Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тренинг как метод активного социального обученияАктивное социально-психологическое обучение — новая быстроразвивающаяся область практической психологии. Актуальность разработки и внедрения различных форм такого обучения тесно связана с происходящими в последнее время изменениями в общественной практике — прежде всего с возрастанием роли человеческого фактора и, соответственно, усилением значимости компетентного общения. Для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания. Активное социально-психологическое обучение направлено на обучение в группах. Это связано прежде всего с тем, что на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям. Но групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе. Барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать. Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров - магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе. Решение задач преодоления психологических барьеров воплощено в наборе методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров. В последнее время методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) находят все более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться. Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач. Активные групповые методы условно объединяют в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию. Существуют и другие классификации методов активного социально-психологического обучения с ними можно ознакомится изучив рекомендуемую литературу. В теории обучения выделяют методы активного обучения, такие как неимитационные и имитационные методы. 1) Неимитационные методы - это лекции, практические занятия, курсовое и дипломное проектирование и др.(см.рис.1) Неимитационные методы подразделяются на: - метод "круглого стола" - метод "мозгового штурма" ("мозговой атаки") социальный психологический тренинг обучение Рис. 1.Неимитационные методы Метод "круглого стола" включает: определение проблемы дискуссии, приглашение специалиста по данной проблеме, подготовку вопросов к гостю круглого стола", выступление гостя, ответы на вопросы, дискуссию Метод "мозгового штурма" состоит из следующих этапов: - Постановка проблемы, ознакомление обучаемых с правилами поиска решений и поведения в процессе "мозгового штурма". - Формирование микрогрупп и экспертной группы (по 1 эксперту на каждую микрогруппу). - Тренировочная сессия (разминка) с целью помочь участникам преодолеть психологический барьер (неловкость, стеснительность). - "Генерирование идей" в микрогруппах. Идеи высказываются каждым участником микрогруппы по очереди и фиксируются экспертом. Критика идей на этом этапе строго запрещена - Оценка идей. Эксперты на основании установленных критериев отбирают идеи, микрогруппы отдыхают. - Выбор наилучших идей, принятие коллективного решения. "Мозговая атака" снижает самокритичность и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности. Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, кок нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся "в эмбриональном" состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца. Снижение критичности в мозговой атаке достигается созданием благоприятных внешних условий, особой располагающей атмосферы. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки. В рамках метода мозговой атаки используют различные приемы активизации мышления. 2) Имитационные методы, которые предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. Имитационные методы в свою очередь делятся на неигровые и игровые
Рис.2 Имитационные методы
Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический тренинг. В психологической науке теория и практика тренингов разработана достаточно глубоко. Существует множество подходов к определению понятия "тренинг". По Ю.Н.Емельянову, тренинг - "группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности" По Л.А.Петровскому тренинг - "средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного воздействия". По Б. Д. Парыгину, тренинг - "активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще" По С. И. Макшанову, это "многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека". Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение, умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности. Рассмотрим основные этапы социально-психологического тренинга. На первом этапе проводятся психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которое позволяло бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, данные эти упражнения служат "мостиком" для перехода к содержательным этапам работы. При проведении упражнений этого вида вводился ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений. В основной части занятия проводятся упражнения развивающие те качества которым посвящено занятие и связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, перцептивных способностей человека, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные "цвета" действия человека. Заключительный этап занятия, как правило, состоит из двух частей. В первой части проводится обсуждение того, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание направляется на то, что нового получили члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы, как они оценивают общую организацию занятия, какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать. Во второй части заключительного этапа занятия организовывается обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку. Обычный вариант обращения к группе: "Что бы Вам хотелось сказать группе перед уходом? Возможно, Вам бы хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку, или самому выразить слова поддержки?". В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение. Проведение СПТ основывается на некоторых принципах, а именно: представления Я участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, "здесь и теперь" и других. Соблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности. Одним из наиболее оптимальных представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников. Достоинствами данного метода являются: - условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности - более интенсивном взаимодействии его участников - наличие проблемных ситуаций, которые повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной деятельности - возможна диагностика некоторых психологических явлений. Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению. Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами. В преподавательской деятельности очень важно использовать методы активного социально – психологического обучения как основной метод активизации студентов на занятии.
|