Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практически до середины ХIV в. русская культура находилась в упадке в результате монголо-татарского нашествия и ига и лишь со второй половины ХIV в. начался этап ее возрождения





Этому способствовали две идеи:

- борьба против иноземцев, а также

- подъем национального самосознания и тяга к объединению русских земель.

Патриотизм, подвиги простых русских людей стали темами многих эпических и литературных произведений. В это время происходит как бы второе рождение героических былин, переосмысливаются прежние сюжеты.

Борьба с татарами становится главной темой нового фольклорного жанра – песен. Наряду с историческими песнями создавались и другие литературные произведения. Среди них – «Жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, Александра Невского; «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.

Афана́сий Ники́тин (умер, вероятно, в 1474, близ Смоленска) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».

 

Приложение 56 к теме 3.1. Портрет и карта маршрута путешествия Афанасия Никитина.

 

В середине ХV в. был составлен «Хронограф», который явился первым русским хронографическим сводом, в котором русская история и история южных славян рассматривались как часть истории всемирной, а русское государство выступало как наследник великих держав прошлого, как «третий Рим», единственный оплот православия перед лицом турецкой военной экспансии и идеологической экспансии католического Рима. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах хронографа: турки «поплениша» другие «благочестивые царствия», а Русское государство, напротив, «растет, и младеет, и возвышается».

Наиболее ярким примером бытового жанра ХVI в. стал «Домострой» (автор неизвестен), являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

К важнейшим событиям русской культурной жизни ХVI в. относится начало книгопечатания, что связывается с именем Ивана Федорова, открывшего в Москве первую типографию в 1533 г. Уже в 1564 году им была напечатана книга «Апостол».

 

Приложение 57 к теме 3.1. Иван Федоров в «печатне».

Приложение 58 к теме 3.1. «Апостол» Ивана Федорова. Фронтиспис и заглавная страница книги

В ХVI в. на Руси стало возрождаться ремесленное производство, в основном железоделательное, ювелирное, а также искусство резьбы по кости и дереву.

В ХIV–ХV вв. окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В древнерусских церквах появились высокие иконостасы, заменившие прежние алтарные преграды.

Расцвет московской школы живописи начался с 80-х годов ХIV в. и связан с именем Андрея Рублева - наиболее известного и почитаемого мастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

 

Приложение 59 к теме 3.1. Портрет Андрея Рублева.

 

Главная идея иконописца – объединение русских людей во имя мира и покоя, постижения нравственной чистоты. Апогеем творчества Рублева считается икона «Троица», написанная в память Сергию Радонежскому.

 

Приложение 60 к теме 3.1. «Троица» Андрея Рублева.

 

Для зодчества ХVI в. характерно возобновление каменного строительства.

Возникает новый тип храмовой архитектуры – шатровый. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV. Еще один шатровый храм – собор Покрова-на-рву, или Василия Блаженного, был построен на Красной площади в 1555–1560 гг.

В конце ХV–ХVI вв. русское искусство утратило черты отдельных школ, превратилось в общенациональное, а признанным центром культурной жизни стала Москва.

Исходя из этого, к особенностям развития культуры XVII в. можно отнести следующие:

- разрушение религиозного мировоззрения, свойственного для средневекового общества,

- придание культуре светского характера;

- рост в культуре демократических тенденций.

Наиболее сильно эта черта проявилась в литературе и живописи;

- происходившие изменения в экономической жизни, усложнение системы государственного управления, расширение контактов с зарубежными странами – все это требовало развития просвещения и повышения уровня грамотности.

До конца века в России было открыто несколько школ, увеличилось количество печатных и рукописных учебных пособий. В 1687 г. в столице появилась Славяно-греко-латинская Академия – первое высшее учебное заведение страны;


 

Приложение 61 к теме 3.1. Привилегия на Славяно-греко-латинскую Академию (Учредительный Документ Академии).

 

- в литературе сформировалось демократическое светское направление (биографическая повесть, бытовая и сатирическая повести). Отмети лишь некоторые произведения:

-- «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке);

-- Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода славянами, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика;

-- «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» — русская сатирическая повесть;

-- Великое зерцало — русский перевод западноевропейского сборника рассказов религиозно-моралистического характера.

- Активизировалась общественная мысль и публицистика.

- Расширились географические знания, чему способствовали материалы, собранные русскими первопроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке.

Традиции старого и черты нового отразились также в зодчестве и живописи. В культуре России все больше просматривалось воздействие Запада.

Самостоятельная работа:

 

1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Личность и государственная деятельность Ивана Грозного», «Борис Годунов: обретение и утрата власти», «Иван Болотников: обречённый бунт», «Степан Разин как образ казацкой и крестьянской свободы».

2. Письменное оформление выводов по теме.

3. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

4. Подготовка к практическому занятию (семинару).

5. Изучение учебной литературы.

 







Date: 2015-10-21; view: 218; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию