Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центр Стратегических и Международных Исследований (Center for Strategic and International Studies), США

Институт Брукингса (Brookings Institution), США.

Королевский институт международных отношений (Chatham House), Великобритания.

Фонд Карнеги за Международный Мир (Carnegie Endowment for International Peace), США.

Центр Стратегических и Международных Исследований (Center for Strategic and International Studies), США.

5. Bruegel, Бельгия. ( Основными направлениями являются следующие:

ñМакроэкономика Европейского Союза;

ñВопросы регулирования финансовых рынков;

ñИнновации, развитите конкуренции в условиях рыночных отношений

6. Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), Швеция. Региональная и глобальная безопасность

ñВооруженные конфликты и их решение

ñВоенные расходы и вооруженные силы

ñКонтроль над вооружениями, разоружение и нераспространение вооружений

7. Корпорация RAND (RAND Corporation), США.RAND (англ. РЭНД — аббревиатура от R esearch an d D evelopment — «Исследования и разработка») — американскийстратегический исследовательский центр. Является некоммерческой организацией.

Направление деятельности — содействие научной, образовательной и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США. Разработка и выявление новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций.

8. Совет по Внешней Политике (Council on Foreign Relations), США. формально неправительственный аналитический центр при Конгрессе США, расположенный в городе Вашингтон (США), действующий с 1982 года.

Основными объектами исследований совета являются Россия (страны бывшего СССР), Китай, Евразия (как единое целое) и Иран. Совет публикует стратегические отчеты и другие документы, занимаясь мониторингом политики этих стран в области ПРО, контроля оружия, энергобезопасности, шпионажа, развития в указанных странах демократии и рыночной экономики.

9. Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS), Великобритания. исследовательский центр по вопросам военно-политических конфликтов. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Был основан в 1958 году и изначально фокусировался на вопросах предотвращения распространения ядерного оружия и контроля вооружений.

10. Международный научный центр имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars), США. Центр присуждает стипендии докторам наук из любой страны мира для постоянной исследовательской работы в Центре. Стипендии назначаются по одной научной программе широкого профиля (История, культура и общество) и семи специальным направлениям: Американское общество и политики, Изучение современной России, Программа Латинской Америки, Программа Азии, Международная безопасность, Программа Восточной Европы и Программа Западной Европы

"Фабрики мысли", особенно плотно взаимодействующие с правительством при сохранении формальной независимости от него, образуют, если можно так выразиться, "прогосударственный" сектор аналитических центров, отличающийся повышенным уровнем авторитетности. В нем больше всего отставных политиков, и он финансируется преимущественно за счет бюджетных средств. Одним из самых характерных примеров такой "прогосударственной" организации является Институт Брукингса. Эта организация была основана еще в 1916 г. бизнесменом и филантропом Робертом Брукингсом в качестве Института правительственных исследований (Institute for Government Research), причем одновременно Брукингс профинансировал также учреждение еще двух центров: Экономического института (Institute of Economics) и Школы Роберта Брукингса (Robert Brookings Graduate School). В 1927 г. эти три организации были объединены в единый Институт Брукингса.

 

В 1910 г. в качестве исследовательской организации был основан Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), одним из важнейших направлений деятельности которого стала организация исследований по вопросам внешней политики США и международных отношений5. В 1916 г. был создан Институт Брукингса (Brookings Institution)6. Оба эти центра до сегодняшнего дня остались в ряду наиболее влиятельных научно-аналитических центров Соединенных Штатов.

 

Институт Брукингса, например, сумел выступить в роли одного из главных разработчиков «плана Маршала» (1947)10.

 

В 1940-е и 1950-е годы в самих США появилось много новых «мозговых центров». Продолжало расти влияние экспертов на формирование внешнеполитической линии и подготовку решений в экономической, политической и военной сфере. Одновременно американские центры стали влиять на разработку политики и направленность интеллектуальных поисков международно-политического профиля в других странах. Идеи, сформулированные специалистами из американских экспертно-идеологических центров, умело вбрасывались в интеллектуальный оборот других стран, а затем проникали и оборот политический. В ряде случаев американские идеи по сути становились элементами официальных доктрин союзников США и многих развивающихся стран. Иногда такие результаты оказывались достижимыми без явной государственной поддержки со стороны администрации Соединенных Штатов.
США обладали достаточными ресурсами для развития национального экспертного сообщества. Кроме того, американские специалисты участвовали в формировании данного сообщества в странах, в стабильных отношениях с которыми американцы были особенно заинтересованы. Публикации американских аналитиков нередко задавали набор идей, их политическую ориентацию, понятийный аппарат, с помощью которого осмыслялись международно-политические реалии большинством их коллег из Западной Европы, Японии, Канады и других стран.
Исключение отчасти составляли Франция и Великобритания. Первая – в силу специфики системы подготовки и принятия внешнеполитических решений, в которой ученые и идеологи, осуществляющие экспертизу, фактически являлись государственными служащими. Они работали штатными консультантами в правительстве и внешнеполитических органах или занимали преподавательские и исследовательские должности в наиболее влиятельных государственных университетах и связанных с ними научных центрах.
Вторая – в силу того, что как и США, но не в таких масштабах, уделяла значительное внимание разработкам в сфере международных отношений и развитию научно-политического сообщества. Великобритания располагала для этого достаточным количеством кадров, а также хотя и не очень многочисленными, но достаточно сильными собственными экспертно-аналитическими структурами. Их костяк составляли такие государственные аналитические центры, как Чэтэм-хаус, Королевский институт объединенных служб по исследованиям в области обороны и безопасности (Royal United Services Institute for Defense and Security Studies – RUSI), а также некоторые исследовательские структуры, не имеющие статуса государственных, но тесно связанные с разработкой британской политики. В этом качестве выступает работающий в Лондоне с 1958 г. Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies – IISS).
Соответственно, помимо США, только во Франции и Великобритании (точнее, в рамках англоговорящих стран Содружества) во второй половине ХХ в. смогли сложиться и выжить сколько-нибудь значимые школы международных исследований и теории международных отношений.
В рамках американских исследовательских центров тем временем развивалась специализация. Прежде всего среди них выделилась созданная в 1949 г. Корпорация «РЭНД» (RAND Corporation – сокр. от Research and Development). Эта организация быстро стала одной из ключевых аналитических структур по вопросам международной безопасности и военно-политическим проблемам США. Оставаясь формально частной, корпорация работала в тесном контакте с государством, выполняя крупные заказы администрации, конгресса и министерства обороны США12.

 

Одним из первых и наиболее знаменитым транснациональным «мозговым центром» стал созданный в 1968 г. Римский клуб13. Он объединил экспертов из США и Западной Европы и сочетал в себе многие черты международного «мозгового центра», ассоциации, неправительственной организации. По сути, он стал первым вненациональным научно-аналитическим центром, смысл работы которого состоял в разработке глобального политико-экономического и социально-демографического прогноза. Организаторы Римского клуба претендовали на идеологическую независимость выносимых им суждений, хотя фактически деятельность клуба с момента создания отличалась либерально-реформистской направленностью.
Римский клуб стал своего рода лабораторией научно-идеологического поиска решений глобальных проблем14. Под таковыми в тот период понимались наиболее крупные препятствия на пути стабильного развития мировой экономики и международных отношений в соответствии с представлениями западной части международного сообщества.

Еще более влиятельным транснациональным «мозговым центром» первого поколения стала Трехсторонняя комиссия, созданная в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллера и американского политолога З. Бжезинского. Этот неофициальный международный институт совмещал в себе черты политической ассоциации, «мозгового треста», и элитного дискуссионного клуба. Он объединил не только экспертов, но и политиков, влиятельных бизнесменов, руководителей крупнейших корпораций из США, Западной Европы и Японии16.

 

Трехсторонняя комиссия стала разработчиком и распространителем доктрины «трехсторонности» (трилатерализма) – по сути концепции «олигархического подхода» к проблеме управления глобальным политическим и экономическим развитием, основанного на объединении действий элит трех географических центров индустриально развитых демократий18. По мнению идеологов комиссии, «глобальная ответственность» налагала на Западный мир в целом обязанность соблюдать единство в «общем политическом планировании по вопросам, представляющим взаимный интерес с целью выработки представлений о политической перспективе, разделяемых всеми правительственными кругами трех составляющих сообщества»19.
Транснациональные центры отличались не только направленностью аналитической работы, но и организационными особенностями. Зачастую они имели несколько штаб-квартир в разных странах. В отличие от национальных экспертных структур, деятельность которых финансировалась капиталом стран происхождения, спонсорами транснациональных центров стали только ТНК.
С появлением транснациональных центров произошли изменения в политике фондов, финансирующих исследовательские проекты в области экономических и политических наук. Они стали активнее выделять средства на разработки не только в государствах своего базирования, но и в других странах, причем не только западных.
На пороге 1980-х годов в западном научно-экспертном сообществе стали заметнее «мозговых центры» нового типа. Они в отличие от своих предшественников «первого поколения» (национальных и транснациональных) не слишком сильно настаивали на научной объективности своей аналитической продукции и не отрицали собственных идеологических предпочтений. В литературе центры такого типа называются – «пропагандистскими мозговыми центрами» (advocacy think tanks20), хотя в действительности работа всех аналитических центров неизбежно в большей или меньшей степени окрашена идеологией.

 

Новые центры открыто ориентировались на воплощение своих разработок на практике. Крупные центры такого типа – появившийся в 1970-х годах в США Фонд наследия (Heritage Foundation) и британский Институт Адама Смита (Adam Smith Institute). К ним примкнула целая группа меньших неоконсервативных центров. К началу 1980-х годов они приобрели известность и влияние. Их работа опиралась на крупные финансовые пожертвования от фондов, корпораций и частных лиц. С приходом к власти кабинета М. Тэтчер в Великобритании (1979) и администрации Р. Рейгана в США (1981) эти центры стали получать государственные заказы, по сути превратившись в интеллектуальные центы американского и британского неоконсерватизма.
Правда, «неоконсервативная волна» коснулась и других центров. В 1980-х годах в США некоторые умеренные и академичные «мозговые тресты» – Американский предпринимательский институт общественных политических исследований (American Enterprise Institute for Public Policy Research), Институт Гувера (Hoover Institution), Гудзонский институт (Hudson Institute) и даже в некоторой степени Нью-Йоркское отделение упомянутого Совета по международным отношениям – приблизились к неоконсервативным позициям21. Экономические идеи неоконсерваторов проникли в публикации «мозговых трестов» ФРГ, Франции, Нидерландов, Канады, Японии и других государств.


<== предыдущая | следующая ==>
Данные на кого выставлять договор и счет для оплаты организационного взноса | Вот где я работала

Date: 2015-10-21; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию