Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение II Раса и этнос в былинах





 

В вопросах этнического самосознания, очевидно, первостепенную роль играют принципы, по которым народ определяет «своих» и «чужих». Нельзя не заметить, что в самосознании современных русских фактор расы, «крови» играет ничтожно малую роль. В отличие от немцев, у которых «Blud und Boden» составляли и составляют неразделимое единство, в русском общественном сознании последних веков вопрос скорее ставился «Вlud oder Boden», с явным предпочтением второго. Это характерно как для массового сознания, так и для так называемого «национально мыслящей интеллигенции» (А.Г. Кузьмин, В.В. Кожинов) и даже для некоторых идеологов праворадикальных организаций (А.П. Баркашов, РНЕ; Э.В. Лимонов, НБП).

Отношение всех вышеперечисленных к теме этноса и расы можно вкратце сформулировать так: «Русская идея НИКОГДА не основывалась на крови; русский – это тот, кто любит Россию, воспринял русскую культуру. Православие и пр., раса и происхождение роли не играют; русские – изначально смешанный народ; белый Запад – однозначно ВРАГ, урало‑алтайские «коренные народы России» чаемые союзники, «братья». Симптоматично, что синонимом слова «националист» в России является «почвенник», а не «расист». Наоборот, «расизм» для большинства русских – часть образа врага, причем наиболее отвратительная. Расизм прибалтов, кавказцев и т. д. возмущает сегодняшнего русского не столько антирусской направленностью, сколько сам по себе, как нечто по определению «плохое». В современных антисемитских изданиях евреям инкриминируют именно расизм, едва ли не в первую очередь.

Такой подход далеко не нов. Еще в XIX веке его выразителями стали первые представители национального начала в русской общественной мысли – славянофилы (А.С. Хомяков «Семирамида»). Их сочинения, при явной антигерманской направленности, воспевали способность России уживаться и родниться с народами тайги, степи, тундры, жителями Кавказа.

Так же как и современные представители «национально мыслящей» интеллигенции, славянофилы рассматривали полное отсутствие расового самосознания (т. е. неспособность рассматривать расово близкие народы как «свои», а расово чуждые как «чужаков») как некую извечную, изначальную черту русского и, шире, славянского характера.

Насколько верным является это утверждение?

Для разрешения этого вопроса плодотворным представляется обращение к русскому эпосу – былинам и балладам. Сам факт сохранения их в устной передаче как минимум с домонгольского периода доказывает их авторитетность в качестве выразителей русского самосознания. Не будем задерживаться на вопросе возникновения былин, их исторического или мифологического происхождения – это для нас принципиального значения не имеет. Нам важно отражение в былинах этническо‑расового вопроса.

Определим, условно, три группы описанных в эпосе иноземцев. Это белая индоевропейская Европа (земля Ляховецкая, земля Поморянская. Леденец‑город за морем Вирянским [Варяжским], земля Тальянская и т. д.), степной Восток (Золотая Орда, Турец‑земля, царство Задонское, царство Татарское и т. д.) и, наконец, лесные угрофинские племена (ливики, карелы, чудь).

Очевидно, что максимальная степень межэтнической вражды, ее наиболее яркое проявление – война. Напротив, наиболее яркое проявление взаимной симпатии между этносами – браки и вообще интимные контакты их представителей. Рассмотрим последовательно отношение русского эпоса к представителям Востока, финноугорских племен и Запада – сквозь призму войны и любви.

Война с Востоком – основное содержание былинного эпоса, бессмысленно даже перечислять посвященные ей сюжеты. Можно только отметить – это бескомпромиссная война, где никакой мир с врагом невозможен, наилучший исход: «не оставил татар (условный этнический термин, обозначающий степняка вообще) и на семена». Близко к этому отношение к византийцам («Глеб Володьевич и Маринка Кайдаловна») и хазарским иудеям, воплощенным в образах богатыря Жидовина и царища Кощерища.

Эпос, как ни странно, помнит и войны с финноуграми, хотя их историческая роль в сравнении с противостоянием Степи кажется очень малой. Это войны с карелами‑ливиками («Князь Роман и братья‑ливики») и «чудью белоглазой» («Добрыня чудь покорил», баллады «На литовском рубеже»). Обращает на себя внимание крайняя бескомпромиссность и жестокость описанных в былинах и балладах конфликтов. Вражеская сторона описана едва ли не более неприязненно, чем в былинах, посвященных войнам со степью. Постоянные эпитеты Корелы в русском эпосе – «Корела проклятая, корела неверная» – также указывают на сильную степень отчуждения.


Совершенно обратная картина с Западом: все многовековые войны с поляками, литвой, Орденом, варягами, шведами былинный эпос попросту игнорирует. Северорусские сказители былин, очевидно, рассматривали древние набеги степняков на киевские рубежи и укрощение лесных дикарей как нечто более важное, чем более близкие во времени и пространстве конфликты с западными соседями. Словно коллективный Русский Бисмарк, былина провозглашает: «На Западе врага нет!»

В «брачной» тематике, напротив, Западу уделяется гораздо больше внимания. Князь Владимир берет себе жену из земли Ляховицкой или Поморянской. В Поморянской земле находит себе жену и богатырь Святогор. В Ляховицкой земле – невеста богатыря Дуная. Из‑за Варяжского моря прибывает к княжеской племяннице Забаве жених – Соловей Будимирович. Илья Муромец живет с некоей вдовой в «Тальянской земле». К той же Забаве прибывает из Ляховицкой земли «жених Василий Микулович», оказывающийся Василисой Микуличной, выручающей заточенного Владимиром мужа. Все это воспринимается былиной как вполне нормальные явления.

Не то в отношении Востока. Женщина с Востока – коварная ведьма, сватающаяся к русскому богатырю с единственной целью погубить его. Богатырь разоблачает и казнит ее («Михаила Потык», «Глеб Володьевич и Маринка Кайдаловна»). Жена Владимира, Апраксея, выведенная особой отнюдь не высоконравственной, решительно отвергает «руку и сердце» «татарина» Идолища, во власти которого находится. В другой былине тот же Идолище сватает княжескую племянницу, и та, избавляясь от жениха, прибегает к столь крайней мере, как отравление, а Алеша Попович уничтожает явившихся с женихом сватов. Все это былина описывает с полнейшим сочувствием, как и жестокую расправу Ивана Годиновича над своей спутавшейся со степным «царищем» невестой. У той поочередно отсекают части тела, ласкавшие и касавшиеся «татарина», – рука, нога, губы, язык. Лишь потом голову. Беспрецедентная по жестокости кара подразумевает беспрецедентность проступка.

К теме брака примыкает тема полона, т. к. почти всегда упоминаются русские ПОЛОНЯНКИ, но не ПОЛОНЯНЕ. Трагизм ситуации: своя, русская женщина – в руках врага и иноплеменника. «Чудесным спасением» называется баллада, в которой героиня, спасаясь от «крымского царя», разбивается о «бел‑горюч камень». Ее тело и одежда превращаются в церковь, леса, горы и моря.

Особенный интерес для нашей темы представляет баллада «Гибель полонянки». Убегающая от татар полонянка просит перевозчика перевезти ее через реку «на Русь». Тот требует в качестве награды выйти за него замуж. Девушка гневно отказывается: ее род слишком высок, в одних вариантах «князья и боярины», в других вообще «матушка красно солнышко, а батюшка млад‑ясен месяц».

– Так пойду ли я за тебя, за МОРДОВИЧА?

Появляются татары, девушка бросается в воду и тонет.

Попутно заметим, что брак с финноугром «мордовичем» представляется столь же неприемлемым, как и брак с «татарином».

Самоубийство, как желанная альтернатива татарскому плену, отразилось и в пропитанной фольклорными мотивами «Повести о разорении Рязани».


На этом трагическом фоне выделяется полнейшей невыразительностью единственный «западный» вариант сюжета о полонянке. Некий «пан» обещает своей «панье» привезти пленницу с Руси и привозит. Никакой трагедии, о войнах с западными соседями не складывается легенд, подобных преданию о Евпраксии Зарайской. Создается впечатление, что ужас татарского полона не в том, что он – полон, а в том, что ТАТАРСКИЙ.

Итак, подведем итог. В былинах тюрки и финноугры – враги, брак с ними позорен, и, дабы избежать его, оправданны любые средства. Связь с их представителем жестоко карается судьбою или людьми. Европейцы – свои, брак с ними – норма, войн с ними не существует (точнее, они преданы забвению, как семейная ссора). Налицо явное расовое противопоставление, якобы чуждое славянам. Русский эпос – это эпос форпоста Европы, Белого мира против диких орд тайги и степи.

Именно такое представление следует считать исходным, древнейшим, народным вариантом Русской идеи, впоследствии искаженным под влиянием привнесенной идеологии – византийской (Х – XVII вв.), либеральной (XVIII – нач. ХХ вв.) и коммунистической (1917–1991 гг.) (Характерно удивительное сходство в оценке церковной и советской историографией фигур Александра Невского и Дмитрия Донского.)

Последние исследования в области археологии и генной морфологии полностью подтверждают правоту народных сказителей: русские и славяне в культурном и расовом отношении принадлежат Европе и белому миру. И поэтому всякие попытки формулирования Русской идеи без учета этих фактов не могут рассматриваться всерьез.

Автор выносит благодарность: Роду Всеотцу за то, что мир – есть. Макоши Пряхе – за все удачи и неудачи наши.

Перуну Метателю Молний – за силу и решимость.

Волосу Отцу Могил – за знание, память и слово.

Предкам – за кровь в моих жилах и нашу землю.

Великому князю Святославу Игоревичу – за Русь.

Полководцам Свенельду, Ермолову, Шаманову – за русский Кавказ.

Доброславу – за Коловрат.

Покойному профессору А.Г. Кузьмину – за знание о русах в Бердаа.

Расславу – за идею этой книги.

М. Жигалову – за консультацию.

Восточным летописцам, армянским, персидским, сирийским и арабским, сохранившим для нас память о восточных подвигах языческих русов, память, которой пренебрегли летописцы‑монахи.

 

Список использованных источников и литературы

Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям IX–XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 1. М., 1997.

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат. М., 1965.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.

Былины. М., 1998.

Бычков А. А., Низовский А. Ю., Черносвитов П.Ю. Загадки древней Руси. М., 2000.


Введение христианства на Руси. М., 1987.

«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. М., 1987.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь – М., 1996.

Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. // ИОРЯС, т. XI, кн. 3. СПб., 1906.

Вилинбахов В.Б. Об одном аспекте историографии варяжской проблемы // Скандинавский сборник, вып. VII, 1963.

Вилинбахов В.Б. Современная историография о проблеме «Балтийские славяне и Русь» // «Советское славяноведение», 1980, № 1.

Галкина Е.С. Тайны русского каганата. М., 2002.

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтное издание. М., 2000.

Гедеонов С. Варяги и Русь. М., 2004.

Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. М., 1991.

Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: тексты, перевод, комментарий. М., 1996.

Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI – ХХ вв. М., 1991.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 1998.

Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI–XIII веков. Ижевск, 1999.

Древнерусские предания (XI–XVI века). М., 1982.

Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985.

Ельски А. Татуировка. Минск, 1997.

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен, ч. 1. М., 1908.

Иловайский Д.И. Начало Руси. М. – С. 1996.

История боевых искусств. Россия и ее соседи. М., 1997.

Как была крещена Русь. М., 1989.

Карамзин Н.М. История государства российского в 12 томах. М., 1989. Т. 1.

Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М., 2001.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.

Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002.

Костомаров Н.И. Раскол: Исторические монографии и исследования. М., 1994.

Костомаров Н.И. Русская республика. М. – С. 1994.

Кузьмин А.Г. Варяги и Русь на Балтийском море // Вопросы истории, 1970, № 10.

Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории, 1974, № 11.

Кузьмин А.Г. Истоки культовых особенностей западнославянских языческих храмов // Вопросы истории, 1980, № 4.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988.

Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае // Средневековая и новая Россия. СПб., 1996.

Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). М., 1984.

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

Лев Диакон. История. М., 1988.

Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М., 2003.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее Средневековье. М., 2002.

Младшая Эдда. М., 1994.

Назаренко А.В. О языке восточноевропейских варягов IХ – Х вв. (*Rod(s) –? – Русь – Roe – Ruzzi) // Восточная Европа в древности и Средневековье. Х чтения к 80‑летию члена‑корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 1998.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Никитин А.Л. По следам апостола Андрея // Наука и религия, 1990, № 9–12.

Никитин А.Л. Праматерь всех князей русских // Наука и религия, 1991, № 3.

Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М., 2000.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI–X. В 2 кн. М., 1986.

Перес Ж.‑Б. Почему Наполеона никогда не было // Наука и религия, 1993, № 1.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. С. – М., 1995.

Петрухин В.Я. Славяне. М., 1997.

Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. Поиск исторических закономерностей. М., 1982.

Плетнева С.А. На славяно‑хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., 1989.

Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.

Поэзия скальдов. Л., 1979.

Прозоров Л.Р. Еще раз о начале Руси // Государство и общество, 1999, № 3–4.

Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье: индоевропейские параллели // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Ижевск, 2002.

Прозоров Л.Р. Этническое и расовое самосознание в русском эпосе // Этнический фактор и политика. История и современность. Ижевск, 2000.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 2000.

Радзивилловская летопись (Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследования. Описание миниатюр) в двух томах. СПб., 1994.

Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология, 1968, № 3.

Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Розанов В.В. Юдаизм // Тайна Израиля. СПб., 1993.

Русанова И. П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 2001.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2001.

Санкина С.Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение, 1998, № 2.

Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.

Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995.

Седов В.В. Славяне: историко‑археологическое исследование. М., 2002.

Серяков М. Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М., 2001.

Серяков М.Л. Сварог. М., 2004.

Славяне и Русь: проблемы и идеи. М., 1998.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

«Слово о полку Игореве». Древнерусский текст и переводы. М., 1981.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1995.

Старшая Эдда. СПб., 2000.

Соловьев С.Н. Сочинения. Кн. 1. М., 1988.

Татищев В.Н. История Российская // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1–6. М., 1994–1996.

Тимофеев В.П. А все‑таки «Людота ковалъ»! (Названия днепровских порогов – возвращаясь к старой проблеме) // Сборник русского исторического общества. № 1 (149). М., 1999.

Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948.

Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по «варяжскому вопросу». М., 2005.

Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI–X вв.). СПб., 1996.

Фроянов И. Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб., 1997.

Херрман Й. Полабские и ильменские славяне в раннесредневековой балтийской торговле // Древняя Русь и славяне. М., 1978.

Хлевов А.А. Предвестники викингов. СПб, 2002.

Хомяков А.С. Семирамида // История, 1997, № 3.

Цветков С.Э. Русская история. Книга первая. М., 2003.

Цветков С.Э. Русская история. Книга вторая. М., 2004.

Честертон Г.К. Вечный Человек. М., 1991.

Членов А.М. По следам Добрыни. М., 1986.

Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. М., 2002.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., 2002.

Янин В.Л. Денежно‑весовые системы русского Средневековья. М., 1956.

Библиография научных работ автора

Прозоров Л.Р. Еще раз о начале Руси: по поводу монографии В.Я. Петрухина «Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков» // Государство и общество, 1999, № 3–4. С. 219–226.

Прозоров Л.Р. Этническое и расовое самосознание в русском эпосе // Тезисы докладов научно‑практической конференции «Этнический фактор и политика. История и современность», 3–4 марта 2000 г. Ижевск, Удмуртский университет, 2000. С. 35–39.

Прозоров Л.Р. Об исторической конкретике в былинах // Тезисы докладов 5‑й Российской университетско‑академической научно‑практической конференции. Часть 2. Ижевск, 2001.

Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье XI в.: индоевропейские параллели // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, Изд‑во ИЭ и УдГУ, 2002. С. 399–402.

Прозоров Л.Р. Диалоги с волхвами в ПВЛ: к вопросу о достоверности // Вестник УдГУ. История. 2003. С. 107–112.

Прозоров Л. Р. «Мужики» в былинах киевского цикла: историческая реальность фольклорного термина // Шестая российская университетско‑академическая научно‑практическая конференция: материалы докладов. Ижевск. Изд‑во УдГУ, 2003. С. 64–65.

Указатель имен

1. Авторы древние и современные

Абу‑л‑Фараджа (ум. в 1286 г.) – сирийский историк.

Абу‑л‑Фида (ум. в 1332 г.) – арабский историк.

Адам Бременский (ум. в 1075 г.) – северогерманский хронист.

Адемар Шабаннский (нач. XI в.) – франкский хронист.

Аль Йакуби (ум. в 897 г.) – арабский историк.

Аль Куфи (XI) – арабский историк.

Аль Масуди (ум. в 957 г.) – арабский писатель и путешественник.

Ас‑Салиби (Х в.) – персидский историк, географ.

Афанасьев А.Н. (1826–1871) – русский историк, фольклорист.

Бартольд В.В. (1869–1930) – русский историк, востоковед.

Гальковский Н.М. – русский историк, этнограф. Гельмольд (1110–1177) – германский хронист.

Гедеонов С.А. (1815–1878) – русский историк, автор фундаментального труда «Варяги и Русь».

Геродот (V в. до н.х.л.) – древнегреческий автор, «отец истории».

Забелин И.Е. (1820–1909) – русский историк. Зенобий Глакк (VII в.) – армянский историк.

Иаков Мних (XI в.) – русский церковный писатель. Ибн Мискавейх (ум. в 1030 г.) – персидский писатель, библиотекарь, секретарь и казначей иранских правителей из династии Буидов.

Ибн Русте (Х в.) – арабский географ.

Ибн Фадлан (Х в.) – арабский писатель и путешественник, посол от халифа Багдадского к правителю волжских булгар.

Ибн Халдун (1332–1406) – арабский ученый.

Ибн Хаукаль (Х в.) – арабский купец, писатель и путешественник.

Ибн Хордадбег (IX в.) – начальник таможенной станции в городе Рее, автор «Книги путей и государств».

Ибрагим Ат‑Тартуши (Х в.) – арабский путешественник.

Ибрагим ибн Якуб (Х в.) – еврей‑работорговец из арабской Испании. Путешественник, писатель.

Идриси (1100–1165) – арабский географ.

Иоанн Скилица (XI в.) – византийский историк и писатель.

Иоанн Эфесский (VI в.) – византийский церковный автор.

Иордан Готский (VI) – готский историк.

Иосиф Волоцкий (1439–1515) – игумен Волоколамского монастыря, церковный публицист и религиозно‑политический деятель.

Йоун Олавссон (1705–1779) – исландский ученый, автор трактата «Рунология».

Карамзин Н.М. (1776–1826) – русский сентиментальный писатель, автор «Истории государства российского». Киплинг Редьярд (1865–1936) – британский поэт и писатель.

Кирилл Туровский (ум. ок. 1182 г.) – древнерусский писатель и проповедник, епископ города Турова.

Клейн Л.С. – современный российский историк.

Ковачев Н.П. (род. в 1919 г.) – болгарский языковед, историк.

Кожинов В.В. – русский историк, литературовед, публицист.

Козьма Пражский (1045–1135) – чешский хронист.

Константин VII Рожденный в Пурпуре (Порфирогенит, Багрянородный) (905–959) – император Восточной Римской империи (945–959). Более известен своими трактатами, из которых до нас дошло два – «О дворцовых церемониях» и «Об управлении империей». Отравлен сыном и снохой.

Константин Манассия (XII в.) – византийский поэт.

Королев А.С. – русский современный историк.

Лебедев Г.С. – советский археолог. Лев Диакон (950–1012) – византийский хронист, автор единственного в византийской историографии подробного описания обычаев, обрядов, вооружения, воинской тактики и внешнего вида русов.

Левченко М.В. (1890–1955) – русский советский историк.

Лиутпранд Кремонский (X в.) – лангобардский епископ.

Ломоносов М.В. (1711–1765) – великий русский ученый‑энциклопедист. Историк, грамматик, химик, физик.

Маврикий Стратег (VII в.) – византийский император, составитель «Стратегикона» – руководства по военному делу. Марр Н.Я. (1864–1934) – советский языковед, академик, исследователь кавказских языков.

Менандр Протиктор (VI в.) – византийский историк.

Мец Адам – швейцарский историк, востоковед.

Микляев А.М. – русский советский археолог.

Миллер Г.Ф. (1705–1783) – немецкий историк, занимавшийся русской историей. Считается одним из отцов норманнизма.

Мишин Д.Е. – современный российский историк.

Моисей, лег. – основатель иудаизма, законодатель.

Моисей (Мовсес) Кагантакаваци – армянский историк.

Моисей (Мовсес) Хоренский (Хоренаци) (V–VI вв.) – армянский историк.

Мухаммед Бал‑ами (Х в.) – персидский историк.

Нестор (2‑я пол. XI в. – нач. XII в.) – монах Киево‑Печерской лавры, летописец. Предположительно – автор «Повести временных лет». Нечволодов Александр – русский историк начала ХХ века.

Нидерле Любор (1865–1944) – знаменитый чешский историк, археолог, славист.

Низами, Низамеддин Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ум. в 1203 г.) – великий поэт Персии.

Новосельцев А.П. – современный историк, востоковед.

Ногмов Ш.Б. (XIX в.) – собиратель и издатель адыгейского фольклора, бывший мулла, друг Пушкина.

Павел Диакон (720 – год смерти неизвестен) – лангобардский хронист, жил в Италии. Пифей (IV в. до н.х.л.) – путешественник, географ.

Погодин М.П. (1800–1875) – русский историк.

Прокопий Кесарийский (VI в.) – придворный историк Юстиниана I Великого.

Псевдозахария Ритор (VII в.) – сирийский автор.

Пушкин А.С. (1799–1837) – великий русский поэт.

Рабан Мавр (Х в.) – немецкий монах, автор трактата о рунах. Рыбаков Б.А. (1908–2001) – русский, советский историк и археолог, ученый и патриот.

Сахаров А.Н. – русский советский историк. Седов В.В. – русский советский археолог.

Серяков М.Л. – современный российский историк.

Скржинская Е. Ч. (1899–1981) – советская исследовательница, историк.

Снорри Стурлусон (1178–1241) – исландский поэт, политический деятель. Составитель сводов мифов и героических преданий «Младшая Эдда» и «Круг Земной».

Срезневский И.И. (1812–1880) – русский языковед, этнограф, составитель первого исторического словаря русского языка.

Стефанос Асохик (Х в.) – армянский историк.

Тацит, Корнелий (I в.) – римский историк, хронист, писатель и путешественник. Титмар Мезербургский (975–1018) – немецкий хронист.

Толкин Дж. Р. Р. – английский писатель и ученый.

Топоров В.Н. – советский лингвист‑языковед.

Тредиаковский В. К. (1703–1769) – малоодаренный придворный поэт. Пробовал себя в истории.

Турольд (XII в.) – менестрель, автор «Песни о Роланде».

Фахр ад‑дин Мубаракшах Марварруди (XIII в.) – персидский историк. Феодосий Печерский (ум. в 1074 г.) – древнерусский писатель, игумен Киево‑Печерского монастыря.

Феофилакт Симокатта (конец VI–VII в.) – восточноримский историк, хронист.

Фотий (820–897) – патриарх Константинопольский.

Фроянов И.Я. (род. в 1936 г.) – современный русский ученый.

Честертон Г.К. (1874–1936) – британский католический мыслитель, писатель и публицист.

Шлецер А.Л. (1735–1809) – немецкий ученый, работавший некоторое время в России. Считается одним из создателей норманнизма.

Эль Недим (Х в.) – арабский историк, географ.

Юлиан (XIII в.) – венгерский монах‑доминиканец, странствовал по Восточной Европе перед нашествием монголов в поисках прародины своего народа – великой Венгрии. 2. Исторические деятели, реальные и легендарные

Аарон бар Беньямен (Х в.) – каган‑бек Хазарии.

Агапит (XII в.) – монах Киево‑Печерской лавры.

Адальберт Трирский (Магдебургский) (ум. в 981 г.) – немецкий церковно‑политический деятель.

Александр Великий (Искандер) (356–323 гг. до н.х.л.) – царь Македонии. Полководец, государственный деятель. Создатель недолговечной македонской державы.

Александр Пересвет (ум. в 1380 г.) – брянский боярин, герой битвы на Куликовом поле. Монахом никогда не был.

Али ибн аль Гайтам (ум. в 912 г.) – ширваншах. В 909 году уничтожил караван русских купцов. В 912 году был убит русами.

Аль‑Муктадир (Х в.) – халиф. Прославился пьянством и разгульным нравом.

Аманд (VII в.) – епископ. Безуспешно пытался проповедовать христианство славянам.

Андрей Первозванный, лег. – апостол. Путешествовал, скорее всего, по Дунаю, будущим землям ругов‑русов. Легенда о его странствии вместе с ними перешла в Восточную Европу.

Антоний Римлянин (ум. в 1147 г.) – святой, приплывший в Новгород на камне.

Арий (ум. в 336 г.) – священник из Александрии египетской, основатель арианства.

Артур (V в.), лег. – легендарный король бриттов, победитель англосаксов, посмертно ставший символом англосаксонской цивилизации.

Аскольд (ум. в 882 г.) – один из братьев‑князей, правивших в Киеве. Крестился в Константинополе. Казнен Олегом Вещим.

Аттила, Бич Божий (ум. в 453 г.) – вождь гуннов. При нем племенной союз гуннов достиг наивысшего могущества. После его смерти распался.

Ахмад бен Куйя (Х в.) – вазир, предводитель мусульманских наемников Хазарии. Никакого отношения к основанию Киева не имел, как и его безвестный отец.

Балду (Балид) (Х в.) – дружинник эмира Дербентского Маймуна, рус. Барджиль (VIII в.) – хазарский полководец, выигравший битву при Ардебиле.

Бравлин (VIII в.) – князь русов, ходил походом на крымские владения Византии.

Буга Старший (IХ в.) – арабский полководец, командовавший карательной операцией в Закавказье в 40‑е годы IX века.

Булан (VIII в.) – каган‑бек языческой Хазарии, женившийся на иудейке Серах и принявший иудаизм.

Бус (Бос, Баксан) (ум. в 375 г.) – антский князь. Захвачен в плен и зверски убит конунгом готов Винитаром.

Василий Буслаев, был. – новгородский удалец. Василиса Микулична, был. – женщина‑богатырка (поляница).

Вейнемейнен (Вейнелейнен), лег. – культурный герой карело‑финского эпоса, эпоним русских (?).

Велизарий (505–565) – полководец Юстиниана Великого. Подавил восстание «Ника», воевал с персами, готами и вандалами.

Верцингеторинг (ум. в 46 г. до н.х.л.) – галл, вождь восстания против римлян.

Винитар (ум. в 375 г.) – готский конунг из рода Амалов. Зверски убил взятого им в плен антского князя Буса вместе с сыновьями и старейшинами.

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – великий князь киевский. Законодатель, политик, дипломат и полководец.

Владимир Святославич Креститель (ум. в 1015 г.) – сын великого князя Святослава от хазарской рабыни Малки. Узурпатор престола, убийца брата по отцу, законного наследника, Ярополка Святославича. Вероотступник.

Георгий Чула (ум. в 1014 г.) – крещеный хазарин, поднявший мятеж в крымских провинциях Византии. Германарих (IV в.) – готский конунг из рода Амалов. Покончил самоубийством, не сумев противостоять гуннам.

Давид – царь иудейский. Первым применил «обжигательные печи» для уничтожения пленных (2‑я Царств 12:31) – за несколько тысяч лет до Освенцима. Дарий I Великий (ум. в 486 г. до н.х.л.) – царь персидского государства Ахеменидов.

Дир (ум. в 882 г.) – один из братьев‑князей, правивших в Киеве.

Днепра королевична, был. – женщина‑богатырка (поляница).

Джаррах (ум. в 730 г.) – арабский полководец, проигравший битву при Ардебиле.

Дунай, был. – богатырь, муж и убийца Днепры королевичны. Покончил с собой.

Езекия (VIII в.) – каган‑бек, сын Обадии.

Зопирион (IV в. до н.х.л.) – полководец Александра Македонского.

Ибн Самун (Х в.) – христианин из Бердаа. Игорь Рюрикович (Сын Сокола) (ум. в 945 г.) – великий князь киевский. Победитель древлян, уличей, печенегов, греков. – 53, 54, 114, 141, 142, 162–173, 214, 215.

Игорь Святославич (1150–1202) – князь новгород‑северский с 1178 г., черниговский с 1199 г. Потомок Олега Святославича, организатор неудачного похода на половцев в 1185 г. Главный герой «Слова о полку Игореве».

Иданфирс (VI в. до н.х.л.) – вождь скифов.

Иоанн Готский – епископ, руководитель восстания христиан против хазарского владычества в Крыму. – 104.

Иосиф бар Аарон (Х в.) – последний каган‑бек Хазарии, автор письма к Хасдаю ибн Шафруту.

Йездигерд III (ум. в 625 г.) – последний шах зороастрийского Ирана.

Каллиник (VII в.) – грек, изобретатель «греческого огня». Карл Великий (742–814) – франкский король с 768‑го, император с 800‑го, основатель франкской империи.

Кий (Куар), лег. – полянский князь, основатель Киева, брат Щека и Хорива.

Кир (ум. 529 г. до н.х.л.) – царь персов, основатель державы Ахеменидов.

Кирилл‑Константин (827–869) – греческий проповедник, «просветитель» славянства, переводчик Библии и богослужебной литературы на славянский язык. Изобретатель «славянской письменности» – глаголицы. К т. н. кириллице не имеет никакого отношения.

Кнуд Великий (ум. в 1035) – король Дании, Англии, Норвегии и южной Швеции. Способствовал утверждению в Дании христианства.

Колумбан, (VI в.) святой – проповедник христианства. У славян потерпел неудачу.

Константин Великий (ум. в 337 г.) – римский император с 306 г., основатель Константинополя (330 г.), первый император Восточно‑Римской империи, сделавший христианство государственной религией.

Константин V Копроним (741–775) – восточно‑римский император. Поддерживал движение иконоборцев.

Кончак (вторая половина XII в.) – половецкий хан из династии Шаруканидов.

Копола – грузинское божество плодородия.

Купала – русский Бог «плодов земных».

Лаврита (Лавристан) (VI в.) – вождь дунайских славян, убитый аварами. Людота (кон. Х в.) – русский кузнец‑оружейник.

Лютовер (Илитвер) (VIII в.?) – вождь «савир» – северян. Крестился в расчете на помощь православного кесаря и нового бога в борьбе с хазарами, но потерпел сокрушительное поражение.

Маздак (ум. в 528 г.) – основатель еретического, «протокоммунистического» вероучения. Маймун бен Ахмад бен Абд аль Малик (Х в.) – эмир Дербента.

Манассия (VIII в.) – каган‑бек, внук Обадии.

Марзубан ибн Мухаммед (Х в.) – правитель Бердаа, горец‑дейлемит по происхождению.

Мезанмир Идарич (Маремихо, сын Идара) (VI в.) – вождь антов, посол к аварам, убит ими.

Мерван ибн Мухаммед, Беспощадный (ум. в 749 г.) – арабский полководец из правящего рода Омейядов, впоследствии – халиф.

Михайло Казарин, был. – богатырь.

Мохаммад (Мухаммед, Магомед) (570–632) – основатель ислама. «Пророк», точнее, посланник‑расул Аллаха.

Муса ат‑Тузи (кон. Х в.) – фанатичный исламский проповедник из Гиляна. Был орудием ширванской интриги в Дербенте.

Мухаммад ибн Ахмад аль Азди (ум. в 992 г.) – ширваншах. Сперва был посредником между хазарскими беженцами и русскими завоевателями на Северном Кавказе, потом интриговал против союзного русам Дербента. – 182, 194, 195, 200–204, 208–210.

Мухаммед ибн Мерван (VII в.) – эмир Месопотамии, арабский полководец.

Нарзес (VI в.) – полководец Юстиниана Великого, воевал с готами в Италии. Армянин по происхождению, евнух. Настасья Микулична, был. – женщина‑богатырка (поляница). Жена Добрыни Никитича.

Небул (VII в.) – славянский вождь, пленник Юстиниана II, перешел на сторону арабов.

Никитин Афанасий (ум. в 1472 г.) – первый купец христианской Руси, посетивший Индию, в которую язычники‑русы плавали регулярно в середине IX века. Автор «Хождения за три моря».

Обадия (VIII в.) – третий иудейский каган‑бек Хазарии, ввел иудаизм в качестве государственной религии. Олав Альвконунг – правитель Швеции из рода Инглингов эпохи Великого переселения народов.

Олег Вещий (ум. в 912 г.) – величайший деятель русского Средневековья. Великий князь киевский. Фактический создатель Русской державы. Объединил Киев и Новгород. Покорил древлян. Победитель хазар, освободивший от дани славянские народы вятичей, радимичей и северян.

Олег Святославич (Гориславич) (ум. в 1115 г.) – князь Черниговский и Тмутороканский. Авантюрист, человек сложной судьбы, политический противник Владимира Мономаха.

Ольга (Аллогия, Елена) (ум. в 969 г.) – жена великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Правительница с 945 по 962 год. Вопреки общераспространенному заблуждению, не проявила никакой государственной мудрости, мечась между Восточно‑Римской империей и Священной Римской империей германской нации. Ее правление ознаменовалось падением внешней активности Руси, утратой некоторых земель, падением международного престижа Русского государства и едва не привело к оккупации страны, если бы не отстранивший мать от власти Святослав.

Оттон I (912–973) – германской король с 936 года, первый император Священной Римской империи германской нации с 962‑го. При нем натиск на славянские земли («дранг нах остен») значительно усилился.

Партатуа (VII в. до н.х.л.) – вождь скифов. Перун – верховный бог‑громовержец славян и русов.

Пиръо (Пиръон‑падчах), лег. – Перун в чеченских легендах.

Песах, вымышл. – персонаж фальшивого кембриджского документа, хазарский полководец, якобы победивший «царя русов Х‑л‑гв».

Претич (Х в.) – правитель северян.

Рас‑Тархан – каган‑бек Хазарии, сын Булана. Рожеро (Родгейр) (ум. в 1154 г.) – герцог (ярл), впоследствии – король (конунг) сицилийских норманнов.

Рюрик Годиславич (ум. в 879 г.?) – князь ободритов и русов, призванный славянами севера Восточной Европы для усмирения усобиц и защиты от хазар. Отец (?) Игоря.

Саак (ум. в 840 г.) – правитель (эмир) Тифлиса. Свенельд (Х в.) – воевода киевских великих князей Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича и Ярополка Святославича.

Святослав I Храбрый Игоревич (942–972) – величайший деятель русского Средневековья. Великий князь киевский. Полководец и государственный муж. Уничтожил Хазарский каганат. Раздвинул границы Руси до Волги. Завоевал Болгарию, провозгласив своей целью создание общеславянской державы. Убит печенегами по наущению византийцев и киевских христиан.

Северин (ум. в 482 г.) – святой. Проповедник христианства среди дунайских русов‑ругов.

Села, лег. – громовержец в мифологии вайнахов.

Селим II Маст (Пьяница) (1566–1574) – турецкий султан.

Серах (VIII в.) – дочь старейшины рахдонитов, жена каган‑бека Булана.

Славимир (Х в.) – кузнец‑оружейник.

Солнослав (VIII в.) – славянский вождь, участвовал в гражданской войне в арабском халифате.

Сфенго (?) (X–XI вв.) – князь Тъмуторокана, сын Святослава.

Теодорих (493–526) – конунг восточных готов (остготов). Тор – скандинавский бог‑громовержец.

Тузун (ум. в 945 г.) – эмир Персии.

Умар II (ум. в 720 г.) – халиф.

Феодосий (ум. в 840 г.) – князь абхазов.

Ханукка (VIII в.) – каган‑бек, брат и наследник Обадии. Харальд Гардрада (ум. в 1066) – конунг норвежцев.

Харальд Гиллекрист (ум. в 1136 г.) – конунг норвежцев и шведов. Участвовал в крестовом походе, воевал с язычниками в своей стране.

Хасдай ибн Шафрут (Х в.) – визирь халифа кордовского, иудей, адресат письма каган‑бека Иосифа.

Хишам (VIII в.) – халиф багдадский.

Х‑л‑гв, вымышл. – персонаж фальшивого кембриджского документа, царь русов, напавший на Хазарию по наущению Византии, разбитый хазарином Песахом и вынужденный им напасть на Византию. В результате погиб в Персии.

Хорив (Хореван, Хорев), лег. – младший брат князя Кия, основателя Киева.

Хосров Ануширван (Хозрой Перьский) – правитель (шах) Персии с 531 года, из династии Сасанидов.

Хурзад (ум. в 712 г.) – вождь маздакитского восстания в Хорезме.

Чичак – хазарская царевна, выданная замуж за Константина V Копронима.

Цезарь, Гай Юлий (100–44 гг. до н.х.л.) – римский полководец, государственный деятель и писатель.

Шарукан (ум. в 1107) – половецкий хан. Попал в плен, казнен русскими князьями. Шахрияр (VII в.) – правитель Дербента.

Щек (Мелтей), лег. – младший брат князя Кия, основателя Киева.

Эрик Эйегода (XII в.) – конунг‑паломник, совершивший путешествие в Святую землю.

Юдифь – супруга короля, впоследствии – императора Оттона. Юстиниан I Великий (482–565) – император Восточно‑Римской империи. Вел войны в Италии с готами, в Подунавье со славянами и на востоке против персов.

Юстиниан II – византийский император.

Ярослав Владимирович Мудрый (978–1054) – князь новгородский, с 1025 года – великий князь Киевский.

 

Указатель географических названий и названий народов

Абескун – остров в Каспийском море.

Абескунское море – средневековое название Каспийского моря.

Авары (обры) – кочевники‑тюрки. В VII веке разрушили племенной союз антов. Создали в Центральной Европе аварский каганат.

Агван – историческая область в современном Азербайджане, столица – Бердаа (Партава).

Адыгейцы – они же касоги. Народность на Северном Кавказе.

Азербайджан – историческая область в восточной части Закавказья.

Азовское море – соединяется с Черным Керченским проливом.

Аланы – народность на Северном Кавказе. Потомки скифо‑сармат, предки осетин.

Амазонки, лег. – племя женщин‑воительниц.

Англия – королевство на Британских островах.

Англосаксы – группа северногерманских племен. Их потомки – англичане и американцы.

Анты – одна из трех групп славян наряду с собственно словенами‑склавинами и венедами. Жили от устья Дуная до Дона и Меотиды.

Арабы – группа народностей, ныне населяющих Переднюю Азию и Северную Африку. Первоначально – кочевники пустынь Аравийского полуострова.

Ардебиль – местность и город у юго‑западного побережья Каспия, в Южном Азербайджане. Ныне – на севере Ирана.

Армяне – (самоназвание хай) – древнейший народ Закавказья. По некоторым предположениям, потомки хеттов. Язык – индоевропейский. Религия – христианство в монофизитской (григорианской) версии.

Арсания (Артания, Уртаб) – один из трех «городов», «групп» или «царств» русов у восточных авторов. Точное месторасположение не установлено.

Багдад – город на реке Тигр, столица арабского халифата. Бадон, лег. – гора в Британии, место первой битвы короля Артура.

Балканы – полуостров на юго‑востоке Европы.

Балтийское море – часть Атлантического океана, глубоко вдающаяся в материк Европы. Проливом Эресунн, Большой и Малый Бельты соединяется с Северным морем.

Балты – группа народов. Существующие ныне – литовцы, латыши. Исчезнувшие – пруссы, ятвяги, голядь, меря (?).

Барсилы – одно из племен на Северном Кавказе на заре Хазарского каганата.

Белая Вежа – русский город на месте хазарского Саркела.

Бердаа – она же Партава, совр. Барда в Азербайджане.

Бирка – торговый центр в Швеции «эпохи викингов».

Болгария – государство в северной части Балканского полуострова.

Болгары – первоначально тюркско‑сарматское племя, кочевавшее у Дона и после поражения от хазар ушедшее на Дунай, где смешалось со славянами. Впоследствии – все население Болгарии.

Бородино – село под Москвой, место решающей битвы Отечественной войны 1812 года.

Боспор Киммерийский – античное название Керчи и Керченского пролива.

Булгария – государство, основанное на Верхней Волге и Каме булгарами.

Булгары – часть болгар (волжские болгары), ушедшая от хазар на север, в Прикамье, и обосновавшаяся там.

Буртасы – угорское (родственное венграм) кочевое племя. Предположительно, лежит в основе происхождения башкир.

Буян, лег. – сказочный остров из русского фольклора. По одной из версий, прототипом его является Руян‑Рюген.

Варяги – изначально – название ободритов, впоследствии распространилось на всех балтийских славян и, наконец, на все племена и народы Балтики. Никогда не были «общим названием скандинавских народов», также имеют мало отношения к викингам и норманнам. Варяжское море – русское название Балтийского моря.

Велеты – они же лютичи. Одно из сильнейших племенных княжеств балтийских славян. Жили между краем ободритов и Одером.

Венгры – они же угры, мадьяры. Первоначально – кочевники в Причерноморье, впоследствии откочевали на Дунай, где «обрели родину».

Венеды (венеты, венды) – древний народ, предок славян, германцев, кельтов. Впоследствии его имя прилагалось в основном к славянам.

Венеция – город на Адриатическом побережье Италии.

Византия (Восточно‑Римская империя, Второй Рим) – государство, возникшее в восточной части Римской империи в результате ее распада. Византия – книжное название страны, выдуманное учеными эпохи Возрождения. Сами жители страны называли себя ромеями, а свою страну – империей ромеев.

Витебск – город на Западной Двине.

Волга – река, берущая начало на Валдайской возвышенности и впадающая, как известно, в Каспийское море.

Волок Ламский – город на волжско‑балтийском торговом пути.

Волхов – река на северо‑западе России, впадающая в озеро Ильмень.

Волын – «самый большой город в Европе» (Адам Бременский), культовый, торговый и политический центр прибалтийских славян‑поморян в устье Одера.

Вятичи – одна из «земель» восточных славян. Название происходит от легендарного князя‑родоначальника Вятко, брата (?) Радима, пришедшего со своим родом из Польши. Располагалась в бассейне Оки. Столица – Корьдно, культовый центр – Дедославль.

Гавгамелы – место решающей битвы Александра Македонского с войсками Дария III. Галлы – кельтские племена, населявшие территорию современной Франции.

Гелиополь – малоазиатский греческий город, место изобретения «греческого огня».

Гилян – область на южном берегу Каспия.

Гирканское море – античное название Каспийского моря.

Готланд – остров на Балтийском море.

Готы – северногерманское племя, в II–III вв. пришедшее с берегов Балтики к Северному Причерноморью, впоследствии ушедшее на земли Римской империи.

Греки – славянское (римского происхождения) название византийцев.

Грузины – народ в северо‑западной и центральной части Закавказья.

Грюнвальд – город в Польше. Место решающей битвы объединенного русско‑литовско‑польского войска с силами Тевтонского ордена в 1410 году.

Гунны – племя неясного, скорее всего тюркского происхождения. Впервые упоминается в 375 году.

Дания – государство на Ютландском полуострове. Дагестан – историческая область между Главным Кавказским хребтом и Каспийским морем.

Дарьяльское ущелье – один из путей между Северным Кавказом и Закавказьем. Русло реки Терек.

Дейлем – горы к югу от Каспия.

Дейлемиты – горские племена, населявшие Дейлем.

Дербент (ал‑Баб, Баб‑уль‑Абваб) – город‑крепость, возведенный Хосровом Ануширваном против набегов с севера в месте, где горы Кавказа подходят к Каспийскому морю.

Десна – левый приток Днепра в среднем течении.

Джурджан – арабское название античной Гиркании. Местность к юго‑востоку от Каспийского моря.

Днепр – река, текущая от Валдайской возвышенности в Черное море.

Дон – река, начинающаяся в Московской области и впадающая в Азовское море.

Древляне – одно из «княжений» восточных славян, между Горынью, Ирпенью и Припятью. Столица – Искоростень.

Дреговичи – одно из «княжений» восточных славян, между Западной Двиной и Припятью. Столица – Туров.

Дулук – город в Сирии со славянским гарнизоном.

Дунай – длиннейшая река в Европе.

Евреи – семитский народ. Египет – страна на востоке Северной Африки.

Закавказье – часть Кавказа к югу от Главного Кавказского хребта.

Ильмень – озеро на севере Русской равнины. Название, очевидно, принесено с запада ободритскими колонистами – ильменскими словенами, – образовано от речки Ильменау или Ильмер – назв. залива Зейдерзее. Индия – страна на юге Азии.

Иран – страна в Юго‑Западной Азии, между Каспийским морем и Персидским заливом.

Иранцы – население Ирана либо группа народов, в которую наряду с ними входят осетины, таджики, афганцы, а также исчезнувшие народы скифов, саков, массагетов, сармат и доисламское население Средней Азии.

Испания – полуостров и государство на крайнем юго‑западе Европы.

Италия – полуостров на юге Европы.

Итиль (Атиль) – город, столица Хазарского каганата после победы иудейской партии в гражданской войне. Местоположение неизвестно. Где‑то в низовьях Волги, возможно, в ее дельте.

Итиль (Атиль) – река. Тюркское название Волги.

Кадеш – место сражения Рамзеса II с хеттами. Казань – столица Казанского ханства (в 1552 году взята русскими войсками) и современного Татарстана.

Каир – столица мусульманского Египта.

Калифорния – полуостров на западном побережье США.

Касоги – древнерусское название адыгейцев.

Кахетия – местность в Грузии на границе с Арменией.

Кельты – группа народов, к которой в настоящий момент относятся ирландцы, валлийцы и шотландские гэлы в Британии, а также бретонцы во Франции. Ранее населяли также территории современных Франции (галлы), Бельгии (белги), Нидерландов, Австрии и Чехии (бойи).

Кемлык – резиденция хазарских каганов. Была построена из красного кирпича. Название предположительно происходит от древнееврейского «дом царя».

Киев – город на Днепре, напротив устья Десны. Столица полян, с 882 года – столица Киевской Руси.

Кимвры – кельтское или германское племя, первоначально обитавшее в датском Химмерланде. Напали на Рим во II веке до н.х.л.

Киммерийцы – кочевой народ Северного Причерноморья. В VIII–VII веках до н.х.л. вытеснены скифами на Ближний Восток. Возможно, родичи кимвров.

Китай – крупнейшая страна Дальнего Востока.

Константинополь (Византий, Царьград) – столица Восточно‑Римской империи.

Кордова – город в Испании, столица во времена арабского владычества.

Корсунь – русское название Херсонеса Таврического.

Кривичи – одно из «княжений» восточных славян. Населяли земли в окрестностях Пскова, Полоцка, Смоленска и Ростова. Название предположительно происходит от балтийского «криве» – жрец.

Крым – полуостров, отделяющий Азовское море от Черного.

Ктесифон – столица сасанидского (домусульманского) Ирана.

Кумис – область в Персии, поблизости от современного Тегерана.

Кура – река на Кавказе.

Ладога – город на Волхове, первоначальная столица словен ильменских и Рюрика. Латвия – страна в Прибалтике.

Лезги – народность на Северном Кавказе. Предки лезгин.

Лион – город во Франции.

Литва – страна в Прибалтике.

Лондон – столица Англии.

Ляховицкая (Политовская) земля – былинное название Польши.

Мадьяры – самоназвание венгров. Мазандеран – область в Иране, примыкающая к южным берегам Каспийского моря.

Марага – город в Южном Азербайджане, на берегу озера Урмия. Ныне – г. Мерагу на территории Ирана.

Мараш – совр. Караманмараш в Турции. Город со славянским гарнизоном на службе арабских халифов.

Масхат – город южнее Дербента и севернее Ширвана.

Меотида – античное название Азовского моря.

Мерв – город в Средней Азии.

Минск – город на Свислочи.

Монголы – народность в Центральной Азии.

Моравия – область в Центральной Европе.

Мубараки – местечко на берегу Куры вблизи Бердаа, место лагеря русов в 944–945 гг.

Нева – река, соединяющая Ладожское озеро с Балтийским морем. Немцы – славянское название германцев, позднее распространилось на западных иноземцев вообще. Происходит не от «немоты», а от имени германского племени неметов.

Нижний Волочок – древний город на Балтийско‑Волжском торговом пути.

Ноград – город на Дунае.

Новгород на Волхове – вторая столица словен ильменских, позднее – вечевой Новгородской республики. Самый крепкий, независимый и сильный русский город‑государство.

Новгород‑Северский – город на Десне, с 1096 года – столица удельного Новгород‑Северского княжества.

Новиград – город на Дунае.

Норманны – обобщенное название скандинавских германоязычных племен. Происходит от самоназвания норвежцев, распространенного жертвами их набегов на прочие племена Скандинавии.

Ободриты (рерики, рюрики) – одно из крупнейших и сильнейших княжеств славянской Прибалтики («Поморья Варяжского»). Столица – Рерик (совр. Мекленбург). См. также варяги. Жили в нижнем течении Эльбы (Лабы), в основном по правому берегу.

Палестина – страна на Ближнем Востоке. Париж – столица Франции.

Партава – армянское название Бердаа.

Печенеги – тюркский союз племен, появившийся на степной границе Руси в 912 году. По некоторым предположениям, их потомками являются гагаузы в современной Молдавии.

Персия – историческое название древних и средневековых государств Ирана.

Полтава – город на Украине. Город победоносного сражения 29 июня 1709 года.

Поляне – восточнославянское «княжение» в Среднем Поднепровье. Города – Киев (столица), Родня (культовый центр?).

Поморье Варяжское – земли современной Северной Германии, южный берег Балтики. Был заселен балтийскими славянами‑варягами, впоследствии частично уничтоженными, частично ассимилированными немецкими завоевателями.

Правобережное Цимлянское городище – руины крепости хазар‑язычников, чье население было полностью истреблено захватившими ее войсками каган‑бека иудея Обадии.

Радимичи – одно из восточно‑славянских «княжений», между Днепром и Сожем. Называлось так по имени вождя Радима, брата (названого?) Вятко, пришедшего со своим родом из польских земель. Столица – видимо, Гомий (совр. Гомель). Рей – город в Иране, неподалеку от современного Тегерана.

Рим – город в Италии, столица Римской Республики, затем – Римской империи.

Римляне – народ Рима.

Ромеи – «римляне», самоназвание жителей Восточной Римской империи, Византии.

Ронсеваль – ущелье в Пиренеях, где произошла неравная схватка дружины графа Роланда с сарацинами.

Руги – германо‑латинское название русов.

Ругиланд – название дунайской Руси в латиноязычной германской литературе Средневековья.

Русарамарка – название дунайской Руси в германских торговых документах Средневековья.

Русское море – русское и арабское название Черного моря с Х века.

Рюген (Руян) – остров в Балтийском море у северных берегов Германии. Главный культовый центр славянства. Он же «остров русов» средневековых арабских источников. Он же, возможно, Буян русского фольклора.

Савиры – севернокавказское племя, тюркского или скифо‑сарматского происхождения. Санарийцы (ценары) – народность на Кавказе, обитавшая в районе Дарьяльского ущелья.

Сари – город у южного побережья Каспия.

Саркел – «Белая крепость», главная военная цитадель Хазарского каганата, база набегов на славянские земли. Возведена византийским архитектором Петроной Каматиром.

Сарматы – ираноязычное кочевое племя Северного Причерноморья, вытеснившее скифов.

Священная Римская империя германской нации – государство, созданное в 962 году королем Оттоном из саксонской династии, правителем Восточно‑Франкского (Немецкого) королевства. Проводило агрессивную политику в отношении своих соседей, в первую очередь – полабских и балтийских славян (варягов) – «дранг нах остен».

Севастополь – город в Малой Азии, совр. Сулу‑Сарай в Турции.

Северяне – восточно‑славянское «княжение», располагавшееся на берегах Десны, Сейма, Сулы, Северского Донца.

Севилья – город в Испании.

Семендер – город на дагестанском побережье Каспийского моря. Языческая столица Хазарии.

Семикаракорское городище – руины крепости хазар‑язычников, чье население было полностью истреблено захватившими ее наемными войсками каган‑бека иудея Обадии.

Сибирь – часть Азии от Урала до водораздельных хребтов Тихоокеанского побережья на Востоке.

Сирия – государство у восточного побережья Средиземного моря.

Сицилия – остров у южного побережья Италии.

Скандинавия – полуостров на севере Европы.

Скандинавы – группа северногерманских народов, населяющих Скандинавию, Ютландский полуостров и Исландию. См. также Норманны.

Скифы – общее название племен Северного Причерноморья в античную эпоху и до сарматского нашествия. В основном – ираноязычные кочевники.

Словене ильменские – восточно‑славянское «княжение» на севере Восточной Европы. Столица – Ладога, затем – Новгород. Потомки ободритских (варяжских) колонистов.

Словенцы – славянский народ в Центральной Европе.

Смоленск – город в верхнем течении Днепра.

Средиземное море – море между Европой и Африкой.

Средняя Азия – часть Азии между Каспийским и Аральским морями.

Сурож – город на берегу Азовского моря (совр. Судак). С Х века – русский.

Сурожское море – русское название Азовского моря.

Табаристан – область в Северном Предкавказье рядом с Дербентом. Тевтоны – германское племя.

Тиверцы – восточнославянское «княжение» между Днестром и устьем Дуная. Столица – город Черный.

Тифлис – старое название Тбилиси.

Тъмуторокань (Матрега, Матрика, Таматарха, Самкуш, непр. – Тмутаракань) – город на месте совр. Тамани.

Тюрки – в узком смысле – племя, создавшее Тюркский каганат в Средней и Северно‑Восточной Азии VI–VIII веков. В широком – группа родственных по языку и культуре племен и народов (туркмены, гузы, печенеги, азербайджанцы, турки, гагаузы, половцы, татары, казахи и пр.).

Уличи – восточнославянское «княжение» между Днепром и Южным Бугом. Столица – Пересечен. Упсала – культовый и политический центр Швеции «эпохи викингов».

Финны – группа племен и народностей на севере и востоке Европы. Франки – германское племя, обитавшее на Рейне и завоевавшее Галлию.

Хазары – тюркское племя на Северном Кавказе, создатели Хазарского каганата. Хазран – город на Волге южнее Булгара и севернее Итиля. Разрушен великим князем Святославом Игоревичем.

Хвалынское море – русское название Каспийского моря.

Хедебю – один из крупнейших центров скандинавского ремесла и торговли «эпохи викингов». По общему мнению арабских купцов и западных проповедников, нищее и унылое место.

Херсонес Таврический – древний город в Крыму неподалеку от современного Севастополя.

Хорезм – древнее государство в нижнем течении реки Аму‑Дарья.

Царьград – русское название Константинополя.

Черкассы – город на Днепре. Чернигов – город на Десне. Столица северян.

Черное море – внутреннее море между Европой и Малой Азией.

Чудь – русское название эстонцев.

Шведы – скандинавский народ, живущий на юго‑востоке Скандинавского полуострова. Швеция – шведское государство.

Шелонь – река, впадающая в озеро Ильмень.

Шипка – перевал в Болгарии. Во время русско‑турецкой войны 1877–1878 гг. русские войска захватили и шесть месяцев удерживали этот перевал. В январе 1878 года русские войска перешли в наступление и изгнали турок из Болгарии.

Ширван – государство на территории Апшеронского полуострова и примыкающего побережья. Столица – Шемаха.

Шпицберген – архипелаг в Северном Ледовитом океане.

Эстония – страна в Прибалтике.

Япония – страна на островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку в Тихом океане. Яссы – древнерусский Ясский торг, город на северо‑востоке Румынии.

 







Date: 2015-10-21; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.293 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию