - пришел - пошел и т.д. Практическое употребление предлога к. Работа над предложением. Составление: предложений из заранее заданных слов; схем предложений: Костюм, висит, шкаф, в - Костюм висит в шкафу; Петя, удит, рыба -... и т.д.; предложений по картинкам (Что хотят дети? - Дети хотят рисовать). предложений с приставочными глаголами; предложений по демонстрации действий (со счетным материалом): К четырем котятам прибавили одного котенка. Стало пять котят. Практическое употребление слова хотят. Звуки [Т], [Д] Количество занятий: 2. Дифференциация звуков [т] [д] на слух и в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Т, Д. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: У меня знакомых тьма, Тот и ручку мне пожмет. Не могу их счесть сама. Людям рада я, поверь, Потому что кто пройдет, Я - приветливая... (дверь). Золотой и молодой Облысела голова. За неделю стал седой. Спрячу - ка в карманчик А денечка через два Бывший... (одуванчик) (.Е. Серова) Игра «Не ошибись»: самостоятельное четкое произнесение детьми слогов и слов (да-та-да...; дверь, ток, душ, дудка). Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей со словами-паронимами: Тома - дома, душ - тушь, том - дом и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование глаголов с приставкой до: бежал, прыгал, рисовал (бежал - добежал...). Практическое употребление предлога до. Словообразование от существительных дом, гном (см. Работа над предложением. Договаривание предложений словами с [т], [д] (см. 14, с. 103]). Составление предложений с предлогом до и приставочными глаголами на до. Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» [17, с. 102]. Физминутки. Игра «Поймай мяч, назови слово»: дети должны, поймав мяч, брошенный воспитателем, закончить слово: пома, забо, рабо, одеж, лопа (та) или (да). Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской. Звук [Г] Количество занятий: 1 - 2. Обучение грамоте. Буква Г. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ и синтез слогов и слов с Г. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»: Говорю я брату: - Ох! - Вот чудак, - смеется брат, С неба сыплется горох! - Твой горох ведь это... (град) (Я. Серова) Уточнение и формирование словарного запаса. Практическое освоение детьми слов: губы, горох, город, нога, голуби и др. Усвоение слов, обозначающих названия домашних птиц. Работа над грамматическим строем речи. Образование: родительного падежа существительных множественного числа: много...; родственных слов от существительного гусь (см. [14, с. 64]). Развитие у детей навыков подбирать существительное к определению, объяснять значение слова, согласовывать прилагательные строгий, могучий, голодный, гладкий, огромный с существительным. Практическое освоение детьми антонимов к словам, указанным выше: горький - сладкий, густой -..., глубокий -..., громкий -..., грубый -... Работа над предложением. Составление предложений по вопросам кто? что? (горит, греет, гремит, гуляет, гогочет, играет, гудит): Огонь горит и т. п. Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Цыферова «Ежик» с обязательным употреблением данных в тексте прилагательных [17]. Физминутки. Игра с мячом. «Поймай мяч, назови слово»: дети должны поймать мяч и закончить начатое логопедом слово: доро, кни, бума, теле (га)...; (га) зета, мак, раж и др. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Г. Работа с раскраской. Звуки [Г], [К] Количество занятий: 2-3. Дифференциация звуков [г] [к] на слух и в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Г, К. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Все знакомы с нами: С мелкими гвоздями. Яркие, как пламя, Полюбуйтесь дикими Мы однофамильцы Алыми... (гвоздиками). Злая, как волчица, Что это за диво? Жжется, как горчица. Это же... (крапива). (Е. Серова) Игра «Не ошибись»: самостоятельное произнесение детьми слогов и слов (ка-га-ка...; колос, голос, горка, корка и т. п.). Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей со словами-паронимами: горка - корка, гости - кости, икра - игра и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: множественного числа существительных: нога, книга, дорога, бумага (нога - ноги...) и т.п.; относительных прилагательных от существительных: горох, лук, молоко, грибы, кура, груша, ягоды, клюква, гранат. Работа над предложением. Составление предложений из данных слов: Галя, гуси, гнать - Галя гонит гусей; Горох, собирать, Катя -... и т.д. Восстановление смысла и исправление предложений: Гора растет на грибах; Груши едят детей... и т. п. Дополнение предложений паронимами (см. [14, с. 77]). Физминутки. Игра с мячом «Поймай мяч, назови слово»: дети ловят брошенный воспитателем мячик и заканчивают начатое им слово: кни, нор, вла, соба, раду, берло (ка) или (га). Звук [Ш] Количество занятий: 3-4. Дифференциация звуков [с][ш][щ][ж] на слух. Обучение грамоте. Буква Ш. Анализ и синтез слогов и слов с Ш. Чтение слов и предложений с Ш. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно... (шишек). (Е.Серова) Игра «Запомни» (см. [14, с. 265]). Уточнение и формирование словарного запаса. Усвоение детьми таких существительных, как шуба, шишка, бабушка, камыш и др.; глаголов шить, штопать, вышивать, вязать, полоскать и др. Знакомство с названиями одежды и словами, обозначающими уход за ней. Работа над грамматическим строем речи. Обучение детей навыкам подбора существительных к определениям: широкая... (дорога, лента), шумный..., школьный..., волшебная..., большой... Образование: относительных прилагательных: двор школы - школьный двор, шаль из шелка -..., варенье из вишни -..., капли из ландыша -...; уменьшительной формы существительных с суффиксом ушк: корова -..., борода -..., трава -..., изба -..., сова -..., лапа -...; сравнительной степени прилагательных: большой, далекий, тонкий (большой - больше...) и др. Обучение детей изменению глаголов по лицам: я иду - ты... (идешь), я пою -..., я даю -..., я рисую -..., я бегу -... и т.д. Работа над предложением. Составление предложений с союзом потому что. (Из-за дождя мы не поехали в лес. - Мы не поехали в лес, потому что шел дождь; Весна пришла, и стал таять снег -...) и т. д. По заданию логопеда дети должны ответить на вопрос предложением с союзом потому что (Почему пришел врач? Почему мама взяла зонтик?) И т.д. Исправление предложений (см. [14, с. 261]). Физминутки. Игра с мячом «Поймай мяч, назови слово» с использованием слогов: ка, кры, лап, гру, кало (ша). Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ш. Работа с раскраской. Звуки [С], [Ш] Количество занятий: 3-4. Дифференциация звуков [с][ш] в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов С, Ш. Анализ слов типа стол, сумка, замок. Преобразование слов: кашка - каска и т. д. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Я - хозяйка разных снов: И про звезды дальние. Про дельфинов, про слонов, Вы ложитесь, и на ушко Про дворцы хрустальные Вам нашепчет сны... (подушка).(Е.Серова) Хоть у нас четыре ножки, Мы не кони, хоть на нас Мы не мышки и не кошки. Вы садились сотни раз. Хоть мы все имеем спинки, Чтобы ноги отдохнули, Мы не кошки и не свинки. Посиди-ка ты на... (стуле).(Е. Серова) Игра «Не ошибись»: произнесение детьми серии слогов (са-ша-са...; ос-ош-ос...). Уточнение и формирование словарного запаса. Знакомство детей с новыми словами-паронимами: сутки - шутки, каска - кашка, миска - мишка и др. Введение в активную лексику детей новых слов: пианист, футболист, кассир, машинист, машинистка, велосипедист, космонавт и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование сравнительной степени прилагательных: красное - краснее, вкусный -..., высокий -..., толстый -..., сильный -... и т.д. Работа над предложением. Дополнение предложений паронимами (см. [14, с. 280]). Дополнение предложений предлогами: Кошка спит (на) стуле; Дети пришли (из) школы; Шуба висит (в) шкафу и т.д. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Пересказ рассказа «Ага» [17, с. 94]. Звук [Л] Количество занятий: 3-4. Дифференциация звуков [л] [р][л'] на слух. Обучение грамоте. Буква Л, слоги, слова с буквой Л. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»: Она сказала тихо: «Хвалиться я не смею, Конечно, я не солнце и даже не луна, Но я стараюсь очень, стараюсь как умею, Чтоб жизнь была светлее, когда я включена». Прислушаться и нам бы к рассказу старой... (лампы). В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись... (дятел). (Е.Серова) Уточнение и формирование словарного запаса. Активное введение в лексику новых слов: лампа, луна, иголка, молоко, осел и др. Работа над грамматическим строем речи. Согласование: прилагательных белый, голубой, светлый и т. п. с существительными; числительных с теми же прилагательными в косвенных падежах: двух голубых платьев и т. д. Подбор существительных к определениям: холодный, ласковый, плохая, милая, умелые, глубокий, мелкий, голодные, теплый и т. п. Образование: прошедшего времени глаголов: копает землю - копал землю, солит капусту -..., делает уроки -..., слушает музыку -... и т. д.; глаголов с приставками по, у, на, с: шел - пошел, писал - списал и т.д.; прошедшего времени глаголов: я сплю - я спал, я пою - я пел и т. д.; относительных прилагательных от существительных ель, луна (еловая ветка...) Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка» с изменением настоящего времени на прошедшее [29]. Составление рассказа по картине «Дети купают куклу». Составление рассказа по серии картин «Шалун». Звук [Ж] Количество занятий: 2-3. Дифференциация звуков [ж][ш] в произношении; звуков [ж][ш][з] на слух. Обучение грамоте. Буква Ж, слоги, слова, предложения с буквой Ж. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»: Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он... (жираф). (Е.Серова) Игра «Запомни и повтори»: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. Уточнение и формирование словарного запаса. Знакомство детей с названиями диких животных и их детенышей. Усвоение новых слов: жук, жакет, мороженое и т. д. Работа над грамматическим строем речи. Согласование прилагательных желтый, важный, кожаный, бумажный с существительными в косвенных падежах. Образование: относительных прилагательных от существительных кожа, бумага, вьюга, лыжи, снег; уменьшительных форм прилагательных от слова желтый; существительных с суффиксом ок: снег - снежок, утюг -..., флаг -..., рог -..., друг -..., сапог -..., пирог -..., творог -...; существительных - названий детенышей животных: медведь - медвежонок и др. Практическое употребление союзов тоже, также. Составление предложений с ними. Практическое употребление предлога между. Составление предложений с ним. Работа над предложением. Составление предложений из данных слов: Художник, задумался, картиной, над; Лес, из, выбежал, медвежонок и т. д. Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Еж» [29]. Составление рассказов по серии картин «Нашли ежа». Физминутки. Речь с движениями: Я жук, я жук. Жужжу, жужжу: Я тут живу, «Жужжу, жужжу». Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ж. Звуки [Ш], [Ж] Количество занятий: 1-2. Дифференциация звуков [ш] [ж] в произношении. Обучение грамоте. Слова и слоги с Ш, Ж. Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение группы слогов (ша-жа-ша и т.д.). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми слов, обозначающих названия животных и характеризующих их жилища. Дальнейшее знакомство с паронимами: шар - жар, Луша - лужа, шаль - жаль и др. Слова: сапожник, дежурный и др. Работа над грамматическим строем речи. Образование: притяжательных прилагательных от названий животных: медведь - медвежья, верблюд -... и т.д.; прилагательных от существительного этаж (одноэтажный...) и предложений с ними. Работа над предложением. Составление предложений с паронимами, с существительными в творительном падеже и числительными: Медведица с двумя медвежатами вышла на поляну. Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по серии картин «Еж и ежата». Физминутки. Игра «Поймай м
|