Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЗ 4. Особенности работы над текстом писем читателей





План:

  • Основные виды текстов. Понятие о смешанных текстах.
  • Описание как способ изложения и вид текста.
  • Повествование как способ изложения и вид текста. Композиционная роль повествования в смешанном тексте.
  • Рассуждение как способ изложения и вид текста. Виды рассуждений.
  • Определение в тексте журналистского материала. Виды определения.

Литература:

- Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

- Чуковская Л.К. В лаборатории редактора. М., 1960.

- Брандес Е. Стилистический анализ (на материале немецкого языка). М., 1971.

- Горский Д.П. Определения. Их виды и правила // Логика научного познания. Актуальные проблемы. М.,1987. – С. 140 – 158.

 

Выбор способа изложения зависит от цели, поставленной автором и объекта изображения. Поэтому для редакторской оценки текста принципиально важно знание особенностей функционально-смысловых типов речи.

Общие представления о структуре текста сформулировала еще античная риторика, узнав, что перечисление свойств, признаков предмета дается в описании: оно основывается на чувствах, на восприятии внешних особенностей предмета, явления и носит констатирующий характер. Изображение события во временной последовательности обретает форму повествования; а объяснения явления, исследование внутренних признаков предмета, доказательства каких-либо положения реализуется в рассуждении, объяснении.

Эта самая общая классификация способов изложения материала восходит к античным учениям о построении текстов. «Топика» Аристотеля дополняет его «Риторику». Современные учение предлагают более сложные классификации типов речи.

Н.С.Валгина подчеркивает зависимость типа изложения в тексте от целевой установки автора и дает такую типологию «авторской интенции» (цели), определяющей выбор способа подачи материала:

1) сообщить, констатировать (описание);

2) рассказать, изобразить (повествование);

3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);

4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);

5) побудить, просить, приказать (инструктаж).

И указывает, что «учитывая данные целеустановки текста», можно сделать выводы о целесообразности «изложения содержания в целом по тексту/его фрагменту виду текста, жанру». При этом отмечается, что имеется в виду лишь преобладающий способ изложения, но в любом тексте возможно и сочетание разных типов речи.

К.М.Накорякова предлагает типологию текстов, имея в виду публицистические произведения:

Изобразительные виды текста Логизированные виды текста
повествование описание рассуждение объяснение
сообщение информационное описание умозаключение определение
Близки к художественным текстам и рассчитаны на эмоциональное воздействие Информационное назначение, используются в официальных документах, научных публикациях. Им присущи «стереотипы композиции».

В конкретных текстах нередко происходит совмещение основных функционально-смысловых типов речи, их чередование, что создает большое разнообразие композиционных структур.

Наиболее сложные структуры привлекают писателей, создающих большие произведения. Журналисты довольствуются малыми формами, поэтому композиция их произведений обычно соответствует характерным для них стереотипам.

Тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления) Текст – мысли человека о реальной действительности
Повествование (сообщение о действиях предмета в определенной последовательности) Рассуждение (объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей)
Описание (сообщение об одновременных признаках предмета) Оценка (выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо)

Важно также учитывать, что в публицистических произведениях основной формой речи является монолог, когда журналист выступает от 1-го лица. Диалог / полилог в текстах СМИ встречается реже, они возможны лишь как включение в основной текст, представляющий собой монологическую речь автора. Такие включения создают особую экспрессивную окраску текста, служат усилению его выразительности. Проблема редактора – оценить уместность различных приемов диалогизации авторской речи в каждом конкретном случае.

 

ЛЗ 5. Техника и виды правки

План:

  • Логические критерии редактирования.
  • Основные законы логики:

А) закон тождества.

Б) закон противоречия и непротиворечия.

В) закон исключенного третьего.

Г) закон достаточного основания.

Смысловые ошибки в тексте и причины их возникновения.

Литература:

- Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975

- Свинцов В.И. Смысловой анализ текста и обработка текста. М., 1970.

- Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1980.

 

Для того чтобы в материалах массовой коммуникации связи и отношения между фактами языка соответствовали связям и отношениям между реальной действительности, в тексте должна быть соблюдена логика изложения. Логичность - это следование законам правильного мышления и правилам операции с понятиями.

Закон тождества: всякая мысль в процессе изложения должна быть равна сама себе. Предмет нашей мысли в процессе изложения не должен произвольно меняться, понятия смешиваться. Графически закон может быть, представлен формулой: А = А. Как действует этот закон в тексте? В зарисовке о повадках журавля. В. Песков: «Журавль силён. И никому не позволяет себя обижать. В лесу не боится лисы, отгоняя, её от гнезда пуская в ход сильные крылья. На птичьем дворе эту силу чувствует все». Тема первого предложения абзаца – сила журавля – проходит через весь фрагмент; не позволяет обижать, отгоняет сильные крылья, эту силу чувствуют все, только после этого автор переходит к следующей мысли. Причиной нарушения закона тождества может быть и пропуск смыслового звена в высказывание: «После знакомства с повестью понимаешь, почему она так хорошо читается людьми всех возрастов. Можно бы пожелать лучшего оформления книги, прочной обложки. Но это уже дело второстепенное». Между первым и вторым предложением должен быть фрагмент отвечающий на вопрос почему книга хорошо читается людьми всех возрастов? Но автор эту часть, очевидно, не перевёл из внутренней речи во внешний план и перешел к новой теме - качество издания. Такую ошибку редактор не должен пропускать, хотя исправить её без вмешательства автора он не сможет.

Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете изложения, а другое тоже самое отрицает в тоже самое время. Графически нарушение этого закона можно представить так: А есть. Б; А не есть Б. Предложение «Шум вокруг романа В. Сорокина, поднятый, «Идущими вместе» такой, что писатель, вероятно, автоматически попадают в мировую сокровищницу русской литературы». Содержит именно такие противоречивые тезисы: сокровищница мировая, сокровищница русской литературы. Чаще всего причиной появления в прессе таких аналогичных высказывании становятся сочетания слов, одно из которых противоречит другому: «Не ссылайтесь на СМИ, которая плохо восславляют человека в форме». В словосочетании зависимое слово противоречит главному, восславлять, превозносить похвалами. Одна мысль опровергает другую. Кроме формально логических противоречий в журнальном тексте могут возникнуть и образные противоречия. Формально- логические противоречия обнаруживаются при сопоставлении в тексте суждении, а образные проявляются на уровне наглядных представлении, когда две картины не сливаются в воображение читателя в одно, тогда как, по мысли автора, они должны представлять единство. Обычно такую ошибку называют двойные образы. Двойные образы не означают, что образы расплываются. Оба они четкие, но не совместимые в представление читателя: «Был он не высок ростом, широкоплеч, с выпирающим животиком, с круглой, почти совсем лысой головой» Автор, нарисовав портрет, даёт второе «изображение» не совместимое с первым. В результате читатель не может представить себе обмен такого героя. Формально-логические и образные противоречия могут совмещаться в одном тексте: «Березовский доказывал блестящие перспективы своего оппозиционного движения, в одном всё - таки прав. В России отсутствует четко структированная, партийная система, на политическом поле царят разброд и шатание»

Закон исключенного третьего: из двух противоречивых высказывании в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. В сведущем предложении автор противопоставляет качества, которые не исключают друг друга: «Человек на деле может быть мягким, деликатным, а в полёте собранным, волевым».

Закон достаточного основания: для того чтобы признать суждения о предмете истинным или ложным, в тексте должны быть указанны достаточные основания, то есть истинность выдвигаемых положении нужно доказать. Есть ли доказательства в сведущем фрагменте из очерка Л.Васильевой: «английская писательница приезжала несколько раз, мы виделись, я показывала ей Москву, мы разговаривали, и это стало напоминать нечто, похожее на дружбу» Частые встречи, прогулки, общения могут привести к близким, дружеским отношениям? Конечно. В тексте указанны основания данного вывода.

Закон достаточного основания касается обычного установления причинно-следственных отношении между частями изложения. При невозможности соотнести части как причинно, и следствие возникает алогизм: «Остановлюсь на одной примечательной актёрской судьбе. Выпускница Щукинского театрального училища Екатерина Быстрова была приглашена работать в театр юного зрителя. Стали её вводить на несколько ролей сразу, Катя показала себя натурой незаурядной, самостоятельной. Тут уж было чему удивляться и порадоваться» Автор не сообщил достаточных фактов чтобы «подвести» читателя к выводу было чему удивляться и порадоваться. Обычно причинно-следственные отношения оформляются в языке с помощью слов вот и это, поэтому, следовательно и т.п. Редактору следует фиксировать особое внимание на той части фразы, которые предшествуют им.

ЛЗ 6. Виды текстов и особенности их редактирования План:

  • Общее понятие о композиции текста.
  • Анализ плана рукописи.
  • Цельность как последовательность и соразмерность частей текста.
  • Рубрикация текста рукописи.
  • Типичные недочеты композиции журналистских материалов.

Литература:

- Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.,1970.

- Стилистика газетных жанров. М., 1981.

- Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.

- Кольцов. М. Работа писателя в газете. М., 1981.

- Рождественская К. За круглым столом: записки редактора. М.-1982.

Если редактор начинает работу над текстом сразу с исправлений – то это не искушенный редактор, ибо, при таком начале, его труд может оказаться напрасным. Известно, что стилистические особенности любого произведения тесно связаны с композицией текста, поэтому, опытный редактор свою работу над текстом начинает с композиции. То есть, ищет ответ на вопрос: «как построено произведение?». Только после этого можно перейти к шлифовке языка и стиля авторского текста. Любое произведение искусства строится по общим законам композиции. И живопись, и архитектура, и музыка, и литература стремятся к созданию целостного произведения, в композиции которого воплощается его внутренняя специфика и отражаются многоплановые связи с реальностью. Однако каждый жанр искусства к композиции подходит по своему: например художник Фаворский добивался целостности произведения лишь после определения действительности, путем членения ее на части и понимания отношения этих частей друг к другу. Великий режиссер Эйзенштей считал, что задача композиции – устанавливать закономерные связи и скрепы между отдельными частями произведения, отдельными его эпизодами и между отдельными элементами внутри эпизодов.

Правила построения литературного произведения известны с глубокой древности. Цицерон требовал у пишущего правильно расположить части, ясно выразить свои мысли и увлечь читателя приятным слогом. Последовательность частей должна быть мотивированной, части между собой должны быть соразмерны, приемы композиции должны соответствовать содержанию и характеру произведения. Все конструкции произведения будут прочными, если четко выделяется центральная проблема. Автор умеет отбирать необходимое, отказывается от всего лишнего, гармонично сочетает части. Литературное произведение любого жанра должно иметь композиционную полноту, единство всех частей, но только необходимых.

Современная филология трактует композицию с литературной и лингвистической точек зрения. Литературное толкование под композицией понимает этап творческого процесса. А лингвистика – как сочетание языковых единиц, составляющих речевое произведение, а жанр определяет, как относительно устойчивую композиционно речевую схему.

Текст состоит из: а) предложения, б) сверхфразового единства; в) параграфов; г) глав; д) произведений.

Смысловые отношения устанавливаются в процессе мышления и речи между суждениями (между предложениями и их комплексами), на основе связи между объектами действительности. Одни объекты связаны друг с другом временной последовательностью, другие же являются составной частью или одним из качеств, другого объекта. Третьи могут является причиной какого-то явления, или следствием первого. Язык закрепляет эти отношения в стабильных речевых структурах, которые мы называем описанием, повествованием, рассуждением, объяснением, определением и доказательством.

Композиция литературного произведения основана на сюжете, а другие виды текста строятся на плане. Сюжет создает поэтический образ, а план – логическую конструкцию. Однако термин композиция не совпадает с термином сюжет. Любое построение создается из частей, расположенных, по определенной схеме. Вот почему при литературной трактовке композиции прибегают к понятию архитектоники, сравнивая работу писателя с работой архитектора. Материалы массовой информации невелики, но работа над композицией не проще, чем работа над крупным текстом. Деление текста на части – процесс далеко не механический, критериями выделения единиц структуры произведения являются:

- содержательность

- логичность

- ориентированность на психологию читателя

- учет способов внешнего оформления структурных единиц произведения

В качестве структурных единиц любого текста выступают материалы, объединенные названиями рубрик, шапками, общими заголовками. И с другой стороны – это части, снабженные подзаголовками и графически выделенные. Точное расположение частей помогает повысить информативность, увеличивает их познавательную ценность, подкрепляет эмоциональное воздействие на читателя и исключает искусственные связки. При таком построении при первом же знакомстве может обнаружить типичные недостатки композиции материала:

- отход от темы

- неудачное расположение частей

- неоправданное нарушение последовательности изложения

- несоразмерность частей

- неудачные композиционные приемы

- непрочность связей между частями

- нечеткость композиционных рамок

ЛЗ 7. Особенности мастерства

План:

  • Основные требования к заголовку журналистского материала.
  • Функции заголовка. Заголовок как центр структуры материала.
  • Заголовок и подзаголовок.

Литература:

- Блисковский З. Д. Муки заголовка. - М. 1972.

- Лазарева Э. А. Заголовок в газете. - Свердловск, 1989.

- Сметанина С.И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - Спб., 2003.

- Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М., 2002.

Одной из важнейших функций заголовка является номинативная (назывная, сигнальная) функция. Это значит, что, прочитав заголовок, аудитория сразу должна уяснить, о какой сфере жизни пойдет речь в тексте, к которому он относится (о политике, экономике, спорте, музыке, медицине и т д.).Еще одна важная функция заголовка - привлечение внимания читателей. Языковые особенности заголовков можно свести к следующему: Вариативность синтаксической структуры. Часто это односоставные номинативные предложения. Встречаются простые полносоставные нераспространенные предложения. Широко представлены в заголовках газет простые распространенные предложения. Сложные предложения весьма редки в заголовках. Встречаются заголовки в форме вопросительных предложений. Эллипсис. Характерной чертой заголовков является широкое использование эллипсиса, т. е. опущение служебных, а иногда и знаменательных слов с целью придания заголовку броскости. Краткий заголовок быстрее воспринимается читателем, его необычная форма вырывает интерес и побуждает читателя прочитать газетную заметку. Особенности порядка слов в заголовках. Для привлечения внимания к стержневому факту сообщения тот член предложения, на котором делается ни фаза, он часто определяется от всего предложения при помощи тире или двоеточия. Сокращенные слова и аббревиатуры в газетных заголовках, без понимания которых смысл заголовков остается неясным. Сокращения делятся на принятые и окказиональные. Легче расшифровываются окказиональные сокращения. Определение и функции заголовка

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Заголовок несёт определённую информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание. Прежде всего, заголовок выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи, по наблюдениям Э.А.Лазаревой, «направлены все заголовки, которые при этом выполняют графически-выделительную функцию. Указанная функция – единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств (линеек, рисунков), приёмов вёрстки (размещения материалов на газетной странице)». Виды газетных заголовков. Газетное заглавие может выражать любой элемент смысловой структуры произведения – основную мысль, установочные и развивающие тезисы, аналитическую оценку ситуации.

Date: 2015-10-21; view: 995; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию