Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая кантата

Структура и содержание. Открывается торжественным хором (матер. возвращается в заключит. хорале в виде инстр.интермедий. Такими арками Бах подчеркивает внутреннюю завершенность составляющих цикла. Центральная часть, помещенная внутрь первой кантаты, делится на две группы номеров, начинающихсяс речитативов Евангелиста. В первом из них (№ 2) Евангелие от Луки сообщает о прибытии Марии с Иосифом в Вифлеем и о том, что настало Ей время родить; во втором (№ 6) говорится о рождении Сына и о том, что Ему не нашлось иного места, кроме убогих яслей, рядом со скотом. Образы мадриг. и хоральн. номеров, возникающие в ответ на эти сообщения, логично вытекают из содержания библейского рассказа. Центральный образ первой группы номеров — аллегорическая фигура Дочери Сиона, ожидающей своего Жениха. Вторая группа номеров представляет собой музыкальный вариант традиционной рождественской проповеди — о том, что Величайший из царей, Божий Сын, появляется на свет в совершенно не подобающих Ему условиях. Главным номером, доносящим до слушателей произведения мысль о смирении и умалении являющегося к людям Христа, оказывается не только «царственная» ария (в символичной тональности D-dur, с солирующей трубой). Еще особое изобретение композитора, впервые появляющееся в №7: сочетание хорала сопрано (в сопровождении двух альтовых гобоев и концертирующей партии континуо) с мадригальным речитативом баса.

Тематика двух групп номеров раскрывает образ Христа в двух разных, дополняющих друг друга аспектах. Отражают также духовное содержание «Страстей по М.» и «Страстей по И.». Востребованным в первой части «Рождественской оратории» оказывается и образ Христа как Жениха и Возлюбленного – «Страсти по Матфею». Фигура Христа как кенотического Царя – «Страсти по Иоанну». Свою великую жертву Иисус приносит— из любви ко всему человечеству и к каждому из людей. «..Из любви умирает Спаситель, не ведая греха..»(С.по М. №49 ария сопрано)

Тональности арий. Царственный D-dur - №8 (скрытая главная тональность «С.по И.»; a-moll — символический центр «С.по М.» Бахом использована хасслеровской мелодии (№ 5, заключит. хорал №64) – Страсти по Матфею (№62). Цель: отослать слушателя от яслей (от чрева Девы Марии) ко Кресту; кроме этого, личные, глубокие осмысленные отношения верующего со Христом.

 

Разбор № 7. Функции участников этого удивительно ансамбля четко разграничены. Сопрано излагает догматы христианской веры: как, почему и зачем Христос приходит в мир; насыщенная риторическими приемами партия баса, доносит положения веры до людей. Наконец, инструменты — спутники сопрано — выполняют функции изобразительные и символические: цепочки из кратких мотивов (по две восьмые длительности), постоянно возникающие в их партиях, в контексте данного номера воспринимаются как шаги полного любви и нежности Жениха. Мелодия лютеровской песни в трехдольном размере (вместо ориг. двухдольного). Троичность музыкального ансамбля, сопровожд. партию сопрано. Обилие ходов параллельными терциями. Состав исполнителей здесь также символичен: два альтовых гобоя (Oboed’amore), определяющие звучание инструментального ансамбля, говорят сами за себя — и названием, и густым «любовным» тембром; светлое и чистое сопрано.

Драматургия: мадриг. речитатив комментирует каждую строфу песни. После первой строфы бас останавливается на ум.септаккорде – страдания Христа. Разрешение в e-moll, длительный уход в минорные тональности (в тексте страдания людей и милость Бога) – e, c, d. Знаки страдания сохраняются в речитативе. В этом номере прослеживаются две линии: одна из них ведет к спасению человека от страданий; вторая — путь иисуса, восходящего на Голгофу. Добровольные страдания Христа освобождают род людской от греха. Соотношение предпоследний строки хорала с заключит. фразой баса. У сопрано – обретение людьми ангельского блаженства на небесах, и в это время у баса – вочеловечевание Христа – восходящий скачок на октаву, ум.септ.

(Первый раздел) Сразу после первых слов Евангелиста в речитативе альта еще не родившегося Младенца называют Женихом. Каждый верующий христианин становится Невестой, Дочерью Сиона (песня песней).

Хорал №5. разбор. связь с № 62 из «Страстей по Матфею» - хасслеровская мелодия – гармонизация одной и той же мелодии во фригийском ладу. Поэзия Герхардта – дарование каждому верующему света разума.. В «Р.О.» гармонии не столь напряженны, как в «Стр. по М.». Задача: в условиях тесного пространства фактуры, свойственной канционалу, предельно насытить голоса движением, раздвинуть диапазон каждого из них, создать пластичные, выразительные линии. Шагающие группы из двух восьмых, образующие диссонансы, предвосхищают инструментальную фактуру № 7. Приближается Спаситель мира, и душа сама стремится к нему навстречу. Этот образ представлен в виде строго 4-ехголосного хорала. Заканчивается хорал неустойчивой фригийской каденцией – томление по Христу. И только в единении с ним он может обрести покой и блаженство.

Вторая кантата. Рассказ евангелиста Луки о явлении Ангела пастухам (Ев. от Луки глава 2). Происходит целый ряд важнейших в духовном отношении событий. Некоторые из них прямо изложены в Священном Писании: Ангел сообщает пастухам о рождении Христа, Небесное Воинство приветствует Младенца. Другие же скрыты от нас, не даны на прямую. Они происходят в душах и умах людей: весть о Рождестве уже рождает веру, суть веры формулируется догматически, и все это сопровождается великой радостью и ликованием!! Возможно, что с самого начала Бах имел в виду здесь вселенский образ человечества, вместе с ангелами восхваляющего БогаВот и Все! Основные события свершились, в самом начале оратории. В последующих частях свершившееся будет осмысленно с разных сторон.

Синфония и последний хорал № 23 Открывается часть синфонией. Написана для двух инструментальных ансамбля: с одной стороны струнные и флейты, дублир. партии первых и вторых скрипок; с другой стороны – альтовые и теноровые гобои. Можно представить как совместное музицирование пастухов и ангелов. Каждый из ансамблей придерживается собственного мотива.На всем протяжении Синфонии происходит постепенное сближение музыки «пастушеских» инструментов с «божественной музыкой». Мотив ангелов в конце звучит сначала у струнных, затем у гобоев. В самом конце сливаются в один аккорд Соль мажора. Но изначально земная и небесная музыка имеют много общего в тематизме (гобои заимствуют синкопированный ритм у скрипок с флейтами). Синфония многоярусна – можно предположить, что Христос как Богочеловек объединяет Небеса и Землю. И в Синфонии как будто все мироздание приветствует родившегося Младенца. В последнем из номеров этой части возвращаются оба эти мотива – ангельское ликование в заключительном хорале. Еще больше в последнем номере подчеркивается антифонный принцип – вокальным голосам и струнным отвечают деревянные духовые инструменты. Но иерархия преодолевается Бахом:флейты достигают верхней части своего диапазона, возносятся к небесам. А мотив ангелов, который раньше был у скрипок и флейт, теперь сопровождает человеческое пение. Последний хорал № 23 становится кульминацией ликования и главной песней, прославляющей Бога во второй части оратории.

Последнему хору предшествует Ангельское славословие. Как его трактовать?? Первый раздел хора. Его плотная полиф. фактура, мощь движения, энергичные ритмы ассоциируются с образом самого Небесного воинства. Безостановочное движение восьмых в кантинуо

 

Задача Третьей кантаты! Задача проста: довести до конца рассказ Евангелиста Луки и подвести первые итоги познания Бога через историю Его Рождества. Третья часть делится на два больших, различных по смыслу и по функциям раздела. Первый раздел – продолжение и окончание рассказа о Поклонении пастухов, которое началось еще во второй части оратории. Только лишь одна строка библейского текста в первом разделе – речитатив Евангелиста (№25) и хор пастухов (№26). Во втором разделе в центре внимания оказывается Дева Мария, являющая образец веры для всех будущих христиан («Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем»). Как уже отмечалось, в большинстве случаев Бах завершает части «рождественской оратории» хоралами, в которые включает основной тематический материал первых частей. Но здесь в третьей части вслед за канциональным хоралом №35, композитор полностью воспроизводит первый хор № 24 из этой части, целиком. Тем самым Бах подчеркивает самостоятельность первых трех частей оратории как особого цикла внутри произведения. Внешние признаки единства: один текст (Ев. от Луки) и время исполнения – три дня подряд. Внутренние признаки: последовательная история обретения христианской веры во всей ее полноте благодаря встрече с Младенцем Христом.

Функция остальных частей – раскрыть особые аспекты веры: крайне важные, но уже второстепенные по отношению к основной части «Р.О.»

 

 

Пятая и Шестая части на текст Евангелия от Матфея. В этих двух частях рассказывается о Поклонении Волхвов (как они узнали, разговор с Иродом, Вифлеемская звезда, Дары Волхвов).

 

 


[1] Насонов Р. Два взгляда на младенца Христа. История Рождества в интерпретации Х. Шютца и И.С. Баха // Научн. вестник Моск. консерватории 2010 №2 с.52–73 // c. 55

Date: 2015-10-18; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию