Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика техногенных опасностей
Выделяют несколько типов опасных объектов: 1. Радиационно-опасные объекты (РОО). В России эксплуатируются 29 энергоблоков на девяти АЭС, 39 исследовательских ядерных реакторов, 39 критических и 15 подкритических стендов и 12 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла, 8 научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедческие исследования с использованием ядерных материалов, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других объектов, осуществляющих деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все действующие российские АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровых зонах этих АЭС проживают более 4 млн. чел. Значительную опасность представляют радиационные атомные отходы (РАО), которых накоплено более 70 млн. т. и 11 тыс. т. облучённого ядерного топлива (ОЯТ). К настоящему времени большинство хранилищ РАО и ОЯТ исчерпали все допустимые сроки эксплуатации и находятся в аварийном состоянии. В 2000 году на радиационно-опасных объектах (РОО) произошло 68 событий, значимых с точки зрения безопасности, основными причинами которых были ошибки конструирования (15%), ошибки проектирования (12%), дефекты изготовления (13%), «человеческий фактор» (53%), прочие недостатки (7%). 2. Химически опасные объекты (ХОО). Всего в России функционируют 3300 объектов экономики, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (ОХВ). Более 50% из них имеют запасы аммиака, 35% – хлора, 5% – соляной кислоты. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает около 1 млн. т. В крупных городах (с населением свыше 100 тыс. чел.) и вблизи них сосредоточено свыше 70% предприятий химической промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений и почти все предприятия нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. В зонах прогнозируемого химического заражения проживают около 44 млн. чел. В 2003 году на предприятиях химических отраслей произошло 34 аварии с выбросом (угрозой выброса) ОХВ, в которых погибли 18 чел. и пострадали 352 чел. Основными причинами аварий явились: неудовлетворительное техническое состояние оборудования (46%), нарушение требований организации опасных работ и недостаточное соблюдение технологической дисциплины (31%), а также неудовлетворительная организация работ по пуску оборудования (15%). 3. Пожаро- и взрывоопасные объекты промышленности. В различных отраслях промышленности эксплуатируются более 10 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов. Аварии, сопровождаемые взрывами и пожарами, приводят к разрушению промышленных объектов и зданий жилой застройки, поражению людей продуктами горения, ударной волной и тепловым излучением, нанесению значительного ущерба. Угольные шахты представляют собой особую опасность по взрывам метана, угольной пыли. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжёлыми по последствиям и встречаются наиболее часто (32,8% от общего числа аварий). Только в 2003 году на промышленных и сельскохозяйственных объектах отмечен 21 случай ЧС, сопровождавшихся взрывом, в результате которых погибли 39 чел. и пострадали 97 чел.; произошло 12 аварий на электроэнергетических сетях; зарегистрировано 9 случаев внезапного обрушения производственных зданий, сооружений, пород, приведших к гибели 15 чел. 4. Газо-, нефте-, аммиако- и продуктопроводы. К пожаро- и взрывоопасным объектам можно также отнести газо-, нефте-, аммиако- и продуктопроводы. В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе 157 тыс. км газопроводов, 47 тыс. км нефтепроводов, 22 тыс. км продуктопроводов, а также 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. При среднем сроке службы трубопроводов в 30 лет 34% трубопроводов находятся в эксплуатации 35 лет и более. Износ промысловых трубопроводов достигает 75%. Более 40% отказов приходится на трубопроводы, проработавшие более 20 лет. В 2003 году произошло 48 аварий на магистральных трубопроводах и внутрипромысловых нефтепроводах, в результате которых погибли 3 чел. и пострадали 11 чел. Основными причинами аварий и пожаров были подземная коррозия металла (18%), брак строительно-монтажных работ (14%), внешнее механическое воздействие (15%) и стресс-коррозионное разрушение трубопроводов. 5. Транспорт. Транспорт является источником повышенной опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним в большом количестве перевозят легковоспламеняющиеся, химические, радиоактивные, взрывчатые и другие вещества, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. Ежегодно в России транспортом перевозится более 3,5 млрд. т. грузов, в том числе химически опасные и взрывоопасные вещества. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного – 39, внутреннего водного – 8, морского – 3%. В пассажирообороте доля железнодорожного транспорта составляет около 47%, автомобильного – 37, воздушного – 15, водного – 1%. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажиро-километров составляет в России на автомобильном транспорте – 30... 35, на авиационном – более 1, на железнодорожном – 0,02... 0,03. Безопасность перевозок грузов и населения на железнодорожном транспорте определяется изношенностью технических средств: 62% искусственных сооружений, находящихся в эксплуатации, не соответствуют современным нормативным требованиям. В 2003 году износ основных производственных фондов составил: верхнего строения путей – 70,5%, мостов – 50,8, электровозов – 66, тепловозов – 74,4, дизель-поездов – 63,7, грузовых вагонов – 62,4, пассажирских вагонов – 52,3%. К основным причинам, определяющим состояние аварийности при авиационных перевозках, следует отнести: - существенное снижение характеристик надёжности воздушных судов, вызванное старением и ухудшением качества технического обслуживания и ремонта авиатехники; - рост числа нарушений авиационными специалистами установленных правил выполнения и обеспечения безопасности полетов; - преобладание в деятельности авиапредприятий экономических приоритетов над приоритетом безопасности полётов. К числу наиболее опасных относится автомобильный транспорт. Непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в 22,7% случаев послужили неудовлетворительные дорожные условия. К числу причин высокой тяжести последствий ДТП следует отнести недостаточный уровень активной, пассивной и поставарийной безопасности производимых в стране транспортных средств. В 2003 году произошло 7 аварий (крушений) грузовых и пассажирских поездов, включая поезда метрополитена, 28 аварий грузовых и пассажирских судов, 31 авиационная катастрофа и 88 ДТП с тяжкими последствиями. 6. Гидротехнические сооружения. На территории России в настоящее время эксплуатируется более 28,5 тыс. водохранилищ и 1,5 тыс. накопителей промышленных стоков и отходов, в том числе 330 крупных водохранилищ вместимостью более 10 млн. м3. В нижних бьефах гидротехнических сооружений в зонах потенциального затопления проживает около 10 млн. чел. Гидротехнические сооружения более чем на 200 водохранилищах и 55 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет). Исходя из зарегистрированного числа аварий на гидротехнических сооружениях (1% от общего числа), специалисты Минприродресурсов РФ прогнозируют, что на территории РФ в ближайшие годы может произойти 10... 15 аварий с катастрофическими последствиями. В 2003 году произошли 2 гидродинамические аварии. Опасность объекта – это его свойство, состоящее в возможности в процессе его эксплуатации при определённых обстоятельствах причинять ущерб человеку и окружающей среде. Технический объект, от которого исходит опасность, – источник опасности. К техногенным относятся опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам, непосредственно не связанным с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты. Иначе говоря, техногенными называются опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств. В профилактическом отношении чрезвычайно важно различать антропогенные и техногенные опасности. Характерным примером для иллюстрации этих различий являются автомобили и дорожно-транспортные происшествия. Не следует также отождествлять антропогенные и техногенные воздействия на окружающую среду. Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники. Антропогенные опасности должны устраняться мероприятиями, касающимися человека. Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть весьма разнообразными, а именно: механическими, физическими, химическими, психофизиологическими. Date: 2015-10-21; view: 832; Нарушение авторских прав |