Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ораторское искусство и риторика





 

Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности, сбивать и путать противника в споре и т.п. Усложнение социально-политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады - вооруженные конфликты между греческими полисами, нападения внешних врагов, ожесточенная борьба аристократов и демократов, противоречия между этническими группами, интриги в конкурентной борьбе торговых кланов - привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях. Кроме этого, формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности. В аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии по самым различным вопросам. Эмоции переполняли спорящих, даже если предметом обсуждения являлись проблемы естествознания или философии.

Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в Афинах - культурном, экономическом и политическом центре Эллады, не имея хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала - софистическая. Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до н.э.).

Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих". Основываясь на ней, он отверг доктрину существовавших до него риторических школ о том, что дискуссия - это средство для поиска истины и отстаивания нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства. Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и аморализме, парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния людей "в разное время воспринимающих разное".

Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного ("истинного") знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека, "меры всех вещей". Однако Горгий был не согласен с мнением Протагора о том, что в Природе вообще нет никаких реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем, существуют лишь благодаря "нашему мнению о них". Горгий считал, что реальность все-таки существует, просто "наше мнение" не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие реальность понятия - какой бы силой убедительности они не обладали - всегда можно опровергнуть, доказав его отдаленность от действительности. Достижения софистов развил афинец Сократ (469-399 гг. до н.э.), несмотря на свое публично выражаемое негодование по поводу их безыдейности и аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из "иронии" и "майевтики", а по содержанию - из "индукции" и "определения". Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) - стадия, на которой у противника должна родится мысль, нужная его оппоненту. Это и есть - определение, то есть та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник. Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления. Вот, например, юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ (мегарской):


- Ты уверен, что не рогат?

- Вполне!

- А как насчет того, чего ты не терял?

- То, что я не терял, остается при мне.

- Рога не терял?

- Нет!

- Значит, они у тебя остались...

Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.). Он считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика, высмеивание противника, введение в заблуждение и др.), а на научный метод. Аристотель искал универсальное полемическое оружие, механизм действия которого должен был основан на законах рационального (непротиворечивого) мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем - это была его формальная логика.

Главное в аристотелеевой логике - учение о силлогизме. Силлогизм - это блок взаимосвязанных умозаключений, представляющих из себя в совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма - модусы - многообразны. Самым известным является модус, имеющий даже собственное имя - "Barbara":

«Все люди смертны (большая посылка).

Сократ - человек (меньшая посылка).

Следовательно, Сократ тоже смертен.»

Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя свою уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции. Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего...На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки произношение".


Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр. Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов.


К сожалению, несмотря на огромный практический опыт, накопленный наукой о красноречии за века, прошедшие со дня падения Древнего Рима, каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики, а также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было. (Это, собственно говоря, и подвигло меня на создание своего авторского курса). Несмотря на явные недоработки в теоретическом оформлении достижений ораторского искусства и риторики, тем не менее последние два столетия - эпоха их бурного расцвета. XIX-й век. Аттицизм в чистом виде сохраняется лишь в британской школе ораторского искусства, ярким представителем которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес. Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы, ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых, а с другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни, национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских ораторов новый - синтетический - стиль выступления. В нем объединяются динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной насыщенностью аттизма. Плюс к этому - приемы, используемые протестантскими проповедниками.

XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Объем лекции не позволяет остановиться на характеристиках особенностей манер лучших ораторов XX-го века (Ленин, Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Кастро и многие другие). Частично мы компенсируем этот пробел на наших практикумах. Однако и вы, студенты Высшей политической школы, должны со своей стороны приложить все усилия, чтобы найти и ознакомится с видео- и аудиозаписями речей этих ораторов самостоятельно.

Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями - в школах и университетах, заводских цехах и солдатских казармах, учреждениях и даже домах престарелых...

После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно, но верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим стилем планеты. Я думаю, что это связано общим понижением уровня пассионарности населения ведущих стран мира (в том числе СССР и КНР), а также со страхом перед любым радикализмом, в том числе и в сфере публичных выступлений. Даже в США в последние 25 лет произошло резкое наступление аттицизма на синтетический стиль, которым сейчас в основном пользуются лишь проповедники религиозных сект. В современной России напрочь отсутствует хоть какая-либо мало-мальски удобоваримая методика обучения ораторскому искусству и риторике. Поэтому ораторов, да что там ораторов, людей, которые могут хотя бы пару слов связать на публике, - кот наплакал. Поэтому я взялся за это дело и в течении десяти лет создавал основы своей системы обучения ораторскому искусству. И вижу эффект: после 5-10 занятий (теория и практика) мои студенты резво взбираются на трибуну и оттуда неплохо излагают свои мысли. В заключении - немного о терминологии. В этой и во всех других лекциях я подразумеваю под "риторикой" науку о достижении победы в дискуссии и умении вести полемику. А под понятием "ораторское искусство" - систему знаний о принципах публичного выступления в режиме монолога. В большинстве же учебных пособий и монографий термин "риторика" употребляется в качестве обобщающего всего того, что связано с внушением, убеждением, логикой, публичным выступлением, составлением текстов докладов и сценариями защиты своей точки зрения. В наших занятиях я не претендую на абсолютную непогрешимость и всегда рад, когда студенты изучают ораторское искусство еще и по другим методикам, а также приветствую на своих уроках вопросы и замечания, идущие от вас. Спорьте друг с другом. Спорьте со мной. Плох тот учитель, чьи ученики со временем не превосходят его. Но помните, главный критерий для вас - это замершая, затаившая дыхание публика, с восторгом воспринимающая ваше выступление.

 

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

 

Базовая структура публичного выступления - это его основные части: рационально подогнанные, дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

Классическая базовая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление (о гнусности оппонентов, о своей уверенности, о великой роли каждого слушателя в борьбе за "светлое будущее" и т.д.).

