Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Теоретическая





В данном разделе мы рассмотрим семь видов ситуаций взаимодействия ребёнка и взрослого. Для каждого вида ситуаций наша задача:

· дать определение ситуации,

· привести примеры ситуаций данного вида из жизни,

· описать особенности такой ситуации,

· охарактеризовать причины поведения ребёнка, мотивы его действий,

· описать и обосновать правильную модель поведения взрослого.

1.1 Ситуации, трудные для самого ребёнка.

Это ситуация, в которой ребёнок не знал, как поступить, не подозревал, что делает что-то плохое или даже был уверен, что поступает хорошо; сделал что-то нечаянно, случайно; не мог поступить иначе или был вынужден поступить именно так.

Рассмотрим пример ситуации такого типа.

Пример 1. В воскресный день девочка 8 лет со своей подругой собиралась на прогулку. Обычно дома был папа, который давал ей с собой деньги на мороженое, сладости. Но сегодня его не было, он ушёл по делам. Папин пиджак висел на вешалке. Из кармана этого пиджака папа всегда доставал деньги. Девочка решила взять на себя папину миссию, раз он сам не может её выполнить. Она была уверена на сто процентов, что папа дал бы ей деньги, просто сейчас его нет. Не долго думая, она взяла деньги из кармана и пошла гулять. Домой девочка вернулась в прекрасном настроении, но увидела разозлённого отца. У порога он встретил её жёстким выкриком: «Воровка!» Дальше она услышала, что отец в ней разочарован, что он не может её больше уважать, что она будет наказана и не пойдёт на улицу гулять две недели и т.д. У девочки никто ничего не спрашивал, она не успевала вставить ни слова, а очень скоро уже и не могла говорить от душившей её обиды. Сегодня это взрослый человек, но ситуацию она помнит, и боль обиды до сих пор не прошла до конца. Они не говорили об этой ситуации с папой позже.

Давайте подумаем, в чём была вина девочки. У неё не было и мысли о том, что она ворует или даже что берёт без спроса. Она была уверена, что это её деньги, и она берёт своё – ведь папа всегда давал ей деньги из кармана. Скорей всего, она вообще не задумывалась о таком явлении как воровство, так как никогда с ним не сталкивалась. Почему папа так прореагировал? Наверное, он хотел пресечь воровство в зародыше. Однако далее произошло следующее. Девочка несколько раз брала деньги из кармана, но делала это умно – брала только часть суммы, чтобы было незаметно. Хотя, конечно, она рисковала. Зачем же она это делала? Если она ни в чём не виновата и не воровка, то зачем же воровать? Потому, что её уже назвали воровкой. Для всех она воровка, причём назвал её так самый дорогой для неё человек. Что может сделать ребёнок, которому очень обидно? Как уменьшить боль обиды и оправдать действия любимого папы? Внутреннее напряжение требует разрядки. Эти действия немного снимали боль. Могла она втянуться в это и продолжать дальше воровать? Могла. В аналогичной ситуации ребёнок 9 лет, который взял из дома деньги без спроса на подарок другу, был очень сильно избит мамой. После этого случая ребёнок стал воровать назло, он был уверен, что мама его не любит, а любит только деньги. Сегодня этот уже выросший мальчик сидит в тюрьме за воровство.

Ситуации с деньгами, связанные с тем, что дети абсолютно не понимают их ценности, встречаются достаточно часто. Дети могут взять деньги из дома и раздать их ребятам, так как считают, что если они просто лежат, значит, они не нужны. Могут взять их для игры.

Вот ещё один случай.

Девочка-дошкольница часто навещала бабушку и играла у неё в разные игры, в том числе, в магазин. Для игры она использовала деньги, которые лежали у бабушки в разных местах. Однажды, когда она с папой шла домой от бабушки, она нащупала в кармане платья бумажную денежку, которую забыла оставить у бабушки. Она вытащила бумажку и протянула папе. Папа очень обрадовался и сказал: «Ты нашла денежку?» Не дав ребёнку вставить слово, он продолжил: «Какая умница! Добытчица! И отдаёшь её мне? Вот молодец! Мы на эту денежку что-нибудь купим». В следующий раз, придя к бабушке, девочка специально положила в карманчик бумажную денежку. Ведь ей так хотелось снова быть добытчицей, и чтобы папа снова её похвалил. Так повторялось несколько раз. Потом бабушка заметила, что деньги пропадают, и сказала родителям. Виновата во всём оказалась только девочка. Её долго ругали, сказали, что она опозорила родителей и запретили на какое-то время ходить к бабушке.

Давайте подумаем, в чём была вина девочки? В стремлении выполнять одобряемые действия? Если у бабушки в разных местах лежали деньги, почему она должна была догадаться, что они ей нужны? Этот пример мне тоже рассказала студентка и тоже потому, что ей до сих пор обидно.

В ситуации, когда девочка копила деньги и на них купила родителям в подарок шоколадку и цветы, родители умудрились отругать девочку за то, что она врёт и не говорит, где взяла деньги. Один мальчик нашёл крупную купюру и купил на неё игрушку, отец отобрал игрушку, вернул её в магазин, отругал ребёнка, заявив, что он украл деньги. Почему мы так не хотим верить ребёнку? Может быть, потому, что судим о нём по себе? Обе ситуации дети переживали достаточно болезненно и не имели никакой возможности быть услышанными и понятыми.

Вы купили ребёнку новые резиновые сапоги. Отправляя его на прогулку, дали наказ – не испачкать новую обувь Ребёнок возвращается с мокрыми сапогами. Почему это произошло? Выйдя на улицу, ребёнок был наполнен радостью из-за обновки, всё его внимание было приковано к красивым блестящим сапогам. А что можно сделать с сапогами? Конечно, испытать их возможности, показать другим ребятам, каких глубоких луж он теперь не боится.

В кинофильме «Вор» было показано, что честный ребёнок, не допускающий возможность участия в воровстве, играет главную роль в ограблении, проникая в чужую квартиру через форточку. Он стал жертвой обмана и действовал, считая, что выполняет важную для государства миссию изобличения шпиона.

Что же необходимо делать взрослым, столкнувшимися с ребёнком в такой ситуации? Если ребёнок чего-то просто не знал, не понимал, не умел, ему было трудно, то конечно задача взрослого оказать ребёнку необходимую помощь. Взрослым необходимо дать ребёнку нужные разъяснения, научить его правильно действовать, обучить тем умениям, из-за отсутствия которых он сегодня с ситуацией не справляется. Нам не за что ругать и наказывать ребёнка, не в чем его обвинять.

Интересно, что родители, потеряв кошелёк или ключ, расстраиваются и сочувствуют себе. Но если кошелёк потерял ребёнок, злятся на него за рассеянность, безответственность, невнимательность и т.д.

Если ребёнок совершает данные действия, так как не видит другого способа для решения своей проблемы (публичная обида, ревность, отсутствие внимания, сложная ситуация во взаимодействии с другими детьми и т.д.), то наша задача – помочь ему решить проблему. Например, ребёнок разбил стекло в фойе школы. Классный руководитель потребовал, чтобы стекло было вставлено или принесены деньги на его восстановление. Мама ребёнка лежит в больнице, дома только дедушка и ребёнок знает, что в семье сейчас проблема с деньгами. Он не может сказать маме или дедушке о возникшей проблеме и находит свой выход - прогуливает школу.

Ситуацию трудную для ребёнка мы можем решить при помощи игры. Например, в фильме «Джентльмены удачи» дети не хотели завтракать. Заведующий детским садом предложил детям отправиться в космическое путешествие, но чтобы отправиться в него, необходимо было подкрепиться космическими ложками из космических тарелок. Здесь игра стала средством решения трудной для ребёнка ситуации. Но в игре, в которой уже живёт ребёнок, могут быть свои сложности.

Date: 2015-10-21; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию