Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 128 с.: ил.
ISBN 5-329-00780-1
Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.
Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении.
УДК 372.41:808.2 ББК 81.2Рус-9
Пособие разработано научной лабораторией обучения по системе Л. В. Занкова, созданной Российской Академией образования
Научный руководитель лаборатории — действительный член РАО, профессор Шадриков В. Д.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров).
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Что же представляет собой этот процесс?
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).
На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.
Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения).
Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, равносильно тому, чтобы застагить молодого атлета, поднимавшего штангу весом 70 кг, поднять сразу 100 кг. Поднять-то он её может и поднимет, но с каким напряжением, и какой при этом вред нанесёт своему организму!
В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.
Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.
В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.
Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, Велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов 1-й и 2-й групп.
В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: ведро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах использованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп.
Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется (см. таблицы на с. 6—7).
В начале столбика слов каждой новой структуры даётся образец деления слова на слоги. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нём поставлено ударение.
Остановимся на некоторых особенностях расположения слов одной слоговой структуры. Слова данной структуры (равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звёздочками) и, кроме того, сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребёнок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и вынесены в начало, за ними следуют двусложные слова с ударением на гласном второго слога. Среди трёхсложных слов вынесены вперёд как наиболее лёгкие для чтения слова с ударением на гласном второго слога, затем с ударением на гласном первого слога, и в конце стоят слова с ударением на гласном третьего слога.
Формы работы с данным пособием рассмотрены в конце книги (см. с. 122-127).
1 группа
щи
вы
мы
ты
да
до
за
на
по
то
и-ва
имя
ухо
эхо
яма
еда
оса
усы
уха
юла
*
или
обе
ещё
она
ба-ня
буря
бусы
ваза
вата
воля
гуща
дата
дача
дело
доля
дума
дыня
дядя
жало
каша
кожа
кофе
лапа
лето
липа
лира
лужа
лупа
лыжи
люди
мама
мода
море
мыло
мясо
небо
ноты
ноша
няня
папа
пара
пена
пища
поле
пони
рама
рана
репа
роза
роща
рыба
сажа
сало
сани
семя
сено
сила
сито
сода
соня
соты
суша
тело
тема
темя
тётя
тина
туча
фара
фото
чаша
чаща
чудо
шило
шина
шуба
щука
весы
вода
гора
губа
депо
дитя
дуга
духи
душа
дыра
жара
жена
заря
зима
зола
кино
коза
кора
коса
лиса
лицо
луна
мука
нога
нора
перо
пила
поля
пора
пюре
пята
река
рога
роса
рука
село
сова
софа
тире
фата
цена
часы
щека
*
дула
мыла
пела
села
шила
была
вела
дала
жила
лила
мела
*
лихо
мало
мило
надо
ниже
рано
реже
сухо
сыро
тихо
туже
хуже
чище
шире
куда
сюда
а-ку-ла
арена
атака
афиша
обида
опора
опята
осока
осина
охота
удача
учёба
овощи
озеро
улица
юноша
ябеда
ягода
*
иначе
около
итого
за-те-я
какао
лилия
линия
пение
серия
радио
талия
чешуя
ги-е-на
диета
каюта
коала
лиана
наука
поэма
пауза
бе-рё-за
беседа
болото
бумага
ворона
ворота
газета
галоши
гитара
гусыня
добыча
долина
досада
дорога
железо
забота
задача
заноза
защита
кабина
калина
канава
карета
1. Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки. Косы у Маши. Руки шире! Щука в реке. Няня села. Тётя Оля. Туча на небе. Лила воду. Была зима. Перо совы. Лиса в норе. Кора липы. Ещё рано. Рога лося. Осока у озера. (41)
3. Широкая улица. Весёлая беседа. Горели фонари. Вязала рукавицу. Жареное мясо. Именины Веры, Нади, Любы и Сони. Чинили сапоги. Любимая собака. Махала руками. Хоровое пение. Малина на поляне. (27)
4. Ребята купали коня. Лена моложе Оли. Вороны сидели на заборе. Половина пути уже позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора. Повариха варила макароны. Таня на уроке решила четыре задачи. (34)
· * *
5. На озере жили белые лебеди. Саша и Полина собирали помидоры. Дети переходили дорогу парами. Ежевика, малина, голубика, куманика – это ягоды. По радио передавали любимую Юлину мелодию. Ребята положили вещи на поляне и побежали к реке. (35)
6. Мы доехали до леса на машине. В мае родители подарили Володе ролики. «Почему посуда ещё не вымыта?» - ругала мама Карину. Черепаха высунула голову и пожевала кожуру банана. Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу. (35)
7. На берегу моря были натянуты сети. Они были похожи на седую паутину. Эти сети натянули рыбаки. Сетями они ловили в море рыбу. (22)
* * *
8. Наташа сидела на даче в огороде и ела сырую кукурузу. Марина говорила Наташе: «Не бери сырую кукурузу!». Марина наварила кукурузы и посолила её. Хороша варёная кукуруза! (26)
9. Лариса и Вика ходили по улицам города. Вика захотела мороженого. Она тянула Ларису за руку и говорила: «Купи, Лариса, ореховое мороженое». Но орехового мороженого не было, и Лариса купила Вике ананасовое. (31)
10. Таня гуляла в долине по берегу реки и увидела пещеру. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая-то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. (36)
2 группа
ёж
ил
ум
ус
юг
ел
ах
им
их
он
ух
эх
бал
бас
бег
боб
бок
бык
вес
вид
воз
газ
год
дар
дед
дог
дом
дуб
душ
дым
жар
жир
жук
зал
зов
зуб
кит
ком
кот
лай
лак
лев
лес
лещ
лёд
лоб
лов
лом
луг
лук
луч
люк
май
мак
мел
мех
меч
мёд
мир
мох
муж
мяч
нож
нос
нюх
пар
пас
пёс
пол
пух
рак
рис
ров
рог
род
рой
рот
ряд
сад
сев
сок
сом
сон
суд
сук
суп
сын
сыр
таз
ход
хор
чай
час
чиж
шаг
шар
шум
щит
*
вёл
мёл
нёс
сел
рос
тёр
шёл
*
вот
как
мой
нет
сам
так
там
тут
боль
вещь
гусь
даль
день
дочь
конь
лень
лось
мазь
мель
моль
мышь
ночь
пень
печь
путь
речь
рожь
роль
руль
рысь
рябь
сеть
соль
тень
течь
тюль
царь
цепь
щель
*
быть
вить
выть
дать
дуть
жить
лечь
лить
мочь
мыть
мять
ныть
петь
печь
пить
рыть
течь
шить
*
нуль
пять
семь
1. Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав. Липовый мёд. Молодой ветеринар. Метёт метель. Надеть берет. Вышел на морозец. Кивал головой. Пирожок с рисом. Шумел камыш. Розовый сарафан.
2. Тяжёлый чемодан. Показал фокус. Починить карусель. Сидел под тополем. Купил сахар-рафинад. Пищит комар. Слышен голос. Ледоход на реке. Дымок над селом. Нужен полив. Запоминать дорогу. (26)
3. Ледокол «Седов». Сушёный банан. Мужичок с ноготок. Малиновый кисель. Самолёт над лесом. Пузатый самовар. Дешёвый сувенир. Номер телефона. Напиток из вишен. Румянец на щеках. Огонёк за поворотом. (27)
· * *
4. Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломинку. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. (36)
5. Летом Валерик работал на сенокосе. Василий Семёнович варил гороховый суп. За городом в осиновой роще жил Мышиный король. Убежал Колобок от бабы и деда на волю и попал Лисе на зубок. На тихой поляне под дубом вырос молодой боровик. (39)
* * *
6. На берегу озера рос полевой василёк. Он был голубой, как небо, как вода в озере. Тихий ветерок качал его. А василёк хотел улететь высоко в небо. (26)
7. В далёком солёном море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Как-то раз весёлый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поёт, а день и ночь думает. (34)
8. В пещере жило чудовище с серыми рогами. Его голова была выше самого высокого дерева. Чудовище ловило рыбу и жарило её на обед. Вечерами оно сидело около пещеры и думало о том, как хорошо было бы иметь товарища, с которым можно поговорить.
Как-то раз к пещере подошёл Ивасик. Он собирал ягоды и потерял дорогу домой. Он увидел чудовище и подумал: «Оно меня зажарит, как рыбу». А чудовище подумало: «Теперь у меня будет товарищ». (73)
9. Был у короля любимый петушок. Он будил короля на заре. Король давал петуху гороху и зёрен, а петушок ходил по залу и кукарекал. От этого у короля было хорошо на душе.
Один раз попал король в беду, а конюх его выручил. Обещал король конюху любой подарок. Указал конюх на петуха, который будет на заре. Не хотел король дарить петуха, но делать нечего. Обещание нарушать негоже.
*
верно
гордо
густо
долго
душно
жирно
ладно
людно
мирно
модно
мокро
мощно
низко
резво
резко
ровно
сытно
точно
часто
чётко
чисто
щедро
давно
легко
равно
темно
тепло
черно
*
когда
тогда
день-ги
долька
нянька
пальма
польза
полька
редька
борьба
гурьба
кольцо
коньки
мольба
пальто
письмо
пыльца
резьба
ходьба
*
больно
больше
вольно
горько
дальше
дельно
дольше
меньше
пыльно
раньше
сильно
тоньше
женщина
зеркало
комната
ножницы
пятница
разница
ритмика
техника
фабрика
формула
хищница
шахматы
доброта
кенгуру
колбаса
мокрота
пастила
похвала
пустота
темнота
теснота
чернота
чистота
*
четверо
шестеро
полтора
боль-ни-ца
вельможа
кольчуга
культура
пельмени
мельница
мыльница
из-де-ли-е
история
условие
явление
орхидея
ат-ле-ти-ка
извилина
антилопа
эстафета
вол-не-ни-е
ворчание
компания
название
послание
почтение
равнение
развитие
растение
рождение
симпатия
собрание
согласие
создание
сомнение
терпение
фантазия
черчение
1. Белые нитки. Воют волки. Образец товара. Черновик решения задачи. Махровый халат. Почтовый голубь. Учить алфавит. Раннее утро. Полное ведро. Очки упали. Галка на ветке. Высокая волна. (26)
2. Песня о весне. Широкое окно. Лежит игла. Новая арфа. Ветка вербы. Резиновая соска. Топлёное масло. Поехал на лифте. Сердитая моржиха. Родная земля. Таблица умножения. Игривый козлёнок. (26)
3. Сильное волнение. Пятно от черники. Купим торты. Водные растения. На углу таксофон. Картофель в борще. Письмо от давнего товарища. Шишки на сосне. Охрана фабрики. Возьми больше! вежливый человек. (28)
· * *
4. Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко. Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алеша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. (40)
5. Кенгуру носит детёнышей в сумке, которая расположена на животе. Яблоко от яблони не далеко падает. Полька, полонез, танго – это бальные танцы. Археологи нашли черепок от кувшина, которому тысяча лет. Миша разделил мандарин на четыре равные части. (35)
* * *
6. В цирке арена. На арене факир. На голове у факира чалма. В цирке тишина, факир показывает фокус. Вот появилась из короба утка. Утка улетела, а у факира в руках палка. Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента. (42)
7. Бегала Ира по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Ира наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет.
Дома Ира поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов. (55)
8. Из-за тёмного облака вышел ясный месяц. Он сиял на тихом небе и был похож на золотой рожок. Ласково и тихо журчали родники под шатрами могучих елей. Вышла на поляну медведица. Около неё бежал мохнатый медвежонок. Он пугливо косился на качающиеся ветки кустиков.
Подул ветер. Медведица подняла голову и повела носом. Медвежонок тоже закрутил головой. Ветер попахивал дымом. Рядом был лагерь геологов. Видно, геологи развели огонь возле палаток. (68)
1. Иголка и нитка. Улитка на листике. Ягодка малины. Закупка овощей. Лужайка у дома. Валенки на печке. Родинка на щеке. Неполадка в моторе. Посадка рассады. Наволочка на подушке. Затормозил у забора. (30)
3. Возле этажерки табуретка. Этикетка на пузырьке. Лебяжье пёрышко. Сынишка кузнеца. Искать ракушки. Пересадка вишенки. Сосиски на тарелке. Ложечка в чашечке. Пожарная каланча. Танцевать на полянке. (25)
* * *
4. На калитке висел зелёный почтовый ящик. Над ромашкой порхала бабочка-лимонница. Потянула иголочка ниточку – и вот пуговка на месте. Сидит на кочке Царевна-лягушка и ожидает Иванушку. Запекла бабушка изюминку в булочку. (32)
5. Запонки заменяют пуговка на рукаве рубашки. Ребята оставили сумки и налегке побежали к озеру. Осинка, сосенка и берёзка росли на опушке леса. «Городок в табакерке» - это волшебная история о мальчике, который заглянул в музыкальную табакерку. (35)
* * *
6. Сидит Митенька и думает: «Если у ребёнка – ручонка и ножонка, то рука и нога – у тебя?». (16)
7. Побывала Маринка на море. А в море водичка солёная. «Это, наверное, от селёдки, - решила Маринка. - Селёдка ведь солёная, она в море живёт и море молит. Но почему же тогда остальные рыбы несолёные? Непонятно. У кого бы узнать?». (37)
8. Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки». Вечером идёт Оля в сад, а бабушка опять: «Возьми, Оля, фонарик, уже сумерки». Думает Оля: «И в потёмках темно, и в сумерках. Значит, потёмки и сумерки – это одно и то же?». А как ты думаешь? (51)
9. Артём ученик. Он учится уже в 3 классе. В понедельник Артём поленился и не выучил урок. Учительница задала ему задачку, а Артём не мог её решить.
Печальный пошёл Артём домой. Говорить родителям или нет? Решил он не говорить. Но мама у Артёма умная и заботливая. Она увидела, что сынок невесел.
В народе говорят так: шила в мешке не утаишь. (59)
10. После уроков ученики пошли с учителем в музей народных ремёсел. Там дети любовались узорными бордюрами и пышными цветами на подносах. Их рисуют в селе Жостово. Узнали дети и о мастерах из села Хохлома. Они делают золотую роспись на деревянной посуде и мебели. Эту роспись так и называют – хохлома. А какие удивительные фигурки из села Дымково! Яркие да нарядные. Богата наша земля талантами. (62)
11. Маленькое слово «дом». Но обозначает оно разные жилища.
У кочевых народов дом ездит с хозяевами. Такие дома у цыган, их называют кибитками. У народов Азии переносные жилища из войлока – юрты. А жители Севера эвенки и чукчи называют свои дома «чум».
А на Руси дома не ездят. Они деревянные и называются избами. Мастера украшают их затейливой резьбой.
Дом – это и кибитка, и юрта, и чум, и изба, и ещё сакля горца, хижина папуаса. (72)
5 группа
ав-тор
адрес
атлас
обруч
орден
ослик
отдых
умник
абзац
актёр
алмаз
арбуз
атлет
ездок
изгиб
индюк
испуг
исток
обвал
обгон
обзор
обман
обмен
обрыв
овраг
омлет
опрос
орган
отбор
ответ
отказ
откос
отлив
отряд
отчёт
уклон
укроп
упрёк
успех
уступ
эклер
экран
*
едкий
узкий
умный
южный
юркий
яркий
ясный
ап-рель
январь
янтарь
ячмень
*
ездить
играть
искать
испечь
отдать
отмыть
отпить
бан-тик
бархат
бортик
бублик
буйвол
винтик
воздух
выхлоп
дачник
диктор
дождик
доктор
заступ
зонтик
кактус
коврик
компас
коржик
корпус
коршун
космос
1. Адрес магазина. Автор учебника. Юркий окунь. Искать кота. Горшок с кашей. Точный удар. Помпон на берете. Мутный поток. Чайник с водой. Шумный день. Сочный ананас. Бульдог на цепи. Учебный год. (30)
2. Состав числа. Целебный настой. Летний отдых. Яркий зонтик. Тетрадь по письму. Жёлтый янтарь. Бархат на костюм. Пешеходный переход. Фанерный кинжал. Большой самосвал. Кофейник на подоконнике. (25)
3. Солдат с ружьём. Чайный сервиз. Играть в волейбол. Хищный коршун. Соломенный бычок. Новогодний подарок. Купили будильник. Фигурный шоколад. Кафельный пол. Лепесток тюльпана. Идут гуськом. (24)
* * *
4. Наступил январь. Максим любит ягодный компот. Мокнут под дождём тёмные аллеи парка. По каменистой дороге торопятся четыре ослика. Кофейник немного не похож на чайник. Бондарь делает бочки. Щенок тявкал и тыкал мокрым носом в Сашкину ладонь. (36)
* * *
5. Барсук – любопытный хитрец. Он залез в палатку туристов и завернулся в рубашку. Антон поднял рубашку и закричал от испуга. А барсук ухватил кусок сыра и был таков. (27)
6. Яхты с белыми парусами вышли из гавани. Начались гонки – парусная регата. Вот яхта «Коршун». У руля матрос в полосатой майке. Яхта несётся по волнам и держит путь на восток. Она будет на финише первой и выиграет регату. (37)
7. Шумит людный базар. Раннее утро, а народу полно. Гончар нахваливает пузатый горшок и тонкий кувшин. Кузнец показывает подковы и кованую утварь. Булочник положил в ажурные сухарницы булки, пирожки и калачи. Потихоньку товар уходит к покупателю. «А ты почему без покупки? Торопись. В полдень базар затихнет. Уйдут отдыхать мастеровые люди». (49)
8. Черныш – это такса. Он хитрый и жадный обжора. Один раз Черныш гулял и увидел около будки Шарика. У Шарика был день рождения, и ему подарили жирный кусок мяса. У Черныша от зависти аж в животе заурчало. И только он хотел обмануть Шарика и утащить мясо, как добрый Шарик позвал его в гости. (52)
9. В субботу один дачник шёл пешком домой. Вот он вошёл в лес. Это был мелкий сосняк на берегу речки. Ясный день дарил тепло. И тут откуда ни возьмись идёт рогатый бодливый козёл. Дачник был весёлым человеком. Он упал на колени и заблеял. Козёл чуть в обморок не упал, а дачник пошёл себе дальше. (53)
1. Жёлтая кувшинка. Картошка с луком. Выставка картин. Подписка на газету. Наливное яблочко. Запросто поднять. Кормушка на дереве. Полковник Романов. Тормозной путь. Чесночный соус. Высверлил дыру. Заплечный мешок. (27)
2. Пасмурный день. Застегнул пуговицы. Бултыхнул в воду. Восточный базар. Тонкая уздечка. Обложка журнала. Искорка огня. Полная цистерна. Воздушный шарик. Интервал между сигналами. Ярмарка в Нижнем Новгороде. Мясные консервы. (28)
3. Яркая лампочка. Забавная мартышка. Корзинка с нитками. Пышная ватрушка. Маленькое зеркало. Синяя футболка. Изнанка пальто. Кирпичный дом. Избушка на курьих ножках. Банкетный зал. Пятнышко на рубашке. Толкотня в раздевалке. Черничный рулет. (31)
* * *
4. В сентябре началась подписка на газеты. На салфетку поставили корзинку с лесной земляникой. Подсолнухи похожи на солнышко. Мансарда – это чердачное помещение, в котором живут. Тушканчик вырыл норку в песке. «Антошка, Антошка, пойдём капать картошку!» (Ю.Энтин) (34)
5. Солнечный луч упал на кирпичный забор. У витрины остановился невысокий парнишка с тетрадками под мышкой. Лидочка читала о волшебнике Изумрудного города. На обложке журнала нарисованы индейцы верхом на лошадях. Алик завернул шоколадное сердечко в салфетку. (35)
* * *
6. На узкой улочке есть один невысокий дом. Он известен целому городу. В его мансарде живёт художник. Он рисует голубей на асфальте, а вечерами играет на гармошке. (26)
7. В картонной коробке жили игрушки. Самым весёлым из них был Петрушка. Он сидел на дубовом сундучке и играл на дудочке. Солдатики, кукла Анфиска, циркачка в восточном костюме любили танцевать под эту музыку. А Петрушка кивал головой, и бубенчик на его голове позванивал. (43)
8. Давным-давно по улицам ходили шарманщики. Они вертели ручку шарманки и пели песни. Шарманка – это большой музыкальный ящик, дедушка нашего магнитофона. Часто у шарманщика была мартышка. Она держала карманчик, в который люди клали монетки. (34)
9. На вершине небольшой берёзки ребятишки соорудили синичкам кормушку. Синички – отважные пичужки и запросто летят к людям. Они тотчас уселись на кормушку в ожидании корма. Дети набросали им кусочки ватрушки и картошки. Машенька положила морковку, а Ирочка – кусочки шарлотки. Шарлотка – это пирог с яблоками. (43)
7 группа
дно
зло
два
сто
три
все
где
кто
что
при
про
ста-я
хвоя
змея
*
двое
трое
кло-ун
приём
блю-до
брюки
влага
время
глина
груша
знамя
книга
крыша
пламя
право
пряжа
птица
сдоба
слава
слива
слово
смена
спица
стадо
стужа
ступа
схема
сцена
счёты
фраза
школа
шкура
шляпа
шпора
штора
штука
блоха
глава
гроза
длина
дрова
краса
крупа
крыло
плечо
плита
4. На дороге грузовик. Прожектор на стадионе. Свободный проход. Ближайший пригород. Красивая причёска. Проверка знаний. Свежий творожник. Прыгать с вышки. Плетёная кроватка. Кружевной платочек. Звонить по телефону. Плюшевый медвежонок. (28)
* * *
5. Клара Трофимовна работает на студии звукозаписи.. на пруду квакали лягушки. У причала стоял ледокол «Красин». Тропинка шла прямиком через болотную трясину. «Избушка, избушка, повернись ко мне передом!» - приказал Иван. Гриша поднялся на сцену и преподнёс певице букет цветов. (38)
6. Весной с юга прилетают грачи. Прохожий был одет в штопаный пиджак и потёртые брюки. На ужин Света сделала творожники. На прилавке булочной лежали плетёнки с маком. Начинался слабый снегопад. На стакане была трещина. Дрова были уложены в штабель. (38)
* * *
7. Пряными называют травы, которые люди кладут в кушанье для вкуса. Эти травы придают еде приятный аромат. К пряным травам относятся мята, укроп, петрушка, сельдерей, базилик и другие. (27)
8. Один волшебник купил себе микроскоп. В микроскопе всё маленькое становилось большим. Хвойная иголочка казалась поленом. Крохотный комар становился громадной птицей. А песчинка казалась скалой. «Превеликий маг этот микроскоп», - проговорил старый волшебник. (31)
9. Слава и Гриша косил траву. Слава начал хвалиться: «Вот накошу травы, поставлю красивый стожок. Меня отец будет хвалить». А Гриша не слушал Славу, всё косил да косил.
Вечером пришёл отец. Глянул на Гришину работу и сказал: «Молодец, Гриша». Глянул на Славин прокос и промолчал.
В народе говорят так: не спеши языком, торопись делом. (53)
8 группа
блин
блок
брат
ввоз
вкус
внук
враг
врач
вред
вход
глаз
гном
град
грач
гриб
гром
груз
двор
джем
друг
звон
звук
змей
знак
квас
клад
клей
клёв
клён
клещ
клин
клок
клоп
клуб
клык
клюв
ключ
краб
край
кран
крем
крик
крот
круг
крюк
лгун
мрак
нрав
план
плач
плащ
плед
плен
плов
плод
плот
плуг
плут
плющ
пляж
приз
пруд
прыщ
свет
сгиб
скол
след
слёт
слог
слой
слон
слух
смех
снег
сноп
снос
спор
срез
срок
стих
стог
сток
стол
стук
стул
стыд
счёт
ткач
трап
трос
труд
трус
трюм
флаг
флот
хвощ
хлеб
храп
цвет
чтец
шкаф
шлем
шлюз
шнур
штаб
*
злой
свой
твой
*
взял
гнал
гнул
звал
злил
знал
плыл
свил
сдал
слёг
снял
спал
спел
стал
mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.109 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию