Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практически до середины ХIV в. русская культура находилась в упадке в результате монголо-татарского нашествия и ига и лишь со второй половины ХIV в. начался этап ее возрождения⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Этому способствовали две идеи: - борьба против иноземцев, а также - подъем национального самосознания и тяга к объединению русских земель. Патриотизм, подвиги простых русских людей стали темами многих эпических и литературных произведений. В это время происходит как бы второе рождение героических былин, переосмысливаются прежние сюжеты. Борьба с татарами становится главной темой нового фольклорного жанра – песен. Наряду с историческими песнями создавались и другие литературные произведения. Среди них – «Жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, Александра Невского; «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Афана́сий Ники́тин (умер, вероятно, в 1474, близ Смоленска) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».
Приложение 56 к теме 3.1. Портрет и карта маршрута путешествия Афанасия Никитина.
В середине ХV в. был составлен «Хронограф», который явился первым русским хронографическим сводом, в котором русская история и история южных славян рассматривались как часть истории всемирной, а русское государство выступало как наследник великих держав прошлого, как «третий Рим», единственный оплот православия перед лицом турецкой военной экспансии и идеологической экспансии католического Рима. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах хронографа: турки «поплениша» другие «благочестивые царствия», а Русское государство, напротив, «растет, и младеет, и возвышается». Наиболее ярким примером бытового жанра ХVI в. стал «Домострой» (автор неизвестен), являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. К важнейшим событиям русской культурной жизни ХVI в. относится начало книгопечатания, что связывается с именем Ивана Федорова, открывшего в Москве первую типографию в 1533 г. Уже в 1564 году им была напечатана книга «Апостол».
Приложение 57 к теме 3.1. Иван Федоров в «печатне». Приложение 58 к теме 3.1. «Апостол» Ивана Федорова. Фронтиспис и заглавная страница книги В ХVI в. на Руси стало возрождаться ремесленное производство, в основном железоделательное, ювелирное, а также искусство резьбы по кости и дереву. В ХIV–ХV вв. окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В древнерусских церквах появились высокие иконостасы, заменившие прежние алтарные преграды. Расцвет московской школы живописи начался с 80-х годов ХIV в. и связан с именем Андрея Рублева - наиболее известного и почитаемого мастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Приложение 59 к теме 3.1. Портрет Андрея Рублева.
Главная идея иконописца – объединение русских людей во имя мира и покоя, постижения нравственной чистоты. Апогеем творчества Рублева считается икона «Троица», написанная в память Сергию Радонежскому.
Приложение 60 к теме 3.1. «Троица» Андрея Рублева.
Для зодчества ХVI в. характерно возобновление каменного строительства. Возникает новый тип храмовой архитектуры – шатровый. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV. Еще один шатровый храм – собор Покрова-на-рву, или Василия Блаженного, был построен на Красной площади в 1555–1560 гг. В конце ХV–ХVI вв. русское искусство утратило черты отдельных школ, превратилось в общенациональное, а признанным центром культурной жизни стала Москва. Исходя из этого, к особенностям развития культуры XVII в. можно отнести следующие: - разрушение религиозного мировоззрения, свойственного для средневекового общества, - придание культуре светского характера; - рост в культуре демократических тенденций. Наиболее сильно эта черта проявилась в литературе и живописи; - происходившие изменения в экономической жизни, усложнение системы государственного управления, расширение контактов с зарубежными странами – все это требовало развития просвещения и повышения уровня грамотности. До конца века в России было открыто несколько школ, увеличилось количество печатных и рукописных учебных пособий. В 1687 г. в столице появилась Славяно-греко-латинская Академия – первое высшее учебное заведение страны;
Приложение 61 к теме 3.1. Привилегия на Славяно-греко-латинскую Академию (Учредительный Документ Академии).
- в литературе сформировалось демократическое светское направление (биографическая повесть, бытовая и сатирическая повести). Отмети лишь некоторые произведения: -- «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке); -- Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода славянами, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика; -- «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» — русская сатирическая повесть; -- Великое зерцало — русский перевод западноевропейского сборника рассказов религиозно-моралистического характера. - Активизировалась общественная мысль и публицистика. - Расширились географические знания, чему способствовали материалы, собранные русскими первопроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке. Традиции старого и черты нового отразились также в зодчестве и живописи. В культуре России все больше просматривалось воздействие Запада. Самостоятельная работа:
1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Личность и государственная деятельность Ивана Грозного», «Борис Годунов: обретение и утрата власти», «Иван Болотников: обречённый бунт», «Степан Разин как образ казацкой и крестьянской свободы». 2. Письменное оформление выводов по теме. 3. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме. 4. Подготовка к практическому занятию (семинару). 5. Изучение учебной литературы.
Date: 2015-10-21; view: 218; Нарушение авторских прав |