Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование лексико-грамматических навыков





Звук[У]

Количество занятий: 1-2.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Выделение звука [у] из ряда гласных.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение ударного [у] из начала слова.

Развитие слухового внимания и памяти.

Нахождение часто повторяющегося звука:

Удод у дороги увидел ужа.

Удод улетел, от испуга дрожа.

А уж зашуршал и уполз в камыши,

Над глупым удодом смеясь от души.

Детям предлагается отгадать загадку и назвать первый звук отгадки:

Плавала, купалась, а сухой осталась. (Утка)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

По соломинке ползет. (Улитка)

Уточнение и формирование словарного запаса.

Улитка, удод, ужин, Уля, утюг, ухо, уши, улица и др.

Работа над грамматическим строем речи. Единственное и множественное число существительных, перечисленных выше.

Практическое употребление предлога у. Кто у кого?

Лосенок у лося,

котенок у...,

утенок у...,

китенок у...,

олененок у...,

ягненок у...,

лягушонок у...,

кукушонок у...,

цыпленок у...

Игра «Скажи по-другому»: рядом с домом (с магазином, со школой, с садом, со столом, со стулом, с доской) и т. д. Ответ: у дома, у магазина и т.д.

Родительный падеж множественного числа существительных со звуком [у]: (утки - уток...)

Образование прилагательных. Игра «Скажи одним словом»:

человек, у которого много ума, - умный

зарядка, которую делают утром, -...

море, на котором буря, -...

занятие, на котором занимаются физкультурой, -...

человек, который трусит, -...

улица, на которой шумно, -...

фонарь, который висит на улице, -...

человек, который грустит, -...

день, который прошел удачно, -...

магазин, в котором продается обувь, -...

работа, которую делают руками, -...

шкаф, в котором хранится посуда, -...

Работа над предложением. Договаривание предложений: Вот... (утки); Тут много... (уток) и т. д.

Составление предложений с предлогом у: У мамы сумка. У Пети дудка и т. д.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Мама купает Улю».

Физминутки. Проговаривание с имитацией движений:

Ух, ух, ух! Лесорубы рубят дуб.

Ух, ух, ух! Машет крыльями петух.

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы У. Работа с раскраской.

Звук [А]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение А из ряда гласных.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Выделение ударного звука [а] из начала слова.

Детям предлагается отгадать загадку и выделить первый звук в отгадке:

В этом домике жильцы

Все отважные пловцы.

Что за дом такой,

До краев залит водой? (Аквариум)

Анализ ряда звуков типа [а], [у].

Развитие слухового внимания и памяти. Логопед предлагает прослушать стихотворение:

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва. (Н.Костарев)

Детям предлагается добавить при повторном прочтении стихотворения логопедом последние три слова.

Уточнение и формирование словарного запаса. Аля, апельсин, Алик, аптека, аквариум, автомат, альбом, антенна, астры и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Составление предложений с союзом а: (Мама моет посуду, а Петя играет с мишкой. Апельсин сладкий, а лимон кислый и т. д.)

Угадывание окончаний слов в предложении. Вот кукл...(а);Аня купает кукл...(у) и т. д.

Физминутки. Речь с движениями.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

- Топай левою ногой

И тогда придешь домой. (И. Токмакова)

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы А. Работа с раскраской.

Звуки [А], [У]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение первого звука в словах: астры, умный, Африка, ужас и т.д.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ ряда звуков типа [а], [у].

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагаются следующие загадки:

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке,

Палочка в руке. (Удочка)

Берегись, болезнь любая:

Грипп, ангина, дифтерит.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор... (Айболит)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

(А. Масленникова)

Воспроизведение детьми рядов звуков: ауа, уау, ууа.

Уточнение и формирование словарного запаса. Названия частей тела человека и туловища куклы.

Работа над грамматическим строем речи. Образование уменьшительной формы существительного от названий частей тела и туловища: лоб - лобик и т. д.

Тренировка практического употребления предлога у.

Работа над предложением. Составление предложений с предлогом у: У Антона лоб, а у куколки лобик. И т. д.

Развитие навыков связной речи. Составление описательного рассказа о кукле с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Физминутки. Игра «Эхо». Логопед произносит слова громко, дети - тихо, потом наоборот: - Ау! Ау! (гуляют по лесу).

Звук [И]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Выделение первого звука в словах имя, июнь, Индия, игра, ил, июль, ириска.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ детьми ряда из трех гласных звуков типа ауи.

Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда звуков типа ауи.

Детям предлагается следующая загадка:

Носик стальной, хвостик льняной;

Никак не согласится

Она лежать без толку,

Кто знает мастерицу -

Усердную... (иголку). (Е.Серова)

Уточнение и формирование словарного запаса. Ива, ириска, Инна, индюк, иней, Иван, идет, игрушки и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Изменение числа существительных: конь - кони и т. д.

Практическое употребление союза и.

Согласование глагола с существительным в числе. Игра «Измени по образцу»:

метет метель - метут (метели);

зреет яблоко -...;

сидит воробей -...;

летит муха -...;

цветет мак -...;

ржет конь -... и др.

Работа над предложением. Дополнение предложений существительными во множественном числе:

На лугу пасутся... (кони);

За столом сидят... (дети);

В воде плавают... (утки) и др.

Составление предложения из данных слов: Ира, идет, домой.

Физминутки. Игра «Лошадки». По сигналу логопеда дети бегут в «конюшню», изображая жеребят: и-и-и-и-и-и-и-и.

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы И. Работа с раскраской.

Звук [Э]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Определение наличия звука [э] в ряду гласных.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ ряда из трех изученных гласных.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается загадка:

Живет без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Детям предлагается запомнить стихотворение с опорой на ряд игрушек:

Это - кукла, это - мишка,

Это - зайка, это - книжка.

Это - добрый-добрый слон,

Это - звонкий телефон.

Затем игрушки убирают, а дети рассказывают стихотворение наизусть, выделяя звук [э].

Уточнение и формирование словарного запаса. Это, эти, эта, этот, Эля, этаж, этажерка и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование прилагательных от существительного «продукты».

Практическое употребление существительных в единственном числе в винительном падеже:

ест... (суп, кашу),

пьет... (сок, компот),

покупает... (хлеб, молоко) и др.

Образование прилагательных от существительного «этаж»: многоэтажный, одноэтажный, двухэтажный и т.д.

Согласование местоимений эта, этот с существительными.

Согласование числительных с существительными.

Работа над предложением. Составление предложений с местоимением это:

Хлеб, молоко - это продукты.

Стол, стул - это мебель.

Это молоко. Кошка лакает молоко. Это хлеб. Петя ест хлеб.

Распространение определениями и воспроизведение предложений: Мама несет (продуктовую) сумку. Люди заходят в (продуктовый) магазин.

Макет «Дом». Поставив картинку на макет, дети составляют предложения с местоимениями эта, этот: Эта лиса живет на первом этаже; Этот медведь живет на втором этаже и т.д. Составление предложений типа: Я живу на пятом этаже. Я живу на... этаже и т. д.

Физминутки. Речь с движениями.

Это правая рука,

Это правая нога,

Ухо правое у нас,

А вот это правый глаз.

Дети произносят слова и показывают части тела.

Игра «Кто как кричит?»

Дети разбиваются на две группы: овцы - «б-э-э», козы - «м-э-э».

Звук [П]

Количество занятий: 3-4.

Обучение грамоте. Буква П.

Чтение букв, слогов: ам, ум, им, ап, уп, ип.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ обратных слогов типа ап.

Выделение последнего согласного из слов типа суп. Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко»:

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем... (помидор).

Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева!»

А попала в кружева - И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в... (паутине). (Е. Серова)

Игра «Не ошибись».

Детям предлагается повторить ряд слогов (ап, уп, оп, ип, эп, уп и др.) ряд слов (паук, пастух, паутина и д,р.).

Уточнение и формирование словарного запаса. Названия продуктов: су[п], укро[п] и др. Слова: паук, паутина, парта, помидоры, пар, панама, попона, попугай, пылесос, компот, портфель, капуста, пыль, аптека, павлин, парус, пушка, папаха, покупатель и т. д.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (паук - пауки - пауков); уменьшительной формы существительных (паук - паучок); глаголов с приставками по, пере, под(о)- (пошел, подошел, перешел) и т.д.

Употребление предлогов в, к, через и предлогов под, по.

Работа над предложением. Составление предложений с приставочными глаголами: Петя пошел в школу; Петя подошел к школе и т. д.

Составление полного распространенного предложения: Пастух пасет коров на лугу.

Составление предложений с предлогом под:

Проговаривание действий: Петя положил ручку под книгу.

Макет «Дом "Кто под кем живет?"«: Лиса живет под волком; Повар живет под пастухом и т. д.

Составление предложений с предлогом по: (Тучи плывут по небу).

Физминутки. Дети маршируют. Услышав слог или слово с [п], садятся на корточки.

Речь с движениями «Это правая рука...»

«Не ошибись». Услышав предлог под, дети должны присесть, услышав по - имитировать езду, ходьбу, бег (по дороге, под листом...).

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы П. Работа с раскраской.

Звук [Т]

Количество занятий: 2-3.

Обучение грамоте. Чтение букв, слогов ат, ут, ит.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа ат. Выделение последнего согласного из слов типа кот.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко».

По небесам оравою

Из мешков течет вода.

Бредут мешки дырявые.

Спрячемся получше

И бывает иногда:

От дырявой... (тучи).

(Е. Серова)

Грянул гром, веселый гром, засверкало все кругом.

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный... (салют).

(Е. Серова)

Запоминание чистоговорок:

Та-та-та - длинный хвостик у кота.

То-то-то - у Тани новое пальто.

Ты-ты-ты - не боимся темноты.

Уточнение и формирование словарного запаса. Танк, туфли, тапки, топор, кот, солдат, хвост, самолет, пилот, автомат, компот, салют и т. д.

Слова по теме «Семья»: внук, брат, сестра, племянница, невестка и др.

Глаголы: сидит, пьет, бегает, купает, моет, стирает, гонит, тонет, катает, зовет и т. д.

Работа над грамматическим строем речи. Осознанное выделение личных окончаний глаголов в единственном и множественном числе: сидит - сидят и др.

Практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах: кот - коты - много котов и т. д.

Изменение глаголов по лицам в настоящем времени: я бегаю, он бегает, они бегают и т.д.

Употребление существительных в творительном и предложном падежах.

Согласование прилагательных толстый, тонкий с существительными. Словосочетания с ними. Практическое употребление союза а. Практическое умение заменять имя собственное местоимениями он, она, они.

Практическое употребление предлогов у, от. Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений. Осень... (наступает); Холодный дождь... (моросит); По небу серые тучи... (плывут); Желтые листья на землю... (падают) и т. д.

Составление предложений по имеющимся у логопеда картинкам на тему «Семья» с использованием приведенных выше глаголов: Мама готовит обед; Сын катает по полу машинку и т. д.

Составление предложений с предлогом у: У Толи танк; У Тани утка и др.

Составление распространенных предложений при ответе на вопросы: Чем рубят дрова? - Дрова рубят топором; Чем перевязывают рану? -... бинтом; Чем забивают гвозди? -... молотком; Чем завязывают волосы? -... лентой; На чем готовят еду? -... на плите.

Составление сложных предложений с союзом а: Этот карандаш тонкий, а этот толстый. И т. д.

Замена существительного местоимением он, она, они: Толя идет. - Он идет; Таня лепит. - Она лепит и т. д.

Составление предложений с предлогом от: Петя убегает от гуся и т.д.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Дети лепят».

Физминутки. Имитация движений с речью:

- поезд: т-т-т;

- ремонтники: тук-тук.

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской: тумба, петух, табуретка.

Звук [К]

Количество занятий: 2.

Обучение грамоте. Чтение слогов ак, ук, ик. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа ак.

Выделение последнего звука [к] в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается игра «Не ошибись»: воспроизведение рядов звуков (ка-ко-ку; ку-ко-кэ; ак-ок-ук и т. д.).

Повторение ряда слогов (па-та-ка и т.д.) в определенной последовательности.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Для меня резинка, братцы, лютый враг,

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку - красота!

А она прошлась немножко - нет кота!

С ней хорошую картинку не создашь! -

Так вовсю ругал резинку... (карандаш). (Е.Серова)

Уточнение и формирование словарного запаса: кот, компот, кошка, коза, корова, конфета, капуста, лук, крылья, клюв, когти и др.

Названия домашних животных, птиц (со звуком [к]).

Работа над грамматическим строем речи.

Изменение существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

Образование существительных с помощью суффиксов к, ок, ик (конфета - конфетка, компот - компотик и т.д.); глаголов от звукоподражаний: куку - кукует..., Ква-ква-..., ку-ка-ре-ку-..., Кря-кря -..., курлы-курлы -... и т. д.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ат, ят.

Изменение числа и падежа: (котенок - котята - много котят; крольчонок, козленок, поросенок, жеребенок) и т.д.

Практическое употребление предлога к.

Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений, начатых логопедом, существительными в форме родительного падежа множественного числа: В вазе много... (конфет)', В стаде много... (коров) и т.д.

Развитие навыков связной речи. Составление предложений со звукоподражательными глаголами в форме единственного и множественного числа: Кукушка кукует. - Кукушки кукуют и т.д.

Ответы на вопросы.

Составление предложений с предлогом к: К чему подошел Петя? - Петя подошел к столу и т. д.

Физминутки. Речь с движениями:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите».

(Т. Волгина)

Развитие мелкой моторики.

Работа с трафаретом буквы К. Работа с раскраской.

Звуки [П],[Т],[К]

Количество занятий: 1.

Обучение грамоте. Чтение слогов ат, ут, ит, ак, ук, ик, ап, уп, ип.

(Далее используется материал предыдущих занятий.)

Физминутки. Игра с мячом: «Добавь слог, назови слово»: буд, бан, юб,рыб, шап, вет, зай (ка).

Звук[Л']

Количество занятий: 2.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Ознакомление детей с понятием «мягкий звук». Уточнение и формирование словарного запаса.

Названия диких животных: лиса, лев, олень и др.

Слова: лето, лес, пилит, колет, полет, лей, лейка, Лена, клюв, мебель, лютики, плита, тюльпан, валенки, лента, липа, малина, калитка, вафли, филин, поляна, пальто, клюква, клюв, пулемет и т.д.

Названия деревьев: клен, липа, тополь и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Ознакомление с предлогом у.

Согласование существительных с глаголами прошедшего времени: пилили, плыли, ехали, бегали и др.

Образование именительного падежа множественного числа существительных (лютик - лютики); родительного падежа множественного числа (лютики - много лютиков).

Работа над предложением. Дополнение предложений глаголами прошедшего времени множественного числа: Бабушке книгу... (читали); Тому в ванне... (купали); Толе книгу... (купили) и т.д.

Составление предложений по картине «Дети лепят»: Дети лепили...; Оля лепила... бублик... и др.

Изменение времени глагола в предложениях: Дети лепят. - Дети лепили и т. д.

Подбор определений к словам: ель (какая?) зеленая, высокая, колючая; лента (какая?)...

Подбор существительных к прилагательным: длинный... (нос, карандаш), зеленое..., маленькая..., сильный... и т. д.

Подбор антонимов: большой - маленький...,

короткий -...,слабый -...,

трудолюбивый -..., храбрый -...,

быстрый -..., тяжелый -...

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картине «Дети поливают огород».

Физминутки. Игра с мячом: «Добавь слог, назови слово»: По, Га, Ва, У, То, Ю (ля).

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звуки [А], [И], [У], [Э]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение начального согласного, гласного в словах типа кит.

Далее идет закрепление ранее изученного материала.

Звук [О]

Количество занятий: 2.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение гласного в середине слова.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается игра «Не ошибись»: повторение ряда слов (Оля, окна, дом, кот и др.).

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

В лесу, заметьте, дети,

Мыши, прячутся, дрожат.

Есть ночные сторожа,

Очень уж суровы

Сторожей боятся этих

Филины и... (совы). (Е.Серова)

Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: Ослик, Оля, окна, пальто, острый и др.

Осень (признаки), овощи (обобщающие слова), обувь (обобщающие слова).

Работа над грамматическим строем речи.

Образование множественного числа существительных: окно - окна и др.

Образование относительных прилагательных от существительных: осень - осенний... и др.

Практическое употребление существительных: (пальто, какао, молоко, радио).

Игра «Подбери слово»: согласование прилагательного с существительным:

теплое... (пальто),

сладкий...,

свежее...,

славная...,

огромный...,

соленые...,

круглое...,

упрямый...,

острый...,

кислое...,

ласковый... и т. д.

Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений словами: пальто, радио, какао:

Тане купили... (пальто);

Таня надела... (пальто);

На Танином... (пальто) пушистый воротник и т.д.

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа «Танино пальто».

Танино пальто

Таня выросла из старого... (пальто). На старом... (пальто) появилась дырка. Теперь у Тани нет хорошего... (пальто). Мама решила купить Тане... (пальто). Мама с Таней пошли в магазин за новым... (пальто). В магазине продавалось много нарядных... (пальто). Мама купила Тане красивое теплое... (пальто). Воротник на новом... (пальто) был мягкий и пушистый. У нового... (пальто) были большие удобные карманы. Теперь Таня везде ходит в новом... (пальто). Она очень рада своему... (пальто).

Физминутки. Речь с движениями:

Рубим дрова. - Ух! Ух! Ух!

Разводим руками. -Ах!'..

Качаем головой. - Эх!.. '

Болит зуб. - Ох!..

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы О.

Звуки [X], [Х']

Количество занятий: 2.

Дифференциация звуков [х][х'], [к][х] на слух. Обучение грамоте. Чтение слогов ах, ох...; ха, хо... Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Выделение гласного из середины слова.

Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается запомнить и повторить:

Ха-ха-ха - вкусная уха.

Хи-хи-хи - дайте мне ухи.

Ху-ху-ху - ели мы уху.

Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: хлеб, хата, хобот, мох, худой и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование множественного числа существительных на ы, и; глаголов от междометий: ах - ахали,

ох -...,

ух -...,

эх -...

Образование притяжательных прилагательных: хвост лисы - лисий хвост, хвост медведя -... и т.д.

Согласование прилагательных с существительными:

хороший... (друг, дом),

плохой...,

мохнатый...,

худой...,

меховой...,

хитрый...,

холодный...,

махровый и т. д.

Работа над предложением. Дополнить и воспроизвести предложения: Олени едят... (мох); На заборе сидит... и т. д.

Физминутки. Речь с движениями:

Надо маме печь топить

И обед нам всем варить.

Маму я свою люблю,

Я дрова ей наколю.

Ух! Ух! Ух!

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы X. Работа с раскраской.

Звуки [К], [Х]

Количество занятий: 2.

Дифференциация звуков [к][х] в произношении.

Обучение грамоте. Анализ и синтез прямых и обратных слогов с К, X.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Не ошибись»: повторение детьми ряда слогов (ка-ха-ка...; ах-ак-ах...).

Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: хоккей, художник, пастух, охотник, парикмахер, шахтер, хоккеист и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Составление предложений с названиями профессий.

Имитация и проговаривание действий детьми: Я хочу... (плясать, спать, хлопать); Мы хотим... (плясать, спать, хлопать); Вы хотите...; Они хотят...

Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными: шуба из меха - меховая шуба, воротник из меха -...; шапка, пальто, сапоги, рукавицы из меха -...; шапка из пуха - пуховая шапка, подушка, одеяло, куртка из пуха -... и т.д.

Работа над предложением. Дать полный ответ на вопрос:

- У кого длинный (короткий, пушистый...) хвост?

- У лисы длинный хвост;

- У кого пушистый (длинный, короткий...) мех?

- У белки пушистый мех;

- У кого нет меха? - У слона нет меха.

Исправление и воспроизведение предложений: У кота длинный хобот; На болоте растет пух и т. д.

Составление предложений со словами: хочу, не хочу, хотим, не хотим.

Составление полных ответов на вопросы о профессиях:

- Кто пишет картины? - Картины пишет художник.

- Кто выращивает хлеб? -...

Составление предложений из слов: зима, дети, кататься, санки, на; врачи, ходить, халаты, белые, в и т. д.

Составление предложений со словосочетаниями: меховой, меховая, меховые + существительное; пуховый, пуховая, пуховые + существительное.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети играют в хоккей».

Физминутки. Игра с мячом «Добавь слог»:

салфет... (ка);

книж... (ка);

конфет (ка);

му... (ха);

У (ха).

Звук [Я]

Количество занятий: 1.

Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается выучить и отгадать загадку:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Уточнение и формирование словарного запаса. Слова: маяк, яхта, яблоки, ягоды, яма, елка, швея; обобщающие слова по теме «Семья» и др.

Местоимения: мой, моя, мое.

Работа над грамматическим строем речи.

Согласование существительных и местоимений с глаголами: Я купаю. - Петя купает.

Согласование местоимений мой, моя с существительными: Мой танк; Моя игрушка и т. д.

Подбор определений к данным словам:

мяч (какой?) круглый, красный...,

дом...,

снег...,

нож...,

лимон...,

утюг...,

слон...

Образование множественного числа от существительных среднего рода: (крыло, перо, дерево, копье).

Работа над предложением. Составление предложений с существительными в творительном падеже: Катя шьет шапку (чем?) иголкой.

Составление предложений типа: Это моя игрушка и др.

Составление предложений с союзом а: Молоток тяжелый, а карандаш легкий.

Составление предложений по картинкам с переносом действия на себя: Мальчик рисует. - Я рисую.

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звуки [Л'], [Я]

Количество занятий: 1.

Дифференциация звуков в произношении. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Уж очень вид у них чудной.

За что она обижена?

У папы локоны волной,

Недаром часто злится

А мама ходит стриженой.

На всех мамаша... (львица).

(Е. Серова)

Детям предлагается запомнить и повторить чистоговорку: Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Уточнение и формирование словарного запаса:

Существительные: клюв, гололед и др.

Глаголы: читали - читают, бегали -..., мыли -..., пели -... и т.д.

Прилагательные: трусливый, медлительный и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Игра «Выполни и отчитайся»: (стой - стою; сиди - сижу).

Работа над предложением. Изменение времени глагола: дети читали - дети читают, дети поют - дети пели и т. д.

Подбор существительных к определениям:

медлительная... (черепаха);

трусливая...;

хитрая...;

страшный... и т.д.

Завершение предложения: В парке много... (лип); В саду много... (ям) и др.

Составление предложений из данных логопедом слов: яблоня, яблоки, растут, на, деревья и др.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Мама купает Леву».

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звук[Ы]

Количество занятий: 1.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Вот так чудо!

Он со вкусом

Может кушать пыль и мусор!

Он жужжит, как сотня ос,

Работяга... (пылесос). (Е.Серова)

Игра «Не ошибись». Произнесение ряда слогов: (пы-ты-пы....; мы-пы...) и др.

Уточнение и формирование словарного запаса, Освоение слов по темам: семья, дом, орудия труда.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: множественного числа существительных в именительном падеже: липа - липы, клен -..., тюльпан -... и др.; приставочных глаголов: шел - вышел, сыпал -..., пил -..., нес - и т.д.

Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений:

В огороде выросли красные... (помидоры);

Под деревом растут крепкие... (грибы) и т. д.

Обучение практическому употреблению местоимения вы:

Логопед:- Я встану.

Дети:- Вы встанете.

Логопед:- Я сяду.

Дети:- Вы сядете. И т.д.

Физминутки. Игра «Пароходы»: две группы детей при встрече друг с другом гудят: ы-ы-ы.

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ы.

Звуки [Ы], [И]

Количество занятий: 2.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа миска.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается игра «Не ошибись»: четкое произнесение ряда слогов (пи-пы-пи...; ти-ты-ти...).

Работа над грамматическим строем речи.

Образование множественного числа существительных на ы, и: веник - веники, лев - львы и т. д.

Употребление приставочных глаголов и предлогов.

Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий: Вы налили воду е стакан; Коля вылил воду из стакана и т. д.

Звук [С]

Количество занятий: 4.

Дифференциация звуков [с], [ц], [щ], [ш], [ч] на слух. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ слогов типа су. Анализ слов типа суп.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается запомнить и повторить чистоговорки:

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий сон.

Са-са-са - вот летит оса,

Су-су-су - мы видели осу,

Сы-сы-сы - у осы усы.

Игра «Не ошибись»: произнесение детьми ряда слогов (ca-со-су...; сты-сто-ста...; ас-ос-ус...).

Игра-загадка «Подскажи словечко»: Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Кругла, крепка, вкусна на вкус. Узнали вы меня? Я -... (свекла).

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов: сок, суп, сад, лес, нос, лист, мост, совы, сани, сапоги, самолеты, скамейка... и др.

Работа над грамматическим строем речи. Образование:

существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: сад - сады - садов и др.;

существительных в творительном падеже единственного и множественного числа: лиса с лисенком - лиса с лисятами и др.;

приставочных глаголов: варить - сварить, петь - спеть и т.д.;

приставочных глаголов от глагола нес с помощью приставок под, пере, у, за, до, вы;

относительных прилагательных от существительных сосна, лес, сад, соль и др.;

уменьшительной формы от прилагательных: кислый - кисленький....;

словосочетаний: кислый... (лимон, сок); сладкий...; соленый... и т.д. Работа над предложением. Составление предложений из данных логопедом слов.

без предлога: Соня, пить, сок и др.;

с предлогами у, на, в, с, по, под, к: Шкаф, стоит, стена и др.

Составление сложных предложений с союзом если по данному логопедом началу: Я пойду гулять, если... (разрешит мама).

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по серии картинок «Собака-санитар».

Физминутки. Речь с движениями (см. [14, с. 229]).

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы С. Работа с раскраской.

Звуки [С], [С']

Количество занятий: 4.

Дифференциация звуков [с][с'] в произношении.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, Анализ слов типа суп.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается отгадать и запомнить загадку:

Прямо с неба, прямо в сад

На окно мое садятся,

Мухи белые летят,

Молча в комнату глядят.

(Снежинки)

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих овощи, фрукты и уход за ними.

Работа над грамматическим строем речи.

Согласование прилагательных синий, веселый с существительными.

Образование:

сложных слов: самолет, самокат, сенокос, снегопад, листопад, снегоход, пылесос, самосвал, самовар, лесовоз, лесоруб, садовод;

уменьшительной формы от прилагательных вкусный, соленый, красный, острый, кислый и др.;

множественного числа существительных колесо, лес, пояс, стадо, стог и др.;

возвратной формы глагола: мыл - мылся, катал -... и др.;

относительных прилагательных от существительных осина, овощи, собака (овощной суп, овощной салат...) и др.

Работа над предложением. Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида: Сережа строит дом. - Сережа построил дом и т. д.

Дополнение стихотворного текста однокоренными словами (см. [14, с. 232]).

Развитие навыков связной речи. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Составление рассказа по серии картинок «Хитрая лиса».

Звуки [3], [3']

Количество занятий: 3.

Дифференциация звуков [с][з] в произношении. Обучение грамоте. Буква 3. Прямые и обратные слоги с 3. Их анализ и синтез.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Ясными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать - луна,

А дочурки -... (звезды). (Е.Серова)

Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь,

По земле ползет... (змея).

Загадки:

Дружбу он с дождем ведет,

Вместе с ним гулять идет. (Зонт) (Л.Буякова)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Игра «Не ошибись»: произнесение детьми слогов (за-зо-зы...; азма-узма-изма...).

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов: зал, земляника, звезды, зелень, коза, козел, гнездо и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование:

уменьшительной формы существительных гвоздь - гвоздик и др.;

множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: гвоздь - гвозди - много гвоздей и др.;

уменьшительной формы прилагательных: зеленый - зелененький и др.;

относительных прилагательных: резина - резиновый и др.;

родственных слов от существительного зима;

приставочных глаголов: вести - завести, петь - запеть и др.

Согласование прилагательного зеленый (ая, ое, ые) с существительными.

Практическое употребление предлогов из-за, за.

Работа над предложением. Исправление и воспроизведение предложений: Петух гонится за лисой. - Лиса гонится за петухом; Мышка охотится за кошкой. -... и т.д.

Составление предложений по демонстрации действий: За кем ты стоишь? - Я стою за Колей. Коля стоит за Петей; Куда закатился мяч? - Мяч закатился за шкаф и т. д.

Составление предложений по демонстрации действий и картинкам: Мяч закатился за шкаф. - Я достал мяч из-за шкафа. Автобус заехал за угол - Автобус выехал из-за угла и т. д.

Дополнение и воспроизведение предложений: Собака бежала за... (Петей); Пастух шел за... (стадом) и т. д.

Развитие навыков связной речи. Составление предложений и объединение их в рассказ по сюжетным картинкам «Зима», «Зимний день».

Физминутки. Речь с движениями:

Зайке холодно зимой,

Надо зайке поскакать

Зайке голодно зимой.

И осину поглодать.

Развитие мелкой моторики.

Работа с трафаретом буквы 3.

Работа с раскраской.

Звуки [С], [3]

Количество занятий: 3-4.

Дифференциация звуков [с] [з] в произношении.

Обучение грамоте. Буквы С и 3. Анализ и синтез слогов с С, 3, слов с С, 3.

Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение звуков (са-за-за... и др.)

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, характеризующих зиму, зимние забавы.

Знакомство со словами паронимами: зуб - суп, козы - косы, зайка - сайка и т.д.

Работа над грамматическим строем речи.

Практическое освоение предлогов с, со, за, из-за.

Дифференциация предлогов из, со (из школы, с крыши, со стола и др.).

Практическое употребление союза зато.

Образование относительных прилагательных от существительных серебро, золото, стекло и др.

Согласование числительных с существительными в родительном падеже при обозначении количества предметов (не стало двух корзинок) и т. д.

Работа над предложением. Составление предложений с предлогами с, со, за, из-за, из.

Дополнение и воспроизведение предложений с этими предлогами: Снег падает (с) неба; Дождь идет (из) тучи и т. д.

Составление предложений с союзом зато по данному логопедом началу: Я не пошел гулять, зато... (посмотрел мультфильм) и т. д.

Исправление и воспроизведение предложений: Коля пасет косу; у Зины выпал суп и т. д.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказов по сериям картин «Зайка и снеговик», «Лиса и козел», «Два упрямых козленка»; по сюжетным картинам «Зимой в саду», «Зимние забавы», «Зимой на прогулке».

Пересказ деформированных текстов «Зима и осы», «Заноза», «Пузыри», «Тузик» [6, с. 98].

Физминутка. Речь с движениями:

Ножками затопали,

Там-там-там-там,

Зашагали по полу.

Друг за другом по местам.

Звук [Б]

Количество занятий: 2.

Обучение грамоте. Буква Б. Анализ и синтез слогов с Б. Анализ и синтез слов типа зубы, бак.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагаются загадки:

Маленькое, сдобное,

Я сама его не съем,

Колесо съедобное,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

Что держится весь день за мамину шею, а мама не устает? (Бусы)

Игра «Не ошибись»: четкое и ясное произнесение слогов (ба-бо-бу-бы и т. п.). Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих названия домашних животных (бык, баран, собака... и др.) Слова: баян, булка, грибы и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; сложных глаголов будущего времени: будет бегать, будет играть и т. д.

Согласование прилагательных белый, голубой с существительными единственного и множественного числа во всех падежах.

Практическое употребление союза если бы.

Работа над предложением. Составление предложений с указанными грамматическими конструкциями.

Закончить предложения: Если бы сейчас было лето...; Если бы я был большим... и т.д.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказов по картинкам «Бобик», «Боба и Бобик».

Физминутки. Запоминание и воспроизведение слогов.

Речь с движениями: (руки в стороны - ба, вверх - бу и т.д.).

Игра «Добавь слог» - ребенок должен, поймав мяч, назвать целое слово, прибавив новый слог к названному воспитателем: зу, гри, вер, клум (бы); (ба) тон, нан, ран, гаж.

Звуки [Б], [П]

Количество занятий: 4.

Дифференциация звуков [б] [п] на слух и в произношении.

Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов с Б, П. Анализ и синтез слов типа зубы, пух.

Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение ряда слогов и слов (ба-па-ба..; баран, бублик, платье...).

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение слов, обозначающих названия мебели, транспорта, овощей, домов, диких животных, инструментов, профессий с [б].