Конечно, вышеприведенная классическая триада (вступление, доказательство, заключение) содержит изрядную долю условности в наш век изощренности предвыборных технологий и театральности презентаций и собраний. Базовая структура современного выступления становится все более размытой. В него могут включаться и концертные номера, и торжественное вручение призов, и кинокадры, и скандирование групп поддержки, и высадка парашютистов на поле рядом с трибуной, и еще многое другое из богатого арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений...

 

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде. Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться, чтобы не допустить исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос, смерть, разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!" (Лейтмотив: "Это так и не может быть иначе!")

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без предоставления альтернативы (она дается через подтекст и оформляется словесно по закону детективного жанра лишь в самом конце выступления). Например: "Уже который год средства массовой информации пытаются сделать из нас идиотов. Потому что только идиоты могут верить в то, всего лишь за одну ночь - с 21 на 22 августа 1991-го года - все коммунисты из лагеря Ельцина-Гайдара стали ярыми сторонниками демократии и рыночной экономики, забыв о "диктатуре пролетариата" и "народном хозяйстве" с "плановой экономикой". Этого не было! Это ложь!" (Лейтмотив: "Нет, это все не так!")

3. Аналитическое. Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но сам аналитический материал подобран так, что уже с самого начала у публики возникает вполне определенное и нужное выступающему мнение. Например: "В СССР было 18 млн. государственных служащих. В современной России - их 17 млн. Давайте проанализируем: много это или мало, и какую пользу они приносят государству". (Лейтмотив: "Подумаем вместе: так это или не так? ")

4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с пути стандартного, построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, в детективном жанре - лишь в конце выступления слушатели узнают о позитивном предложении оратора. Например: "Левые вопят - "влево!", правые орут - "вправо!", а в общем: все они - стая подонков, толкающих Россию в пропасть. Социализм - дерьмо! Капитализм - дерьмо! Третьего пути не дано. Так что же остается? Повеситься? Застрелиться? Броситься, как Анна Каренина, под паровоз?" (Лейтмотив: "Это не так, то не так, а третьего не дано").

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует какой-либо концептуально оформленный призыв или доктрина, на него нет даже намека. "На нашем заводе уже пятый месяц деньги не платят! Мне детей кормить нечем! Довели, сволочи, страну до ручки! Чтоб им всем провалиться, мерзавцам! Этих клопов, сосущих кровь из трудового народа, так и задавила бы собственными руками".

 

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Оратор ненавязчиво, опираясь на рациональное мышление, подводит сознание аудитории к нужной мысли. Например: "Сейчас нам живется паршиво. Конечно. было бы хорошо, если бы кто-нибудь извне взвалил бы на свои плечи заботу о нашем благополучии. Претенденты есть? Претендентов на эту почетную обязанность пока что не нашлось. Что же делать? Ждать? А где гарантия, что в конце концов дождемся спасителей? А если не дождемся и помрем? Зачем рисковать? Не лучше ли самим оказать себе помощь? Конечно будет тяжело. Но если б было легко, мы давно бы уже это сделали. Не так ли? Есть ли у нас шансы? Уже десятки наций проделали это, а мы не самая худшая из всех. Есть ли у нас ресурсы? Их у нас, сами знаете, полным полно..."

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Оратор не высказывает свое доказательство прямо, оно вытекает из приводимых им сведений. Например: "И если кто-то еще питает иллюзии насчет того, что мы "идем верным путем", пусть задумается над следующим: 50 млн. россиян живут за чертой бедности, 6 млн. наших сограждан - хронические наркоманы. Ежегодно население страны сокращается на 1 млн. человек".

3. Эмоциональное. Мысль оратора высказывается императивно. Слабость аргументации компенсируется повышенным пафосом. Например: "И поэтому только мы спасем мир! Только мы сможем защитить его от гниения и разрушения! Только нам дано избавить его полной гибели! Либо наша победа, либо смерть цивилизации - вот как сегодня стоит вопрос".

4. Отсылочное. Оратор в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций. Например: "Если сам Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, объявил 2 000 лет тому назад, что у души есть вечная жизнь, то только сыны дьявола могут возражать против истины о том, что смерти быть не может".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно: словами, действиями, пением и т.п. Для того, чтобы у слушателей создалось от выступления неповторимое впечатление, оратор после двух-трех заключительных фраз может начать дирижировать оркестром, застрелиться прямо на трибуне, повести за собой толпу на штурм винного магазина, схватить флаг и обежать с ним толпу слушателей, пуститься в пляс...

Я же даю вам универсальную схему заключения, исходя из классической теории ораторского искусства:

1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.

3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на предельном эмоциональном накале кратко (в виде афоризмов) излагает главную идею выступления.

 

ТЕЗИСНАЯ ФОРМА И ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

Тезисная форма - это становой хребет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже непосредственно во время произнесения речи. Тезис - это совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые нюансы той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии с базовой структурой. Вот пример того, как сочетаются тезисная форма и базовая структура (для простого 7-8 минутного выступления):

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

Тезис №1. Ежесекундно происходит беззаконие. Власть бездействует. Почему?

Тезис №2. Все дело в том, что власть поражена коррупцией. И не сможет сама себя исцелить.

Тезис №3. Что же делать? Ужесточить наказания? Ерунда, будут расстреливать за кражу булки, а за воровство миллиардами - награждать.

Тезис №4. Единственный выход - свобода политической борьбы. Пусть политики на свободных выборах выливают друг на друга ушаты компромата. Это сделает власть более "прозрачной".

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Тезис №5. Все совершеннолетние обладают избирательным правом. И в принципе могут избрать достойную власть. Однако у них нет подлинной информации о политических лидерах.

Тезис №6. Так можно ли вообще сделать "прозрачной", открытой для критики власть. Не только можно, но и нужно. Как? За счет свободы политической борьбы.

Тезис №7. Есть ли возможность обеспечить эту свободу? Конечно. Даже в Москве жители не имеют права избирать главу района или округа. А если бы могли? А если бы россияне имели бы право избирать всю исполнительную власть?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Тезис №8. Итак - каждый чиновник должен стать "прозрачным" в результате выборности его должности. Пусть будет свобода политической борьбы. Пусть за взяточником и вором следит не прокуратура, а его конкурент на чиновничье кресло.

Тезис №9. Нам необходима демократическая избирательная система! Такую, при которой чиновники выдвигаются и прогоняются народом, а не олигархической сворой!

Тезис №10. Россияне - от вас зависит будущее страны! Требуйте принятия закона о свободных выборах!

 

Большинство нынешних российских специалистов в области преподавания ораторского искусства, к сожалению, недооценивают тезисную форму, считая, что она может быть полезна оратору только лишь в качестве памятки во время выступления, чтобы не сбиться и не запутаться при изложении речи.

Главным аргументом сторонников такого взгляда на роль тезисной формы является утверждение, что при подготовке речи достаточно составить ее план, в котором уже и будут сгруппированы все сколь-нибудь важные мнения оратора (или той команды, которая готовит для него речь) по теме выступления., потому, дескать, и не стоит тратить время на существенную тезисную разработку речи.

Такой взгляд мне представляется совершенно неверным. План - это краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать - это составлять каркас того, что будет построено позднее. План - это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма - это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста. Именно текста! А в живом публичном выступлении качество текста - это всего лишь одна пятая часть его успешного воздействия. Основное же - звуковая, интонационная и эмоциональная насыщенность. А это отрабатывается путем тренировки, через многократное проговаривание текста в различных вариантах. И на этой стадии работы над речью не обойтись без тезисной формы. Именно она становится первым шагом в отходе от написанного на бумаге текста в область импровизации, то есть свободного изложения своих мыслей вне зависимости от первоначальной конструкции.

Впрочем, я не отвергаю важности составления плана. Однако опасайтесь подходить к плану с мерками школьных сочинений. Такие пункты, как "Татьяна Ларина - идеал русской женщины" или "Гоголь - обличитель крепостничества" слишком глобальны, да и вообще, лучше всего составлять план из задач, которые необходимо будет решить в ходе работы над текстом. Например: тема выступления - "Возрождение сельского хозяйства в России", аудитория - сельские жители, время на произнесение речи - 40 минут.

Первым делом оратор схематизирует базовую структуру, кратко набрасывая основные задачи для всех частей выступления (назовем это предварительным планом). Вступление: дать яркое описание последствий катастрофы в сельском хозяйстве, не забыть о причинах кризиса и, наконец, четко изложить ряд предложений по выходу из создавшегося положения. Доказательство: привести доводы в пользу своих предложений, добавив к ним историю о благополучно работающем российском предприятии. Заключение: объяснить слушателям - кому же выгодна гибель отечественного сельскохозяйственного производителя и что надо сделать сельским жителям для реализации предложений оратора.

Теперь очередь уже за основным планом. В него включаются все те задачи, решение которых поможет оратору реализовать его главную цель - убеждение публики в правильности его основной идеи (например, в необходимости сосредоточения всей государственной мощи для поддержки и развития крестьянских хозяйств, вместо траты средств на расширение и модернизацию бюрократического аппарата). Выглядит такой план приблизительно так:

 

1. Дать общую картину гибели сельскохозяйственного производства во всех регионах страны.

2. Привести конкретные факты по региону (или району), где проживают слушатели.

3. Дать прогноз дальнейшего ухудшения положения в сельском хозяйстве, основываясь на вышеизложенной тенденции.

4. Дать описание того пути, который быстро приведет к спасению крестьянства и процветанию российской деревни.

5. Объяснить слушателям, что их не учат жить (конечно же, как люди, ежедневно занятые сельским трудом, они знают многие крестьянские проблемы получше оратора), а просто выступающий хочет обобщить проблемы миллионов таких, как они, чтобы найти из этого тяжелого положения выход.

6. Привести доказательства в пользу своей точки зрения. Приготовить риторические вопросы для проверки того, насколько аудитории приняла эти доказательства.

7. Повторить в обобщенном и упрощенном виде все главные мысли выступления.

8. Объяснить слушателям - чем они могут помочь оратору в его святом деле и какой враг вредит этому делу.

9. Подчеркнуть, насколько велика роль каждого из собравшихся перед трибуной в защите Отечества от разрушения.

10. Приготовить ударные фразы для откликов публики (криков одобрения, аплодисментов).

11. Еще раз кратко высказать главную идею речи и призвать аудиторию к борьбе за создание великого и процветающего государства.

 

После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

 

АКУСТИКА

Основными функциональными мышцами голосового аппарата человека являются: 1) суживающие голосовую щель (латеральные перстнечерпаловидные, голосовые, а также поперечная черпаловидная); 2) расширяющие гортань (задние перстнечерпаловидные); 3) напрягающие голосовые связки (перстнещитовидные); 4) расслабляющие (щиточерпаловидные и голосовые).

Как видите голосовой аппарат устроен непросто. А ведь я еще опустил за скобки массу анатомических элементов: органы дыхания, хрящи гортани, строение грудной клетки и многое другое. Таким образом, тренировать голосовой аппарат путем упражнений для каждой его части бесперспективно из-за его чрезмерно усложненной структуры. И мы этого делать не будем. Мы пойдем другим путем. Путем, при котором, ставя перед сознанием установку на определенное - пусть и весьма условное - действие, мы сможем с его помощью заставлять рефлекторно перестраиваться в нужном нам направлении весь голосовой аппарат целиком.

Для чего я все это говорю? Для того, чтобы вы поняли общий смысл тех понятий, которые я сейчас буду вам давать. Дело в том, что большинство из этих понятий весьма условны, так же как условны (то есть абстрагированы от конкретных явлений) термины таких научных дисциплин, как, например, квантовая механика или теория пределов. Однако такими понятиями намного легче оперировать. Мне, к примеру, гораздо проще на наших практических занятиях корректировать ваши ораторские упражнения фразами, типа - "Вектор - выше на 150" или "Волну - ближе к "реальной" плоскости на 5 метров", чем долго

и занудно объяснять: какую именно группу мышц, на какое время и каким образом нужно напрячь и расслабить или в какой позиции должны находится язык, подбородок...

Теперь - сами понятия.

Звуковая волна - акустические колебания, производимые голосовым аппаратом. Вектор звуковой волны - перпендикуляр, направленный от носоглотки к основанию конуса, образуемого звуковой волной (представьте себе, что она расходится широкой воронкой и у этой воронки есть круглое дно, если плюнуть и попасть в его центр, а потом представить себе траекторию плевка, это, по сути, и означает - провести вектор). В обычном разговоре этот вектор направлен вниз, под углом 450 к плоскости земли. Практически все наши беседы друг с другом больше похожи на общение с асфальтом, паркетом или линолеумом, нежели на обмен с собеседником мыслями и чувствами. Из-за этого теряется более 90% силы воздействия ваших слов на психику собеседника. Но то, что безразлично для обычного болтуна, приобретает огромнейшее значение для оратора, ведь именно ему, как никому другому, необходима эта сила. Как же сделать так, чтобы содержащиеся в речи оратора мощь и энергия были бы полностью направлены на слушателей, не теряя по пути ни малейшей частицы от своего объема? А очень просто. Надо просто "поднять" вектор звуковой волны, то есть сознательно контролировать ее направление так, чтобы она шла не в землю, а в публику. Я вижу, некоторые из вас вытянули подбородки. Хорошая реакция, но одним лишь приподнятым подбородком здесь не обойдешься. Необходимо тренировать весь голосовой аппарат. Сейчас, мало кто из вас чувствует направление звуковой волны. Поэтому на практикумах я поначалу сам буду показывать вам вектор, а уже через пару занятий вы и сами сможете регулировать его.

Модуль вектора звуковой волны - это расстояние от оратора до центра аудитории (здесь под термином "аудитория" я подразумеваю не сам зал, а группу слушателей). При модуле до 10 метров вектор должен быть направлен под углом 450 к земле. Если величина модуля - от 10 метров и свыше - угол должен составлять 300. Это касается градуировки вектора в вертикальной плоскости. В трехмерном же пространстве он должен быть подвижен и перемещаться по правилу универсальной восьмерки, с соответствующим изменением параметров. Это правило заключается в том, что оратор не должен замыкаться на первоначально выбранном центре аудитории, а обращаться и к сидящим или стоящим слева и справа от него слушателям. Кроме того, что публике, расположенной на флангах, льстит, когда на нее обращают внимание, важной причиной необходимости перемещения вектора по секторам является то, что при таком режиме выступления (со сменой направления звуковой волны) психике слушателей труднее адаптироваться к воздействию оратора, а значит -аудитория постоянно находится в напряжении и ее внимание приковано к выступающему.

Что же представляет из себя эта восьмерка? Это наиболее оптимальная траектория перемещения центра аудитории: от его истинного положения ведете по эллипсоидной линии влево вниз до левого края, потом, продолжая эллипс, вверх и направо, возвратившись в первоначальное положение, затем тот же оборот с возвращением, но уже через правый край. Если взять ведро с краской и малярной кистью отметить вышеописанную траекторию, то мы увидим на земле нарисованный знак, похожий на символ бесконечности в математике. Это и есть универсальная восьмерка.

Многих начинающих ораторов портят трибуна и звукоусилительная техника. Оказавшись над толпой, они, сгорбившись над микрофоном и чуть ли не вцепившись в него зубами, очарованные усиленными колонками звуками своего голоса, забывают, что говорить громко - еще не значит говорить хорошо. По микрофону можно излагать свою речь хоть шепотом, но так, чтобы у публики мурашки по спине пробежали... Запомните, вектор и восьмерка в данном случае должны сохраняться, а микрофон, если он слишком низко расположен, лучше взять в руки и держать так, как вам удобней... Куда при этом смотреть? В ту точку, где в данный момент вы расположили условный центр аудитории.

Очень важными понятиями в теории голосовой акустики являются мнимая и реальная плоскости. Реальная звуковая вертикальная плоскость - это как бы невидимая стена, на которую оратор должен ориентировать мощность производимой им звуковой волны так, чтобы вся ее сила ударила в нее. Мнимая звуковая вертикальная плоскость находится за спиной самого удаленного от оратора слушателя, в воздействии на которого заинтересован выступающий. Почему она мнимая? Да потому, что вы должны ориентироваться вовсе не на нее. Для вас, как для будущих ораторов, должна существовать только реальная плоскость. Она находится за мнимой...

Как высчитать расстояние до реальной плоскости? Следующим образом. Если до мнимой плоскости дистанция меньше 10 метров, то величина этой дистанции умножается на коэффициент 2 и мы получаем нужное расстояние. Например, перед вами стоит группа журналистов, интервьюирующих вас. Двое из них, маячащие за спинами своих коллег, удалены от вас на 7 метров. Но вам хочется, чтобы и на их диктофоны попали ваши гениальные ответы. Тогда вы вместе со своими ответами посылаете перед собой волну так, будто и в 14 метрах от вас находится толпа жаждущая узнать ваше мнение. Если же до мнимой плоскости - свыше 10 метров, то расстояние до нее умножается на 1,4.

Ко всему прочему, реальная плоскость позволяет использовать эффект отдачи (отражение от стен зала звуковых волн) и эффект мортиры (создание у публики субъективного ощущения, будто за ней находится еще целая толпа ваших сторонников).

Как совмещаются между собой работа с вектором и учет плоскости? Вектор регулирует направление звуковой волны в наиболее оптимальном режиме ее воздействия, чтобы ее сила не пропадала зазря. А вот сама убойность этой силы зависит от правильно выбранной плоскости. Как выстрел из пушки: прицел это одно, а качество снаряда это уже совсем другое. Но все вместе - выстрел (точность + разрушительность)...Что делать, если надо убедить всего лишь одного человека? Да то же самое. Смотрите ему в глаза (а лучше в лоб), но говорите с ним так, будто за ним стоят еще 5-6 человек, интересующихся вашими словами.

Я понимаю, что все вышесказанное трудно сразу понять и тем более самостоятельно осуществить. Одним из инструментов отработки навыков обращения с вектором и плоскостью является идеомоторная тренировка. Она применяется в спорте и заключается в том, что спортсмен мысленно воспроизводит определенную ситуацию и проигрывает всевозможные варианты действий в ней, ведущие к победе. Нечто подобное мы сейчас и проделаем.

Закройте глаза. Мысленным взором окиньте наш зал. Найдите в нем центр аудитории. Проведите к нему тонкую синюю линию. А теперь сделаете ее концом несколько восьмерок по сидящим перед вами студентам. Вот мы немножко отрепетировали перемещение центра. Теперь проведите вектор в виде светящейся ярко-желтой линии в одной плоскости с предыдущей линией, но под нужным углом. Теперь - то же самое перемещение, но вместе с вектором. А сейчас рассчитайте расстояние до реальной плоскости. Представьте, что стены зала исчезли и вы видите ее - в виде огромной выстроенной полукругом стены из красного кирпича. И вот самое сложное: делая восьмерку и градуируя по ней вектор, одновременно с длинным выдохом выпустите изо рта струю оранжевого пламени такой длины, при которой оно, используя вектор как трамплин, дотягивалось до кирпичей стены, перелетая через стеклянную изгородь мнимой плоскости...

Не у всех вышло? Не беда. Вот вам один из методов для домашней работы. Делайте такие упражнения, сначала очень медленно, а после, все более и более увеличивая темп и меняя свою воображаемую аудиторию (собрание из 20 человек, митинг на 1000 человек и т.д.).

Теперь несколько слов о звукоусилительной технике. Используя микрофон или мегафон на обычном митинге или собрании, как я уже говорил, необходимо соблюдать все правила работы со звуковой волной. А вот выступая по телевидению:

1) если говорите в камеру - забудьте про восьмерку, вектор направьте под 600, а реальную плоскость расположите за камерой (метрах в 20-ти);

2) если выступаете в зале, а телекамеры расположены в глубине его, то не обращайте на них внимания;

3) если участвуете в беседе или дискуссии в телестудии, то не менее пятой части своих реплик адресуйте зрителям, обращаясь в камеру, деля свое внимание между оппонентами и телезрителями (переходя при этом с аудиторного режима на телевизионный).

При выступлении по радио:

1) вектор направьте поверх микрофона, на 10 см выше верхнего края его мембраны;

2) не расслабляться и вкладывать в выступление такую же мощь и страстность, как и при выступлении на публике;

3) реальная плоскость на расстоянии 10 метров;

4) держать перед собой листок с тезисами, даже при интервью, - вы должны сказать то, что вам надо, а не только то, что от вас хотят.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ЖИВОЙ РЕЧИ

Свыше ста лет назад наш соотечественник Дмитрий Менделеев открыл периодическую таблицу элементов. Ученым казалось, что фигурировавшие в ней атомы - водород, сера, свинец и пр. - это уже конечная, предсказанная еще Демокритом, ступень микромира. А оказалось, что это лишь его первая ступень. Наука быстро шла вперед. И через несколько десятилетий выяснилось, что менделеевские элементы также состоят из элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов, позитронов, фотонов, мезонов и т.д. Часть этих частиц тоже имело сложное строение и делилось на еще более элементарные частицы, открытиям которых не конца.

То же самое и в живой речи. Работа над поисками и использованием ее элементов еще только в зачаточном состоянии. Хотя, казалось бы, что может быть проще такого объекта, как речь? Всегда под рукой. Изучай, хоть 24 часа в сутки, и не надо ни лабораторий, ни ускорителей. Но серьезных исследований в этой области не проводилось. Потому что мало кто верил в важность такой работы. Всем казалось, что одни люди лучше умеют воздействовать на других чисто из-за природных данных, а другим этого не дано, как не дано заговорить немому. Тысячелетиями специалисты корпели над текстами, изучая их строение и содержание, подобно тому, как студенты-медики изучают трупы в анатомическом театре. А вот живое слово никто почему-то не изучал.

Однако с развитием психологии, психиатрии, гипнологии, психофизиологии и других наук выяснилось, что та звуковая гамма, которая наполняет нашу речь, состоит из элементов, каждый из которых вызывает свойственную именно ему определенную ответную реакцию в сознании и подсознании слушателя.

Я противник нейролингвистического программирования. Но вовсе не из-за сказок о каком-то "зомбировании". И без этого 2/3 населения любой страны изначально (из-за ампутации еще в детстве - воли и самостоятельности мышления) готовы подчиниться чужому мнению, тотально пропагандируемому средствами массовой информации. Ярким примером этого служит опрос жителей США, 74% из которых с восторгом поддержали последнюю бомбежку Ирака. Когда российские журналисты задали американцам вопрос: для чего нужны эти бомбардировки, - половина из опрошенных вообще не смогла дать хотя бы мало-мальски вразумительный ответ, ссылаясь на то, что властям виднее, как нужно защищать демократию (интересно, какую роль в защите демократии янки отводят погибшим мирным жителям Багдада?). Другая половина интервьюированных дала четкие ответы. Но они больше походят на параноидальный бред: "Саддам хотел взорвать химическое оружие в Нью-Йорке", "Не важен Ирак, важно, что США показали миру, что они не остановятся ни перед чем, защищая мир на всей планете", "Мы не можем терпеть фашистский режим у своих границ" (для справки: Ирак одно из самых удаленных от США государств, - как с запада, так и с востока), "Клинтон доказал, что США не боятся террористов" и прочая галиматья, интересная лишь психиатрам и психопатологам. То же самое в России: большей части населения внушили, что развал Державы и бардак - неизбежная плата за свободу и демократию, а любое наведение порядка в стране - шаг к тоталитаризму. Абсолютно бездоказательное утверждение, но, увы, оно крепко вколочено в мозги наших сограждан.

Так что я выступаю против нейролингвистического подхода вовсе не по моральным соображениям, а по чисто техническим. Дело в том, что: этот подход апробирован лишь на языках нескольких наций - раз, и сбивает с пути начинающих ораторов (они начинают искать лишь один прием, позволяющий им добиться успеха, вместо того, чтобы овладевать всей системой методов воздействия на массы) - два. Я - за открытый поединок между убеждениями и эгоцентризмом слушателей и мыслью, волей и энергией оратора, овладевшего навыками управления звуковой волной. Я еще не встречал нейролингвистических методик, нормально адаптированных к русскому языку. Если найдете, приносите - посмотрим, обсудим. Но то, что сейчас ходит по рукам россиян, это чистейшая дребедень: дикий перевод с английского, скрещенный с совершенно невежественными потугами составителей. И вообще: ораторское искусство - это альтернатива гипнозу и прочим, рассчитанным на подавление воли методам. Задача оратора состоит не в усыплении сознания аудитории для внедрения в него той или иной программы поведения, а в глубинной перестройке этого сознания, путем воздействия на психику и пробуждения ее скрытых резервов. Оратор должен разбудить аудиторию, дать ей энергию, укрепить ее слабую волю, зажечь в ней стремление к действию и обосновать необходимость тех или иных действий... Не является ли НЛП чистейшей мистификацией? Очень и очень может быть; не удивлюсь, если узнаю, что эту басню состряпала на Брайтон-Бич пара одесских аспирантов-эмигрантов.

 

ФРАЗА

Это наиболее массивный и наиболее заметный элемент речи. Написанный текст речи состоит из предложений. Живое выступление состоит из фраз. Сама же фраза по объему может быть меньше предложения (особенно это касается сложносочиненного), а может и включать в себя несколько коротких предложений. Фраза - это совокупность слов. В таком количестве, которое позволяет оратору четко сформулировать свою мысль (например: "Расходные статьи бюджета не отражают реального положения дел в финансовой и налоговой сферах") или эмоциональное отношение к предмету обсуждения (например: "Этот бюджет - дерьмо!"), не теряя при этом внимания слушателей. Без фиксирования фраз речь оратора превращается в бессмысленный словесный винегрет. Это как обед: разделенные блюда вызывают аппетит, а сваленные в одну кучу щи, картофельное пюре, жаркое, сок и мороженое - тошноту.

Фразы разделяются паузами. При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также для придания ей большей эмоциональности применяется гросспауза - драматическое молчание от 5 до 10 секунд.

Живую речь убивает монотонность. Потому что у слушателей теряется интерес к оратору, а значит и к содержанию его выступления. Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз. Видов интонации - четыре: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их чередование и делает речь изящной и обаятельной. Некоторые ораторы часть своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся интонации. Это азианизм, который всегда выглядит довольно эффектно. Однако он требует от оратора колоссальной отдачи нервной энергии и физических сил.

Среди общего массива фраз есть такие, которые не имеют непосредственной связи с содержанием выступления. Это кодовые и опорные фразы.

Функция кодовой фразы - подвигнуть слушателей на конкретные действия без обоснования необходимости их совершить. Кодовые фразы в основном применяются в бизнесе. В этой области деятельности открытое признание своих меркантильных интересов наталкивается на подсознательную негативную ответную реакцию контрагентов, которым не хочется способствовать чужой наживе. Поэтому в переговорах коммерсанты камуфлируют свой интерес заботой о процветании своего собеседника, время от времени, употребляя некоторые выражения для аккуратной ориентации его на совершение определенных действий (продать товар по низкой цене, застраховать груз, помочь разделаться с общим конкурентом, принять вексель и т.д.). Обычно те, кто использует кодовые фразы в своем выступлении, постоянно меняют на его протяжении их форму, чтобы при повторении они не были заметны. Но при этом обязательно должен сохраняться базовый глагол.

Вот, например, несколько кодовых фраз, которые я шесть лет назад вытащил из выступления одного из лидеров московских гербалайфщиков. Его речь была посвящена здоровью и финансовому благополучию собравшихся в зале людей. И в нее, совершенно незаметно для публики, были вкраплены фразы: "Вам необходимо приобрести наш товар", "И поэтому вам его срочно необходимо приобрести", "Если вы его не приобретете сегодня..." и т.д. Здесь базовый глагол - "приобрести". Его синоним - "купить" - имеет негативное восприятие у людей, поскольку связан с тратой заработанных денег, поэтому выступающий вместо него и ввел именно "приобрести". Кроме того, что оратор удачно подобрал не режущий слух базовый глагол, он еще и не повторил дословно ни одной кодовой фразы, меняя форму. И, наконец, все разглагольствование о здоровье и благополучии прочно ассоциировалось в подсознании публики с одним необходимым для достижения этих вещей действием - вытаскиванием из кошелька денег и покупкой модного в те времена товара. Таким же приемом пользуются и проповедники религиозных сект, вытягивая из паствы материальные средства под бойкое стрекотанье о любви к Всевышнему. В современной теле- и радиорекламе, видимо из-за ограничений во времени, базовый глагол используется редко. Вместо него идет какая-то нелепая солянка из наречий (быстро, вкусно, дешево, хорошо...), которые придают рекламе совершенно обратный эффект. По крайней мере, при воздействии на русских людей.

Опорная фраза не носит столь иезуитского характера, как кодовая, и гораздо чаще используется в политических выступлениях. Она предназначена для: поддержания высокого эмоционального накала (когда оратор хочет еще пришпорить темперамент публики, а что сказать, не знает), передышки оратора (можно применить гросспаузу), подавления оппонента или подготовки тематического перехода в дискуссии. Опорная фраза должна быть риторической, то есть - неоспоримой и отвечающей самым глубинным убеждениям большинства слушателей. Например: "Родина-мать зовет!", "Отечество - в опасности!", "Россияне должны иметь достойную жизнь!"

 

СЛОВО

В свою очередь частью фраза также состоит из частей. Ее элементом является слово (кроме тех случаев, когда оно эквивалентно самой фразе, например: "Товарищи!", "Вздор!", "Болтовня!"). Если мы представим себе фразу как интонационную лестницу, то слова будут ее ступенями. Но слово - не просто нота, которую надо воспроизвести для исполнения мелодии. Именно СЛОВО - ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ЭНЕРГИИ при выступлении. И каждое слово, независимо от интонации, должно быть насыщено максимумом ораторской силы. Подчеркиваю! В каждом слове, независимо от того, находится ли оно на пике восходящей интонации или, наоборот, в самой низшей точке нисходящей, необходимо посылать слушателям энергетический заряд.

Между словами вставляются микропаузы. Короткие словосочетания можно не разделять и произносить слитно, как одно слово. Например: "головнаяболь", "словаскорби", "толькотак". Заметьте, что первое слово в объединяемом словосочетании оканчивается на гласную, такой порядок расположения сливаемых воедино слов наиболее оптимален для объединения.

 

СЛОГ

Слово делится на слоги. Именно по слогам следует разучивать речь (естественно не делая между ними никаких пауз). Именно от глубины воздействия содержащихся в слогах сигналов на подсознание слушателей зависит то, сколь долго будет удерживаться в их сознании полученная от оратора информация. Слоги - это своего рода гвозди, с помощью которых оратор прибивает к памяти слушателей высказываемые им мысли и чувства. Есть три способа употребления слогов при выступлении.

Первый - "икающий". На каждом из слогов делается нажим. Этот способ спасает монотонность фразы и алогичное крепление в ней слов. Он подразделяется на два вида: "квакающий" (пример - Ельцин, низкий тембр, замедленность) и "булькающий" (пример - Гитлер, высоко, до фальцета и быстро).

Второй - "поющий". Слоги "играют" за счет растягивания гласных звуков и некоторого микширования согласных. При этом ударные слоги выделяются более других. Примером может послужить для вас собственное изложение стихотворения, допустим какого-либо пушкинского четверостишья.

Третий способ - "смешанный". Предельная высота в ораторском искусстве. Часть слогов произносится нараспев, часть коротко с нажимом. Оратора, который бы постоянно использовал такой способ, я не знаю. Изредка некоторым удается. Например, выступление Левитана по радио 22 июня 1941 года. А вообще образцы использования такого способа легче найти среди выступлений советских актеров 30-х - 50-х годов.

Слоги необходимо проговаривать четко, не зажевывая концы даже при максимальном темпе.

Больше о фразах, словах и слогах говорить не вижу смысла. Гораздо проще на практикумах поработать с ними в живую, тогда и объяснений потребуется гораздо меньше. Скажу несколько слов о кодовом сигнале. Этот четвертый элемент речи находится в довольно малоисследованной зоне. Кодовый сигнал отличается от кодовой фразы тем, что сам по себе лишен абсолютно какого-либо рационального содержания. Его функция заключается в том, чтобы ввести слушателя в кратковременный транс (своего рода сон наяву), который не сохраняется после окончания выступления. Во время транса слушателей побуждают совершить то или иное действие (иногда с использованием кодовой фразы, чтобы избежать подозрений со стороны посторонних или для того, чтобы эффект был длительным - одна из методик при психокодировании наркоманов и алкоголиков). Например - совершить массовое самоубийство или составить дарственную на свое имущество.

Кодовым сигналом можно сделать любой звук из слова. Главное, чтобы он был не один, а в обрамлении обычно проговариваемых в ускоренном темпе обычных слов. А, например, итальянские спецы вообще выносит кодовый сигнал за пределы слова. Вот как это выглядит у жуликов Неаполя (со слов моего знакомого, подвергшегося их "обаянию"): "Сеньор! А-а-а? Какие цветы! А-а! Купите. А? А-а-а! Упал ваш бумажник, сеньор! А-а! А-а! Не упал? А! А! А-а-а-а? А деньги в нем сохранились? А? А-а! А?.." Эта атака шла минут десять. Еще минут десять моему знакомому (а был он как стеклышко трезв и ко всему прочему плохо понимал по-итальянски) понадобилось, чтобы прийти в себя и обнаружить, что бумажник-то при нем, но вот деньги совсем не сохранились. Кодовый сигнал заключается в необычном сочетании и произношении гласных или согласных звуков. Иногда вводится совершенно посторонний акустический сигнал - цоканье языком, причмокивание, покашливание и пр. Тут я вспомнил одну цыганку, которую встретил в Амурской области лет 15 назад. Так та вообще использовала в качестве кодовых сигналов ритмичное изменение длинны, тональности и тембра фраз. Она во время беседы то вводила в транс, то выводила из него здорового двадцатилетнего парня, заставляя его непроизвольно делать различные смешные вещи и при этом сохранять уверенность в том, что ничего необычного не происходит. Но это уже относится больше не к теории ораторского искусства, а к гипнозу.

Есть еще некоторые сведения о пятом элементе речи, заключающимся в использовании ультра- и инфразвуковых колебаний, но ничего конкретного пока нет. В принципе - звук, как один из самых мощных инструментов воздействия на сознание и психику людей, это ведь мощнейшее оружие. Что эффективней: взять в руки автомат или заставить стать под ружье миллионы людей? Поэтому я не исключаю наличия каких-либо сверхсекретных разработок в этой области, совершенно недоступных даже для специалистов. А вообще влияние звука на человека еще только начинается. И я думаю, главные открытия в этой сфере будут сделаны где-то лет через 20, когда будут созданы приборы, имитирующие и анализирующие человеческое восприятие. Тогда мы, может быть, и поймем, почему на нас производит впечатление музыка и птичьи трели...

 

Система Станиславского

На предыдущих занятиях мы представляли себе публику, перед которой выступает оратор, только лишь в качестве слушателей. Теперь пришло время взглянуть на нее, как на зрительскую аудиторию. Теперь настал черед нового отношения к публичному выступлению, а именно - как к театральному представлению. Причем, в отличие от театра, где зритель лишь пассивный сопереживатель происходящего на сцене действа, наш подход к зрительской массе должен быть иной. Она для нас - полноправный и активный участник совместного с оратором театрального представления. Чувствуете разницу: пассивно сопереживать и активно участвовать?

За 3-х тысячелетнюю историю существования театрального искусства была создана всего лишь одна достойная внимания методика обучения актерскому мастерству. И изобрели ее не греки, не римляне, не немцы с итальянцами или французами. Мы, русские, создали такую методику! А конкретно - Константин Станиславский. Не профессор, не академик, а простой предприниматель, всей душой увлекшийся театральной режиссурой и обучением актеров, наш соотечественник - гениальнейший русский самородок.

Станиславский родился в Москве в 1863 году. На его глазах исчезали последние остатки патриархальной России. Он писал: "На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны...радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия...Поистине - разнообразная жизнь, не раз изменявшаяся в своих устоях".

Именно грандиозные преобразования в науке и технике, а также бурные изменения в политической жизни страны и крутая ломка всех социальных устоев общества дали Станиславскому смелость и силу на столь же кардинальные преобразования всех, существующих до него принципов театрального искусства.

Не один год в свободное от работы время Станиславский играл в пьесах и пробовал себя в режиссуре как любитель. Такая позиция давала ему возможность видеть все недостатки старых театральных школ как бы со стороны: непредвзято, независимым взглядом человека, имеющего возможность сравнить - насколько настоящее выражение чувств у обычных людей похоже на то, что изображают на сцене профессиональные актеры и актрисы. И Станиславский заметил, что у играющих на сцене людей выходит - вместо более ярких и четко выраженных человеческих чувств - одна лишь жалкая пародия на них.

Мысль создать собственный профессиональный театр и свою театральную школу зреет в сознании Станиславского... И вот - знаменитая встреча с Немировичем в ресторане "Славянский базар". Со стороны кажется, что случайно, за рюмкой водки, два будущих великих режиссера решили вдруг - открыть собственный театр. Однако за созданием Художественного театра стояли годы экспериментов и борьбы с висящими на актерском искусстве еще со времен Аристофана и Софокла веригами идиотских штампов и традиций. Актеры "рвали страсть в клочки". И на сценах всех театров мира царили вопли и истерика. Станиславский же хотел, чтобы на сцене актер жил мыслями и чувствами своего персонажа, испытывал бы вдохновение, заставляя публику сопереживать вместе с ним все мало-мальски заметные повороты в сюжете представляемой пьесы.

Это была смелая, реформаторская, опрокидывающая тысячелетние устои старого театра идея. А сама система Станиславского, давшая актерам внутреннюю и внешнюю технику воплощения этой идеи, я уверен, одно из самых достижений великих в истории человечества, стоящее в одном ряду с открытиями Сократа, Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Лобачевского, Менделеева и Павлова...

Для чего любому из ораторов, занимается ли он политикой или защитой экологических прав тараканов, необходима техника вхождения в образ? Для чего человеку, выступающему по поводу юридических тонкостей нового нормативно-правового акта или перспектив культивирования гороха в Заполярье, необходимы приемы вживания в роль? А для того, чтобы, превратив выступление в театральное представление, заставить и зрителей стать его участниками. Причем у оратора -актера позиция намного выгодней, чем у просто актера. Тому приходится играть на партнеров, чтобы косвенно задеть своими эмоциями зал. А оратор, напрямую обращаясь к аудитории, делает из нее партнера по игре, заставляя ее не просто сочувствовать себе, а и СОУЧАСТВОВАТЬ в этой игре.

Ведь в чем цель публичного выступления? Убедить аудиторию в своей правоте? Да. Но не главная. А главная - ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ: голосовать, покупать, идти на штурм, бастовать, строить, лететь на Марс или скинуться на памятник Му-му. Публика может ненавидеть идеи оратора. Бог с ней! Главное, чтобы она выполнила задачу, которую он перед ней ставит. В миллион раз хуже, когда мысли оратора всем нравятся, но никто и пальцем не пошевелит, чтобы их осуществить.

Кроме того, оратор, владеющий системой Станиславского, сможет легко использовать азианизм, стиль, намного превосходящий по своей мощи все наиболее убойные варианты аттицизма. Моя мечта - возродить в России умерший в 60-е азианизм, живое театрализированное публичное выступление. Тотальное использование ораторами такого стиля, позволит нашей нации вернуть себе утерянную энергию и бодрость. Наше общество умерло. Оно загнило и уснуло. И ему сейчас как воздух нужны личности, в чьих силах осуществить пробуждение и активную деятельность россиян.

И еще одно. Система Станиславского позволяет экономить физические силы и сохранять психическое здоровье при выступлениях самого высочайшего эмоционального накала.

 

ЗАДАЧИ. СВЕРХЗАДАЧА

Войти в образ, вжиться в роль невозможно без осознания того, к чему стремится персонаж на каждом этапе своего выступления и общей цели этого выступления...Здесь нам поможет тот план задач, о котором мы говорили на второй лекции. Однако его необходимо модифицировать в соответствии с характером роли...Если будущая роль - Врач, то прежде, чем работать над манерой поведения и мышления медика, следует представить себе публику, как мучающихся от болезней и пришедших исцелиться пациентов и разработать план лечения заболевших - ну, допустим, - от астенического синдрома, который характеризуется сильной эмоциональной подавленностью, тоской, физическим недомоганием. В такой ситуации можно планировать следующие задачи: снять барьер недоверия между собой и публикой, убрать у всех собравшихся страх перед курсом лечения и мысли о неизлечимости болезни и заставить их поверить в себя, в свои силы и разум, в резервные возможности организма.

Сверхзадача - это цель, которой подчинены все задачи. При этом: цель роли и цель выступления различны. Цель выступления - побудить массы к конкретным действиям, указанным в тексте речи, а цель роли различна и зависит от образа, например: Учителя - заставить задуматься и понять; Проповедника - подвести зрителя к озарению; Воина - дать инструкцию перед боем или напутствовать на битву; Отца - благословить на святое дело; Эксперта - дать незыблемую мировоззренческую концепцию, объясняющую все и т.д...

 

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И КОНТРДЕЙСТВИЕ

Не думайте, что можно до трибуны можно быть обычным человеком, а оседлав ее, тут же в одно мгновение вжиться в образ. Работа по вхождению







Date: 2015-10-21; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию