Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды речи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
По количеству участвующих в общении виды речи делятся на монологи, диалоги и полилоги. Автором монолога является один человек. Монолог - это односторонняя речь, всегда ориентированная на слушателя. Сферы функционирования монологов - лекции, публичная речь, сообщение - новости, авторское повествование, спортивный репортаж, рассчитанные на широкую аудиторию. Монолог как вид речи позволяет полно раскрыть идею произведения, выразить мысли и чувства автора и персонажа. В отличие от диалога, в котором за реализацию коммуникации отвечают несколько участников, в монологе — лишь один говорящий без опоры на активную ответную реакцию аудитории. В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения. Полилог основан на принципах совместного речетворчества. В полилоге, как правило, участвуют 3-7 человек: ведущий (на конференции) задает вопросы - ведомый отвечает на них. Задание 2. Определите по разговору персонажей степень связанности диалога с ситуацией. Однажды во время охоты король встретил в лесу крестьянина и из разговора с ним узнал, что тому очень бы хотелось посмотреть на короля, которого он никогда не видел. - Садись ко мне на коня, - сказал король, - я отвезу тебя в охотничий лагерь, и там ты увидишь его. По дороге крестьянин спросил, как он узнает короля. Король стал объяснять ему. - Смотри на головы: когда появится король, все снимут шляпы, и только он останется с покрытой головой. Когда они прибыли на место, все охотники выбежали навстречу и стали снимать шляпы. - Ну что, теперь ты видишь, кто король? - спросил король его. - Ничего не пойму, - ответил тот, - только вы да я остались в шляпах. Задание 3. Используя данные слова, составьте текст- монолог на тему: «Круговорот воды в природе». Ученый, земной, круговорот, планета, выяснили, вода, явление, влияние, поверхность, вода, огромное, испаряется, влага, количество, течения, пары, верхние, воздушные, атмосфера, облака, суша, высокие, струйки, стекает, очередь, ручьи, начало, реки, океан, достигать, море, путь, короткий, часть, русло, осадки, покров, ледники, русло, устремляться, весна, снова, снег, стекают, образуются, снег, течения, выпадать, время, короткий, путь, длинный, природа, земля.
К функционально-смысловым типам речи (ФСТР) традиционно относятся — описание, повествование, суждение - по другому, это способы изложения. Каждый из типов речи или способов изложения имеет свои особенности и подчиняется своим законам построения.
Описание, повествование, рассуждение определяются как типы речи, которые сформировались в языке для реализации всего разнообразия наших высказываний или типизированного смыслового значения: 1) мир в статике, воспринимаемый предметно и одновременно; 2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; 3) мир воспринимаемый в причинно-следственных связях.
Виды информации и позиция актора ири разных способах изложения в тексте соотносятся с мыслительными и коммуникативными категориями:
Таким образом, описание - это перечисление признаков, свойств предмета; повествование - рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение - исследование предмета, раскрытие, доказательство определенных положений; планирование / инструктирование - рекомендации к действиям.
ЗАДАНИЕ 4. Определите какие типы речи представлены в тексте, назовите средства связи между предложениями. В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на стул перед телевизором. Он стал слушать и смотреть все передачи подряд. Кот медленно приоткрывал и закрывал' свои большие светящиеся глаза, а вся его поза выражала как бы ленивоуглубленное внимание. Нам подумалось, что если бы это пушистое, удивительно спокойное создание умело говорить, то оно, наверное, охотно поделилось бы своими впечатлениями! ОПИСАНИЯ предназначены для характеристики признаков объекта: явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, научных экспериментов, приборов и машин. Характеристика качеств - наиболее распространенный вид описания. Такие описания статичны. Логические ударения выделяют имена качества, шире - признака предмета. В художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные признаки ярких сторон предмета. Деловое и научное описание включают в себя признаки предметов и явлений в их строгой последовательности. В динамическом описании изображаются предметы в и ч изменении и движении относительно друг друга. ЗАДАНИЕ 5. Определите вид описания. Выделите лексику, называющие качества, характеризующие предмет. Выпишите отдельно качественные и относительные прилагательные. Вот и опять май, вечно юный, вечно прекрасный. На первом плане, за садовой оградой дачного участка, живая стена ил сирени, свешивающей через решетку часть своих ветвей с крупными лиловыми, душистыми кистями. За сиреневой стеной: точно громадные букеты, усыпанные белыми цветами, возвышаются яблони, стоящие среди клумб с разноцветными тюльпанами и желто-белыми нарциссами. Немного подальше, из-за светло-изумрудной зелени акациевой беседки, красивыми белоснежными кудрями поднимаются цветущие плодовые деревья. Посредине и вправо - вдоль садовых дорожек белеют залитые цветами грушевые, яблоневые и вишневые деревья. Над всем этим - яркое, чудное майское солнце.
РАССУЖДЕНИЕ отличается от описания и повествования более сложной конструкцией предложений и наличием абстрактной лексики. Рассуждение - это ряд суждений по какому-либо вопросу. Суждения следуют одно за другим, при этом из первого вытекает второе, в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило, другое - частный случай, то есть в основе рассуждения лежит умозаключение. Рассуждение - это тип речи, целью которого является выяснение причинно-следственных отношений, доказательство или опровержение какой-либо мысли. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Рассуждение - как тип речи широко встречается в научном стиле в трех видах: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Композиционные особенности рассуждения: 1) экспозиция - подведение к вопросу; 2) вопрос - проблема; 3) ответ на вопрос - тезис; 4) доказательство или объяснение тезиса; 5) выводы - резюме. Основной частью текста-рассуждения становится доказательство истинности тезиса, объяснение его содержания. Аргументы должны быть убедительными и достаточными. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом. В тексте рассуждении широко употребляются союзы: однако, хотя, потому что, так как, несмотря на в сложных предложениях.
ЗАДАНИЕ 6. Составьте текст-рассуждение: Насколько сознательно я выбрал/а свою профессию Date: 2015-10-21; view: 582; Нарушение авторских прав |