Знакомство со словами паронимами, содержащими [б], [п]: бочка - почка, башня - пашня, Паня - баня, запор - забор, папочка - бабочка.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование:

уменьшительных форм существительных множественного числа с [б] в именительном и родительном падежах;

приставочных глаголов с по, при, пере: бежал - побежал, прибежал, перебежал; брился -... и др. Практическое употребление предлогов под, по. Работа над предложением. Составление предложений: из данных слов: Белка, у, хвост, пушистый - У белки пушистый хвост; Небо, большая, набежала, туча, на -... и др.; с предлогами по, под;∙о профессиях: Балерина танцует; Маляр красит; Учитель учит и др.

Игра «Перепутаница». Восстановление смысла предложений: Блины пекут бабушку. - Бабушка печет блины Платье гладит Любу утюгом. -... и т.д.

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Я.Тайца «По грибы» [17].

Звук [Ц]

Количество занятий: 2-3.

Дифференциация звуков [ц] [с], [т][т'] на слух.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»:

На одной ноге стоит,

Ищет в речке лягушат.

В воду пристально глядит,

На носу повисла капля.

Тычет клювом наугад,

Узнаете? Это... (цапля).

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми слов: цепь, цапля, курица, цыплята и др. Знакомство с названиями домашних птиц, цветов (обобщение).

Работа над грамматическим строем речи.

Образование:

существительных с суффиксами ниц, иц, щиц от слов: художник, школьник, ученик, работник, птичник, лыжник, читатель, воспитатель, писатель, певец, продавец;

возвратных глаголов: купает, моет и т. д.;

уменьшительных форм прилагательных: короткий - коротенький и т.д.;

существительных с суффиксами ниц, ениц от слов: мыло, газета, пудра, хлеб, иголки, конфеты, чай, вафли;

уменьшительных форм существительных с суффиксами ц от слов: дерево - деревце, дело - дельце, блюдо -..., колено -..., полено -..., тело -..., зеркало -..., болото -... и т.д.

Практическое употребление антонимов.

Практическое употребление предлогов в, из (в мыльнице - из мыльницы).

Работа над предложением. Составление предложений о профессиях с существительными женского рода: Художница пишет картины и др.

Составление предложений с предлогами в, из и существительными с суффиксом ниц: Петя положил мыло в мыльницу. - Петя взял мыло из мыльницы и т. д.

Отработка навыков ответа на вопрос «Кто что делает?»: пловец - плавает, кузнец - кует железо, певец -..., жилец -..., борец -... и т. д.

Развитие навыков связной речи. Составление сравнительно-описательных рассказов о цапле и цыпленке. У цапли ноги длинные, а у цыпленка - коротенькие. Клюв? Шея? Хвост? Голова? Перья? Крылья?

Составление рассказа по сюжетной картине «Дети кормят курицу с цыплятами».

Физминутки. Речь с движениями.

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Закачалось деревцо.

Деревцо все ниже, ниже.

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звуки [С], [Ц]

Количество занятий: 3.

Дифференциация звуков [с][ц] в произношении.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Не ошибись»: произнесение ряда слогов (са-ца-са...; ос-ус-иц... и т.д.).

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и... (синицы). (Н.Полякова)

Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица).

По ночам сове не спится, ведь сова - ночная... (птица). (В.Шульжик)

Игра «Запомни, отгадай». Знакомство с русскими загадками.

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми названий птиц и их птенцов: синица, скворец, снегирь...

Знакомство с перелетными и зимующими птицами.

Работа над грамматическим строем речи.

Практическое употребление существительных: спицы, ножницы, пальцы, пяльцы в творительном падеже; сахарница, песочница, сухарница, супница, селедочница в предложном падеже с предлогом в.

Образование:

существительных женского рода: волк - волчица, лиса -..., медведь -..., тигр -..., лев -..., осел -...;

существительных с суффиксами ниц, онк, ёнк от слов: суп, сухари, салфетки, иголки, карандаши, масло, соль, (суп - супница, соль - солонка и т.д.).

Работа над предложением. Дополнение и воспроизведение предложений с опорой на предметные картинки: солнце, сад, лес, гнезда, птенцы, птицы и др. Например: Ярко светит (солнце); В (лес) и в (сад) прилетают птицы и т.д.

Развитие навыков связной речи. Составление связного рассказа по теме «Птицы выводят птенцов» с опорой на предметные картинки (изображения птенцов, дерева, солнца, гнезда).

Составление рассказа по серии картин «Кот и синица».

Пересказ рассказа В. Чаплиной «Лиса» [29].

Звук [Т']

Количество занятий: 1.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

От кого, мои друзья,

Неотвязно в ясный день

Убежать никак нельзя?

Рядом с нами бродит... (тень). (Е.Серова)

Детям предлагается игра «Не ошибись»: слитное произнесение слогов и слов (тя-те-ти...; тетя, Петя, ботинки, котик).

Уточнение и формирование словарного запаса. Практическое освоение новых слов: тень, тетя, котята, телефон и др.

Работа над грамматическим строем речи. Образование:

неопределенной формы глагола: мычит - мычать, кричит -... и т.п.;

глаголов сложного будущего времени: лакает - будет лакать, стою - буду стоять... и т.д.;

существительных с суффиксом от от прилагательных: темный - темнота и т.д.

Согласование прилагательных темный, тихий, тесный, теплый с существительными.

Работа над предложением. Составление предложений с указанными грамматическими конструкциями.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картинке «Тетя Катя дарит Пете котенка».

Физминутки. Игра «Поймай мяч, назови слово»: лю, ко, бан, фан, бин, хвос (тик); Ви, Ка, Нас (тя); пус, пас, гос, кос (ти).

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звук [Д]

Количество занятий: 3.

Обучение грамоте. Буква Д. Анализ и синтез слогов с Д, слов типа дом, дубы.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Подскажи словечко»:

Поглядите, поглядите,

Землю с небом хочет сшить!

Потянулись с неба нити!

Не ответишь - подождем,

Что за тоненькая нить

Отгадаешь под... (дождем). (Е. Серова)

Игра «Запомни и повтори»:

Дождик, дождик, подожди,

Подожди ты, не дожди,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Игра «Не ошибись»: слитное произнесение слогов и слов (да-до-ды-ду...; дом, душ, посуда, дно). Уточнение и формирование словарного запаса.

Практическое освоение слов, обозначающих посуду, части посуды.

Знакомство со словами квадрат, квадратный.

Знакомство детей со словами, обозначающими названия профессий с [д] (садовник, водитель, художник, доктор, доярка и др.)

Глаголы: варит, чистит, жарит, кипятит и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Согласование прилагательного квадратный с существительными.

Образование:

приставочных глаголов: варил - сварил, жарил - пожарил, поджарил и т. п.;

относительных прилагательных от существительных дерево, дуб, посуда и др.;

сложного будущего времени: прыгаю - буду прыгать и т.п.;

глаголов с приставкой под: нес - поднес и т. п.

Работа над предложением. Составление рассказов по картинкам «Петя помогает маме», «Если бы мы были художниками»

Звуки [Т'], [Д']

Количество занятий: 1-2.

Дифференциация звуков [т'][д'] на слух и в произношении.

Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Т', Д'.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Не ошибись»: произнесение детьми цепочки слогов (тя-дя-тя...; тё-дё-тё... и т. п.).

Отгадай загадку:

Все время стучит,

Но их не калечит,

Деревья долбит,

А только лечит. (Дятел)

Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей с паронимами: день - тень, Дима - Тима, Тёма - тема, Дина - тина...

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: сравнительной степени от прилагательных темный, длинный, тесный, тихий, теплый и др. (темный - темнее...); приставочных глаголов с приставками при, по: шел - пришел - пошел и т.д.

Практическое употребление предлога к.

Работа над предложением.

Составление:

предложений из заранее заданных слов;

схем предложений: Костюм, висит, шкаф, в - Костюм висит в шкафу; Петя, удит, рыба -... и т.д.;

предложений по картинкам (Что хотят дети? - Дети хотят рисовать).

предложений с приставочными глаголами;

предложений по демонстрации действий (со счетным материалом): К четырем котятам прибавили одного котенка. Стало пять котят.

Практическое употребление слова хотят.

Звуки [Т], [Д]

Количество занятий: 2.

Дифференциация звуков [т] [д] на слух и в произношении.

Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Т, Д.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

У меня знакомых тьма,

Тот и ручку мне пожмет.

Не могу их счесть сама.

Людям рада я, поверь,

Потому что кто пройдет,

Я - приветливая... (дверь).

Золотой и молодой

Облысела голова.

За неделю стал седой.

Спрячу - ка в карманчик

А денечка через два

Бывший... (одуванчик) (.Е. Серова)

Игра «Не ошибись»: самостоятельное четкое произнесение детьми слогов и слов (да-та-да...; дверь, ток, душ, дудка).

Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей со словами-паронимами: Тома - дома, душ - тушь, том - дом и др.

Работа над грамматическим строем речи. Образование глаголов с приставкой до: бежал, прыгал, рисовал (бежал - добежал...).

Практическое употребление предлога до. Словообразование от существительных дом, гном (см. Работа над предложением. Договаривание предложений словами с [т], [д] (см. 14, с. 103]).

Составление предложений с предлогом до и приставочными глаголами на до.

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» [17, с. 102].

Физминутки. Игра «Поймай мяч, назови слово»: дети должны, поймав мяч, брошенный воспитателем, закончить слово: пома, забо, рабо, одеж, лопа (та) или (да).

Развитие мелкой моторики. Работа с раскраской.

Звук [Г]

Количество занятий: 1 - 2.

Обучение грамоте. Буква Г.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Анализ и синтез слогов и слов с Г.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Говорю я брату: - Ох!

- Вот чудак, - смеется брат,

С неба сыплется горох!

- Твой горох ведь это... (град) (Я. Серова)

Уточнение и формирование словарного запаса.

Практическое освоение детьми слов: губы, горох, город, нога, голуби и др. Усвоение слов, обозначающих названия домашних птиц.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование:

родительного падежа существительных множественного числа: много...;

родственных слов от существительного гусь (см. [14, с. 64]).

Развитие у детей навыков подбирать существительное к определению, объяснять значение слова, согласовывать прилагательные строгий, могучий, голодный, гладкий, огромный с существительным.

Практическое освоение детьми антонимов к словам, указанным выше: горький - сладкий, густой -..., глубокий -..., громкий -..., грубый -...

Работа над предложением. Составление предложений по вопросам кто? что? (горит, греет, гремит, гуляет, гогочет, играет, гудит): Огонь горит и т. п.

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа Цыферова «Ежик» с обязательным употреблением данных в тексте прилагательных [17].

Физминутки. Игра с мячом. «Поймай мяч, назови слово»: дети должны поймать мяч и закончить начатое логопедом слово: доро, кни, бума, теле (га)...; (га) зета, мак, раж и др.

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Г. Работа с раскраской.

Звуки [Г], [К]

Количество занятий: 2-3.

Дифференциация звуков [г] [к] на слух и в произношении.

Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов и слов с Г, К.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

С мелкими гвоздями.

Яркие, как пламя,

Полюбуйтесь дикими

Мы однофамильцы

Алыми... (гвоздиками).

Злая, как волчица,

Что это за диво?

Жжется, как горчица.

Это же... (крапива).

(Е. Серова)

Игра «Не ошибись»: самостоятельное произнесение детьми слогов и слов (ка-га-ка...; колос, голос, горка, корка и т. п.).

Уточнение и формирование словарного запаса. Продолжение знакомства детей со словами-паронимами: горка - корка, гости - кости, икра - игра и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: множественного числа существительных: нога, книга, дорога, бумага (нога - ноги...) и т.п.; относительных прилагательных от существительных: горох, лук, молоко, грибы, кура, груша, ягоды, клюква, гранат.

Работа над предложением. Составление предложений из данных слов: Галя, гуси, гнать - Галя гонит гусей; Горох, собирать, Катя -... и т.д.

Восстановление смысла и исправление предложений: Гора растет на грибах; Груши едят детей... и т. п.

Дополнение предложений паронимами (см. [14, с. 77]).

Физминутки. Игра с мячом «Поймай мяч, назови слово»: дети ловят брошенный воспитателем мячик и заканчивают начатое им слово: кни, нор, вла, соба, раду, берло (ка) или (га).

Звук [Ш]

Количество занятий: 3-4.

Дифференциация звуков [с][ш][щ][ж] на слух. Обучение грамоте. Буква Ш. Анализ и синтез слогов и слов с Ш. Чтение слов и предложений с Ш.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно...

(шишек). (Е.Серова)

Игра «Запомни» (см. [14, с. 265]).

Уточнение и формирование словарного запаса. Усвоение детьми таких существительных, как шуба, шишка, бабушка, камыш и др.; глаголов шить, штопать, вышивать, вязать, полоскать и др. Знакомство с названиями одежды и словами, обозначающими уход за ней.

Работа над грамматическим строем речи.

Обучение детей навыкам подбора существительных к определениям: широкая... (дорога, лента), шумный..., школьный..., волшебная..., большой...

Образование:

относительных прилагательных: двор школы - школьный двор, шаль из шелка -..., варенье из вишни -..., капли из ландыша -...;

уменьшительной формы существительных с суффиксом ушк: корова -..., борода -..., трава -..., изба -..., сова -..., лапа -...;

сравнительной степени прилагательных: большой, далекий, тонкий (большой - больше...) и др.

Обучение детей изменению глаголов по лицам: я иду - ты... (идешь), я пою -..., я даю -..., я рисую -..., я бегу -... и т.д.

Работа над предложением. Составление предложений с союзом потому что. (Из-за дождя мы не поехали в лес. - Мы не поехали в лес, потому что шел дождь; Весна пришла, и стал таять снег -...) и т. д.

По заданию логопеда дети должны ответить на вопрос предложением с союзом потому что (Почему пришел врач? Почему мама взяла зонтик?) И т.д.

Исправление предложений (см. [14, с. 261]).

Физминутки. Игра с мячом «Поймай мяч, назови слово» с использованием слогов: ка, кры, лап, гру, кало (ша).

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ш. Работа с раскраской.

Звуки [С], [Ш]

Количество занятий: 3-4.

Дифференциация звуков [с][ш] в произношении. Обучение грамоте. Анализ и синтез слогов С, Ш. Анализ слов типа стол, сумка, замок.

Преобразование слов: кашка - каска и т. д. Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Я - хозяйка разных снов:

И про звезды дальние.

Про дельфинов, про слонов,

Вы ложитесь, и на ушко

Про дворцы хрустальные

Вам нашепчет сны...

(подушка).(Е.Серова)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не кони, хоть на нас

Мы не мышки и не кошки.

Вы садились сотни раз.

Хоть мы все имеем спинки,

Чтобы ноги отдохнули,

Мы не кошки и не свинки.

Посиди-ка ты на...

(стуле).(Е. Серова)

Игра «Не ошибись»: произнесение детьми серии слогов (са-ша-са...; ос-ош-ос...). Уточнение и формирование словарного запаса. Знакомство детей с новыми словами-паронимами: сутки - шутки, каска - кашка, миска - мишка и др.

Введение в активную лексику детей новых слов: пианист, футболист, кассир, машинист, машинистка, велосипедист, космонавт и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование сравнительной степени прилагательных: красное - краснее, вкусный -..., высокий -..., толстый -..., сильный -... и т.д.

Работа над предложением. Дополнение предложений паронимами (см. [14, с. 280]).

Дополнение предложений предлогами: Кошка спит (на) стуле; Дети пришли (из) школы; Шуба висит (в) шкафу и т.д.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».

Пересказ рассказа «Ага» [17, с. 94].

Звук [Л]

Количество занятий: 3-4.

Дифференциация звуков [л] [р][л'] на слух.

Обучение грамоте. Буква Л, слоги, слова с буквой Л.

Развитие слухового внимания и памяти.

Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Она сказала тихо: «Хвалиться я не смею,

Конечно, я не солнце и даже не луна,

Но я стараюсь очень, стараюсь как умею,

Чтоб жизнь была светлее, когда я включена».

Прислушаться и нам бы к рассказу старой... (лампы).

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел). (Е.Серова)

Уточнение и формирование словарного запаса. Активное введение в лексику новых слов: лампа, луна, иголка, молоко, осел и др.

Работа над грамматическим строем речи. Согласование: прилагательных белый, голубой, светлый и т. п. с существительными; числительных с теми же прилагательными в косвенных падежах: двух голубых платьев и т. д.

Подбор существительных к определениям: холодный, ласковый, плохая, милая, умелые, глубокий, мелкий, голодные, теплый и т. п. Образование:

прошедшего времени глаголов: копает землю - копал землю, солит капусту -..., делает уроки -..., слушает музыку -... и т. д.;

глаголов с приставками по, у, на, с: шел - пошел, писал - списал и т.д.;

прошедшего времени глаголов: я сплю - я спал, я пою - я пел и т. д.;

относительных прилагательных от существительных ель, луна (еловая ветка...)

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка» с изменением настоящего времени на прошедшее [29].

Составление рассказа по картине «Дети купают куклу».

Составление рассказа по серии картин «Шалун».

Звук [Ж]

Количество занятий: 2-3.

Дифференциация звуков [ж][ш] в произношении; звуков [ж][ш][з] на слух.

Обучение грамоте. Буква Ж, слоги, слова, предложения с буквой Ж.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра-загадка «Подскажи словечко»:

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

(Е.Серова)

Игра «Запомни и повтори»: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Уточнение и формирование словарного запаса. Знакомство детей с названиями диких животных и их детенышей.

Усвоение новых слов: жук, жакет, мороженое и т. д.

Работа над грамматическим строем речи.

Согласование прилагательных желтый, важный, кожаный, бумажный с существительными в косвенных падежах.

Образование:

относительных прилагательных от существительных кожа, бумага, вьюга, лыжи, снег;

уменьшительных форм прилагательных от слова желтый;

существительных с суффиксом ок: снег - снежок, утюг -..., флаг -..., рог -..., друг -..., сапог -..., пирог -..., творог -...;

существительных - названий детенышей животных: медведь - медвежонок и др.

Практическое употребление союзов тоже, также. Составление предложений с ними.

Практическое употребление предлога между. Составление предложений с ним.

Работа над предложением. Составление предложений из данных слов: Художник, задумался, картиной, над; Лес, из, выбежал, медвежонок и т. д.

Развитие навыков связной речи. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Еж» [29].

Составление рассказов по серии картин «Нашли ежа».

Физминутки. Речь с движениями:

Я жук, я жук.

Жужжу, жужжу:

Я тут живу,

«Жужжу, жужжу».

Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретом буквы Ж.

Звуки [Ш], [Ж]

Количество занятий: 1-2.

Дифференциация звуков [ш] [ж] в произношении.

Обучение грамоте. Слова и слоги с Ш, Ж.

Развитие слухового внимания и памяти. Детям предлагается игра «Не ошибись»: произнесение группы слогов (ша-жа-ша и т.д.).

Уточнение и формирование словарного запаса. Освоение детьми слов, обозначающих названия животных и характеризующих их жилища.

Дальнейшее знакомство с паронимами: шар - жар, Луша - лужа, шаль - жаль и др. Слова: сапожник, дежурный и др.

Работа над грамматическим строем речи.

Образование: притяжательных прилагательных от названий животных: медведь - медвежья, верблюд -... и т.д.; прилагательных от существительного этаж (одноэтажный...) и предложений с ними.

Работа над предложением. Составление предложений с паронимами, с существительными в творительном падеже и числительными: Медведица с двумя медвежатами вышла на поляну.

Развитие навыков связной речи. Составление рассказа по серии картин «Еж и ежата».

Физминутки. Игра «Поймай м

Date: 2015-10-21; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию