Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризисы детского возраста
Последовательно охарактеризуем кризисы детского возраста. Кризис новорожденности (0-2 мес.) был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальной, отдельной от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: - общее моторное возбуждение при приближении взрослого; - использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; - обильные вокализации во время общения с матерью; - реакция улыбки. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Кризис одного года не является острым. Хронологические рамки условны, его начало и конец знаменуют собой возникновение автономной речи и переход к активной соответственно. Два противоречия характеризуют данный кризис: - к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень. - имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость в переходе на вербальный. Если раньше регуляция осуществлялась на биологическом уровне, то теперь она входит в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на приказе взрослого или самоприказе. Происходит дезорганизация в регуляции, что приводит к нарушению биоритмов (нарушение режимов сна и бодрствования, удовлетворения витальных потребностей), изменениям в эмоциональной сфере (появляется плаксивость, угрюмость, капризность). Кризис трех лет впервые был описан Э. Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка" [9]. Она выделила следующие симптомы: 1. Негативизм – отрицательная реакция на требования взрослых (но не непослушание, которое может быть и в более раннем возрасте) 2. Упрямство – реакция на собственное решение – требование считаться с его решением (но не настойчивость в выполнении чего-либо) 3. Строптивость – реакция, которая носит безличный характер – протест против жизненных порядков) 4. Своеволие – стремление к эмансипированному поведению 5. Обесценивание взрослых – ребенок может ругать, дразнить и обзывать взрослых 6. Протест-бунт – ссоры с родителями, состояние постоянного конфликта 7. Деспотизм – властное отношение к окружающим, (к братьям и сестрам – ревность) Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Если кризис протекает вяло, это может говорить о задержке психического развития. У ребенка начинает формироваться воля, он познает различие между понятиями "должен" и "хочу". Э.Эриксон утверждает, что на этой стадии формируется автономия (независимость, самостоятельность). Кризис семи лет – это кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. Хронологически кризис может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Date: 2015-10-21; view: 410; Нарушение авторских прав |