Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия предотвращения банкротства предприятия





На наш взгляд наиболее целесообразным является предотвращение банкротства, чем ожидание того момента, когда необходимо будет провести санацию или ликвидацию.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, по характеру которых можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию.

Первая из применяемых тактических программ получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, включающих сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом, а также она ограничивается применением соответствующих оперативных мероприятий. Среди основных мероприятий тактического характера следует отметить:

· устранение убытков;

· сокращение расходов;

· выявление внутренних резервов;

· кадровые перестановки;

· укрепление дисциплины;

· попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и др.

Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она используется для большинства казахстанских государственных и частных предприятий, однако, если и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для подавляющей их части. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий, при которых разрабатывается концепция финансового, производственного и кадрового оздоровления, и в соответствии с ней, наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями, проводятся:

- изучение и завоевание новых рынков сбыта;

- увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации;

- обновление основных фондов;

- внедрение перспективных технологий;

- изменение или укрепление руководства предприятия;

- осуществление комплексного анализа и оценки ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия.

В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции.

Другой путь финансового оздоровления предприятия подсказывает определенные возможности решения проблемы долговых обязательств — чаще всего это реструктуризация или отсрочка накопленной задолженности, после которой предприятие получает возможность нормально функционировать и которая обычно проводится, когда задолженность возникла в связи с отдельными ошибочными решениями руководства предприятия или некоторыми негативными проявлениями внешней среды, вероятность повторения которой оценивается как незначительная.

Как было сказано, выход из кризисной ситуации предусматривает разработку стратегии фирмы. Ее обобщающим звеном является стратегия предотвращения банкротства, главная задача которой — раннее выявление кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям.

Она должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений, поэтому важнейшей ее функцией является прогнозирование таких последствий. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках составляющих стратегии фирмы:


· товарной стратегии, определяющей методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон хозяйствования и методы управления ими, главной задачей которой является разработка правил формирования товарного ассортимента фирмы, обеспечивающего конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию прибыли в долговременной перспективе;

· стратегии ценообразования, которая с помощью эффективной ценовой политики должна привлекать покупателей к товарам фирмы, формировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей марке фирмы;

· стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов, представляющей собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов;

· стратегии поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг, заключающейся в мониторинге этих рынков и выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач финансирования того или иного антикризисного проекта;

· стратегии внешнеэкономической деятельности, направленной на выработку приемов поведения фирмы в качестве импортера и экспортера с целью максимизации прибыли;

· стратегии снижения производственных издержек, призванной обеспечивать конкурентное преимущество за счет снижения затрат, путем постоянного отслеживания непроизводительных инвестиций;

· стратегии инвестиционной деятельности, выбирающей методы поддержания материально-технической базы и товаро-материальных запасов на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы, и являющейся одной из основных при формулировании антикризисной стратегии, так как зачастую для избежания банкротства необходим переход на принципиально новую продукцию (перепрофилирование), требующий значительных инвестиций;

· стратегии стимулирования персонала фирмы, разрабатывающей системы стимулирования работников фирмы, побуждающие их руководствоваться в своей деятельности не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы.

Особенным видомпредотвращения банкротства предприятия является стратегия финансового оздоровления. Задача данной стратегии — определение основных направлений работ и ожидаемой общей эффективности. Для самого предприятия бизнес-план служит основой для разработки более конкретных плановых документов: планов маркетинга, производственных планов, графиков работ, а для его потенциальных инвесторов — ориентиром при выборе объектов инвестирования. Без специальной стратегии выхода из кризисного состояния, оформленной в виде бизнес-плана, невозможны ни автономные действия предприятия, направленные на улучшение ситуации, ни помощь со стороны, которая в большинстве случаев играет решающую роль.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.


Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

- разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

- создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

- принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку Нацбанка РК до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

- принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

- изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

- определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

- направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

 

Таблица 1 - Особенности альтернативных стратегий предотвращения банкротства предприятия

Стратегия роста Стратегия стабильности Стратегия сокращения
Используется предприятиями в динамично развивающихся отраслях и быстро изменяющимися технологиями, на ранних стадиях жизненного цикла.   Основные типы стратегий: - вертикальная интеграция; - обратная интеграция; - горизонтальная диверсификация; - конгломератная диверсификация.   Характеризуется высокими темпами развития финансовой деятельности, ее диверсификация по разным фирмам и регионам.   Используется большинством предприятий в зрелых отраслях промышленности со стабильным ассортиментом продукции, статичной технологией, при относительно слабых колебаниях конъюнктуры рынка и стабильной конкурентной позиции предприятия. Основные типы стратегий: - усиление конкурентной позиции; - расширение рынка; - совершенствование продукта; - ограниченный рост объемов производства и реализации продукции.   Характеризуется установлением целей от достигнутого. Считается легким, наиболее удобным и наименее рискованным способом действия. Используется предприятиями в стадии финансового кризиса и на последних стадиях своего жизненного цикла.     Основные типы стратегий: - сокращение структур; - сокращение расходов; - ликвидация.   Характеризуется: сокращением объема и ассортимента выпускаемой продукции, уходом с отдельных сегментов рынка, установлением уровня цен ниже достигнутого в прошлом, устойчивой тенденцией ухудшения показателей.  

 


 

Рисунок 1 - Схема развития ситуации после ввода механизма противодействия [7]

Отсутствие признаков непланируемого изменения стратегической направленности развития предприятия
Механизм обычного функционирования предприятия
Успех
Появление признаков изменения стратегической направленности развития предприятия
Механизм противодействия непланируемому изменению стратегической направленности развития предприятия
Неудача
Признаки увеличения возможности банкротства предприятия
  Кризисное состояние предприятия
Механизмы антикризис-ного управления
Успех
Неудача
Подготовка условий для нового бизнеса

 

Вопросы для самоконтроля

1 Понятие «банкротство предприятия»
2 Стратегия предотвращения банкротства предприятия  

 

 

Рекомендуемая литература

1.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы*. – Учебное пособие. СПб.:

Специальная литература, 2003

2. Томпсон А.А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. *Учебник.Москва, ИНФРА-М, 2000

3. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.

4.Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление*: Учебник.-М.: Омега-Л, 2004

 


Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Экономика»

Кафедра «Экономика»







Date: 2015-10-21; view: 2234; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию