Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приведите по одному примеру из художественной или публицистической литературы, иллюстрирующему каждую фигуру риторической речи

Приведите небольшой монолог или отрывок из монолога (1/2 страницы формата А4), иллюстрирующий один из традиционных видов красноречия. Аргументируйте свою точку зрения, приводя примеры из текста.

Вариант 4. Академическое красноречие.

“… Это печальная выгода тревожных времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство и взамен дают опыты и идеи. Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все. Это и есть начало политического размышления. Его лучшая, хотя и тяжелая школа – народные перевороты. Этим объясняется обычное явление – усиленная работа политической мысли во время и тотчас после общественных потрясений”. В.О. Ключевский в лекции по русской истории, говоря о смутном времени, широко использовал развернутые метафоры и сравнения.

Охарактеризуйте каноны риторической разработки речи.

Вариант 4. Память, запоминание (memoria).

Память как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, еще и духовным измерением и осмыслением.

Канон memoria был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический, нежели филологический характер. В нем содержался перечень приемов, позволявших запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексные визуальные образы.

Приведите по одному примеру из художественной или публицистической литературы, иллюстрирующему каждую фигуру риторической речи.

Вариант 4. Метонимия, эпифора, каламбур, ирония.

Метонимия «Я три тарелки съел…» («Демьянова уха» И. А. Крылова) где образ тарелки не мыслится нами раздельно от ухи, составляющей его содержание, но мыслится здесь лишь единое понятие «три тарелки ухи»;

Эпифора «Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».(Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)

Каламбур В повести А. И. Куприна «Поединок» один из персонажей, реагируя на слова героя, подпоручика Ромашова, изобретает фонетический каламбур:

– Почему – прощайте? Почему не до свидания?

Назанский засмеялся жутким, бессмысленным,

неожиданным смехом.

– А почему не досвишвеция? <…>

Ирония стихотворение Н. А. Некрасова «Нравственный человек» (похвала самому себе: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла» – оборачивается безнравственными и жестокими поступками).

 

Какие синонимические обозначения существуют для указанных структурно-композиционных частей художественного текста? Проиллюстрируйте композиционный элемент на примере любой русской волшебной сказки. Как такие части представлены в нехудожественном дискурсе?

Вариант 4. Развязка

Сказка «Теремок»

В небольшое пространство, выбранное в качестве жилища мышкой-норушкой, постепенно набивается так много зверей — причем каждый новый квартирант крупнее предыдущего — что слушатель подсознательно ожидает некой сокрушительной развязки. «Теремок» также позволяет обратить внимание на ещё одну характерную особенность цепевидных небылиц — они богаты рифмами (лисичка-сестричка, волчок зубами щелк) и отличаются запоминающимися оборотами, яркими образами.

развязка незамысловата («медведь сел на теремок и раздавил всех»)

 

 

№ 5. Охарактеризуйте роль данных ученых в развитии риторики, кратко представьте биографические сведения о них и их логическую и лингвистическую концепцию в ораторском деле.

Вариант 4. Протагор, Пьер Рамю, Лисий, Ю.Лотман.

Протагор (ок. 481—411 до н. э.) – один из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек» (начало его сочинения «Истина»).

Пьер Рамю (1515—1572). Он утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (данное положение отвергалось античной традицией). П. Рамю использовал термин «риторика» для трех компонентов коммуникации (дикция, память и действие), цель которой – убеждение. Его последователи определяли риторику как ars ornandi, т. е. искусство украшенной речи. Впоследствии риторика стала сводиться к изучению литературной формы и выражения. П. Рамю, будучи сам логиком, считал, тем не менее, что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному на тот период отмежеванию риторики от логики и философии.

Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.) афинский оратор. Лисий обладал уникальной способностью четко представлять себе характер и умением приспособить к этому характеру стиль речи. Хорошо разбиравшийся во всех риторических тонкостях, он мог полностью вжиться в ситуацию клиента, для которого писал. Древние считали его образцом простого, лаконичного стиля. Лисий избегал редких и поэтических выражений, метафор, фигур и сравнений. Охотнее всего он пользовался разговорным языком, хотя и не народным. Славился чистотой аттического диалекта и изяществом (charis) речей. Его признавали самым выдающимся аттическим логографом.

Ю. Лотман. ( 28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — советский литературовед, культуролог и семиотик. Лотман — один из основоположников структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в отечественной науке и Тартуско-московской семиотической школы. Лотман был великим оратором. Противиться обаянию его речи было невозможно. Даже речевой порок — сильное заикание — воспринимался как необходимая черта его неповторимого стиля. Однажды, вслух иронизируя над собой, Юрий Михайлович предложил аудитории ad hoc придуманную концепцию ораторского мастерства. Наилучший оратор — это плохой оратор. Говорящий красно и гладко смягчает остроту восприятия, погружает аудиторию в блаженное состояние и даже в сон, а трудность говорения, спотыкающаяся речь, держа слушателей в постоянном напряжении, создает эффект присутствия при самом рождении мысли. Шутливая теория заключала в себе нешуточный смысл. Во всяком случае, хотя Лотману нередко приписывали роль обольстителя публики, его ораторский стиль был всецело функциональным по отношению к предмету исследования, и неотразимым своим воздействием стиль этот был обязан несокрытому блеску мысли, а уж никак не риторическим «красотам». Конечно, он отдавал должное риторике, но не раз признавался, что слово «красиво» носит для него пейоративный оттенок (особенно в оценке научной речи, письменной или устной).

 

 

Из учебной литературы подберите контексты, для которых характерны следующие топосы (структурно-смысловые модели, позволяющие развертывать замысел речи, на основании которых создаются отдельные отрезки текста, минитексты, а также целые тексты, способы исследования темы, метод поиска доказательств).

Вариант 4. Соотношение целого и частей предмета речи.

«Люди делятся на 3 группы. На использующих визуальный язык. На использующих аудиоязык и на использующих язык тела.

Люди первой группы, не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов… Люди второй группы, не замечая того, говорят: «Слышишь»… Люди третьей группы, не замечая того, говорят: «Чувствуешь»…» (По Б. Верберу).

№ 7. Определите, как в приведенных отрывках соотносятся модусы убедительности: логос, этос и пафос.

Вариант 4. Читала про "Маму Зину" в "Труде". Ее подвиг восхищает, поскольку стоит за пределами разумного. Как вообще такое возможно? Чем высасывать из пальца тупые сюжеты современных фильмов о войне, лучше бы об этом Человеке фильм сняли! Почему на Западе есть фильм о Шиндлере, спасшем сотни евреев от смерти, а в России живут такие героини, но о них никто не знает, а государству для них награды жалко? Вон пять лет назад пассажиры захваченного террористами самолета США оказали сопротивление, и о них уже фильм готов―посмертно. Renata

Термины "этос", "пафос", "логос" --- основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощении замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос --- источник создания смысла речи, а логос --- словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Правила висунення тези | Иерархия потребностей

Date: 2015-10-21; view: 1577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию